Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Петренко Наталья Никколаевна

"Основные задачи в работе над произведениями крупной формы в ДМШ"

скачать документ

Вернуться назад

Основные задачи в работе над произведениями крупной формы в ДМШЧем отличается произведение крупной формы от произведения малой формы? Только ли размерами? Безусловно, нет. Крупная форма - это в первую очередь протяженное развитие, глубина замысла, безусловное наличие контрастных образов и связанные с ними специфические исполнительские задачи.Один из самых доступных детскому пониманию видов крупной формы –вариации. Их целесообразно включать в репертуар ученика по возможности уже в первый год обучения. Очень важно объяснить ученику одну из главных задач в исполнении вариаций – понимать тематическую связь отдельных вариаций и понимать принцип варьирования. В некоторых вариационных циклах варьируется, видоизменяется тема, в других – тема остается неизменной, и меняется лишь гармония и фактура. В любом случае, первая задача педагога – заставить ученика осознанно относиться к работе, понимать принцип варьирования, уметь находить в каждой вариации тему и ее элементы.Очень большое значение имеют цезуры между отдельными вариациями. Цезурами можно разъединить отдельные вариации и, наоборот, объединить, можно подчеркнуть значение отдельных вариаций, приковав к ним внимание слушателя предварительной «настораживающей» цезурой. Это сложно для ученика, тем более начинающего, но этому необходимо учиться. Выдерживать цезуры, максимально наполнять их содержанием – очень важное умение, просто необходимое для объединения всего цикла.Следующая важнейшая задача при исполнении вариаций – во-первых, уметь ясно передавать характер каждой вариации в отдельности и, во-вторых, уметь моментально перестраиваться с характера одной вариации на характер другой, находясь в определенном образе буквально с первой ноты до последней, без смазанных, невнятных по характеру постепенных переходов. Очень полезно учить эти переходы сначала с остановкой, чтобы иметь время на внутреннюю «перенастройку», затем исполнять их точно по времени и в том же темпе.Кульминационной обычно бывает финальная вариация, как правило, самая масштабная по размерам, самая динамичная и как бы обобщающая, завершающая по смыслу весь цикл. Задача педагога – выстроить вместе с учеником динамический план, прояснить «драматургию» всего произведения с тем, чтобы ученик ясно понимал, что происходит с темой, как меняется, трансформируется ее характер, чтобы сумел сделать кульминацию «ожидаемой» и самым естественным образом объединить несколько различных по характеру отдельных вариаций в единый цикл. Иногда возникают трудности в связи с большим масштабом произведения, а также вследствие яркости кульминаций: их легко сделать равными по значению. Необходимо вместе с учеником четко определить общую кульминацию и сделать ее подлинным центром, к которому устремляется все развитие.Рондо - еще один вид крупной формы, вполне доступный детскому восприятию, но, пожалуй, наиболее трудный в смысле ведения общей линии, развития и достижения цельности. Дело в том, что периодичность повторения рефрена может придать исполнению монотонность и статичность. Необходимо в каждом проведении повторяющейся темы найти особую прелесть и новизну. При одинаковом тексте рефрены должны восприниматься и звучать по-разному, в зависимости от предшествующего эпизода, и педагогу вместе с учеником важно почувствовать этот новый оттенок каждого проведения рефрена.Переходы от рефрена к эпизоду и наоборот необходимо прорабатывать отдельно, стараясь сосредоточенно дослушивать  исполняемый раздел и с первого же звука следующего раздела начинать «рисовать» новый образ.Также очень важно благодаря пониманию общего «сценария» произведения определить общую кульминацию и вести к ней развитие музыкальной мысли.Классическая сонатина – подготовительный этап к изучению сонат венских классиков и поэтому имеет особое значение в педагогической практике. Сонатины М.Клементи, Ф.Кулау, Я.Дюссека, А.Диабелли, И.Гайдна, Л.Бетховена, В.Моцарта и других композиторов венской классической школы знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения.Благодаря лаконичности фортепианной «инструментовки» и известной прозрачности фактуры малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков становятся особенно заметными. Поэтому классические сонатины очень полезны в первую очередь для воспитания таких качеств, как ясность и точность выполнения всех деталей текста.Соната, а конкретнее довольно часто изучаемое в музыкальной школе сонатное allegro – высший тип музыкального развития и требует отчетливого представления о его структуре  и о единстве его формы с конкретным содержанием.Уже в самом начале работы над сонатным allegro ученик должен музыкально осмыслить его трехчастную структуру (экспозиция, разработка, реприза). В экспозиции нужно представить контуры и образные характеристики основных партий, уяснить их образную контрастность и степень этой контрастности (или степень конфликта).Учащемуся необходимо не только осознать смысловое различие соприкасающихся частей, важно также понимать значение грани между разделами. Необходимо научить ребенка до конца дослушивать исполняемый раздел и ярко, рельефно начинать следующий, подготовившись к нему не только мысленно, но и пианистически. Для формирования такой «мобильности» очень полезно учить переходы отдельно, сначала - с остановкой, затем точно по времени и в заданном темпе.Следует, однако, помнить, что старательный учащийся, с большим вниманием и выразительно исполняя отдельные разделы формы (партии, темы, построения), часто теряет ощущение сквозной линии развития горизонтали. А это, в свою очередь, приводит к проявлению темпо - ритмической неустойчивости, технических погрешностей, преувеличенного обособления разделов произведения, неоправданной динамической и агогической нюансировки. Чтобы избежать этого, следует переключиться на работу над воплощением общей линии развития: подчеркивание смыслового значения кульминаций (местных и общих), неоднократное исполнение всего произведения с акцентом на направленность этого развития. При этом могут потерять свою выразительность отдельные детали, но к ним следует вернуться после исправления основного в данное время недостатка.Необходимо обратить внимание ученика на то, что в разработке усиливается напряженность и драматизм музыки, и особенно важно ярко и убедительно передать динамический подъем, предшествующий кульминации, чтобы в полной мере раскрыть имеющиеся в сонате элементы драматизма.Чрезвычайно важно выявить выразительную роль перехода к репризе, обычно имеющего большое смысловое значение. В репризе обязательно следует услышать появившиеся в ней новые (по сравнению с экспозицией) черты, в частности иную ладотональную окраску тем побочной и заключительной партий и в связи с этим их иной выразительный оттенок. Нужно помнить, что реприза - результат взаимодействия экспозиции и разработки – не повторяет «картину» экспозиции, а раскрывает перед исполнителем и слушателем новые стороны художественного замысла.Вообще при работе над сонатой очень важно все, что касается времени: необходимо научить ребенка додерживать, досчитывать (паузы, длинные звуки, концы лиг), выдерживать единый темп. В данном случае  не помешает вспомнить известный совет на этот счет: «Не придумано ничего лучшего, чем громкий счет и метроном». Разумеется, применять это радикальное средство следует дозировано. Шаткость темпа особенно часто проявляется при смене фактуры, ритмического рисунка, динамики, артикуляции (например: В.Моцарт. Соната C-dur №15, 1 часть, переход от разработки к репризе; В.Моцарт. Соната B-dur № 18, 1 часть, переход от связующей партии к побочной). В таких случаях очень полезно бывает направить слуховую настройку ученика на ощущение полутактовой пульсации.При исполнении классических сонат ученик должен очень отчетливо ощущать сильные доли такта. Особенно важно это в затактных построениях и при синкопах, так как без ощущения тяготения мотивов к сильной доле происходит как бы смещение тактовой черты, и смысл музыки совершенно искажается.Ну и, разумеется, при изучении сонат венских классиков ученик обязательно должен хорошо понимать характерные черты стиля фортепианной музыки этой эпохи: это симфоничность, «оркестральность», требующая особого внимания и «дирижерского подхода» к звучности каждого голоса и значению каждой реплики; это особое эмоциональное наполнение музыки венских классиков и в связи с этим очень большое значение гармонического плана; это своеобразный характер звучности, связанный с квартетно – оркестровым письмом и особенностями стиля каждого из композиторов венской классической школы, скромная и продуманная роль педали К исполнению такой сложной категории педагогического репертуара, как классическая соната, приходится вести учащихся очень постепенно, на протяжении многих лет занятий, внимательно подбирая соответствующий репертуар. Усложнение его должно осуществляться с достаточной осторожностью, чтобы ученик имел возможность освоиться с новыми, более трудными задачами.Трудности в работе над произведениями МоцартаПочему творчество Моцарта, «говорившего» на музыкальном языке, от которого человечество так далеко ушло в наше время, остаётся для нас столь дорогим и так высоко ценится нами до сих пор?Некоторые смотрят на творчество, прежде всего с точки зрения технических или художественных приёмов, которые им кажутся интересными. Для Моцарта творчество являлось выражением его богатого внутреннего мира. Это позволило ему сочинить такие музыкальные произведения, которые живут дольше, чем те приёмы, с помощью которых они были созданы. В творчестве Моцарт раскрыл свою прекрасную душу. Он был едва ли не самым музыкально одарённым человеком из всех, когда-либо существовавшим на свете. Поэтому не удивительно, что он стал одним из величайших композиторов. Нет ни одного серьёзного музыканта или просто любителя музыки, который бы не любил Моцарта.В творчестве Моцарта соединяются необычайная ясность и чистота содержания с безукоризненностью формы. При бесконечном мелодическом богатстве он был одним из самых замечательных мастеров музыкальной ткани. Мы, пианисты, счастливы тем, что в творчестве Моцарта такое большое место занимают фортепианные произведения.Исполнение произведений Моцарта является для пианиста очень трудной задачей. Сочинения его отличаются исключительной прозрачностью, и поэтому каждый звук в них, как говорится, на счету, ничего нельзя скрыть ни педалью, ни преувеличенной силой – всё должно быть абсолютно, предельно ясным. Поэтому большинство исполнителей, которые часто играют на эстраде очень сложные и технически трудные вещи, больше всего волнуются при исполнении Моцарта: очень трудно в немногих звуках уметь сказать так много……Сложным и большим искусством для всякого исполнителя является умение увидеть и прочесть в нотах всё, что в них имеется, тем более что у больших мастеров обычно написано гораздо больше, чем, кажется на первый взгляд.Моцарт в смысле лиг и динамических оттенок писал в нотах мало. Если у него идёт непрерывное движение ровных нот, например, шестнадцатых, он лиг большей частью не помечал; само собою, разумеется, что эти ровные ноты надо играть legato.При передаче сочинений Моцарта чрезвычайно трудно добиться совершенства звучания. Играя эту прозрачную музыку, можно лишь очень скупо пользоваться педалью: педаль сравнительно редко должна быть продолжительной – большей частью она призвана подчеркнуть некоторые моменты; в то же время звучность ни в коем случае не должна быть сухой и жёсткой. Очень трудно исполнение Моцарта именно из-за прозрачности музыки, скупой педали, когда каждый звук, взятый немного слабее или сильнее, слышен особенно отчётливо, чего не бывает, если мы играем много нот с насыщенной педалью.Часто думают, что Моцарта надо играть каким-то «сниженным» звуком, и чуть ли не «бормочут что-то себе под нос»; между тем мелодии Моцарта должны звучать очень напевно, светло. Чрезвычайно тонкого исполнения требуют все сопровождения. Во многих случаях Моцарт прибегал к примитивному сопровождению в виде «альбертиевых» басов и простых фигураций. Их исполнение очень трудно. Они должны звучать не механически, а помогать мелодии. Играя такой аккомпанемент слабее, нельзя относиться к нему безучастно, надо уметь оттенить каждую смену гармоний, причём всё вместе должно звучать абсолютно органично. Кроме того, надо раз и навсегда запомнить, что у Моцарта нет пассажей, что все его кажущиеся пассажи представляют собой мелодическую линию.Украшения необходимо не только правильно играть, но и помнить, что они предъявляют большие требования к исполнителю в художественном отношении. Очень часто звучание украшений напоминает вкусы дикарей – тех, что любят носить кольца в носу и вообще украшать себя предметами, которые больше того, что они украшают.При исполнении украшений надо всегда помнить о том, что они не должны затемнять мелодическую линию. Надо проиграть её без орнаментики, чтобы понять, что она собой представляет, и потом, добавляя украшения, играть так, чтобы мелодия всегда оставалась основой. Особенно важно при исполнении медленных частей моцартовских сонат играть украшения неторопливо, чтобы они вливались в мелодию, а не звучали, как «инородное тело».Включая в репертуар учащегося то или иное произведение Моцарта нужно помнить и не забывать о том, что исполнение сочинений Моцарта – одна из самых сложных задач для пианиста, как, впрочем, для любого музыканта-исполнителя.Библиография:1 Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка,1978Как исполнять Бетховена. - М.: Классика-XXI, 2004Как исполнять Гайдна. - М.: Классика-XXI, 2004Как исполнять Моцарта. - М.: Классика-XXI, 2003Фейнберг С. Пианизм как искусство. -М.: Классика-XXI, 2001.Цель: обновление содержания методического обеспечения в соответствии с современными требованиями.Задачи:- воспитание творческого отношения к работе над произведениями крупной формы;- систематизирование знаний о работе над Сонатами и Вариациями;- формирование умений и навыков анализа в работе над произведениями крупной формы.Содержание:Введение.Вариации и главные задачи в исполнении.Рондо – развитие и достижение цельности в исполнении.Классическая сонатина – подготовительный этап к изучению сонат венских классиков.Сонатное allegro – высший тип музыкального развития формы с конкретным содержанием.Трудности в работе над произведениями В.А.МоцартаСписок литературы.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X