Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Султанова Ольга Петровна

«Творческое развитие учащихся при обучении игре на музыкальных инструментах»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное образовательное учреждениедополнительного образования детей«Детская школа искусств №13(татарская)»Методическое сообщение на тему:«Творческое развитие учащихся при обучении игре на музыкальных инструментах»Выполнила: Александрова Т.В.Преподаватель фортепиано I квалификационной категорииНабережные Челны2023г.Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкой лечили людей от тоски, нервных расстройств. Занятия математикой в пифагорической школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.Первый Израильский Царь Саул, одержимый злым духом, звал Давида и просил сыграть на арфе, «Давид взял Арфу, играл, и становилось лучше Саулу»В Древней Греции считалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают. Современные ученые установили, что музыкой можно ускорить рост одних клеток и замедлить рост других.Бессмертные произведения великих композиторов (Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского и др.) способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.Музыка окружает ребенка с самого рождения. Ребенок слышит пение, игру на музыкальных инструментах в доме и на улице. Внутренняя «кладовая» наполняется независимо от его воли и желания. Займет ли музыка место в жизни человека, и какой именно будет эта музыка, во многом зависят от восприятия в детском возрасте.Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие, будят фантазию и воображение. Опыт убеждает, что редко можно встретить совсем не музыкальных детей, что почти к каждому можно найти путь, у каждого вызвать отклик и, таким образом, содействовать развитию скрытых способностей.Обучение детей игре на музыкальных инструментах зависит от всесторонне продуманной и логически обоснованной методики, которая берется за основу обучения.Педагог должен неустанно искать более совершенные формы и методы работы. Каждый новый методический шаг-это эксперимент, результаты которого обнаруживаются позднее.Первые занятия должны способствовать развитию интереса к музыке и инструменту. Для этого существует множество форм и способов: яркий, увлеченныйрассказ педагога о возможностях инструмента, беседы о музыке и наконец, мастерское исполнение на инструменте. Можно пригласить на занятия продвинутого ученика для наглядного показа результата обучения, пользоваться записями исполнения известных музыкантов. С этого необходимо начинать, а «скучные, но обязательные игровые движения включать в работу постепенно и не слишком навязчиво.Начало занятий связано со множеством проблем. Это трудности в изучении нотной грамоты, комплексной работе на инструменте (постановка рук, изучение устройства инструмента и правильной посадки координация движений, незнакомая терминология, многосторонний контроль и т.д. Обилие информации на начальном этапе для ученика вряд ли полезно, к сложным задачам необходимо подводить ученика по ступенькам, постепенно. Искусство заключается в том, чтобы мгновенно обнаружить то, что мешает восприятию и добиться выполнению задания. При разучивании нового музыкального произведения желательно предварительно познакомить учащегося с пьесой, так как начинающему гораздо легче разобрать уже слышанные произведения. Проигрывание должно быть совершенным, ярким, чтобы ребенок получил эмоциональное удовлетворение от исполнения пьесы педагогам. Рекомендуется проигрывать произведения не только в нужном темпе, но и в замедленном. Хорошо представляемый слуховой образ пьесы, положительно действует и на отработку игровых навыков.Можно прослушать музыкальное произведение и в записи, сделать анализ данной пьесы, пользуясь методом сравнения: различие и сходство частей произведения, определение характера и жанра.Приступая к самостоятельной работе, ученик должен прежде всего зрительно изучить текст, обратив внимание на размер, знаки альтерации, длительность звуков, их соотношение по высоте и др. Полезно воспроизвести ритмический рисунок мелодии и аккомпанемента, простучав их со счетом.Дальнейшая работа заключается в слуховом усвоении произведения, техническом приспособлении исполнительного аппарата, запоминании музыки и поисках выразительных средств. Произведение легче разучивать по частям, соответствующим его строению (форме): предложениям, фразам, мотивам. Чем сложнее пьеса, тем меньше должны быть части, требующие детальной отработки.Особое внимание следует уделить технически трудным местам. Чтобы помочь ученику добиться свободной и непринужденной игры, нужно иногда подобрать упражнения на данный вид техники. Игру двумя руками надо чередовать с проработкой каждой партии.Рекомендуется сначала исполнять пьесу в медленном и умеренном темпе, стараясь не делать ошибок и остановок. Выработанный в процессе такого исполнения автоматизм движений будет способствовать уверенной игре и в нужном темпе.Важно найти правильное соотношение звучания мелодии и аккомпанемента, чтобы выделить мелодию.Применения того или иного метода определяется характером произведения. Укорачивание длительностей в аккомпанементе чаще всего изменяется в пьесах подвижного характера.Уже в самом начале работы над произведением надо стараться запомнить его наизусть, чтобы исполнением руководили слуховые представления (можно заглядывать в ноты для проверки и уточнения). Игра по нотам снижает слуховую активность и притупляет музыкальную память.Для быстрейшего запоминания пьесы необходимо уяснить ее строение: количество частей, их сходство и различие, последовательность расположения, а также характер движения мелодии и аккомпанемента. Обычно у учащегося преобладает какой – либо вид памяти: образно – слуховая память или мышечная (моторная) или зрительная. Большую роль играет образно – слуховая память, запечатлевшая художественное содержание произведения.Важнейшую часть работы составляет определение характера произведения и поиск выразительных средств исполнения. С этой целью следует чаще отвлекаться от техники игры и вслушиваться в саму музыку.Лишь уяснив, что надо выражать, можно начать работу над исполнительскими средствами – нюансами, штрихами и др...Музыка становится живой речью только тогда, когда она членораздельна. Поэтому большое значение имеет выявление смысловых отрезков, опорных звуков, кульминаций и их динамического соотношения. В течении всего периода разучивания нельзя упускать из виду, что каждый звук, каждое мелодическое построение должны служить выражению характера произведения или его части.Очень полезна мысленная проработка пьесы – то есть мысленное воспроизведение (на память или глядя в ноты) знакомого звучания и игровых движений. Это содействует более быстрому и глубокому изучению и запоминанию произведения, помогает ощутить характер музыки. Одно мысленное проигрывание может быть важнее 2х – 3х исполнений на инструменте. Но данный прием работы требует знание клавиатуры и умения представлять игровые движения пальцев.Нередко можно наблюдать на занятиях, как исполнение почти выученного произведения раз от разу становится хуже. Причина тому – так называемое бесцельное повторение произведения. Чаще всего заигрывание пьесы, исполнение в быстром темпе.Наряду с произведениями, которые входят в программу, следует давать учащимся пьесы для эскизного ознакомления и чтения нот с листа. В каждое домашнее задание надо включать ознакомление с новым текстом. Нотный текст для чтения должен быть легче разучиваемых произведений (необходимо учитывать трудность слухового восприятия и технического выполнения). Усложнять материал следует настолько постепенно, чтобы ученик не испытывал затруднений.Полезно давать для чтения знакомую мелодию в новой тональности, а также исполнявшееся раннее произведение, которое учащийся не помнит наизусть. При этом могут быть поставлены и определенные задачи: изучение какого – либо вида техники, воспитание аппликатурной дисциплины, развитие навыка чтения нот с листа и др…В обучении неизбежны периоды скучной, но необходимой работы. Воспитание у занимающегося музыкой ребенка таких качеств, как выдержка, умение преодолевать длительные затруднения, брать препятствие продолжительным усилием, выдвигает напервый план не столько знание того, как и что надо делать, сколько привычку это делать. Существование и противоборство в ученике двух сил «надо» и «не хочется» - решается одним путем воспитания привычки подчинять эмоции силе воли, что очень поможет воспитаннику в целом в дальнейшей жизни.Одним из качеств, которые необходимо сформировать у обучающихся, является умение работать самостоятельно. Задача педагога – научить ребенка самостоятельно работать над музыкальным произведением. В этой связи первостепенное значение приобретает доступность и выполняемость домашнего задания.Среди многочисленных и очень разнообразных обязанностей педагога есть одна особенно трудная, и касается она домашней работы ученика. Учить в классе – только половина дела. Не менее важно привить навыки самостоятельной работы. Наиболее простой метод воспитания этих навыков в самом построении занятия в классе. Последовательность изучения материала, распределение времени, конкретные способы освоения приемов – всё это напоминает ученику классные уроки. Хотя бы изредка следует проводить в классе занятия, охватывающие в определенной последовательности все разделы работы. Такие занятия способны подсказать ему, как, в каких пропорциях, сколько времени должен прорабатываться весь заданный материал. Ясность домашнего задания целиком зависит от педагога. Необходимо точно определить объем домашнего задания: какие навыки и приемы, гаммы и арпеджио, упражнения должны быть освоены до следующего занятия. В этюдах и пьесах нужно выделить основные задачи – художественные и технические, какую часть пьесы или этюда выучить на память, какую по нотам, подсказать ученику способы преодоления технических трудностей. Некоторым учащимся можно рекомендовать сформулировать и записать домашнее задание самостоятельно, ибо записанное им самим воспринимается в домашних условиях более конспективно. Следовательно, задание будет выполнено более продуктивно. Целесообразно доверять самому ученику расставить аппликатуру дома с последующим разбором и объяснением или исправлением в классе.Для того, чтобы проверить правильно ли было поставлено начальное обучение, и насколько ученик освоил основы музыкальных знаний, следует давать ему в каждой четверти задание самостоятельно приготовить и исполнить какую –либо небольшую пьесу, доступную ему по трудности, включающую все пройденные элементы игры. Таким образом, можно проверить его техническую подготовку, ориентировку на инструменте. Выполнение таких проверочных заданий дает начало развитию тех качеств, которые необходимы ученику в его будущей самостоятельной музыкальной деятельности. Интерес повышается, если нескольким ученикам предлагается одна и та же пьеса. Элемент соревнования стимулирует работу учащихся, усиливает стремление к цели.Литература:1.Артоболевская А.Хрестоматия маленького пианиста.М.20182.Бочкарев Л.Психология музыкальной деятельности.М.ИП РАН,3.Кашлев С.Современные технологии педагогического процесса.Пособие для педагогов. М.2020.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X