Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ермакова Анастасия Геннадьевна

«Современные методы социально – психологического тренинга»

скачать документ

Вернуться назад

Глава 2.1. Основные методы социально-психологического тренингаНесмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник,используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методовтренинга. К таким базовым методам традиционно относят:1. групповую дискуссию;2. игровые методы;3. психогимнастические упражнения.Кроме того, выделяют релаксационные аутотренинговые и медитативныеупражнения.Существуют еще ряд методов СПТ, которые относят к вспомогательным илидополнительным методам. Среди них выделяют такие как проективный рисунок,танцевальные упражнения, песенные упражнения, элементы аутотренинга имедитативные упражнения, творческая визуализация.Остановимся на характеристике каждого метода.2.1.1. Групповая дискуссия как метод групповой психологической работыИнтерес психологов к феномену дискуссии берет начало с 30-хгодов. Сначала Ж.Пиаже в своих работах обратил внимание на дискуссию. Он указывал, что ребенокблагодаря механизму дискуссии отходит от эгоцентрического мышления и учитсястановиться на точку зрения других, старших или младших детей.Далее К. Левин внес свой вклад в разработку проблемы дискуссии. Его работысыграли важную роль в разработке идеи влияния групповых обсуждений на принятиетворческих и управленческих решений в группе. Было отмечено, что групповая дискуссияповышает мотивации и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.Был проведен социально-психологический эксперимент.Исследователи поставили задачу изменить отношение домохозяек к новым,пищевым продуктам.1-ой группе — была прочитана убедительная лекция по данному вопросу. Врезультате только 3% женщин впоследствии попытались прибегнуть к советам эксперта.2-ой группе — была ______________организована дискуссия на тему преимущества использованиятех же продуктов. В результате 32% женщин стали использовать раннее игнорируемыепродукты.Причины данного эффекта:• в ходе дискуссии формируется более определенное мнение,• дискуссия дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активностиучастников.Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждениекакого-либо спорного вопроса (в группе тренинга просто вопроса, не обязательноспорного), позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установкиучастников группы в процессе непосредственного общения.Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можнопо разным основаниям.По структурированности:1. структурированные дискуссии — в них задается тема для обсуждения, а иногда ичетко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные попринципу "мозговой атаки").2. неструктурированные дискуссии — в них ведущий пассивен, темы выбираютсясамими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.По характеру обсуждаемого материала Семилет Н. В. предлагает рассматриватьдискуссии:1. тематические — обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группывопросы и проблемы;2. биографические — ориентированные на прошлый опыт, анализируются трудностиличной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеграции направленына него, остальные высказывают своё мнение, выражают свои чувства, реагируют наего поведение, предлагают обратную связь.3. интеракционные — материалом которых служат структура и содержаниевзаимоотношений между участниками группы. На этих дискуссиях реализутсяпринцип «здесь и теперь».4. дискуссии, ориентированные на задачу — материалом служит содержаниеотдельных упражнений и игр тренинга, в ходе которых необходимо выполнить какую-либо задачу.Преимущества групповой дискуссии.1. Позволяет членам группы прояснять собственную позицию и уточнять взаимныепозиции участников группы.2. Позволяет выявлять многообразие подходов и точек зрения по поставленнымпроблемам и вопросам.3. Дает всестороннее видение предмета обсуждения.Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий.1. обучение участников анализу реальных ситуации;2. обучение умению слушать и взаимодействовать с другими участниками;3. обучение навыку формулирования проблемы и отличать важной от второстепенного;4. учит преодолевать приверженность старым образцам;5. дает возможность увидеть многозначность возможных решений проблемы;6. развивает умение преодолевать страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязньбыть застигнутым врасплох.Основные стратегии ведения дискуссии.1. свободное ведение дискуссии.2. программированное ведение.3. компромиссная форма.Свободное ведение дискуссии.Основные характеристики:• внешне непозволительная пассивность со стороны ведущего, минимальноевмешательство и отдельные реплики;• ведущий не ставит задачи, не формулирует вопросы, в конце всё это делаетсама группа;• участники постепенно сами подходят к тому, что «спасти» их может лишьактивность самой группы, что положиться можно только на самих себя;• сложна в реализации;• доступна высококвалифицированному специалисту.Пример: роджерианские группы.Программированное ведение групповой дискуссии.Характеристики:• наличие у ведущего четкого плана, по которому группе предлагаются темы дляобсуждения и способы их проработки;• плюсы — похоже на традиционное обучение, что облегчает работу;• минусы — осложняет работу тем, что сковывает активность участников,порождает желание во всем положиться на ведущего группы.Компромиссная форма ведения дискуссии.Сочетает элементы программированности с отступлением в сторону свободнойстратегии. Некоторые проблемы и задачи могут быть заданы ведущим, другие возникаютнепреднамеренно в ходе групповой работы и выдвигаются самими участниками.Основные фазы процедуры дискуссии:1. фаза ориентировки;2. фаза оценки;3. завершающая фаза.Каждой фазе соответствуют определенные шаги:1. определение целей и темы дискуссии (ориентировки);2. сбор информации по обсуждаемой проблеме (ориентировки);3. упорядочивание, обоснование и совместная оценка, полученной информации (оценки);4. подведение итогов дискуссии — сопоставление полученных результатов с целями.Понятно, что все процедурные моменты, представленные в каждой дискуссии, атак же время дискуссии, её интенсивность зависят от темы, целей и контингентаучастников (могут быть дискуссии с «открытым концом»).Достижение согласия не всегда ставится целью дискуссии, прежде всего потому,что социальные ситуации проблемы таковы, что, как правило, не имеют единственнойинтерпретации или единственного решения — почти всегда возможны альтернативы.Психологические эффекты дискуссии:1. сиюминутный результат в ходе обсуждения;2. результат в течение групповых занятий;3. отсроченный результат — лишь спустя более или менее продолжительныйпромежуток времени.Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций изпрактики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложныхситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направленияхтренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственнымметодом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).2.1.2. Игра как метод групповой психологической работыНе меньшее значение в социально-психологическом тренинге имеют игровыеметоды. Игра считается одним из наиболее эффективных методов модификации личности.В игре реализуется принцип активности: человек усваивает 10% — из того, что слышит,50% — что видит, 70% — что проговаривает, 90% — что делает сам. В игрезадействованы когнитивные, эмоциональные и деятельностные ресурсы личности, так какметод основан на понимании личности обучаемого, как мыслящего, чувствующего иактивного действующего участника событий приближающихся к реальным событиям.Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно яркопроявляется в гештальт-терапии и психодраме.Игра представляет собой широкий набор образовательных и тренинговых техник,цель которых снабдить человека упрощенной репродукцией реального или воображаемогомира (моделирование).Идею обращения к игре как отражению проблем реального мира можнообнаружить ещё в 3 тысячелетии до н.э., в китайской игре «Вей-Хай», а также в болеепоздних играх, например, шахматы — которые представляют собой прообраз военныхигр.Важнейший структурный элемент в игре — это моделирование. Моделирование —замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированиемобъектами, замещающими реальный объект. Данный элемент присущ исключительноиграм взрослых. Аналогом его в детской игре является ролевое использование предметов.В зависимости от сферы, которая подвергается моделированию, игры делятся на: 1)социально-экономические, 2)производственные, 3) управленческие, 4) политические, 5)социально-культурные и т.д.По типу процессов (времени проведения, степени заданности ролей, формамвыработки решения участниками группы, системам оценивания походу игры) все игрыможно подразделить на два основных типа игровых методов:1. Операционные игры.2. Ролевые игры.К операционным играм относят:1. организационно-деятельностные (ОДИ)2. деловые (ДИ)3. учебные или дидактические игры.Общие характеристики операционных игр:1. имеют сценарий;2. преследуют задачу столкнуть обучаемого индивида с действительностью;3. в них заложен алгоритм «правильности и неправильности» принимаемого решения,т.е. участник ______________группы видит то воздействие, которое оказали его решения на будущиесобытия;4. минусы операционных игр:• делается акцент на инструментальное обучение, при этом межличностныйаспект формализован по сравнению с реальностью;• игровая иммитационная модель упрощает действительность.Организационно-деятельностные игры — моделирование в её процессепредполагает размышление о деятельности, однако, реальное проигрывание иманипулирование с моделью отсутствует.Организационно-деятельностные игры делятся на:• проектировочные игры — решаются различные проблемы организации,связанные с созданием или реформирование существующих организационныхструктур;• проблемно-ориентировочные игры — в ходе них осуществляется постановка ипоиск решения проблем, найденное решение проверяется в деятельностиигроков здесь же на игре и проигрываются оптимальные решения;• исследовательские игры — направлены на вскрытие закономерностей вэкономических, социальных, общественных науках.Деловые игры — определяются как метод иммитации (подражания, изображения)принятия управленческих решений в различных ситуациях (путем разыгрывания позаданным или выработанным самими участниками игры правилам). Их часто называютиммитационными, управленческими играми. Основной сферой приложения деловых игрявляется принятие управленческих решений в социально-экономических ситуациях. Наоснове модели социально-экономической системы имитируется процесс деятельностируководящих работников и специалистов предприятий по выработке управленческихрешений.Игровая деятельность задается через имитацию функционирования социальныхинститутов и поведения игроков как представителей тех или иных организаций.Роль ведущего в операционных играх активна. Он является организатором, следитза реализацией плана игры, часто является источником конфликтной ситуации. Ведущийявляется элементом игрового комплекса наравне с игровыми группами и экспертами.Следующий вид игровых методов — это ролевые игры. Они являются основнымигровым методом, используемым в СПТ.Сферой моделирования ролевых игр является не только социально-экономическиеи производственные, но социально-культурные системы.Роль — это набор способов поведения и выполняемых функций, которыепредставляются уместным или реализуются в данном социальном контексте. В обществеличность функционирует через свои роли. Роли связаны с определенным социальнымконтекстом. Так дома мы, мать, отец, дочь, в магазине — покупатели и продавцы, наработе — студенты и преподаватели и т.д. В зависимости от того, кто мы в данномсоциальном окружении, мы ведем себя тем или иным способом. Роли могут быть:профессиональные; или отражать социальное положение; определятся условиями, вкоторых находится человек (клиентами, отдыхающими, болельщиками, членами прихода)и т.д. В связи с той или иной ролью изменяется и поведение индивида.В процессе социализации люди принимают на себя определенные роли и начинаютвести себя в соответствии с её требованиями. Процесс принятия роли являетсяестественным и непрерывным. Роли отдельного человека меняются в течение всегожизненного цикла, фактически и в течение дня. Поведение человека — это набор, ролей,которые он играет.Ролевые игры, используемые в СПТ — это особый метод моделирования, которыйфокусирует внимание на процессе межличностного взаимодействия. Ролевая игра —метод суть, которого состоит в разыгрывании ролей.Простейшая форма ролевой игры.Её идея состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретнойситуации либо себя, либо другое лицо. Далее игроков просят вести себя соответственнотому, как они ожидали бы от этого человека. В результате участники групп узнают нечтооб этом человеке и ситуации. Таким образом, каждый игрок выступает как частьсоциального окружения остальных и демонстрирует шаблон, в рамках которого они могутопробировать собственный поведенческий репертуар или изучить взаимозависимоеповедение группы.Другие формы ролевой игры.Воображаемое лицоРеальное лицоИгрокСам играющийПростая, один к одному — сложнаяЗнакомая — новаяДанная в деталях — очерченная в общемСитуацияКратковременная — продолжительнаяОбучение Непосредственное с участием — косвенное путемнаблюденияНавык — техникаСенсибилизацияКонечная цель обученияСмена установкиВо время разыгрывания ролей в ходе игры человек практикует поведенческиемодели, которые, как считаются, соответствуют определенной роли.Цель игры — игрокам почувствовать, отреагировать и действовать так, как повелбы себя кто-то, очутившись в данной конкретной ситуации.Идея разыгрывания ролей — дать участникам группы поупражняться в общении сокружающими, взяв на себя разнообразные роли.В ролевой игре задается:1. определенная ситуация — дается предыстория конкретной проблемы илисложившихся условий, и указываются ограничительные моменты;2. описываются роли — дается характеристика людей, включенных в ситуацию.Ролевые игры с элементами драматизации — метод СПТ для совершенствованияличности, разработанный М. Форвергом. В условиях игры участника группы сталкивают сситуациями сходными с теми, которые характерны для его реальной жизни идеятельности, и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Создаютсяусловия для формирования новых более эффективных коммуникативных навыков.Обучающая ценность ролевой игры связана со способностью человека лучше усваиватьдинамические процессы. Активные действия в ролевой игре выступают как основныесоставляющие успешности СПТ. Эффект ролевых игр зависит не просто от выполнениядействий, а также от чувственно-познавательной эго-вовлеченности индивида. Хотя входе ролевой игры основным компонентом выступает действие, оно не возникает само посебе, а является результатом включения всех систем психического функционированияиндивида (эмоционального, когнитивного, поведенческого).Участники играют роли, позволяющие им выражать свои реальные чувства имысли. Осознание приводит к действию, выполнение действия приводит к расширениюосознания самого себя.Значение ролевой игры для межличностного общения и групповой работы вцелом.В процессе межличностного взаимодействия наше поведение во многомопределяется нашим видением собственной роли, ролями окружающих людей и нашимвосприятием этих ролей. Поэтому, когда мы в тренинге касаемся вопросовмежличностного поведения, ролевая игра служит демонстративной и обучающейтехникой. Ролевую игру можно использовать на разных уровнях:1. обучать простым коммуникативным навыкам;2. продемонстрировать, как люди общаются между собой, и каким образом происходитстереотипизация восприятия окружающих людей;3. исследовать с помощью игры глубинные личностные блоки и эмоции.Виды ролевых игр:1. разогревающие;2. ролевые игры с конфликтным содержанием;3. ролевые игры на выявление скрытого мотива поведения.В ролевой игре важен не только процесс проигрывания, но очень важно проведениеобсуждения ролевой игры.Схема обсуждения ролевых игр.После игры наблюдатели высказывают свои суждения:• какие индивидуально-психологические особенности участников проявились вигре;• каково соотношение невербальных и вербальных средств общения, было лимежду ними рассогласование;• какие ролевые позиции характерны для участников общения;• какие приемы использовали участники для установления контакта;• какие эго-состояния преимущественно проявлялись в общении;• можно ли говорить о наличие скрытых мотивов и целей у собеседников;• кто из участников достиг своей цели и что этому способствовало.Далее свои впечатления высказывают участники ________________ролевой игры:• какие чувства вы испытывали при общении с партнером;• какие цели вы ставили перед собой вступая в общение, удалось ли вам достичьих;• почему вы выбрали такой стиль или способ поведения;• можете ли вы назвать приемы с помощью которых вам удалось установитьконтакт;• какую цель, по твоему мнению, ставил перед собой партнер; чем он располагали чем отталкивал.Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей,чрезвычайно продуктивно по следующим причинам:1. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоленияскованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия"психологической защиты".2. Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики,позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении исерьезных психологических проблем.3. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения:• закрепляются новые поведенческие навыки;• обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимальноговзаимодействия с другими людьми;• тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативныеумения.Игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условии длясамораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявленияискренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с егодетством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим ипсихокоррекционным средством не только для детей, но и для взрослых.Необходимо указать, что существуют свои преимущества и недостатки ролевойигры как у любого другого метода, используемого в групповой психологической работе.Преимущества ролевой игры:1. Помогает участнику выразить свои чувства.2. Помогает обсуждать личные вопросы и проблемы.3. Помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.4. Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия.5. Является эффективной и мотивирующей, поскольку подразумевает действие.6. Обеспечивает быструю обратную связь и участнику и ведущему.7. Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.8. Изменяет установки.9. Учит контролировать чувства и эмоции.Недостатки ролевой игры:1. Наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения.2. Упрощения могут вводить в заблуждение.3. Уходит много времени.4. Используются другие ресурсы — людские, пространственные, материальные.5. Игра зависит от личных особенностей участника и ведущего.6. Игра может выглядеть слишком захватывающей или легкомысленной.7. Может зависеть от исходного уровня знаний учащихся.2.1.3. Психогимнастика как метод групповой психологической работыПсихогимнастика — это методический прием, который используется в ходе всеготренинга и помогает в решении следующих задач:• достижение эффективности тренинга,• выполнения поставленных перед тренингом целей.Психогимнастика — это широкий круг разнообразных упражнений: письменных иустных, вербальных невербальных, рисуночных, танцевальных и т.д.В работе группы присутствуют два плана: содержательный и личностный.Эмоциональный план — это групповая атмосфера на фоне, которойразворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого отдельногоучастника группы.Содержательный план тренинга соответствует основной, содержательной целитренинга. Он зависит от того, что является объектом воздействия в группе: установки,умения, когнитивные структуры.Соответственно выделяют два типа психогимнастических упражнений:1. Упражнения, направленные на изменение состояния группы как целого или состояниякаждого участника в отдельности,2. Упражнения, направленные на получение опыта, соответствующего содержательнойцели тренинга.К упражнениям, направленным на эмоциональную атмосферу в тренинге относятсяупражнения на создание:• работоспособности группы в начале тренинга;• работоспособности группы в начале дня;• на поддержание и восстановление работоспособности;• на снятие тревожности.Примеры упражнений содержательного плана:• на установление контакта, восприятия и понимание эмоционального состояниядругого;• на отработку навыков приема и передачи информации;• на отработку навыков слушания;• на формирование обратной личностной связи.Для планирования и проведения упражнений надо учитывать следующие моменты:1. правильный выбор упражнения;2. инструктирование перед его выполнением;3. остановка и обсуждение упражнения.Выбор упражнения.Ориентируемся на следующие аспекты:1. Что должно произойти в результате упражнения:• изменение состояния группы как целого;• изменение состояния каждого участника в отдельности;• получить материал для продвижения вперед в содержательном плане;• отработать одну из задач содержательного плана тренинга.2. На каком этапе находится группа — чем она свободнее, чем непринужденнеечувствуют себя участники, тем раскованнее могут быть упражнения.3. Состав группы: социально-демографические данные (пол, возраст), физическиеданные.4. Время дня: в начале целесообразны упражнения на отключение от забот, проблем, неотносящихся к группе, включить в ситуацию «здесь и теперь»; во второй половине —упражнения на снятие усталости, эмоциональное напряжение.Инструкция — четкая, ясная лаконичная, должна содержать достаточную инеобходимую информацию, не следует перегружать деталями, уточнениями, можнопродемонстрировать. Приступать к упражнению после того, как все поняли и знают, чтонадо делать.Остановка и обсуждение упражнения.Остановка упражнения может быть разными способами:1. тренер заранее оговаривает условия окончания;2. заранее оговаривает время;3. само упражнение подразумевает конец.Обсуждение ______________упражнения:1. Чем в большей степени упражнение ориентированно на получение содержательнойинформации, тем больше времени стоит его обсуждать.2. Если упражнение на изменение состояния группы или отдельных участников,обсуждение может быть кратким: «Как вы себя чувствуете, как настроение?».

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X