Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Розалия Мухтаровна Шайбакова

Функциональная грамотность на уроках биологии

скачать документ

Вернуться назад

Функциональная грамотность обучающихся на уроках биологии.«Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию». Я.А.КоменскийНа современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Как научить ребенка разбираться в большом потоке информации, которую он получает ежедневно? Сегодня учащимся приходится учить огромное количество сложного, зачастую непонятного материала по всем учебным предметам. Встает целый ряд вопросов:•Как помочь усвоить этот материал?•Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников?•Как вовлечь учеников в образовательный процесс?•Как научить учиться?Эти вопросы постоянно задает себе каждый учитель. Ученые проводят объемные исследования о путях изменения характера обучения, о возможных способах превращения школьной рутины в увлекательный процесс. Учителя школ ищут способы, как сделать урок интересным и помочь ребенку полюбить школу, как место, где он открывает для себя сложный и прекрасный мир. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению. Очень важно воспитать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания ориентироваться в стремительном потоке информации. Все это требует сейчас иных, нетрадиционных подходов к приобретению знаний. Каждый учитель должен хорошо знать не только , чему учить, но и как учить, опираясь научную основу. Можно работать «по-старому», традиционно рассказывая детям параграф, читая лекцию. Но гораздо важнее научить их самих добывать знания. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но и уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека естественнонаучной грамотности на основе сохранения целостности социальной культуры.Главной целью образования становится «обеспечение самоопределения личности, создания условий для самореализации».Установлено, что предпосылкой развития компетенции личности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. Функциональная грамотность – степень подготовленности человека к выполнению возложенных или добровольно взятых на себя функций.Формирование функциональной грамотности на уроке – условие развития компетентностей учащихся.Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде заданий, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.Функциональная грамотность – способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.Наличие определенного уровня функциональной грамотности – предпосылка развития компетенции личности.Термин «компетенция» используется в сфере образования сравнительно недавно. Это понятие имеет отношение к области умений, и предусматривает способность личности применять личный опыт, знания, которые получены в период обучения в повседневной жизни, а также успешно адаптироваться в социуме.Многие педагоги в своей практике сталкивались с ситуациями, когда обучающийся:- получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;- не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;- при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.д.Исправить данную ситуацию можно, применив в своей деятельности технологию развития критического мышления, которая сравнительно недавно разработана и представлена педагогической общественности Критическое мышление – навык, который помогает ребёнку понять, для чего он учится, что и для чего он делает. Я применяю приёмы этой технологии в своей практике вот уже несколько лет. В основе развития критического мышления лежат три последовательных стадии урока: вызов – осмысление новой информации – рефлексия, и на каждой стадии используются различные приёмы в зависимости от темы урока, от учебных возможностей класса.1 Стадия – Вызов.Эта стадия похожа на актуализацию знаний в традиционном уроке, но приёмы и методы организации деятельности другие. Она позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить к активной работе. Ученик вспоминает всё, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.Приёмы стадии Вызов1. “Кластер”.2. Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.3. Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.4. “Дерево предсказаний”.5. “Ромашка Блума”.6. “Верные и неверные утверждения”.7. “Верите ли вы?”.8. “Корзина идей”.Чаще всего на своих уроках использую 3 приёма:1.Прием “Кластер” выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. 2.Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ"Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия.На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.3.Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”."Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.4.Прием “Корзина идей”Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.Обмен информацией проводится по следующем порядке:1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.2. Во-первых, каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).3. Во- вторых, происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.4. В- третьих, каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).5. В итоге все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Таким образом, в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. 2 стадия урока – Осмысление.На этой стадии учащийся вступает в контакт с новой информацией, самостоятельно и активно участвует в работе. Здесь использую такие приёмы, как: чтение текста с маркировкой по типу ИНСЕРТ, составление таблиц, работа с кластером, приём «Карусель». Эти приёмы можно использовать при любом способе подачи нового материала: чтении текста, просмотре видеофильма, презентации, объяснении учителя и т.д. Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах. 1 Маркировка текста по типу Инсерт.В дословном переводе с английского – означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. В идеале - Ученики читают текст параграфа и делают в нем соответствующие пометки: «V» - галочкой отмечают то, что известно; «+» - знаком «плюс» то, что не знал, но узнал из текста;«-» - знаком «минус» то, противоречит тому, что вы знали;«?» - вопросительный знак, если не понял, но возникло желание узнать о чем-то подробнее.Время на работу отводится в соответствии с объемом текста. Затем материал обсуждается, и информация заносится в кластер или таблицу.2 приём заполнение концептуальных таблиц, почини цепочку, найди лишнее 3 стадия – Рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.На этой стадии можно использовать приемы: кластер, эссе, синквейн (синквейн – это стихотворение пятистишие, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях).Прием «Синквейн» можно использовать на любом уроке – этот приём как подведение итогов урока. Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. На данном этапе приобретается важное умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Например, синквейн по теме «Стебель»: СтебельСложный, сильный.Проводит, запасает, удерживает.Важен в жизни растения, человека. Таким образом, на каждой стадии учащиеся выполняют ряд задач и в итоге достигают определенных образовательных целей.С точки зрения традиционного урока эти этапы, не представляют для учителя новизны. Вместо «вызова» более привычно для учителя – актуализация знаний. А «осмысление» - это изучение нового материала. Рефлексия в традиционном уроке – это первичное закрепление материала и итоги урока.Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности ученика.Теоретически всё просто, а на практике существуют определённые трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку, потому, что нет готовых методических разработок, не на каждом уроке можно применить данную технологию, и пожалуй, самое главное – это катастрофическая нехватка времени на уроке.А польза технологии очевидна. Школьник, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Он более успешен.Спасибо за внимание.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X