Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Бикмулина Светлана Валентиновна

конспект урока ОРКСЭ

скачать документ

Вернуться назад

Учитель: Бикмулина Светлана ВалентиновнаМесто работы МБОУСОШ №2 г.Приморско-Ахтарск Краснодарский край Должность учитель начальных классов Общая информацияМодуль ОПК УМК Изд . «Просвещение» Учебник А.В.Кураева « Основы православной культуры»Тема урока Христианская семьяТип урока комбинированный Цель и задачи сформировать представление о семье как о базовой ценности общества; урока. познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания; сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи; развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока; обогащать словарный запас детей. Участники: обучающиеся 4 классаПодготовительная подготовить презентацию для сопровождения теоретического материала;работа проект « Моя семья»Ресурсы учебное пособие А.В.Кураев «Основы православной культуры» 4–5 класс, рабочие тетради у учащихся, компьютер, проектор. Формы работы слушание, работа в тетради, рассматривание и обсуждение иллюстраций к уроку, работа на уроке: с учебником. Основные понятия: семья, христианская семья, венчание, ценность, традиция, дисциплина, молитва, тактичность УУД ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКАЛичностные Обладают знаниями о семье и необходимости бережного и ответственного отношения к друг другу. Предметные Имеют представление о понятии « Христианская семья»Метапредметные Работают над проектом «Моя семья»(регулятивные Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из УУД, различных источников. Познавательные Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи.УУД,Коммуникативные Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.УУД) Формы контроля 1.Тестовые задания по вопросам предметного содержания урока. и диагностики достижения результатов 2. Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе урока. обучения Литература * Учебник А.В.Кураева « Основы православной культуры» основная и дополнительная * С.И. Ожегов , Д.Н.Ушаков «Толковый словарь» * желтое, красное солнышко, пословицы. Интернет – ресурсы * электронное пособие к модулю «Основы православной культуры» * мультимедийная презентацияКонспект урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему « Христианская семья»Этапы урокаДеятельность ученика УУД1.Организа-ционный момент. -Здравствуйте, ребята! Психогимнастика ( эмоциональный настрой) 1 слайд Поприветствуйте друг друга, прикоснитесь ладошками, улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости. Приветствуют учителя.При ответе каждый свою руку протягивает соседу.Отвечают дети(Меня любят за то, что я помогаю родителям, помогаю маме с младшим братом, аккуратный и хорошо учусь.. ) Создание положительного эмоционального настрояна усвоение учебного материала.Проявление толерантности. 2 Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся.- Отгадайте ребус. 7-я 2 слайдКак вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор?- Прошу сформулировать тему и цель урока.- Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», что же оно в себя включает, что входит в понятие «христианская семья»,что такое венчание, что обозначает венец и обручальное кольцо. (семья)Мы будем говорить о семьеЗаписывают тему урока в тетради.Подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.3. Актуализация имеющихся знаний по теме.4. Применение знаний и умений.-Итак, тема нашего урока «Христианская семья» 3 слайд-Кто создал христианскую семью, первую?Слайд4-Скажите, а какой должна быть Христианская семья?-На чем основана христианская семья? (Главное в семье, как и вообще в православной традиции, – Любовь).«Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. В христианской традиции  семья представляет собой малую церковь (от греч. Ἐκκλησία – собрание), в которой присутствует Бог и человек. -Какие качества должны быть в христианской семье? (Православная семья должна строиться на любви, смирении, послушании, единстве, как в Церкви. Примером смирения и кротости являются Сам Спаситель, Пресвятая Богородица, святые).-Мы улыбнулись друг другу, когда начали урок. А посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! 5 слайд Давайте улыбнемся и мы ему в ответ и запишем на лучиках нужные для семьи слова и прикрепим на доску к нашему солнышку. Вывод. - Ребята, у каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей. - Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. - Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение слова « семья» там. 6 слайд. В словаре Ожегова СЕМЬЯ, 1. Группа живущих вместе близких родственников. Слово Семья в словаре Д.Н. Ушакова. СЕМЬЯ́, 1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью». Святитель Иоанн Златоуст говорил о семье «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос» HYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/28265.html" \l "_ftn1" \o "" [1].  - Бывает так, что люди, не всегда живут вместе, но они никогда не забывают, что они семья, заботятся друг о друге. А самое главное они родные друг другу. Давайте узнаем, а как появилось слово «семья». 7 слайдДети пишут на лучиках солнышка свои высказывания. (понимание, забота, помощь, любовь, внимание…..)Семья – это папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка…Семья – это наш дом…. Учащиеся работают со словарями Ожегова С.И. и Ушакова Д.Н. Читает подготовленный ученик. Стихотворение « Как появилось слово семья»(читает подготовленный ученик) Как появилось слово «семья»? Когда- то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам; - Кто деток родит мне богиня моя? И Ева тихонько ответила «Я». - Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила: "Я". - Кто пищу сготовит, о радость моя? И Ева все также ответила: "Я". Кто платье сошьет, постирает белье. Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос подруга моя..? - «Я, я, я» - Ева молвила «Я». Сказала она знаменитых семь «Я». И так на земле появилась семья Активизация личного опыта ученика, использование его в обучении.Формирование умений анализировать, выделять существенные признаки.Уметь слушать и слышать понимание речи других. 5Обобщение и систематизация знаний. 6.Информационная работа в парах7.Контроль и усвоение знаний 8.Рефлексия.Подведение итогов. 9Домашнее задание(по выбору) Физкультминутка - А сейчас откройте страницу 86 учебного пособия. Прочитайте шепотом первое предложение.- С чем сравнивает семью автор учебного пособия? - Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется? Практическая работаПеред вами лежат ромашки. А что означает ромашка? (Ответы детей). -Ромашка-это символ семьи. Слайд 8-А кто знает, когда отмечают День семьи? (8 июля - День семьи, любви и верности). -Русская культура сохранила примеры супружеской любви, верности и духовного благочестия в семье. Образцом супружеской святости стали Пётр и Феврония Муромские. Благоверный князь Пётр, вступивший на муромский престол в 1203 году, страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева Феврония - дочь «древолазца» бортника из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме.Пётр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.Слайд9-Еще пример христианской семьи. Это царская семья Романовых.Царь и Царица были благочестивыми, глубоко верующими людьми, людьми целомудрыми. Понятие целомудрия и решило их судьбу: они жили по Божиему замыслу, пытались очень бережно относиться друг к другу и другому человеку – как к святыне. Целомудрие в браке – его основа: когда два человека смотрят друг на друга и видят святость друга, они относятся друг к другу как к святыне. «Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, — пишет один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель Наследника Пьер Жильяр, — они умерли мучениками за человечество». 8 слайд.Напишите на лепестках ромашки, какой должна быть семья (имена прилагательные). Работа в парах.- А сейчас продолжаем работать в парах. (Текст учебника)(1и 2 абзац) Найдите ответ в тексте. На чем основана семья? - Прошу озвучить результаты работы от пары-А какое событие предшествует семейной жизни?(свадьба,а в православии – венчание)-А сейчас поговорим о венчании. А что это? Демонстрация презентации « Венчание» Учитель рассказывает о венчании. Слайд 10. Христианский брак традиционно скрепляется таинством Брака, или Венчания. - Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. А перед венчанием молодые люди просили у родителей благословения. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец». Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о терновом венце Христа). Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе. Для совершения обряда необходимы: две иконы - Спасителя и Божией Матери , которыми во время таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Обручальные кольца - знак вечности и неразрывности брачного союза. Венчальные свечи , знаменующие ту любовь, которую молодые отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Белое (розовое) полотенце, на котором стоят жених и невеста, символизирующее чистоту брака. Есть традиция бережно хранить венчальные свечи вместе с подножьем всю жизнь.–А кто становился главой семьи? Главою семьи обычно считается и должен быть муж. На нем, на его трудах основывается благосостояние семьи. И эти труды – его первый долг. О тех, кто не заботиться о своей семье, апостол Павел говорит кратко, но достаточно вразумительно: «Если кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверно» Дело воспитания детей, конечно, по преимуществу лежит на матери. И это естественно, т.к. никто не близок так к душе и сердцу ребенка, как его мать – недаром он именно к ней бежит с криком «Мама!», когда его обидели. И пред матерью – великая задача: воспитать сына (или дочь) – верующим христианином, добрым, отзывчивым, трудолюбивым, полезным работником Церкви и государства; воспитать и словом, и примером, и лаской, и строгостью. И муж должен ценить этот огромный воспитывающий труд жены.- Материалы нашего учебного пособия расскажут нам много нового (стр. 86). Просмотрите данное текстовое поле и подчеркните материалы о них. Поисковое чтение в парах Что такое семья?-(1пара) венчание- (2 пара), про венец и кольцо, что они означают-(3пара.) (слайд 5.6.7) об отношениях в семье, тактичность (4пара.) - Зачитайте подчеркнутую информацию. Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? А что показалось удивительным? Работа с тестовыми заданиями. 1. Церковное таинство бракосочетания:* Венчание*Крещение* Миропомазание2.Венцы в таинстве венчания символизируют:* Вечность* Богатство* Долгая жизнь* Единство любви и испытаний.3. Вычеркни «лишнее» слово:Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость. - Работа с пословицей. Запись на слайде 1 части посл. Слайд 11 - Ребята, для работы я приготовила – русскую народную пословицу. Но там только первая часть народной мудрости, а вторую постарайтесь дополнить. «Семья без детей, что цветок без запаха.»- К какой же мысли привела нас русская пословица? - Правильно, ребята, ведь дети являются очень важной частичкой дружной семьи.- Рождение детей наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом.- Ребята, издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Детей очень любили, осознавая ответственность перед Богом, но старались не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании родителям, не поощряли многословия (болтливости). Почитание Бога и Святой Церкви прививалось с первых дней жизни и составляло основу нравственного воспитания детей от рождения. - Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей. - Давайте почитаем вместе. Слайд 12.ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕТИ НА ЗЕМЛИ. А еще есть пословица «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому». (Я начинаю с этих слов 1 родительское собрание). Родители являются во всем примером для своих детей. Но не меньше, чем родители, должны помнить о своих обязанностях и дети. А еще есть понятие – жертвенность в христианской семье. Что это? Мы говорили о подвиге и жертве. А в семье, в чем жертва? Жертвенность – это по значению готовность жертвовать собой. Люди увидели великую жертву Христа. Иисус пожертвовал собой для нашего спасения. Мы так же должны жертвовать для своей семьи. И это может быть разная жертва. Мы все очень разные люди и для одного человека , что то сделать легко а для другого то же самое сделать гораздо сложнее. На самом деле неважно как это для тебя лично легко или сложно, важно сделать правильно и тогда твои действия получат соответственную оценку. Я хочу вам рассказать об удивительной семье, в которой было 9 детей. Это семья Степановых из г.Тимашевска. Мать звали Епистиния Федоровна. Все сыновья ушли на войну и погибли, защищая свою родину. Слайд 13. - Ребята, как Вы думаете, что еще делает семью дружной и крепкой.- Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищенной от всех невзгод * Дисциплина в семье. * Молитва. * Праздники- Физкультминутка. А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому ученику нашему класса.А на доске мы создадим одну большую ромашку как символ семьи нашего класса. Прикрепите лепестки, на которых вы писали, какой должна быть семья.- Скажите ребята, о чем мы сегодня вели разговор.- В чем особенность христианской семьи?- Какую семью называют дружной? Слайд14. Вывод: старец Паисий Святогорец говорил: «Единственная ценность жизни - это семья. Как только погибнет семья - погибнет мир. Когда разрушится семья - разрушится все: и духовенство и монашество».Дружба, мир и покой в семье всего дороже.Как говорится. Не надобен клад, коли в семье лад.Вот так, воспитываясь на народной мудрости мы все учимся ценить свою семью, своих близких, друзей. - Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно. -Вы многое узнали, были активными. Покажите ваше отношение к уроку с помощью волшебных камней. * Найти и прочитать стихотворение о семье. * Составить генеалогическое древо семьи. (всем)* Подобрать пословицы, характеризующие ценность семьи. - Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи. Слайд 15. - ВСЕМ СПАСИБО! УРОК ОКОНЧЕН. Наша дружная семья: Мама, папа. брат и я.Спортом любим заниматься,И конечно, закаляться.Мы - счастливая семья.Мама, папа, брат и я. (прыжки) Дети открывают страницу 86 и читают первое предложение Ответы детей ( Семья – наш дом, наша защита, наша опора. ) Дети отвечая, рассуждают на тему.Ребята работают в паре Отвечают желающие.Дети работают с текстом парами и подчеркивают.Зачитывают подчеркнутую информацию, выделяя для себя новое и удивительное. Обмен мнениями.- Семью создают два человека, полюбившие друг друга.Внимательно смотрят на экран и слушают учителя.Дети работают с текстом парами и подчеркивают.Зачитывают подчеркнутую информацию, выделяя для себя новое и удивительное. У каждого ученика на столе лежат тестовые задания.Дети работают.Дети дома должны посмотреть пословицы о семье Ответы детей. (рождение детей.) (это 5 заповедь.) Дети читают хором. Ответы детей .(это порядок, нам надо слушаться своих родных,)( почаще бывать в церкви и общаться с богом).(совместно проведенные праздники) (мои любимые. День рождения. Новый год. Пасха…). Выходят к доске и прикрепляют лепестки к ромашке. Уходя с урока, дети кладут в вазу: зеленый камень - все получилось, доволен; желтый – что-то не понял; красный –не понравилось, не понял. Дети записывают домашнее задание.Снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых.Умение работать с учебником..Дать учащимся конкретное представление о христианской семье Развитие творческих способностей.Поиск и выделение необходимой информации.Развитие речи. Связь с уроками русского языкаВосприятие и переработка информации, формирование новых знаний о семье.Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень овладения учебным материалом.Подводят итоги своей деятельности.Создание условий для проявления познавательной активности учеников, выборочного чтения.Выделить существенную характеристику «христианской семьи» Организовать самостоятельное выполнение учебного материала.Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень овладения учебным материалом.Подводят итоги своей деятельности. Приложение Контроль и усвоение знаний. Рефлексия (выбери правильный ответ)1. Церковное таинство бракосочетания:* Венчание*Крещение* Миропомазание2.Венцы в таинстве венчания символизируют:* Вечность* Богатство* Долгая жизнь* Единство любви и испытаний.3. Вычеркни «лишнее» слово:Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.1. Церковное таинство бракосочетания:* Венчание*Крещение* Миропомазание2.Венцы в таинстве венчания символизируют:* Вечность* Богатство* Долгая жизнь* Единство любви и испытаний.3. Вычеркни «лишнее» слово:Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X