Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Сисина Римма Маратовна

Адаптация дошкольников в системе инклюзии

скачать документ

Вернуться назад

Адаптация дошкольников в системе инклюзииВ современной специальной дошкольной педагогике дети с отклонениями в психическом и физическом развитии рассматриваются как дети с особыми образовательными потребностями. Они нуждаются в «обходных путях» достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и образования.Помочь «особенному ребёнку» — значить вырастить из него эмоционально благополучного «обучаемого» человека. На помощь призван прийти инклюзивный подход, который предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.Инклюзивное образование – гибкая система, учитывающая потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.Суть инклюзии заключается в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребёнка, а не наоборот. При инклюзивном подходе преимущества получают все дети, а не особые группы. В западной системе образования инклюзивный подход развивается несколько десятилетий, в России данный принцип находится на этапе становления. Создание инклюзивных детских садов и школ гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей раннего и дошкольного возраста, а также их семей.Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.Длительность периода адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ зависит от многих причин:- от особенностей высшей нервной деятельности возраста ребенка;- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;- от состояния здоровья;- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в котором находится в ДОУ;- от разницы в методах воспитания.Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями, такими, как:Упрямство (причины):- перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;- привычная форма поведения избалованного ребенка;- своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):- отсутствие уважения взрослых к ребенку;-реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;-недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;- утомление от однообразной деятельности.Лживость (причины):- болезнь, страх наказания;- желание привлечь к себе внимание, хвастливость.Лень (причины):- неразумная воспитательная тактика родителей, стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия (бывает также, что у родителей не хватает терпения подождать, пока ребенок выполнит их просьбу и они все делают за него);-воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.Дети с ОВЗ, как правило, адаптируются к условиям ДОУ сложнее, чем их сверстники, они медленнее усваивают программу, работают в замедленном темпе, часто требуют особых условий пребывания, а также ухода. Не всегда эти ребята могут наладить контакт со сверстниками в силу физиологических и психологических особенностей.На сегодняшний день проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к дошкольному образовательному учреждению представляет собой немалый интерес как для воспитателей, так и для специалистов ДОУ, что обусловлено высокой актуальностью вопроса и острой потребностью практики обучения и воспитания данной категории детей.Процесс адаптации проходит не всегда благополучно у абсолютно здоровых детей, а тем более у детей, имеющих какие-то особенности здоровья и развития.Процесс адаптации включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций, которые зависят от многих факторов, психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий, созданных в дошкольном учреждении. Учитывая то, что с каждым годом количество детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается, вопросы адаптации таких детей встают достаточно остро.Существует ряд закономерностей, которые характерны для всех детей, переживающих период адаптации, но, следует отметить особенности, характерные именно для детей с ОВЗ, которые необходимо учитывать педагогам для эффективного взаимодействия с ребенком.Поступление в детский сад связано со значительными изменениями всего уклада жизни ребенка, а это влечет за собой изменение в психофизическом состоянии ребенка.Организм ребенка, имеющий особенности психического или физического развития, испытывает двойную нагрузку: включение компенсаторных функций и переживание стресса, связанного с процессом адаптации. Этим, чаще всего, и обусловлено более длительное и тяжелое прохождения адаптации к дошкольному учреждению.Задача всех сотрудников детского сада создать условия, которые бы помогли более плавному вхождению ребенка с ОВЗ в новые для него условия и ограждение его от сильнодействующих негативных стрессовых ситуаций в этот сложный для ребенка период.Необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая способствовала бы наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяя сформировать положительное отношение к детскому саду, а также навыки общения, прежде всего со сверстниками.Существует ряд факторов, которые влияют на процесс адаптации. Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Физически развитый здоровый ребенок любые стрессовые состояния переживает значительно легче. Любое нервное и соматическое ослабление тормозит адаптационные механизмы. Поэтому важно организовать условия для комфортного физического состояния ребенка. Одним из таких условий является режим. Правильный режим с чередованием деятельности и отдыха, своевременного полноценного питания, хорошего сна, обязательной ежедневной прогулки, проведением закаливающих процедур, использованием средств физической культуры с учетом доступности для детей с ОВЗ, посильной для дошкольников физической и умственной нагрузки на благоприятном эмоциональном фоне, способствует профилактике переутомления и снижению других неблагоприятных факторов. Работа по организации и поддержанию выверенного режима -это важнейшая задача педагогов и родителей, заботящихся о здоровье ребенка.Еще одним фактором, оказывающим воздействие на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, и особенности психофизического развития детей разных возрастных периодов. Этот фактор особенно важен, если период адаптации совпадает с возрастным кризисом и возникшими на этой основе невротическими формами поведения.Так же адаптация зависит от жизненного опыта и особенностей семейного воспитания ребенка. Ребенок из большой семьи, где есть бабушка и дедушка, тети и дяди, братья и сестры, умеющий выстраивать собственный стиль поведения с разными членами семьи, в группе легче идет на контакт с незнакомыми людьми, со сверстниками, с интересом исследует незнакомую обстановку.Следующий фактор - это эмоциональный фактор, важнейшая составляющая, которая является движущей силой успеха, стимулирует к переходу от одной фазы адаптации к другой и может кардинальным образом повлиять на ее ход.Немаловажное значение имеет и сформированность у детей с ОВЗ навыков самостоятельности. Здесь важно отметить доступность навыков самообслуживания для детей с разными ограничениями здоровья, но необходимость формирования этой самостоятельности на доступном для ребенка уровне.На первом этапе адаптации ребенка знакомят с педагогами, которые будут с ним работать, с педагогами знакомятся и родители ребенка.В этот момент важно сформировать доверительные отношения между участниками процесса, заинтересовать семью в сотрудничестве и участии.Именно на этом этапе педагоги советуют перестать волноваться самим родителям. Их волнение, несомненно, ощущают и перенимают дети.Специалистам необходимо составить индивидуальные программы сопровождения воспитанника. Программа адаптации детей с ОВЗ базируется на карте реабилитации: для каждого воспитанника психолог (и другие педагоги) определяют индивидуальный образовательный маршрут.На основании уже проведенных мероприятий составляется план работы ДОУ с родителями ребенка с ОВЗ.Работа с воспитанником, его семьей включает в себя разные мероприятия, помогающие комфортно, без потрясений для малыша адаптироваться к новой среде.Конечно, одна из форм работы с родителями ребенка с ОВЗ - родительские собрания, которые могут проходить в разных формах, но предпочтительнее - практико-ориентированные. Например, стоит активно включать в план родительских собраний тренинги и круглые столы, которые помогают родителю инструментально. Прорабатываются различные приемы взаимодействия с родителями, проигрываются проблемные ситуации. Специалисты дают советы родителям, касающиеся организации окружающего ребенка пространства в семье, закономерностей аномального развития и т.д.При работе педагогов с ребенком программа выстраивается согласно степени тяжести течения адаптации. На основании определения тяжести ее течения педагоги планируют корректирующую работу.Адаптация детей с ОВЗ в ДОУ может быть легкой степени, средней степени и тяжелой степени.В первом случае, при адаптации легкой степени, ребенок нормализует свое поведения за полторы-две недели пребывания в ДОУ. Адекватно, спокойно вести себя в коллективе он начинает в течении первого месяца пребывания в детском саду.При адаптации средней тяжести сдвиги в эмоциональном состоянии ребенка и его поведении нормализуются примерно за полтора месяца, не менее. Специалисты отмечают, что в этот момент вес ребенка может снизиться. За первый месяц пребывания в детском саду воспитанник переносит однократное заболевание, обычно, не сопровождающееся осложнениями.При адаптации тяжелой степени у отдельных воспитанников развиваются повторные заболевания. Обычно это респираторные болезни, которые могут осложняться отитом/пневмонией/бронхитом. Вес малыша колеблется. Тяжелая адаптация всегда сказывается на маркерах здоровья. Сам период адаптации может затянуться до полугода.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X