Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Пересецкая Валерия Львовна

«Формирование основных музыкально-исполнительских навыков на начальном этапе обучения в классе фортепиано»

скачать документ

Вернуться назад

Методическая разработка«Формирование основных музыкально-исполнительских навыков на начальном этапе обучения в классе фортепиано»Пересецкая Валерия Львовна, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств г. Нерюнгри (МБУ ДО ДШИ г.Нерюнгри). Музыкальная школа является первой профессиональной ступенью в воспитании юного музыканта. Поэтому процесс обучения  должен быть направлен на передачу определенных знаний, умений и навыков, на раскрытие творческих способностей ребенка и таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность мышления, фантазия, т.е. всего того, что относится к индивидуальности человека. Также ребенок должен научиться управлять своим пианистическим аппаратом. Немаловажную роль в этом процессе сыграют характер ребенка, его психика, его умение мыслить, работоспособность, желание преодолевать трудности и добиваться успехов. Поэтому очень важно стремиться всё время держать ребёнка в заинтересованном состоянии, постоянно развивать его воображение и мотивировать на успешное обучение.Давайте рассмотрим наиболее важные навыки, на которые следует обратить внимание на начальном этапе.В этот период обучение носит игровой характер. Игровые формы работы  активизируют творческую фантазию ребенка, помогают сделать процесс обучения более увлекательным. В своей практике, при ознакомлении с нотным станом, скрипичным ключом, правописанием нот, обычно использую сказочный сюжет. Так же прошу ученика нарисовать, например теремок ( когда на 5 пальчиков ставим руку) или избушку, которую мы строим на 3-ьем пальце, или короля и королеву ( скрипичный ключ и ноту соль) и нотки- их придворные в разноцветных одеждах. Т.к. в этом возрасте(6-7лет) дети не могут сами сделать качественный рисунок, то очень хорошо, когда им помогают в этом родители. Очень важно, чтобы, хотя бы на начальном этапе обучения, родители были соучастниками образовательного процесса, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким и тогда ему легче будет справляться с возникающими трудностями.Уже с первых упражнений по организации игрового аппарата третьим пальцем надо учить ученика извлекать глубокий звук, учить проговаривать каждую ноту. Это позволит добиться хорошей артикуляции при исполнении. Одновременно необходимо развивать его слуховые навыки и навыки самоконтроля за качеством звукоизвлечения.Вот мы приступаем к игре простых песенок и попевок. Уже с этого момента можно подключать аккомпанемент к песенкам, который будет исполнять педагог, чтобы звучание песенки стало более красочным и интересным. Этот метод работы имеет огромное значение. Совершенно не сложно педагогу подобрать простой аккомпанемент, исходя из характера мелодии. В дальнейшем дети сами смогут подбирать такой простой аккомпанемент, начиная с одного баса. Все это так же можно сопровождать рисунками, стишками. Игра в 4 руки очень помогает в точности исполнения метра и ритма, развивает слуховые навыки, способствует развитию творческих способностей ребенка. Т.О. постепенно прививаются навыки ансамблевой игры. Это вносит живую струю в урок и что самое главное- нравится детям .Очень важен навык грамотного изучения нотного текста. Понятие нотного текста многогранно, оно включает в себя разные навыки, например, навык чтения с листа, счет, штрихи, аппликатура, игровые навыки.Желательно, чтобы ребенок сначала услышал то, что ему предстоит изучать. Поэтому педагог должен сыграть ему произведение. С самых первых уроков при работе над музыкальным произведением надо прививать ученику элементы грамотного музыкального мышления, т.е. разобрать с ним строение музыкальных фраз, определить в них смысловые вершины. Так же важен ритмический контроль, развивающий чувство единого дыхания и понимания целостности формы произведения. При разборе нотного текста нужно обязательно считать вслух, причем, в медленном темпе, ориентируясь на мелкие доли такта, а уже в дальнейшем, в подвижном темпе– на крупные доли.Известно, что исполнительство и речь тесно связаны друг с другом. При счете или при подтекстовке нужно развивать и речевые навыки ученика, помогать ему сочетать слово и движение. Те дети, которые не хотят считать вслух по разным причинам ( ленятся, стесняются или по другим причинам) в дальнейшем трудно адаптируются в ритмических фигурациях, а кроме того, зачастую они не могут даже правильно сказать слова счета (путают последовательность долей, пропускают «И»). И причина этого- отсутствие навыка арифметического счета.Надо учить ученика правильному соотношению длительностей во времени, т.е. точному выдерживанию длительностей нот и пауз. Как писала Н.А.Любомудрова : «надо играть в ритмическом отношении точно, не допуская в этой области никаких послаблений, поскольку любые упражнения вне ритма следует признать нецелесообразными».Чувство ритма- это умение играть метрически точно и ритмически ровно. Выработке чувства ритма помогает арифметический устный счет, игра с акцентировкой, ощущение дирижерского взмаха во время исполнения, подтекстовки, сольфеджирование или проговаривание нот, прохлопывание ритмического рисунка.Работая над произведением, очень важно привлечь внимание ученика и посвятить определенное время заучиванию и запоминанию движения рук, тесно связанных с точным исполнением указаний, касающихся фразировки, дыхания, штрихов. Нужно приучать ученика к точности снятия рук. Это движение руки в дальнейшем будет одним из основных двигательных приемов. С некоторыми детьми я сначала отрабатываю движения отдельными руками в медленном темпе. Затем, играя двумя руками, следует координировать движения, добиваясь уверенности и свободы. Неправильные игровые движения влияют на качество звукоизвлечения, не позволяют руке дышать, а также мешают «все разложить по полочкам» при исполнении произведения.Поэтому, сначала лучше давать детям такие пьески, где можно закрепить навык одновременного снятия рук, т.к. это проще, чем когда не совпадает снятие рук. Когда этот навык хорошо закрепляется, можно переходить к более сложным игровым навыкам.Хорошим подспорьем при разборе нотного текста является навык чтения с листа. Польза его огромна: и в работе на уроке и в домашней работе. Для того, чтобы этот процесс быть деятельным, мы должны:- научить ученика смотреть вперед, чтобы глаза опережали то, что он должен сыграть в данный момент. Сначала мы учим его видеть в нотном тексте следующую ноту, затем 2 и т.д. Постепенно зрительный диапазон охвата текста будет расширяться.-вторым, немаловажным условием при формировании навыка чтения с листа является неотрывность взгляда от нотного текста или точнее, минимальный отрыв глаз от текста. Начинающие ученики часто теряют ориентир в тексте, поэтому я им поначалу помогаю: с карандашом в руках показываю ту ноту, которую они играют. Постепенно у них будет формироваться умение играть, не глядя на клавиши. Большую роль играет освоение аппликатурных навыков. Необходимо воспитывать в учениках сознательное отношение к аппликатуре. Мы должны научить его основным аппликатурным правилам и стремиться к естественной последовательности пальцев. Приучать к этому надо с первых шагов обучения: соседняя клавиша -соседний палец, через клавишу -через палец. В дальнейшем, по мере усложнения фактуры, особенно при изучении полифонических произведений Баха, наш ученик встретится с разными исключениями из правил (например,1 и 5 пальцы на черных клавишах, непривычные перекладывания через палец и др.).Пока еще у ребенка нет достаточной опытности и умения запоминать пальцы, педагогу нужно самому обозначать в тексте пальцы в тех местах, где они не проставлены. Потом можно давать ученику задание проделывать эту работу самостоятельно. Какие приемы можно использовать для определения правильной и удобной аппликатуры?1).Как один из приемов распределения пальцев ,например, в арпеджио –это собрать все звуки в аккорд. На экране в примере даны 2 варианта аппликатуры. Выбор делаем, исходя из индивидуальных особенностей руки ребенка.2).Не всегда ученики могут правильно использовать пальцы при игре стаккато. В этом случае хорошо сыграть нужный отрывок на легато и тогда аппликатура определяется логически.Бывают случаи, когда ребенок не может извлечь звук необходимой глубины, который имеет определенное смысловое значение(например, вершина фразы). В этом случае просто меняем слабый палец на сильный. Пользуясь удобной аппликатурой, нужно направить внимание ученика на активность пальцев, важно усилить слуховой контроль над качеством звучания , т.е. направить внимание ученика на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым, и достаточно полным. При разучивании музыкального произведения очень важна исполнительская дисциплина. Она включает в себя:•точное исполнение метроритма (счет, выдерживание длительностей и пауз);•грамотная фразировка;•точное исполнение штрихов;•верные игровые движения;•удобная аппликатура.И еще один важный навык- самостоятельная работа ученика. Давая домашнее задание, педагог должен объяснить ему, что ему предстоит сделать дома и как это сделать. Ученик должен понимать домашнее задание. В конце урока можно попросить ребенка рассказать про каждое произведение, глядя в ноты, что он будет в нем делать дома. Также надо научить ребенка, что, например, при заучивании произведения наизусть играть нужно медленно, во избежание технических трудностей. Можно давать ему разобрать самостоятельно какие-то несложные пьесы.Все навыки, которые формируются на начальном этапе обучения, гармонично связаны между собой и их освоение служит главной цели- привить ученику необходимые музыкально-исполнительские навыки, развить его творческий потенциал, создать благоприятные условия для дальнейшего духовно-нравственного воспитания и образования. Использованная литература: личный опыт

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X