Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ермакова Анастасия Геннадьевна

Тема: « Психологическая помощь преодоления социально- стрессовых расстройств»

скачать документ

Вернуться назад

Тема: « Психологическая помощь преодоления социально- стрессовых расстройств»Содержание TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc127877243 \h 3Глава 1. Теоретический анализ психологических и личностных ресурсов устойчивости к стрессу PAGEREF _Toc127877244 \h 51.1 Обзор и сравнение отечественных и зарубежных исследований по стрессу PAGEREF _Toc127877245 \h 51.2 Психофизиологические и психодинамические ресурсы стрессоустойчивости у людей. PAGEREF _Toc127877246 \h 141.3 Личностные ресурсы стрессоустойчивости субъектов PAGEREF _Toc127877247 \h 21Глава 2. Програма исследования PAGEREF _Toc127877248 \h 302.1 Цель, задачи, предмет, объект, гипотезы исследования PAGEREF _Toc127877249 \h 302.2 Методы исследования PAGEREF _Toc127877250 \h 312.3 Уровень переживания стресса и стрессонаполненности жизни, особенности психодинамических и личностных свойств субъектов PAGEREF _Toc127877252 \h 35Выводы PAGEREF _Toc127877253 \h 42ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc127877254 \h 44СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc127877255 \h 46ВВЕДЕНИЕАктуальность изучения психодинамических и личностных ресурсов стрессоустойчивости связана с тем, что мир постоянно развивается и вместе с ним растет и уровень стрессогенности, количество стрессоров и их интенсивность. Независимо от возраста: дети, подростки или взрослые, все испытывают стресс в повседневной жизни. Будь то, сложная контрольная в школе или написание курсовой работы с дальнейшей еѐ защитой. Отличительной чертой современных исследований является рассмотрение человека как сложной, многоуровневой изменяющейся системы и объединение подходов к поиску разноуровневых ресурсов, способных повысить устойчивость людей к стрессу.Цель работы психологической помощи преодоления социально- стрессовых расстройств заключается в следующем: выявить ресурсы стрессоустойчивости субъектов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:Выявить особенности переживания стресса и стрессонаполненности у студентов;Выявить особенности психодинамических свойств у студентов;Выявить особенности личностных свойств у студентов;Выявить различия в психодинамических и личностных свойствах у субъектов с разным уровнем переживания стресса;5. Выявить различия в психодинамических и личностных свойствах у субъектов с разным уровнем стрессонаполненности.Гипотезы исследования:Субъекты с разным уровнем переживания стрессовых, критических ситуаций отличаются психодинамическими и личностными ресурсами стрессоустойчивости.Субъекты с разным уровнем стрессонаполненности жизни отличаются психодинамическими и личностными ресурсами стрессоустойчивости.Объектом исследования является стрессоустойчивость субъектов.Предметом исследования психологической помощи преодоления социально- стрессовых расстройств являются психодинамические и личностные ресурсы стрессоустойчивости у студентов.Выборка исследования: 36 студентов, учащихся на технических и естественнонаучных специальностях. Из них 9 девушки и 27 юношей, возрастом 19-20 лет.Методики исследования: Шкала психологического стресса PSM25 в адаптации А.Н. Водопьяновой. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге. Опросник формально- динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова. Тест жизнестойкости в адаптации Д.А. Леонтьева. Опросник «Типологии личностного выбора» В.Г. Грязевой-Добшинской, А.С. Мальцевой.Глава 1. Теоретический анализ психологических и личностных ресурсов устойчивости к стрессу1.1 Обзор и сравнение отечественных и зарубежных исследований по стрессуНа сегодняшний день в оказании психологической помощи преодоления социально- стрессовых расстройств в отечественной и зарубежной психологии и психофизиологии разработано множество теорий стресса. Давайте теперь рассмотрим, как феномен стресса воспринимается различными исследователями. Основоположником теории стресса является канадский физиолог Г. Селье. Именно он ввел понятие стресса как описание совокупности всех неспецифических (т.е. ненормативных специфических для человеческого организма) изменений в организме [ 19]. По его мнению, любой стимул, каким-либо образом воздействующий на организм, вызывает в нем серию различных адаптивных реакций, имеющих специфические (например, дрожь в холодных условиях, потоотделение в жарких условиях) и неспецифические (например, повышение активности коры надпочечников или выброс биологически активных веществ в кровь) эффекты. Таким образом, помимо биологически обусловленных специфических эффектов, любой стрессор также активирует неспецифические потребности (гомеостатические потребности) организма для выполнения адаптивных функций и восстановления нормальных условий. Все эти механизмы адаптации исследователи назвали "общим адаптационным синдромом"; Г. Селье выделил три стадии или фазы в развитии этого синдрома: стадия стресса, стадия сопротивления и стадия истощения. Однако сегодня признано, что не все воздействия внешней среды вызывают тревогу, а только те, которые воспринимаются как угроза, мешают адаптации и контролю личности и явно препятствуют гармоничному развитию личности и самореализации [11, 34].Психофизиологические аспекты исследования стресса, столь важные для оказания психологической помощи преодоления социально-стрессовых расстройств, впервые были выделены в зарубежной психологии У. Кенноном, основателем теории гомеостаза и учения о функции симпатико-адреналового ответа в мобилизации физической активности. Так, в начале 20 века автор подробно описал "нейроэндокринные процессы", вовлеченные в физиологическую реакцию "борьбы или бегства". Эта реакция, проявляющаяся как ответ на угрозу, мобилизует мышцы тела к активному поведению (18).Некоторые работы отечественных исследователей, таких как А. Д. Сперанский, Д. Насонов, М. Я. Александров, А. Цанк, были направлены на выделение и уточнение неспецифических механизмов биологической адаптации. Например, в 1934 году Насонов в своей работе четко показал, что содержимое живых клеток одинаково реагирует на любые изменения во внешней среде. Это укоренившееся представление о клетке он назвал "пунктуацией". В результате исследователи обнаружили явление стресса, но не на уровне организма (как в работе Г. Селье), а на клеточном уровне [ 19].Другой широко признанной теорией стресса является теория эмоционального стресса Р. Лазаруса, которая фактически является продолжением теории стресса Г. Селье [22]. В этой теории разделяются физиологический стресс (описанный Г. Селье) и психический стресс или эмоциональный стресс.Что такое эмоциональный стресс? По мнению Р. Лазаруса, эмоциональный стресс - это реакция организма на различные внутренние и внешние процессы, которая объясняется опосредованием неблагоприятных влияний (т.е. включая отношение индивида к реальным жизненным ситуациям). Поэтому, рассматривая эмоциональный стресс как явление в зарубежной науке, нельзя однозначно говорить о наличии прямого вредного воздействия на организм. При эмоциональном стрессе факторами, вызывающими интенсивное напряжение, являются ожидание воздействия (вреда, который наносит определенный ущерб организму), т.е.Предпосылкой для формирования психологического стресса является восприятие человеком угрозы. Эмоциональный стресс не может сформироваться, если ситуация не воспринимается как опасная и разрушительная [22].При таком подходе наиболее распространенными эмоциональными стрессовыми реакциями являются переживание страха, тревоги, печали и гнева. Таким образом, эмоциональный стресс в контексте зарубежных исследований принципиально отличается от физиологического стресса в силу отсутствия прямого негативного воздействия на организм человека [1].Однако в отечественной психологии основным критерием физиологического и эмоционального стресса является специфика реакции организма на стрессовые потрясения. При рассмотрении специфики эмоционального стресса авторы акцентируют внимание на возникновении отрицательных эмоциональных переживаний. Например, такому подходу соответствует определение эмоционального стресса Д. Н. Исаевым. Автор понимает эмоциональный стресс как ситуацию, при которой человек испытывает интенсивные и значительные психоэмоциональные и эмоциональные конфликтные ситуации в жизни, остро или длительно ограничивающие реализацию социальных или биологических потребностей [25].Содержание этого понятия включает, во-первых, первичную эмоциональную реакцию на негативное влияние биологической или социальной среды, а во-вторых, что касается физиологического стресса, то это понятие относится к физиологическим механизмам реакции человеческого организма на воздействие стрессоров.В последние десятилетия внимание российских и зарубежных исследователей обратилось на то, что один и тот же стрессор может оказывать как мотивирующее, так и разрушающее воздействие на организм человека. В результате были выделены два типа стресса: стрессор и стресс [17].Чаще всего под стрессором подразумевается дистресс (негативный стресс), например, смерть близкого родственника, насилие по отношению к кому-либо или переутомление на работе. С другой стороны, когда стресс вызывается, казалось бы, положительными переживаниями (например, свадьба, рождение ребенка, завоевание медали спортсменом), его называют эстрессом (положительным стрессом).Возвращаясь к теме исследования эмоционального стресса, стоит упомянуть смежную тему синдрома эмоционального истощения (СЭИ). Изучение выгорания - тема, которая активно обсуждается в зарубежных научных кругах уже более 40 лет и тесно связана с работой Х.Дж. Фрейденбергера, который ввел в науку термин "выгорание". Фрейденбергер использовал этот термин для описания синдрома, включающего симптомы физического истощения и фрустрации у людей, занимающихся альтруистической работой. Он описал суть выгорания как состояние нервно-психологического истощения в результате чрезвычайно высоких требований к личностным ресурсам работника [19].Другой зарубежный исследователь, К. Маслач, связывает выгорание с потерей интереса и беспокойством по поводу работы. По мнению автора, бот определяется как повышение эмоциональной и физической усталости и развитие негативной самооценки и отрицательного отношения к трудовой деятельности [ 16].В 1984 году автор вместе с С. Джексоном также добавил к этим симптомам деперсонализацию и общую неэффективность.К 1985 году в англоязычной литературе было опубликовано более 1000 работ по эмоциональному истощению, но они носили чисто описательный характер [19].В отечественной науке для изучения феномена выгорания используется несколько терминов: "эмоциональное истощение", "эмоциональное переутомление", "эмоциональное истощение" [10], "эмоциональное выгорание" [10], "психическая усталость" [14,15] и "выгорание" [ 15].Таким образом, даже для российской науки сегодня не существует общего и единого понимания определения этого явления. В целом, отечественная психология выделяет симптомы физического и эмоционального истощения у профессионалов как реакцию на различные виды рабочих стрессоров, которые также связаны с межличностными отношениями.В России проблема выгорания впервые была изучена В.В. Бойко и Е.С. Агиль, в России эта проблема впервые была изучена Бойко и Е.С. Агапитовой [2,3,10].По определению Е.С. Агапитовой, эмоциональное истощение - это состояние эмоциональной и умственной усталости и физического истощения, формирующееся и развивающееся в результате хронического рабочего стресса [3].Е.С. Агапитова подчеркивает, что возникновение данного синдрома в первую очередь характерно для работников, чья трудовая деятельность связана с поддержкой других людей (часто это сотрудники НСБ и правоохранительных органов, работники социальной сферы и здравоохранения) [2]. [2].В.В. Бойко рассматривает СЭО как психологический защитный механизм личности, который развивается в результате воздействия различных психотравм внешней среды и заключается в полном или частичном блокировании эмоций и чувств [16].Автор считает, что эмоциональное истощение состоит из трех основных компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации и сниженного чувства личностной самореализации.Как видно, эти компоненты совпадают с теми, которые перечислены в международном исследовании К. Маслач и С. Джексон. Джексона.Исследователи формирования и развития синдрома эмоционального истощения (например, Н. А. Аминов, Е. И. Кальченко, В. Е. Орел, В. В. Бойко) выделили и описали три основных фактора, оказывающих наиболее сильное влияние на развитие СЭВ. Эти факторы включают в себя личностные, ролевые и организационные факторы. Ниже каждый из этих факторов рассматривается более подробно.Личностные факторы. Основываясь на результатах проведенных в России и за рубежом исследований взаимосвязи личностных характеристик и эмоционального истощения, можно утверждать, что такие личностные характеристики, как возраст, семейное положение и продолжительность профессиональной деятельности не влияют на формирование ЭБС [22].Зарубежный исследователь Х. Фрейденберг характеризует людей, склонных к эмоциональному выгоранию, как сочувствующих, склонных к компромиссам, эмпатичных, человечных, добрых, восторженных, идеалистичных и антропоцентричных, а также неустойчивых, замкнутых, склонных к самоанализу и навязчивых [19]; В.В. Бойко перечисляет другие характеристики личности профессионала, способствующие формированию и развитию эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к чрезмерному переживанию негативных ситуаций в трудовой деятельности, низкая мотивация к эмоциональной отдаче в профессиональной деятельности [10].Ролевой фактор. На сегодняшний день доказано существование взаимосвязей между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и проявлениями синдрома эмоционального выгорания. Такие данные получены и в отечественных, и в зарубежных исследованиях [4,5].13. Организационные факторы Возникновение эмоционального истощения - это состояние напряженной психоэмоциональной деятельности, определяемое интенсивностью эмоционального межличностного общения на работе, ситуациями принятия ответственных решений, нагрузкой на восприятие, внимание и память, а также на все системы обработки и интерпретации получаемой и тесно связанной информации [6].Однако стоит отметить, что, например, молодые матери и творческие, чувствительные люди могут испытывать выгорание. В любом случае, ученые описывают усталость одинаково: быстрая утомляемость и потеря интереса к своим задачам.Проблема людей, переживающих стрессовые ситуации, изучалась учеными различных дисциплин и остается одной из самых реальных проблем в науке. Основной индивидуальной особенностью реагирования на стрессовое содержание является адаптация (или стрессоустойчивость) к нему. Кроме того, в контексте данной темы важно более подробно рассмотреть понятие стрессоустойчивости и индивидуальные ресурсы, которые так или иначе связаны со стрессоустойчивостью.Такие зарубежные авторы, как Д. Амирхан, Р. Лазарус, Л. Мерфи, Н. Сирота и С. Фолкман, обсуждали понятие стрессоустойчивости, причем Фолкман первым описал когнитивные механизмы преодоления стресса (называемые механизмами преодоления или стратегиями преодоления) и механизмы психологической защиты.Отечественные психологи описывают стрессоустойчивость как эмоциональную стабильность и способность человека контролировать свои эмоции (Е.А. Милерян), которые необходимы в психологической помощи преодоления социально – стрессовых расстройств. Способность выдерживать интенсивный стресс и эффективно решать проблемы в экстремальных ситуациях (Н.Н. Данилова), способность справляться с эмоциональными стимулами при выполнении сложной деятельности (В.Л. Марищук), которая приравнивается к темпераментальной характеристике способности выполнять задачи основной деятельности (Н.Н. Данилова) с максимально возможным использованием нейропсихологических резервов.Интересный подход к рассмотрению этого понятия был предложен C.B. Субботиным, который утверждал, что темперамент человека с высоким уровнем нейропсихологических резервов является ключевым фактором для выполнения задач базовой деятельности. Она была основана на широко известной теории интегративной личности Мерлина, объясняющей стрессоустойчивость через психологические характеристики личности, состоящие из специфических взаимодействий между характеристиками разных уровней интегративной личности. Автор указывает, что результатом существования этих взаимодействий является биологический, физиологический и психологический гомеостаз организма и оптимальное взаимодействие индивида с внешней средой в различных условиях жизни [17].О.В. Розгачева рассматривает стрессоустойчивость как комплексную характеристику личности, основанную на необходимой степени адаптации к последствиям экстремальных воздействий в течение жизни, которая зависит от степени активации физических и психических ресурсов и диагностируется по их функциональному состоянию" [17].Б.Х. Варданян понимает под этим термином особое свойство личности, которое обеспечивает правильное соотношение всех компонентов психической деятельности в ситуациях, связанных с эмоциями, и тем самым способствует эффективному выполнению деятельности [12]. Такое же понимание этого термина встречается в работах П.Б. Зильбермана и А.Л. Церковского [19].На наш взгляд, наиболее полное определение этого термина принадлежит В.А. Бодрову. Он понимает стрессоустойчивость как интегративную характеристику личности, характеризующую степень адаптации к воздействию экстремальных факторов среды (внешних и внутренних), определяющих уровень функциональной работоспособности субъекта деятельности и развитие психологических, физиологических и социальных механизмов регуляции актуального функционального состояния и поведения в этих условиях, физическую и психическую активацию различных видов функциональных ресурсов, проявляющуюся в изменении способности кВ данной работе мы продолжаем понимание стрессоустойчивости В.А. Бодровым. Поэтому необходимо также рассмотреть, что автор понимает под личностными ресурсами в соответствии с темой исследования.В.А. Бодров определяет ресурсы как физические и психические возможности человека, мобилизация которых обеспечивает реализацию поведенческих стратегий, предотвращающих или снижающих интенсивность стресса [8]. Именно это играет немаловажную роль в оказании психологической помощи преодоления социально – стрессовых расстройств.В международных исследованиях широкое признание получила концепция ресурсов стресса С. Хобфолла, где под ресурсами принято понимать то, что очень важно для человека и помогает ему адаптироваться даже в сложных и экстремальных ситуациях [9]. В ресурсном подходе рассматриваются два типа ресурсов: ресурсы окружающей среды и личностные ресурсы. К ресурсам С. Хобфолл относит различные материальные и нематериальные объекты, внешние и внутренние внутриличностные переменные, физиологические и психологические состояния, а также волевые, эмоциональные и энергетические характеристики человека и т.д. По мнению С. Хобфолла, психофизиологические и личностные ресурсы являются основными ключевыми компонентами адаптационных возможностей индивида, а стресс играет наиболее важную роль в контексте преодоления стресса [21]. Исходя из этого, в следующих параграфах будет более подробно рассмотрен учет психофизиологических и личностных ресурсов в стрессоустойчивости, играющим важное значение в оказании психологической помощи преодоления социально – стрессовых расстройств.Поэтому отечественными и зарубежными исследователями было разработано большое количество концепций и теорий о стрессе и стрессоустойчивости. Хотя базовое понимание этих явлений остается в основном одинаковым как в нашей дисциплине, так и в зарубежных странах, фокус исследований отдельных аспектов этих явлений может существенно отличаться. Например, в других странах внимание исследователей сосредоточено на изучении механизмов преодоления стресса. В России же стрессоустойчивость изучается через способность человека эффективно выполнять определенную деятельность. Однако большинство исследователей так или иначе затрагивают вопрос изучения индивидуальных ресурсов, связанных со стрессоустойчивостью, которые важны в оказании психологической помощи преодоления социально – стрессовых расстройств.1.2 Психофизиологические и психодинамические ресурсы стрессоустойчивости у людей.В настоящее время все ресурсы, столь необходимые для оказания психологической помощи в преодолении социально – стрессовых расстройств, так или иначе влияющие на модуляцию стрессоустойчивости, можно условно разделить на два типа: личностные (социальная обусловленность) и психофизиологические (специфический генотип) [19]. В данном разделе более подробно рассматриваются психофизиологические (и психодинамические) ресурсы стрессоустойчивости у испытуемых.Наиболее известными психофизиологическими ресурсами необходимой стрессоустойчивости организма являются свойства и типы нервной системы, психодинамические свойства, гормональные и биологические характеристики организма.Свойства и типы нервной системыВ основе различий между характеристиками нервной системы человека лежит соотношение и характер выраженности двух основных нервных процессов: возбудительных и тормозных.На основании их выраженности и специфики их проявления признано различать три характеристики нервной системы [24].Подвижность. Подвижность как свойство нервной системы - это скорость изменения возбудительных и тормозных процессов, скорость и частота их прекращения и возникновения, скорость перемещения нейронных процессов (так называемые процессы концентрации и излучения), скорость образования и появления новых зависимых связей в нервной системе, скорость появления нервных процессов в ответ на действие какого-либо раздражителя и связана со скоростью изменения и образования новых динамических стереотипов.Уравновешенность. Эта характеристика считается физиологами одной из самых важных и характеризуется степенью "спокойствия" процессов нервной деятельности (то есть гармоничным и рациональным соотношением процессов торможения и возбуждения, необходимых организму в данный момент). Так, для одних людей характерно взаимное "спокойствие" возбудительных и тормозных процессов, а для других, наоборот, сильное преобладание одного из этих процессов.Напряжение. Показатели нервного напряжения относятся к способности нервной системы выдерживать кратковременное или длительное чрезмерное возбуждение или торможение нервных клеток. Этот показатель в целом отражает силу нервной системы. Слабость нейрона определяется отсутствием у него способности последовательно выдерживать очень сильное возбуждение или торможение в течение длительного периода времени (например, в условиях сильного возбуждения нервная система быстро переключается на торможение), тогда как сила нервной системы позволяет ей выдерживать процессы возбуждения и торможения в течение длительного периода времени.Таким образом, тип нервной деятельности (нервной системы) является неотъемлемым свойством нервной системы. Он формируется в процессе жизни организма и физиологии мозговой деятельности и будет формироваться по-разному, в зависимости от особенностей нервной системы в течение жизни организма в различных зависимых отношениях, т.е. в зависимых связях. Идиосинкразия - это своеобразное проявление особенностей высшей нервной деятельности в поведении и деятельности человека [ 13].В целом, люди, характеризующиеся слабой нервной системой и неуравновешенными процессами нервной деятельности, обладают низкой толерантностью к стрессам. Напротив, люди с сильной и сбалансированной нервной системой менее чувствительны к стрессу и более способны адаптироваться и справляться с негативными последствиями [6].Существуют доказательства того, что у людей со слабой и несбалансированной нервной системой процессы адаптации к последствиям стресса менее стабильны и устойчивы. Стрессоры, воздействующие на организм в течение длительного периода времени, могут привести к развитию неврологических расстройств, связанных с нарушениями психической организации, а также к различным нарушениям нормального функционирования вегетативной нервной системы.Тип темпераментаГоворя о характеристиках нервной системы, нельзя не сказать об исследованиях взаимосвязи между типом темперамента и стрессоустойчивостью. Темперамент - это врожденная и индивидуальная характеристика нервной системы организма, связанная с динамическим процессом нейронной активности, которая проявляется в деятельности, независимо от ее содержания, цели или мотивации, и не меняется со временем [3].При выделении классических типов темперамента реакция "меланхолического" типа на стресс часто сопровождается особенно тревожным настроением (возникновение интенсивных реакций тревоги, страха, панических симптомов, всевозможных фобий, невротической тревоги, нарушений цикла сон-бодрствование, расстройств пищевого поведения). Они также склонны проявлять агрессию, гнев и страх (страх неудачи, страх потерять контроль, страх совершить ошибку) в стрессовых ситуациях. С другой стороны, для "флегматичного" типа характерны биологические реакции в ответ на стрессовые факторы, такие как снижение активности щитовидной железы, снижение метаболизма и повышение уровня сахара в крови. Реакция на стресс часто проявляется в виде расстройств пищевого поведения и увеличения веса. Она также может проявляться в виде симптомов, известных как "умственная усталость", таких как утомляемость, сонливость и снижение когнитивных способностей. Считается, что люди с трихотилломанией, имеющие сильную и сбалансированную нервную систему, лучше справляются со стрессом и лучше адаптируются к негативным факторам, чем люди с другим темпераментом.Следует отметить, что во всех темпераментах существует проблема формирования нежелательных черт личности. Так, в ситуациях длительного воздействия стресса обладатели холерического темперамента могут стать гневливыми, эмоционально неустойчивыми, тревожными и неспособными контролировать проявление своих эмоций и поведение. "Люди с трихотилломанией могут быть склонны к беспечности, безрассудству, непониманию происходящего, плохой оценке будущих последствий, отсутствию глубины и устойчивости. Люди с меланхолическим типом личности могут стать чрезмерно робкими в стрессовых ситуациях, испытывать потребность постоянно погружаться в собственные переживания и мысли, а также в целом испытывать значительное снижение умственной активности и уровня энергии. Флегматики, подвергаясь стрессу, обычно становятся вялыми, безразличными к происходящему и будущему, с пониженным уровнем умственной активности и энергии [3].В оказании психологической помощи в преодолении социально – стрессовых расстройств находит отражение психодинамические свойства психики.Психологические характеристики различных типов темперамента также определяются определенными психодинамическими свойствами психики.Помимо типа нейронной активности, отечественный исследователь Р.М. Шагиев выделил психофизиологические ресурсы стрессоустойчивости как активность и реактивность, пластичность и ригидность, а также возбудимость или эмоциональная чувствительность [19]. Более подробно эти характеристики рассмотрены ниже.Активность. Этот показатель указывает на интенсивность и уровень активности, которую организм использует для взаимодействия с окружающим миром и преодоления различных внешних и внутренних препятствий для достижения своих целей.Отзывчивость. Этот показатель используется для понимания того, насколько сильно человек эмоционально реагирует на различные внешние и внутренние воздействия равной интенсивности и тяжести. Считается, что эта психодинамическая черта наиболее ярко проявляется в эмоциях и впечатлениях человека.Соотношение реактивности и активности. Это еще один очень важный показатель, который показывает, что активность зависит в основном от случайных внешних и внутренних факторов (например, социального окружения, случайных событий) или от собственных целей, потребностей и мотивации человека. Если работоспособность сильно зависит от мотивации и мыслей, то у человека высокий уровень стрессоустойчивости (24).Гибкость/жесткость нервной системы. Этот показатель динамики нейронной активности позволяет определить, насколько легко, гибко или, наоборот, жестко человек адаптируется к изменениям, в том числе к негативным воздействиям. Очевидно, что люди обладают пластичностью. Нейронная активность быстрее и эффективнее справляется со стрессом и лучше адаптируется к изменяющимся условиям [19].Чувствительность, как важный показатель динамики нейронной активности, дает информацию о минимальной интенсивности внешнего стимула, достаточной для того, чтобы вызвать психическую реакцию организма. Исследователи также называют этот показатель минимальной интенсивностью стимула, достаточной для возникновения ощущений (так называемый "сенсорный порог") или самым низким уровнем фрустрации, способным вызвать эмоциональный ответ индивида.Природа этих психических потенциалов в основном характеризует уровень чувствительности рецепторов и скорость ассоциативных связей, возникающих в нервной системе. Однако чувствительность также может быть изменена за счет возможности сознательного ее повышения или понижения посредством целенаправленных процедур или тренировки [23].Люди с более низким уровнем чувствительности более уязвимы к стрессу, имеют более низкую стрессоустойчивость и более тяжелые физические реакции на негативные стрессоры.Уровень нейротизма А.Л. Рудакова включал маркеры невротизма в ресурсы стрессоустойчивости в дополнение к вышеупомянутым показателям нейронной активности.Он обнаружил отрицательную корреляцию между уровнем нейротизма и стрессоустойчивостью. Таким образом, люди с более высоким уровнем нейротизма имеют меньше ресурсов стрессоустойчивости и более уязвимы к стрессорам [ 15].Биологические характеристики Л. А. Китаев-Смык Отечественные исследователи определяют биологические характеристики организма как факторы, которые приводят к определенному уровню стрессоустойчивости [25].Согласно многочисленным психогенетическим исследованиям [4], 30-40% реакции индивида на факторы окружающей среды определяется генотипом, а 60-70% - чертами и особенностями, сформированными в течение жизни. Это говорит о том, что некоторые люди рождаются более уязвимыми к негативным факторам, в то время как другие изначально более устойчивы к стрессу [20].Стрессоустойчивость и совладание со стрессом также имеют возрастные и гендерные проявления. Например, воздействие одного и того же стрессора может вызывать различные реакции (негативные переживания или безразличие) в зависимости от возраста [6].Гормональные характеристики Характеристики гормональной системы также связаны с уровнем стрессоустойчивости. Было установлено, что более высокий уровень гормона кортизола делает людей более восприимчивыми к стрессу. Эта взаимосвязь была обнаружена и в животном мире. Например, самцы обезьян с более низким уровнем гормона кортизола быстрее реагируют на опасность, поэтому они более активны и чаще выживают в опасных ситуациях. Врачи и физиологи утверждают, что повышенный уровень этого гормона в крови связан с сердечно-сосудистыми, желудочно-кишечными и онкологическими рисками, а также с развитием депрессии (19).Таким образом, на сегодняшний день все ресурсы, играющие важную роль в оказании психологической помощи преодоления социально – стрессовых расстройств, влияющие на модуляцию стрессоустойчивости, можно условно разделить на два типа: индивидуальные (социальная обусловленность) и психофизиологические (генотипическое наследование). Психофизиологические ресурсы, обеспечивающие организму необходимую стрессоустойчивость, обычно известны, например, характер и тип нервной системы, психодинамические свойства, гормональные и биологические характеристики организма.Важно отметить, что все ресурсы стрессоустойчивости тесно связаны друг с другом, и поэтому можно компенсировать недостаток выраженности одного ресурса за счет развития большего ресурса. Психофизиологические и психодинамические ресурсы определяются врожденными маркерами и, следовательно, менее поддаются модификации и тренировке, а значит, компенсировать их недостаток можно за счет развития личных ресурсов стрессоустойчивости, приобретенных в течение жизни.1.3 Личностные ресурсы стрессоустойчивости субъектовВ этом параграфе более подробно рассматривается учет личностных ресурсов в оказании психологической помощи в преодолении социально – стрессовых расстройств.Стрессоустойчивые личностные ресурсы - это относительно устойчивые качества и характеристики личности, которые способствуют развитию механизмов и методов преодоления стресса.В нашей стране рядом исследователей (В.А. Ананьев, Т.Е. Аргентова, Г.П. Горбунова, Н.А. Козловская, Т.Л. Крюкова, И.П. Стрельцова и др.) установлено, что чем выше уровень развития личности, тем больше вероятность того, что она справится с жизненными трудностями, а также лучше адаптируется к стрессовым ситуациям [24].Личностные ресурсы обычно включают показатели мотивационно-ценностной сферы личности, сумму знаний, навыков и умений, приобретенных в течение жизни, а также черты личности, черты и качества, позволяющие человеку пережить негативные последствия стрессовых ситуаций. К таким личностным качествам относятся жизнестойкость, целеустремленность, оптимизм, самооценка, локус контроля, а также (уровень интеллектуального развития, способность к эмпатии и рефлексии, черты самосознания, настойчивость и т.д.). Эффективность процессов адаптации личности ко всем видам стрессоров в основном определяется эффективностью развития личностных ресурсов. Низкий уровень развития вышеуказанных личностных характеристик приводит к формированию дезадаптивного поведения в стрессовых ситуациях, социальной изоляции и даже личностной дезинтеграции [7].Важно отметить, что адаптационные возможности человека под воздействием стрессоров существенно изменяются в результате формирования и развития личности, накопления жизненного опыта, накопления моделей поведения в стрессовых ситуациях, изменения уровня эмоциональной стабильности или нестабильности и других трансформаций личности в течение жизни [19].Исходя из утверждения исследователей о том, что разные личностные ресурсы в преодолении стресса имеют разные поведенческие механизмы преодоления стресса, далее разрабатываются личностные черты и характеристики. Личностные ресурсы совладания со стрессом были изучены российскими психологами Д.А. Леонтьевым и Т.Л. Крюковой [26].Локус контроля (Locus of Control). Эта черта личности влияет на способность контролировать происходящее и влиять на события в своей жизни. Локус контроля понимается как личностная черта, определяемая атрибуцией человеком собственных достижений или неудач различным внутренним или внешним факторам. В зависимости от направленности локуса контроля (внутренний или внешний), людей можно разделить на два типа: экстернальный и интернальный.Люди с экстернальным локусом контроля склонны рассматривать события в своей жизни как результат удачи или влияния внешних сил помимо воли человека (например, судьба, влияние звезд, "карма", наивность, сглаз и т.д.). Экстравертированный локус контроля приводит к чувству бессилия, нежеланию сталкиваться с трудностями и перекладыванию ответственности, в том числе за свою жизнь в целом.Люди с интернальным локусом контроля более склонны верить в то, что даже некоторые катастрофические события можно предсказать и предотвратить с помощью целенаправленных действий человека. Они склонны рассматривать все как свою собственную ответственность. С точки зрения стрессоустойчивости, люди с внутренним локусом контроля имеют более эффективные стратегии преодоления стресса. Они склонны тратить много умственной энергии на то, чтобы получить информацию, необходимую им для влияния на важные события в их жизни. Они также склонны разрабатывать конкретные и продуманные планы действий в различных ситуациях. Чувство адекватного контроля над ситуациями создает у человека эмоциональную стабильность и принятие ответственности за происходящее [21]. В течение жизни интроспективные личности развивают способность контролировать свои мысли и поведение и в конечном итоге более эффективно справляются со стрессом (18).Многочисленные исследования подтвердили, что существует возрастная закономерность в развитии психологического копинга. Тенденция сознательно решать проблемы и справляться с возникающими трудностями, наряду с ориентацией на внутренний локус контроля, характерна для зрелой личности, тогда как проактивный психологический копинг чаще развивается в более молодом возрасте.По мнению Л.И. Дементий, личностный локус контроля приводит к снижению реактивности на стрессовые ситуации, в результате чего формируются эффективные индивидуальные ресурсы для преодоления стресса [18].Предрасположенность к оптимизму/пессимизму. Эти черты личности проявляются как устойчивые черты, связанные с общими ожиданиями индивида в отношении будущего. Оптимизм связан с ожиданиями позитивных и приятных событий в жизни индивида в будущем, а пессимизм, наоборот, характеризует ожидания индивида негативных и неприятных событий в будущем [19].Согласно психологическому подходу в нашей стране и за рубежом, эти черты личности условно понимаются как "врожденные", т.е. как результат развития личности в детстве, первом этапе социализации. На склонность к оптимистическим или пессимистическим ожиданиям влияют ранний опыт, особенности внешней ситуации развития (характеристики семьи и среды воспитания) и активность субъекта.Однако существует и возрастная динамика этих характеристик. Например, исследования с использованием близнецового метода показали, что ранние характеристики развития существенно влияют на развитие оптимистического отношения, однако показатели оптимизма значительно выше у испытуемых старшего возраста по сравнению с испытуемыми среднего возраста.Более того, когда мы говорим о характеристиках окружающей среды и их влиянии на межличностный оптимизм/пессимизм, мы можем сослаться на исследования, показывающие, что хронический и постоянный стресс приводит к значительному снижению уровня личного оптимизма. Люди, склонные оптимистично смотреть в будущее, чаще, чем пессимисты, верят в возможность достижения желаемых результатов и, следовательно, чаще позитивно реагируют на невзгоды и проявляют настойчивость и упорство в достижении своих целей. Напротив, люди с пессимистическим настроем склонны иметь менее позитивные ожидания в отношении своих целей и реагировать на неблагоприятные обстоятельства пассивно или избегать их.В целом, люди с оптимистичным настроем склонны использовать адаптивные стратегии для преодоления жизненных трудностей и реже используют стратегии избегания или отрицания [20].Саморегуляция. Развитие навыков саморегуляции у человека включает в себя сложный многоступенчатый процесс инициации.Он включает в себя сложный многоступенчатый процесс построения психической деятельности и управления этой деятельностью для достижения осознанной и субъективно приемлемой цели деятельности.Процесс саморегуляции происходит через систему регуляторных механизмов, включающих планирование цели, моделирование необходимых условий для достижения цели, планирование системы поведения, направленного на достижение цели, оценку и изменение результатов деятельности.Отечественный исследователь В.И. Моросанова считает, что основным показателем уровня диверсификации жизненного пространства человека является его способность к построению сложной, осознанной и целенаправленной деятельности, т.е. осознанная саморегуляция, которая также может быть показателем личностной зрелости. Также важно не только иметь конкретное представление о желаемом результате, но и планировать и осуществлять конкретные действия по его достижению, исходя из реальных обстоятельств достижения [ 11].Мотивация Характеристики мотивационной сферы личности являются одним из важнейших ресурсов для преодоления стресса. В общем случае мотивация — это внутреннее побуждение индивида к деятельности (поведению), которое определяет субъективную личную заинтересованность человека в выполнении этой деятельности. Однако следует отметить, что в настоящее время мотивация как психический феномен понимается разными исследователями по-разному [21].Так, например, в русле западной психологии мотивацию исследуют через совокупность факторов, которые поддерживают и направляют поведение (исследования К. Мадсена, Ж. Годфруа). Работы В.К. Вилюнас направлены на исследование мотивации как единой сложной система процессов, основной задачей которых является запуск целенаправленной деятельности.Отечественный психолог К.К. Платонов, в свою очередь, изучает мотивацию через набор лежащих в ее основе мотивов. М.Ш. Магомед- Эминов исследует побуждение, которое побуждает человека к активности ихарактеризует направленность этой активности. Психолог И.А. Джидарьян понимает мотивацию как сам процесс действия конкретного мотива и как механизм, который отвечает за возникновение, направление и выбор способов реализации конкретных форм целенаправленной деятельности человека.В контексте данной работы мы понимаем мотивацию через совокупность наиболее значимых мотивов деятельности. В рамках изучения ресурсов совладания со стрессом наиболее важными для изучения мотивами являются мотив «избегания неудачи» и мотив «надежды на успех», а также мотив «поддержки с опорой на себя» и мотив «поддержки с опорой на других», мотив «гибкости», а также т.н. мотив «творческой направленности». Такие парные мотивы, соответственно, образуют типы мотивации: мотивация достижения, мотивация самоактуализации и мотивация творчества [21].Рассмотрим функцию наиболее значимого в контексте стрессоустойчивости мотивации достижения. Преобладание в структуре мотивационной сферы личности мотива «надежды на успех» предполагает, что человек в ходе какой-либо деятельности ориентируется преимущественно на положительном ее исходе. Люди с выраженным мотивом на успех ожидают успешного достижения результатов, эффективного выполнения поставленных задач. Такая направленность мотивации способствует более успешному совладанию со стрессом и признается едва ли не самым эффективным механизмом в стрессовой ситуации.Напротив, преобладание мотива «избегания неудачи» проявляется в ожидании неудачного исхода в ходе выполнения деятельности, ощущении собственной неуспешности и неспособности достичь желаемого. Такая склонность избегать негативного исхода неудачи способна подталкивать человека к более старательному выполнению деятельности, однако в такой ситуации возникает эмоциональное напряжение, тревога, переутомляемость, ощущение фрустрации.Мотив «поддержки с опорой на себя» характеризует человека, который склонен при достижении поставленных целей максимально задействовать все собственные внутренние ресурсы и способности. Такие люди, как правило, не обращаются к помощи других людей и стремятся выполнить работу самостоятельно. Люди с выраженным мотивом опоры на себя с большей вероятностью рассматривают стрессовые ситуации в качестве самоиспытания. Если же у человека в структуре мотивационной сферы преобладает мотив «поддержки с опорой на других», то ресурсом успешности выполнения деятельности в этом случае будет являться социум. Внешняя ситуация воспринимается таким человеком как источник успеха, он черпает от других людей идеи и возможности и эффективно использует их. Стрессоустойчивость личности в большей мере связана с «поддержкой с опорой на себя», однако в том случае, если человек отрицает помощь других людей в сложной ситуации, это может привести к более острому переживанию стресса и к большей склонности реагировать на воздействия стрессовых факторов.Мотивация творчества – это направленность человека при выполнении какого-либо вида деятельности, прежде всего, на творческую активность. Люди с преобладанием мотива творчества способны действовать нестандартно, выходить на рамки ситуации [17]. Мотив «гибкости» же проявляется в склонности человека к использованию сразу нескольких известных ему вариантов поведения. Люди с преобладанием мотива гибкости стараются изучить все возможности возникшей ситуации, все множество вариантов действий, они также крайне лабильны и гибки в ситуации взаимодействия с окружающими, особенно в конфликтных ситуациях, демонстрируют высокую адаптивность в изменяющихся условиях, в том числе в стрессовых ситуациях [17].Тревожность Тревожность как черта личности - это склонность людей к переживанию стрессовых ситуаций, которая связана с низким порогом возникновения тревожных реакций. Она снижает способность справляться со стрессом и преодолевать невзгоды. Тревожные люди сильнее реагируют на стрессоры, испытывают больше фрустрации и страха и имеют более низкие адаптационные возможности.Склонность к гневу. Эта черта личности связана с частыми проявлениями гнева, ярости и раздражительности и характеризуется пограничными уровнями этих эмоций и состояний. Раздражительные люди считаются более уязвимыми к стрессу, чем благонамеренные люди со здоровым чувством юмора [13].Таким образом, психологическая помощь в преодолении социально – стрессовых расстройств через личностные ресурсы, противостоящие стрессу, - это относительно стабильные качества и характеристики человека, способствующие развитию механизмов и методов преодоления стресса. Чем выше уровень развития личности, тем лучше человек способен справляться с жизненными трудностями и адаптироваться к стрессовым ситуациям. Личностные ресурсы обычно включают показатели мотивации и ценностей личности, набор знаний, навыков и умений, приобретенных в течение жизни, а также черты личности, характеристики и качества, которые позволяют человеку пережить негативные последствия стресса. К таким чертам личности относятся жизнестойкость, целеустремленность, оптимизм, характеристики самооценки, локус контроля и (уровень духовного развития, способность к эмпатии и рефлексии, характеристики самосознания, настойчивость).Эти личностные качества минимизируют или уравновешивают воздействие стрессовых факторов, столь важных в оказании психологическая помощи в преодолении социально – стрессовых расстройств, помогают справиться с ними, способствуют адаптации и повышают толерантность к стрессу. Недостаточное развитие этих качеств личности может привести к развитию дезадаптивных форм поведения, социальной изоляции и даже дезинтеграции личности.Глава 2. Программа исследования2.1 Цель, задачи, предмет, объект, гипотезы исследованияВ целях оказания психологической помощи для преодоления социально- стрессовых расстройств в эмпирическом исследовании приняли участие 36 студентов инженерных и естественных наук. Из них 9 девушки и 27 юношей в возрасте от 19 до 20 лет. Для проведения эмпирического исследования использовались пять психодиагностических методик. Для измерения феноменологической структуры переживания стресса использовалась шкала психологического стресса PSM25, адаптированная А.Н. Водопьяновой. Для определения уровня жизненного стресса использовалась методика Т. Холмса и Р. Рейджа. Для диагностики характеристик "активно-деятельностного" и "коммуникативного" аспектов темперамента использовался опросник В.М. Русалова на типичные и динамичные черты личности. Для измерения способности сохранять внутреннее равновесие и выживать в стрессовых ситуациях без снижения уровня успешной деятельности использовался тест на выносливость Д.А. Леонтьева, адаптированный С. Мадди, В.Г. Грязевой-Добшинской, А.С. Мальцевой. Для определения отношения к различным видам личного жизненного выбора использовался опросник "Типы личного выбора".Целью исследования в оказании психологической помощи для преодоления социально- стрессовых расстройств, было определение ресурсов устойчивости испытуемых к стрессу. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:1. выявить стрессовые переживания студентов и характеристики состава стресса;2. выявить особенности психодинамических характеристик студентов;3. выявить характеристики личностных особенностей студентов;4. выявить различия в психологических и личностных особенностях на разных уровнях переживания стресса;5. выявить различия психодинамических особенностей и личностных черт у студентов с разным уровнем переживания стресса.Предметом данного исследования являются психологические и личностные ресурсы стрессоустойчивости студентов.Объектом настоящего исследования является стрессоустойчивость испытуемых.Гипотезы исследования.1. Существуют различия в личностных и психодинамических ресурсах стрессоустойчивости у испытуемых с разным уровнем переживания кризисной ситуации.2. Субъекты с разным уровнем переживания стрессовых ситуаций различаются по личностным и психодинамическим ресурсам стрессоустойчивости.2.2 Методы исследования«Шкала психологического стресса PSM25» в адаптации А.Н. ВодопьяновойШкала PSM25 Лемура-Тесье-Филлиона (Lemyr-Tessier-Fillion) предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса [ 19].Цель этой методики - измерить чувство тревоги с помощью физических, поведенческих и аффективных показателей. Методика была первоначально разработана во Франции, а затем переведена и валидирована в Великобритании, Испании и Японии [ 19].Авторы, разработавшие эту методику, стремились нивелировать недостатки традиционных методов изучения стрессоров, которые в основном направлены на косвенное измерение психологического напряжения, вызванного стрессорами или патологическими симптомами, такими как тревога, депрессия и фрустрация. Некоторые методы направлены на измерение стресса как физического состояния психического напряжения; Lemours-Thesier-Fillion разработал опросник для описания стрессового состояния человека (таким образом, чтобы не нужно было определять такие переменные, как патологические состояния и стрессоры) и попытался устранить методологические несоответствия в методике.Вопросы были разработаны для здоровых людей в возрасте 18-65 лет, охватывая различные профессиональные группы. Это свидетельствует о том, что метод является универсальным и может быть применен к различным возрастным и профессиональным выборкам здоровых лиц.В России Н.Е. Водопьянова апробировала метод на выборке из 500 преподавателей, студентов и работников торговли.Метод состоит из 25 утверждений, описывающих психическое состояние испытуемого, которые оцениваются по восьмибалльной шкале. После того, как испытуемый ответил на вопросы, рассчитывается интегративный индекс эмоциональной переработки (ИЭП) - сумма всех ответов.Показатель IEP, равный 155 и выше, может свидетельствовать о высоком стрессе, состоянии психологической дезадаптации или дистресса, необходимости использования различных средств и методов для снижения нервно-психического напряжения, психологической разрядке, необходимости изменения мышления и образа жизни.Если НТК колеблется в пределах от 154 до 100 баллов, то уровень стресса умеренный.НТК менее 100 баллов указывает на состояние психологической адаптации к профессиональному стрессу.Некоторые исследования показали, что PSM обладает адекватными психометрическими свойствами: были обнаружены корреляции между интегральным индексом PSM и шкалой тревожности Спилбергера (r = 0,73) и опросником депрессии Бека (r = 0,75). Величина этих корреляций объясняется общим опытом эмоциональных расстройств и депрессии. Однако несколько исследований валидности показывают, что PSM концептуально отличается от методов обследования тревоги и депрессии [ 19].«Тест на стрессоустойчивость. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. РагеДоктор Холмс и доктор Рейдж изучили связь между заболеваниями (включая инфекции и травмы) и различными стрессовыми жизненными событиями у более чем 5 000 пациентов. Они пришли к выводу, что 151 физическое и психическое заболевание обычно возникает перед серьезными жизненными изменениями.На основе этого исследования была разработана шкала, в которой люди давали определенную оценку важным жизненным событиям в зависимости от уровня стресса, который они вызвали.Особенностью этой шкалы является то, что уровень стресса от события определяется только интенсивностью переживания и не имеет знака. Таким образом, считается, что болезнь и свадьба имеют одинаковый уровень стресса.Исследования показали, что при оценке в 150 баллов вероятность заболевания возрастает до 50%, а при 300 - до 90%.Шкала состоит из списка травмирующих событий, отсортированных по уровню стресса.Итоговый балл по шкале определяет фактический уровень стресса испытуемого.Этот балл сравнивается с известным уровнем пережитого стресса.Менее 150 - умеренно высокая стрессоустойчивость; 150-199 - высокая устойчивость; 200-299 - пограничная устойчивость; 300 и выше - низкая (уязвимая). «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» В.М.РусаловаЦель этого опросника - диагностика "инициативности и активности" и "коммуникабельности" темперамента. В нем 105 вопросов, каждый из которых относится к одной из девяти шкал. В опроснике 105 вопросов, каждый из которых относится к одной из девяти шкал, по 12 вопросов для каждой из восьми шкал и девять вопросов для девятой шкалы (социальная желательность). Можно проводить индивидуальные и групповые опросы, время проведения не ограничено.Шкалы ОСТ следующие.1. Гуманистический субъект - отражает активность индивида в наиболее обобщенной форме. То есть выраженную потребность в завоевании целевого мира, наличие или отсутствие стремления к активности, напряженной умственной и физической работе, а также тонус и степень участия в процессе деятельности.2. Социальная потребность - связана с потребностью в социальных контактах, стремлением к освоению форм социальной активности, лидерству, общению и достижению высокого статуса в завоевании мира через общение.3. Пластичность - выражается в скорости перехода от одного вида деятельности к другому в процессе взаимодействия с целевой средой, в переходе от одной формы мышления к другой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм целевой деятельности.4. Социальная пластичность - включает вопросы, направленные на изучение легкости или трудности перехода от одного человека к другому в процессе общения, а также тенденции к разнообразному графику общения.5. Скорость или ритм - включает вопросы о скорости моторных движений при выполнении целевой деятельности.6. Социальный ритм - включает вопросы, направленные на определение скорости, характеризующей вербальные двигательные акты в процессе общения.7. Эмоциональность - включает вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность и восприимчивость к неудачам при выполнении задания.8.Социоэмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в сфере общения.9. Контрольная шкала "К" (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы, касающиеся прямоты и искренности высказываний. Баллы 12-25 соответствуют самому низкому значению каждой шкалы. Баллы 26-34 соответствуют среднему значению по каждой шкале, а баллы 35-48 - высокому значению по каждой шкале [ 19].2.3 Уровень переживания стресса и стрессонаполненности жизни, особенности психодинамических и личностных свойств субъектовВ опросе приняли участие 36 студентов, учащихся на технических и естественнонаучных специальностях. Из них 9 девушки и 27 юношей, возрастом 19-20 лет.В данном параграфе последовательно описаны характеристики выборки исследования в отношении психодинамических и личностных особенностей, уровня переживания стресса и степени стресса в жизни.Для измерения феноменологической структуры переживания стресса использовалась шкала психологического стресса PSM25 А.Н. Водопьяновой.Результаты диагностики 36 студентов представлены в таблице 2.Таблица 2Результаты диагностики феноменологической структуры переживаний стрессаПервичные статистикиУровень переживания стрессаСреднее значение81,6σ27,8Норма100-154Таким образом, средний уровень переживания стресса в представленной выборке ниже нормы. Это говорит о том, что студенты психологически адаптированы к рабочему стрессу.Для измерения стрессоустойчивости и социальной адаптации мы использовали методику "Стрессоустойчивость и социальная адаптация" Т. Холмса и Р. Рейджа.Результаты диагностики студентов представлены в таблице 3 со следующими результатами.Таблица 3Результаты диагностики стрессонаполненности жизниПервичные статистикиУровень стрессонаполненности жизниСреднее значение291,3σ236,2Норма200-299Таким образом, средние значение стрессонаполненности жизни в представленной выборке находятся в пределах нормы. Значение сигмы близкое к среднему значению показателя стрессонаполненности жизни говорит о том, что студенты в представленной выборке обладают очень разным уровнем стрессонаполненности жизни: от низкого до очень высокого. Для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента использовался опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова.По результатам исследования, были получены следующие результаты, представленные в Таблице 4.Таблица 4Результаты диагностики формально-динамических свойств индивидуальностиПервичные статистикиЭргичностьСоциальная эргичностьПластичностьСоциальная пластичностьТемпСоциальный темпЭмоциональностьСоциальная эмоциональностьСреднеезначение6,046,937,395,67,988,024,795,49σ3,152,893,412,483,022,733,423,4Норма5-85-85-85-85-85-85-85-8Таким образом, средние баллы по всем шкалам находились в пределах нормы. Это говорит о том, что во всех областях (психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной) студенты имеют средние показатели. Это означает, что средняя потребность в завоевании целевого мира, средние усилия для умственного и физического тяжелого труда, средняя потребность в социальных контактах, усилия для лидерства, социальные навыки, средние усилия для работы более высокого уровня, средняя эмоциональность в сфере общения, средние неудачи в чувствительности к общению, адекватное восприятие своего поведения, средний темп поведения, средняя мера в поведении, средний темперамент.Для измерения компонентов жизнестойкости и общего уровня жизнестойкости использовалась методика "Тест жизнестойкости" Д.А. Леонтьева.По результатам диагностики у студентов были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 5.Таблица 5Результаты диагностики жизнестойкостиПервичныестатистикиКонтрольПринятие рискаВовлеченностьЖизнестойкостьСреднее значение31,418,1335,1684,67σ8,664,468,7919,43Норма21- 139-1829-4662-99Таким образом, средние баллы по данной методике находятся в пределах нормы. Это говорит о том, что по шкале "контроль" студенты уверены, что могут контролировать ситуации при необходимости, они ставят перед собой труднодостижимые цели и стараются их достичь, они уверены, что могут сделать то, что запланировали, они настойчивы и выносливы и могут влиять на исход того, что происходит вокруг них, и они уверены, что могут влиять на исход того, что происходит вокруг них. В целом, эти люди чувствуют, что они хозяева своей жизни. По шкале "принятие риска" они считают, что все, что с ними происходит, будь то положительное или отрицательное, будет способствовать их личностному росту благодаря знаниям, которые они получат в результате этого опыта. Люди, которые рассматривают жизнь как способ приобретения опыта, готовы действовать, даже если нет уверенной гарантии успеха. Они любят сюрпризы, интересуются жизнью и готовы пробовать смелые идеи. По шкале вовлеченности студенты с сильным элементом вовлеченности получают удовольствие от собственной деятельности. Они всегда заняты, получают удовольствие от работы, современны и любят знакомиться с новыми людьми.Для диагностики индивидуального отношения к различным типам жизненных выборов был использован опросник "Типология жизненных выборов личности" В.Г. Грязевой-Добшинской и А.С. Мальцевой.В результате исследования были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 6.Таблица 6Результаты диагностики выбора жизненного пути личностиПервичные статистикиРПВСОПВТСреднее значение9,6910,92σ2,833,08Норма10,811,6Условные обозначения: РПВС – рефлексия и поддержка внутренней сложности; ОПВТ - осознания и принятия внешней трудностиТаким образом, среднее значение шкалы находится в пределах нормы. В соответствии с отношением к выявленным типам выбора личного жизненного пути группа студентов, участвовавших в опросе, была разделена на четыре группы. У 12 студентов (14%) было творческое отношение к личному жизненному пути, у 24 студентов (29%) - реалистическое отношение к личному жизненному пути, у 11 студентов (13%) - ценностное отношение к личному жизненному пути и у 13 студентов (44%) - гедонистическое отношение к личному жизненному пути. Результаты представлены на рисунке 1.Это показывает, что в представленной здесь выборке студентов большинство студентов имеют гедонистическое отношение к выбору личного жизненного пути. Большинство студентов делают все только ради удовольствия, и для них удовольствие является высшим благом и целью жизни. Меньшинство имеет установку на выбор творческих ценностей и жизненных путей: студенты университета менее склонны выбирать сложные и нетрадиционные жизненные стратегии.13%14%44%Гедоистический типРеалистический типТворческий тип Ценностный тип29%Рисунок 1 – Результаты диагностики типологии личностного выбора жизненного пути по методике В.Г. Грязевевой- Добшинской, А.С. МальцевойКроме того, для обоснования выбора критериев для статистической обработки данных психологической диагностики использовался критерий Колмогорова-Смирнова. Результаты представлены в таблице 7.Таблица 7Результаты исследования нормальности распределения всех шкалСвойства субъектовШкалыЗначение Z Колмогорова – СмирноваУровень значимостиПсиходинамическиеПереживание стресса0,1060,021Стрессонаполненность0,1310,001Эргичность0,1170,050Социальная эргичность0,1170,001Пластичность0,1180,006Социальная пластичность0,1610,000Темп0,1530,000Социальный темп0,1460,000Эмоциональность0,1270,002Социальная эмоциональность0,1190,005ЛичностныеВовлеченность0,1050,024Контроль0,0530,200Принятие риска0,1010,034Жизнестойкость0,0480,200РВПС0,0970,050ОПВТ0,1200,005Описание:RLSS - осознание и принятие внешних трудностей.Наблюдались статистически значимые отличия от нормального распределения по всем шкалам для всех методик. Эти результаты дают основание для использования непараметрических критериев.Выводы1) Результаты проведенного эмпирического исследования в оказании психологической помощи в преодолении социально – стрессовых расстройств показывают, что уровень стресса, испытываемого выборкой, ниже нормы, а уровень стрессоустойчивости в жизни находится в пределах нормы. Это говорит о том, что студенты университета психологически адаптированы к рабочему стрессу и что стрессоустойчивость студентов может снижаться или повышаться с увеличением стрессовых ситуаций в их жизни.2) Результаты показывают, что уровень психодинамических характеристик студентов находится в пределах нормы, так среднее стремление к покорению предметного мира, среднее стремление к умственному и физическому тяжелому труду, среднее стремление к социальным контактам, среднее стремление к лидерству и общительности, стремление к более высокой должности, средняя коммуникация эмоций в общении, средняя чувствительность к неудачам в общении, адекватное восприятие своего поведения, средняя скорость поведения3) Результаты эмпирического исследования показывают, что уровень личностных качеств студентов находится в пределах нормы. Это говорит о том, что студенты в необходимой степени контролируют ситуацию, ставят перед собой труднодостижимые цели, стараются их достичь, уверены, что смогут сделать все задуманное, и большинство из них делают гедонистический выбор своего личного жизненного пути. Большинство студентов делают все исключительно ради удовольствия, и для них удовольствие является высшим благом и целью жизни.4) Сравнительный анализ когнитивных способностей и личностных особенностей лиц с разным уровнем опыта пребывания в стрессовых и кризисных ситуациях показал статистически значимые различия по темпу, эмоциональности, социально-эмоциональному поведению и всем показателям жизнестойкости.Студенты, испытавшие больше стресса, имели более высокие показатели по шкале "скорость", более низкие показатели по шкале "эмоции", более низкие показатели по шкале "социальная эмоциональность" и более низкие показатели по всем показателям жизнестойкости.По шкале "скорость", более низкие показатели по шкале "эмоции", более низкие показатели по шкале "социальная эмоциональность" и более низкие показатели по всем показателям жизнестойкости. Корреляционный анализ показал, что принятие риска было источником стресса для людей с высоким уровнем пережитого стресса, а приверженность и общие показатели жизнестойкости - для людей с низким уровнем пережитого стресса.Сравнительный анализ умственных способностей и личностных качеств испытуемых с разным уровнем жизненного стресса показал статистически значимые различия по шкалам: пластичность, социальные эмоции и "отражение сложности и внутренняя поддержка".Было установлено, что студенты с высоким уровнем стресса в жизни имеют более низкие показатели по шкалам: пластичность, социально-эмоциональная и "отражение и поддержка внутренней сложности" по сравнению с группой 2. На основе корреляционного анализа было установлено, что у испытуемых с высоким уровнем жизненного стресса наблюдались эргономичность, социальная эргономичность, вовлеченность, контроль, принятие риска и жизнестойкость, а у испытуемых с низким уровнем жизненного стресса - вовлеченность, контроль и жизнестойкость.ЗАКЛЮЧЕНИЕПсиходинамические и личностные ресурсы стрессоустойчивости в оказании психологической помощи в преодолении социально – стрессовых расстройств у субъектов являются на сегодняшний день актуальным феноменом. На данный момент исследователи рассматривают психодинамические и личностные ресурсы стрессоустойчивости как отдельные характеристики личности.В теоретической части работы рассматривалась теоретическая база изучаемых явлений: сравнение отечественных и зарубежных исследований по стрессу, психофизиологические и психодинамические ресурсы стрессоустойчивости субъектов, личностные ресурсы стрессоустойчивости субъектов.Целью работы психологической помощи в преодолении социально – стрессовых расстройств являлось исследование различий и взаимосвязей данных ресурсов стрессоустойчивости у студентов.В результате данного исследования было установлено, что уровень психодинамических и личностных свойств у студентов находится в пределах нормы. По результатам сравнительного анализа данных свойств у студентов с разным уровнем переживания стрессовых, критических ситуаций выявлены статистически значимые различия по показателям: темп, эмоциональность, социальная эмоциональность и по всем показателям жизнестойкости. Также было установлено, что для субъектов с высоким уровнем переживания стресса ресурсами стрессоустойчивости является принятие риска, а для субъектов с низким уровнем переживания стресса – вовлеченность и общий показатель жизнестойкости. По результатам сравнительного анализа психодинамических и личностных свойств у субъектов с разным уровнем стрессонаполненности жизни выявлены статистически значимые различия по шкалам: пластичность, социальная эмоциональность и «рефлексия и поддержка внутренней сложности». Также было установлено, что для субъектов с высоким уровнем стрессонаполненности жизни ресурсами являются - эргичность, социальная эргичность, вовлеченость, контроль, принятие риска и жизнестойкость, а для субъектов с низким уровнем стрессонаполненности жизни являются - вовлеченность, контроль и жизнестойкость.Полученные результаты данного исследования на практике могут применяться в различных профессиональных областях. Таких, как модернизирующиеся и инновационные предприятия, силовых структурах и ведомствах, в образовательных учреждениях разного вида, в подготовке спортсменов на соревнования разного уровня.Дальнейшие исследования в данном направлении могли бы быть улучшены за счет увеличения выборки и проведения исследования на разных профессиональных выборках.Таким образом задачи данного исследования выполнены, цель, заключавшаяся в исследовании различий и взаимосвязей психодинамических и личностных ресурсах стрессоустойчивости, достигнута.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫА.Н. Леонтьев и современная психология / ред. А.В. Запорожец. - М.: Московский Университет, 1983. - 288 c.Ананьев, Б.Г. Очерки истории русской психологии 18 и 19 веков / Б.Г. Ананьев. - М.: Госполитиздат, 1986. – 168Бауманн, У. Клиническая психология / ред. М. Перре, У. Бауманн. - М.: СПб: Питер; Издание 2-е, перераб., 2006. - 830 c.Бехтерев, В.М. Избранные труды по психологии личности / В.М. Бехтерев. - М.: СПб: Алетейя, 1999. - 510 c.Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2001. - 176 c. Выготский Педагогическая психология / Выготский, Лев. - М.: АСТ, 2008. - 672 c. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введеие в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Московский Университет, 1988. - 320 c.Глотова, Г.А. Актуальные проблемы клинической психологии в современном здравоохранении / ред. С.И. Блохина, Г.А. Глотова. - М.: Екатеринбург: СВ-96, 2004. - 368 c.Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии: Учебное пособие / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2006. - 224 c.Джемсон, Л. Очерк психологии / Л. Джемсон. - М.: Госиздат, 1997. - 164 c.Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - М.: СПб: Питер; Издание 2-е, испр. и перераб., 2008. - 512 c.Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. - М.: МПСИ; Издание 4-е, испр., 2006. - 336 c.Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 476 c. Калинин, С. И. Компьютерная обработка данных для психологов / С.И. Калинин. - М.: Речь, 2002. - 136 c.Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии / В.Н. Карандашев. - М.: СПб: Питер, 2008. - 256 c.Левитов, Н.Д. Вопросы психологии характера / Н.Д. Левитов. - М.: Современный гуманитарный университет, 2009. - 293 c.Логвиненко, А. Д. Измерения в психологии: математические основы / А.Д. Логвиненко. - Москва: Высшая школа, 1993. - 480 c.Мастюкова, Е. М. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М.: Владос, 2001. - 368 c.Панов, В.И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие / В.И. Панов. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 184 c.Полонников, А. А. Очерки методики преподавания психологии. Системно-ситуационный анализ психологического взаимодействия / А.А. Полонников. - М.: Европейский гуманитарный университет, 2001. - 128 c. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога. Книга 2 / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2006. - 477 c.Сандомирский, М.Е. Защита от стресса. Работа с подсознанием / М.Е. Сандомирский. - М.: СПб: Питер; Издание 2-е, 2009. - 304 c. Скрипюк, И.И. Организационная психология / ред. Л.В. Винокуров, И.И. Скрипюк. - М.: СПб: Питер, 2001. - 512 c.Смирнова, А. Естественнонаучные основы психологии / А. Смирнова. - М.: Педагогика, 1978. - 368 c.Ушакова, Д. В. Когнитивная психология / Под редакцией В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 480 c.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X