Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Старцева Ксения Рушановна

Развитие техники танца как первоосновы танцевального мастерства

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НОВАТОР»ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН«Утверждаю»Директор МБОУ ДО ДДТ «Новатор» ___________ Т.И. Закирова«Развитие техники танца как первоосновы танцевального мастерства».Авторы проекта: Старцева К.Р.педагог дополнительного образования Уфа -2023Содержание TOC \o "1-5" \h \z Вступление 3Что такое техника танца 4Формирование техники танца 5Значение школы классического танца для развития техники танцевальных движений 5Способы, методы и приёмы развития техники 9Взаимосвязь техники танца и музыкальности исполнения 13Значение техники танца для исполнительского мастерства 15Заключение 16Литература 18ВступлениеАктуальность данного вопроса в том, что в настоящее время в системе дополнительного образования детей существует немалое количество хореографических коллективов, в которых дети приобщаются к миру танцевального искусства.Посещая занятия, изучая учебный материал, воспитанники расширяют кругозор, формируют знания и умения в области хореографии, приобретают опят танцевальной деятельности. Одной из главных задач обучения танцу является развитие исполнительского мастерства детей, которое основано на технике движений, так как только владеющие этим качеством танцоры смогут добиться успеха в выполнении танца, донести до зрителя смысл хореографического произведения.Проблема развития мастерства исполнения танца волнует всех, кто участвует в той или иной мере в хореографическом процессе: родителей воспитанников, педагогов, балетмейстеров, а также представителей администрации учреждений, в которых организованы подобные коллективы - ведь исполнительское мастерство - главный показатель эффективности обучения танцу.Современное общество заинтересовано в том, чтобы дети развивали свои способности и таланты, личностные качества, смогли реализовать себя в будущей взрослой жизни.Развитие мастерства исполнения танца имеет большое значение для детей, занимающихся в хореографическом объединении. Развивая танцевальные способности до уровня мастерства, юные любители танца приобретают уверенность в себе, у них формируется глубокий интерес к хореографическому искусству, что часто приводит к профессиональному самоопределению. Появление вслед за этим чувства удовлетворенности собственным трудом содействует к достижению мастерства, основанное на постоянном напряжении мышц всего тела, приводит к физическому совершенству. Войдя в будущем в жизнь современного общества, воспитанники танцевальных коллективов, владеющие танцевальным мастерством, смогут реализовать свои способности, найти свое место в жизни, а это способствует решению проблемы, связанной с социализацией личности.Вопросы развития техники танца поднимаются на хореографических конкурсах при обсуждении результатов выступлений коллективов, и здесь зачастую указывается на слабую технику танца, демонстрируемую участниками детских танцевальных коллективов, и предлагается тщательней работать над техникой движений, так как она является основой исполнительского мастерства.А между тем этой проблемой в специальной литературе уделяется не так уж много внимания. В учебниках по хореографии содержатся, в основном, методика преподавания того или иного вида танца или материал, рекомендуемый для изучения в хореографических коллективах. Среди изученной литературы небольшой интерес представляет книга педагога Московского хореографического училища, в прошлом известного артиста балета, Николая Ивановича Тарасова «Классический танец», в котором он делится опытом работы в балетной педагогике. Некоторые советы, касающиеся способам и приемам развития техники народного танца, содержатся в учебном пособии «Методика преподавания народного танца» Г.П.Гусева.Методические рекомендации и советы, представленные в данной методической разработке, основаны не только на изучении литературы, но и на личном опыте автора, являющегося педагогом Образцового детского хореографического коллектива.Данная работа предназначена для педагогов, обучающих детей хореографии, балетмейстеров, методистов отделов и всех, кто интересуется проблемами хореографии.Что такое техника танцаКаждый из нас когда-нибудь находился среди зрителей, наблюдающих за выступлением танцующих детей, и испытывал на себе воздействие танца. Если исполнители двигаются по сцене неуверенно, тяжело, часто допускают ошибки, танцуют не выразительно, то зритель не только не получает удовольствия, но и начинает сочувствовать танцорам, переживать, ощущая неловкость от происходящего. Эти же чувства, несомненно, испытывают и сами танцоры. И наоборот, если исполнители двигаются легко и уверенно, поражая слаженностью и синхронностью движений, то и в зрительном зале царит восторг, а за доставленное все присутствующие благодарят участников танцевального номера громкими аплодисментами. Причина успеха такого выступления кроется в высокой технике движений, которая и приводит к слаженности, легкости, непринужденности и выразительности исполнения танца.Под техникой исполнения танцевальных движений понимают умение правильно и точно исполнить танцевальные движения. «Содержание и глубина хореографического произведения могут быть верно и полно раскрыты только с помощью точной исполнительской техники танца. Где нет точно отработанной техники танца, там не может быть подлинного искусства», - считает выдающийся балетмейстер и педагог Н.Тарасов.Любое хореографическое произведение, то есть танец, состоит из движений, каждое из которых, в свою очередь , состоит из нескольких элементов. Каждый жанр хореографии, будто то классический, народный или современный танец, имеет свой собственный набор основных элементов и движений, созданный за многие века существования танцевального искусства. С помощью этих движений, дополняемых жестами и мимикой, исполнители танца передают зрителю не только мысли, чувства, переживания героев, но и само содержание танцевального произведения. Как бы ни отличались друг от друга движения танцев разных жанров, не только в том случае будут воздействовать на зрителя, если будут исполнены технично, то есть грамотно и точно.«Точность - не шаблон, не простой профессиональный педантизм, а живое чувство танца, которое определяет совершенство исполнительского мастерства. Точность позволяет танцору обрести пластическую стройность, уверенность в своих силах, творческую активность. Понятие «около», «рядом», «приблизительно» не совместимы с техникой танца. Малейшая ритмическая и пластическая неточность свидетельствует о том, что исполнитель не владеет мастерством», - пишет Н.Тарасов.Вот почему, обучая детей танцу, развивая исполнительские качества, необходимо с первых их шагов в хореографии формировать умение точно и правильно исполнять все танцевальные движения.Формирование техники танцаЗначение школы классического танца для развития техникитанцевальных движенийВысокая техника танца не появляется сама по себе, она формируется постепенно, от занятия к занятию в течение нескольких лет, и вместе с ней растет мастерство исполнения.Техника движений зависит от подготовленности всего двигательного аппарата обучаемых, от выучки и воспитания всего организма ребёнка - мышц, психики, нервной системы. Работа над исполнительской техникой начинается в младшем возрасте с постановки корпуса, тренировки отдельных групп мышц и всего тела воспитанников, формированию у них простейших навыков различных движений.Достигается это с помощью выполнения упражнений для различных частей тела: ног, рук, головы, корпуса - причём каждое из этих упражнений выполняется по определённым правилам.Твёрдое убеждение большинства выдающихся хореографов, что только школа классического танца способна выработать у обучаемых высокую технику танца.В.Константиновский, художественный руководитель Московского ансамбля «Школьные годы» в своей книге «Учить прекрасному» пишет: «Классический танец является вечным предметом обсуждения в среде педагогов, хореографической самодеятельности. Лично от меня ответ на вопрос, нужен ли детском самодеятельном коллективе классический экзерсис - всегда удовлетворителен. Нужен, потому что веками отработанная и проверенная...система занятий у станка и на середине, ежедневный тренинг танцора наилучшим образом готовит его к выполнению любых балетмейстерских заданий. Для занятий детей в самодеятельности необходимо отработать лишь те элементы балетного урока, которые ребёнку по силам, и помогают выработать устойчивость, координацию и музыкальность».Авторы книги «Хореографическая работа со школьниками» считают «В основе учебной подготовки детей должна лежать система классического танца. Подбор классических упражнений позволяет достичь хороших результатов в отношении тренировки движений и достижении необходимых в танце ловкости, точности, выразительности движений. Упражнения классической системы танца обогащают учащихся элементами движений, непосредственно включенных в танце. Но в занятиях со школьниками могут быть приняты лишь наиболее простые, доступные для детей упражнения классического танца».Школа классического танца, располагая огромным диапазоном технических и выразительных средств, является той основой, которой пользуются исполнители всех жанров сценической хореографии. «Все жанры сценической хореографии пользуются в той или иной мере исполнительской техникой классического танца, что помогает им обрести более высокий и совершенный исполнительский уровень», - считает Н.Тарасов.Таким образом, в учебной работе по овладению танцевальным искусством необходимо применение системы классического танца для того, чтобы сформировать у детей навыки исполнения танцевальных элементов и движений. Но, самое главное, эта система упражнений способствует укреплению мышц, осанки, развитию таких качеств, как выворотность, устойчивость, гибкость и других показателей физической готовности танцоров к разучиванию и исполнению танца. Каждый педагог, имеющий профессиональное образование, знаком с системой классического танца и ее возможностями, но, обучая танцу детей, он должен из множества упражнений выбрать и включить в программу обучения те, которые, по его мнению, необходимы для формирования техники танца и других показателей исполнительского мастерства. Выбирая материал по классическому танцу и его объем, важно учитывать цели и задачи, которые решаются в процессе обучения, направление танцевальной деятельности, содержание учебной программы, возрастные особенности воспитанников, их возможности и интересы.Содержанием дополнительной образовательной программы, в детском хореографическом ансамбле «Карусель», в котором я преподаю, является изучение основ танцевального искусства. Главное направление, ставшее основой для репертуара - русский народный танец. При этом среди танцевальных номеров немало детских эстрадных танцев, танцев других национальностей. В материале программа есть и раздел «Основы классического танца». Объем материала данного раздела не такой большой, как у раздела «Основы народного танца», но он содержит те знания и умения, которые необходимы юным исполнителям для развития техники движения.Содержанием занятий по классическому танцу является изучение упражнений классического экзерсиса у специального станка и на середине зала, разучивание элементов и движений этого вида хореографии, необходимых для применения в детских танцах: танцевального шага, легкого бега, галопа, прыжков, польки и других. На основе этих движений в ансамбле «Карусель» поставлены такие танцы для малышей как «Именины у жука», «Солнечный зайчик», «Давай дружить!» и другие.Экзерсис предполагает изучение элементарных движений, из которых затем слагаются самые сложные формы танца. Экзерсис на протяжении нескольких лет обучения складывается из одних и тех же упражнений, выполняемых в определенном порядке, но с разной степенью сложности, которая зависит от срока обучения воспитанников. Для развития техники танца я разучивания с детьми следующие упражнения классического экзерсиса: plie, battementtendu, battementtendujete, ronddejambeparterre, battementfondu, battementfrappe, ronddejambeenlair,developpe, grandbattementjete. На середине зала дети изучают прыжки и небольшие адажио, направленное на формирование устойчивости и знакомство с позами классического танца, формами portdebrasи т.п.В ансамбле «Карусель», в котором я преподаю, воспитанники начинают изучать основы классического танца на втором году обучения в возрасте 78 лет. Объем материала на этом году обучения небольшой, упражнения изучаются лицом к палке в чистом виде, без всякого варьирования. Дети знакомятся с позициями ног, переходами из позиции в позицию, постановкой корпуса, упражнениями: demiplie, battementtendu, battementtendujete, releve, passeparter, - изучают положение ноги на cou-de-pied. Упражнения исполняются в медленном темпе, все элементы тщательно прорабатываются с учетом правил исполнения. На середине ребята изучают позиции рук, подготовительную форму portdebras, этапы прыжка по первой и второй позиции, формируют умение исполнять танцевальный шаг с носка, приставной шаг по первой позиции, галоп, шаги на полупальцах. В дальнейшем, для исполнения у станка и на середине их хорошо изученных движений составляются небольшие комбинации.Упражнения экзерсиса являются частью специализированного урока, на котором дети изучают основы классического танца. Такой подход, по- моему, мнению, способствует лучшему усвоению материала. Упражнения классического экзерсиса трудны для детей младшего возраста из-за требования сохранять точную форму движения, а также из-за медленного темпа, в котором они исполняются, потому они даются в ограниченном количестве и небольшой дозировке. Упражнения системы классического танца формируют у детей знания, необходимые для исполнения танцев: как следует правильно выдвигать ногу при исполнении танцевальных движений, как нужно держать спину при выдвижении ноги, как правильно сгибать и выпрямлять ноги и т.п., - также умения правильно исполнять свои первые танцевальные движения. Дети выполняют упражнения, основываясь на показе педагога, причем необходимо постоянно напоминать им о необходимости правильного и точного выполнения формы движения. Систематически исполняя упражнения экзерсиса, воспитанники не только вырабатывают точность движений отдельных частей тела, но и учатся согласовывать их между собой.В последующие года обучения материал по классическому танцу усложняется за счет ускорения темпа и комбинирования разученных движений. При этом важно помнить, что исполнение сложных комбинаций должно быть подготовлено всем предшествующим обучением. Так, постепенно, из занятия к занятию формируется и совершенствуется техника танцевальных движений.Формированию техники народного танца способствует овладение детьми системой упражнений народно-характерного экзерсиса, разучивание основных элементов и движений народного танца на середине зала, исполнение учебных этюдов и композиций на танцевальном материале народных танцев.Экзерсис народно-характерного танца - это стройная система упражнений, отличающаяся логикой построения и целесообразностью в построении и подборе движений. Данные упражнения направлены на формирование качеств, необходимых для развития танцевальной техники народного танца. Каждое упражнение имеет свое назначение и выполняет определенные функции.В основе народно-характерного экзерсиса, изучаемого в ансамбле «Карусель», следующие упражнения: приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движений ногой, низкие и высокие развороты, выстукивания по третьей позиции, дробные выстукивания, подготовка к «веревочке», раскрывание ноги на 90 градусов, большие броски. Данные упражнения имеют различную форму и выполняются в разных характерах, что зависит от возраста воспитанников и срока их обучения.«Основы народного танца» как раздел программы изучается в коллективе на втором году обучения (возраст детей 8-9 лет). Первые задания по освоению техники народного танца исполняются на середине зала. Дети изучают положения рук, свойственные русскому танцу, прыжки по шестой позиции, простейшие движения народного танца: «ёлочка», «ковырялочка», «гармошка», притопы, топающие шаги, низкий бег и другие, - а также несложные комбинации из разученных движений. На третьем году обучения на занятиях дети начинать изучать народнохарактерный экзерсис. Задачами данного экзерсиса являются развитие суставно-связочного аппарата, пластичности, силы мышц и натянутости ног исполнителей, знакомство с особенностями и правилами исполнения основных элементов народного танца, формирование навыков и техники движений через выполнение таких упражнений как приседание по шестой позиции, перевод с носка на каблук, подготовка к «веревочке», удары стопы по шестой позиции и других. Все упражнения изучаются с медленном темпе и в чистом виде. Сначала разучиваются и исполняются только движения ног, по мере их усвоения вводятся движения рук и корпуса. Упражнения у станка, как и задания на середине исполняются в характере разных народов, что способствует формированию техники движений национальных танцев. При выполнении заданий необходимо следить за точностью исполнения всех элементов, постепенно развивая технику движений народного танца.В дальнейшем материал по народному танцу все боде усложняется, увеличивается объем знаний и умений, техника танца с каждым годом улучшается. В народно-характерный экзерсис и учебный материал середины вводятся комбинированные задания на совершенствование техники движений. Воспитанники постепенно овладевают сложными элементами народного танца: вращением, дробными выстукиваниями, хлопушками и т.п. Учебный материал по народному танцу служит основой танцев, пополняющих репертуар ансамбля.Специализированные занятия по народному танцу в ансамбле «Карусель» чередуются с занятиями по классическому танцу, и это сочетание способствует повышению уровня техники танца, так как движения народно-характерного танца, подкрепленные исполнительской техников классического танца, обретают большую виртуозность, пластичность, силу, благородство, красоту. Дети, чье обучение строится на овладении системой классического танца, быстрее и лучше укрепляют осанке, развивают выворотность и устойчивость, силу ног, гибкость и другие качества танцора, формируют навыки правильного и точного танцевального движения, необходимого для исполнения народного и любого другого вида танца. Вот почему на занятиях детских хореографических коллективах дети должны изучать систему классического танца.Способы, методы и приёмы развития техники танцаФормированию техники танца необходимо уделять большое внимание, начиная с самых первых занятий. Развитию техники движений способствует обучение, основанное на педагогических принципах систематичности и последовательности, знакомства в учебным материалом - «от простого к сложному», сознательности, доступности, связи теоретических знаний и практических умений.Весь танцевальный материал, содержащийся в образовательной программе ансамбля «Карусель» выстроен от простого к сложному, так как дети начинают заниматься в коллективе в младшем возрасте и, овладевая знаниями и умениями в течении нескольких лет, постепенно растут в своем исполнительском мастерстве.Для воспитанников младшего возраста упражнений и танцевальные движения подбираются простые по форме и содержанию. Новые элементы экзерсиса разучиваются сначала лицом к станку с одной, затем с другой ноги, при этом важно добиться правильности исполнения, после этого движения выполняются боком к станку. После овладения техникой движений ног, в упражнение вводятся движения рук, головы и корпуса. Так, постепенно, из отдельных элементов, движений начинают складываться более сложные формы движений, которые объединяются в комбинации, разучивая которые юные исполнители развивают технику танца. Участники старшей группы изучают достаточно сложный материал, соответственно и техника движений у них намного выше.Необходимо приучать детей детально отрабатывать каждый элемент, выполнять его точно в соответствии с правилами. Очень важно, на мой взгляд, чтобы дети твердо знали эти правила и то, зачем их нужно выполнять. Воспитанники должны также понимать, то добиваться точности исполнения нужно обязательно, так как от этого зависит красота танца, уровень их исполнительского мастерства. При разучивании танцевального элемента, добиваясь точности его исполнения, детям необходимо показать несколько движений, в которых данный элемент встречается, и тогда они лучше поймут цель работы над его техникой. И, наоборот, при разучивании сложного движения обратить внимание воспитанников на те элементы, которые осваивали ранее, и напомнить правила их исполнения. Сознательный подход к выполнению заданий способствует эффективности работы, направленной на развитие техники движений.Для развития техники танца в педагогической практике используются следующие методы:Варьирование темпыВсе движения дети сначала исполняют в медленном темпе, а затем он увеличивается до нужного по мере усвоения танцевального материала. Это позволяет основательно проработать все детали движения, усвоить его построение в целом. Чем старше воспитанники, тем более ускоряется темп исполнения движения, но подход к их разучиванию остается всегда неизменным. Важно помнить, что изменение темпа является показателем степени технического совершенства исполнения движений.Метод раскладки движений на составные элементыПринцип использования основан на том, что танцевальные движения раскладываются на простейшие элементы, которые разучиваются сначала отдельно, а затем соединяются вместе, и чем лучше отработаны элементы, тем быстрей движение приобретет законченный вид и будет исполнено правильно и точно.Я в своей практике использую также прием постепенного усложнения движения. В сложном движении, которое необходимо разучить, выделяю как бы основной каркас, основанный на его построении, осваиваем его с детьми, а затем к нему дополняем усложняющие элементы, которые обязательно должны быть разучены заранее. Например, при разучивании «ключа», исполняемого в русском танце, осваиваем сначала удары стопы, создающие ритмическую основу движения, затем добавляем низкие подскоки, а затем - двойные удары.Метод составления комбинированных заданий.Комбинирование заданий предполагает приведение учебного материала в определенное соотношение, соединение танцевальных элементов и движений в так называемые комбинации. Комбинированные задания помогают развитию определенных исполнительских приемов техники танцевального мастерства.Комбинации движений могут быть элементарными и сложными, это зависит от возраста и срока обучения детей, от уровня их знаний и умений, от содержания обучения и задач учебной программы.При составлении комбинированных заданий с целью развития техники танца, я учитываю следующие правила:Повторяемость движений, что позволяет ребенку сосредоточить свое внимание на изучаемых движениях, сформировать более прочные знания и навыки.Логика построения, которая прослеживается в том, что окончание каждого движения должно служить началом следующего.В состав комбинации должно входить только усвоенные движения, новые вводить нельзя. Если новый материал усваивается с трудом, то только что разученные движения берутся в комбинацию в увеличенном количестве.Основой комбинации должен быть главный элемент, к которому присоединяются другие, соответствующие ему по стилю движения из разученного материала.Комбинации должны строиться с учетом музыкальной фразы, начинаться и заканчиваться вместе с ней.Наиболее правильно составленными комбинациями можно считать такие, при выполнении которых воспитанники, на основе имеющихся у них навыков, преодолевают трудности, не превышающие их возможности и уровень танцевальной подготовки.4. Учебная работа над этюдами.Хореографический этюд создается на основе музыкального произведения и состоит из заранее разученных движений. Главная задача этюда состоит в том, чтобы сформировать технику движений, включенных в материал программы. Исполняя этюд, дети отрабатывают движения и исполнительские приемы танца. Кроме этюдов, я для своих воспитанников составляю учебные композиции, в которые входят движения вновь разучиваемых танцев. Движения разучиваются заранее и затем соединяются в данной композиции в определенной последовательности.Цель учебной композиции - формирование и совершенствование исполнительской техники движений будущих танцевальных постановок, подготовка детей к постановочной работе. Но даже когда новый танец разучен и неоднократно исполнен, учебную композицию необходимо сохранять и повторять, особенно перед выступлением, чтобы техника движений данного танца удерживалась на высоком уровне.В основе формирования и совершенствования исполнительской техники лежит многократное повторение, оттачивание до автоматизма элементов и движений танца. Необходимо заметить, что не все дети любят часто повторять элементы танца и целеустремленно работать над техникой движений, поэтому для достижения задач, связанных с развитием техники движений, необходимо использовать разнообразные педагогические приемы. Их выбор зависит от возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, уровня знаний и интересов. В своей педагогической практике я использую следующие приемы развития техники танца:Прием взаимообученияОчень продуктивно, на мой взгляд, проходит занятие с использованием метода взаимообучения. Среди воспитанников выделяю тех, кто хорошо понял материал, это «педагоги». Остальных распределяю по одному к каждому «педагогу», и даю время на объяснение материала. Далее устраивается небольшой конкурс «учеников» и объявляется лучший «педагог».Применение игрыДанный метод особенно продуктивен при обучении детей начального звена, но и воспитанники среднего возраста с удовольствием участвуют в выполнении заданий такого характера. Цель его применения - избежать монотонности в репетиционной работе, добиться заинтересованности детей в выполнении заданий на повторение разученного материала. Суть его заключается в использовании различных игровых моментов, например, при исполнении движений в линиях, лучшие исполнители выходят в первую линию, и постепенно к ним присоединяются те ребята, которые соответствуют образцу. Если движения исполняются в продвижении по кругу, лучшие исполнители выходят во внутренний круг и двигаются в другую сторону. Использование этого приема приводит к тому, что дети стараются изо всех сил, чтобы попасть в круг к «хорошистам». Другой пример - игра на выбывание. При отработке какого-либо элемента танца, из числа ребят выбывает те, кто допускает ошибки и, таким образом, мы выявляем лучших исполнителей, или, наоборот, выбывание те, кто не ошибается, мы даем возможность отстающим добиваться устранения ошибок.Эффективно используется прием соревнования, когда на примере одного движения выясняется, кто лучше его исполняет - первая линия (группа) или вторая, мальчики и девочки и т.п.Постановка новых задачВ основе приема лежит повторение пройденного материала: разученных элементов и движений, - с новой задачей. Например, сначала исполнить движение всем вместе, затем группой, затем по линиям, затем одному или по два, затем только мальчики и девочки и т.д. полезно также менять линии местами, в этом случае дети, выходя вперед, относятся к выполнению задания более ответственно.Развитие и совершенствование техники танца происходит не только на занятиях, но и при подготовке к выступлениям и непосредственно на концертных выступлениях.Выступление на сцене - это цель, к которой стремятся дети, ради нее готовы они без устали трудиться, поэтому репетиционная работа в период подготовки к выступлениям, особенно к выступлениям на конкурсе, имеет огромное значение для развития техники танца. Основанная на высоком уровне интереса воспитанников, она за сравнительно короткий срок дает высокие результаты. Вот почему в период подготовки к выступлениям важно и нужно ставить перед ребятами задачи, направленные на совершенствование техники движений.Взаимосвязь техники танца и музыкальности исполненияГоворя о развитии техники танца нельзя не сказать о том, насколько тесно она связана с развитием музыкальности исполнения. Музыка - основа танца, она является неотъемлемой частью как танцевального произведения, так и занятия по изучению хореографии. Музыка сопровождает исполнение упражнений, танцевальных элементов и движений. Она помогает воспитанникам организовать свои движения с помощью ритма, понять характер, манеру, стиль и национальную принадлежность танца, правильно передать особенности исполнения, активизирую, таким образом, развитие техники танца. Поэтому, формируя и совершенствуя технику танца, необходимо развивать музыкальность исполнения движений.Под музыкальностью понимается способность понимать чувствовать музыку, проникать ее содержанием. Исполнители танца должны не только понимать музыку, но и уметь отобразить в движениях ее особенности. Н.Тарасов считает, что для того, чтобы развить музыкальность исполнения танца, нужно сформировать у детей умение:верно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом;сознательно и творчески увлеченно воспринимать тему-мелодию;вслушиваться в интонации музыки и воплощать их в пластике танца.Способность внимательно и верно воспринимать музыку и отображать ее в движениях я стараюсь воспитывать в детях с первого года обучения. Опыт показывает, что дети не сразу привыкают к этому. Для того, чтобы привлечь внимание детей к музыке, чтобы достигнуть музыкальности детского танца, необходимо тщательно и осмотрительно подбирать музыку для учебной работы с воспитанниками и систематически знакомить их с ее содержанием и строением. В этом отношении большую помощь оказывает применение на занятиях ритмических упражнений, разучивая и исполняя которых, дети младшего возраста знакомятся со средствами музыкальной выразительности и музыкальной терминологией.Развивать музыкальность необходимо последовательно, переходя от простого к сложному, учитывая возраст и уровень знаний детей. При разучивании нового упражнения или танцевального движения, этюда или композиции, я стараюсь знакомить юных танцоров с особенностями музыкального сопровождения, указывать на ритм, темп, динамику, характер музыки и т.д. Воспитанников старшего возраста учу делать простейший анализ музыки, используемой для танца, в котором дети должны назвать жанр музыки, стиль, характер, динамику, темп и другие ее характеристики.Выбирая с концертмейстером музыку для занятий, стараемся учитывать цель и задачи каждого упражнения, его содержание и характер исполнения. Зная особенности элементов упражнений экзерсиса, предлагаем детям музыку с соответствующей темой, тональностью, ритмом, динамикой и размером музыкального сопровождения.В младших группах музыка должна быть простая и ясная, с четким ритмом, понятная психологии воспитанников. Для детей среднего и старшего возраста подбирается музыка, близкая им по содержанию. Музыкальное сопровождение должно быть высокохудожественным, эмоциональным и образным, так как воспитывает в детях не только музыкальность, но и эмоциональность, и художественный вкус.Работу по развитию музыкальности стараюсь сочетать с освоением и совершенствованием техники танца. Выполняя и оттачивая упражнения и танцевальные движения, дети должны постараться вникнуть в ритмическое дыхание музыки, «пропеть музыку, пластикой движений всего своего тела. Вот почему так важно, чтобы хореография и музыка каждого задания соответствовали друг другу.По мере накопления исполнительской техники танца, воспитанники начинают более активно, эмоционально воспринимать музыку. И в этом прослеживается тесная взаимосвязь развития музыкальности и исполнительской техники танца.Замечательным средством воспитания музыкальности и развития техники танца является разучивание и исполнении детьми музыкальнохореографических этюдов и композиций, которые создаются на основе музыкального произведения. При этом не музыка подбирается к учебному заданию, а, наоборот, хореография старается выразить содержание музыки. Работа, нацеленная на этюды, формирует исполнительскую технику, основанную на музыкальности.В заключение еще раз подчеркну, что для , чтобы техника танца не была механической, как говорят, «холодной», а ярко и правдиво отражающей и музыку, и характер танцевальных образов, необходимо музыку на занятиях рассматривать как средство воспитания будущего исполнителя танца.3. Значение техники танца для исполнительскогомастерстваИсполнительское мастерство воспитанников хореографического коллектива характеризуется несколькими параметрами: музыкальностью, техничностью, выразительностью и индивидуальностью исполнения танца, - но в основе каждого из них находится техника движений. Если ребенок плохо усвоил правильность и точность исполнения танцевального движений, то он сможет выполнить их музыкально и выразительно. При таком положении дел все мысли юного исполнителя сосредоточены лишь на движениях, которые он выполняет. Когда же движение усвоено, и появляется спокойствие и уверенность в собственных силах, ребенок начинает вслушиваться в интонации музыки, чувствовать ее и выражать эти чувства в танце. Эмоциональное восприятие музыки вызывает желание исполнителя действовать не только музыкально, но и выразительно, что едет к развитию артистизма.Творческая индивидуальность воспитанника начинает проявляться с первых шагов обучения танцу. Ее рост идет вместе с развитием техники движения. Сознание ребенка осваивает правила движения, проникается законами ритма, пластики, музыкальности. Отсюда естественное стремление юного исполнителя внести в исполнительскую технику (пусть даже самую элементарную) свое чувство пластики движения и музыки, что является уже процессом творческим. Значит, строжайшее соблюдение правил техники движений может и должно стать для ученика началом воспитания его творческой индивидуальности.Простой учебный поворот или наклон головы, устремленность взгляда, фиксация ли перевод рук и т.д. должны выполняться детьми с предельной точностью и легкостью по технике движения, но по чувству к исполняемому танцевальному движению и музыке - различно. Исполнение движений каждый воспитанник должен вкладывать свое отношение, свободное от слепого подражательства. Копируя показ педагога, добиваясь точности исполнения, ребенок все же должен оставаться самим собой. Стремление к творчеству живет в каждом ученике, его надо только поддерживать и, воспитывать и развивать с детских лет.Опыт доказывает, что развитие точной техники танца сопровождается формированием в детях необходимых для исполнителей танцев психофизических данных: памяти, внимания, активности, воли. Осознавая необходимость добиваться точности исполнения движений, оттачивая, доводя до совершенства танцевальные элементы, дети начинают ценить собственные усилия, становятся целеустремленными и трудолюбивыми.Таким образом, техника танца, способствуя развитию музыкальности, выразительности, индивидуальности исполнения, личностных качеств воспитанников является первоосновой танцевального мастерства, а потому ее формирование и развитие - главная задача, которую необходимо решать в процессе обучения детей в хореографическом коллективе.Заключение.Техника танца имеет огромное значение для формирования исполнительского мастерства танцоров. Отточенные до автоматизма танцевальные движения перестают занимать мысли ребенка, и тогда все его внимание переходит на музыку и характер образа, которые он отражает в танце, выражая собственное отношение к исполняемым движениям. Так техника танца становится основой музыкальности, выразительности и индивидуальности исполнения.Умение исполнить танец технично, то есть точно и грамотно, необходимо формировать с первых шагов детей в хореографии, а затем неуклонно и систематически совершенствовать. Для развития техники движений какого-либо вида танца необходимо использовать соответствующую систему упражнений, каждое из которых выполняется по определенным правилам, но при это важно помнить, что в основе подготовки будущих исполнителей должна лежать система классического танца.Развитию техники танца способствует обучение, основанное на педагогических принципах последовательности, систематичности, сознательности и доступности. Эффективности совместной работы педагога и его воспитанников по развитию техники танца помогает применение различных методов, способов и приемов, выбор которых зависит от возрастных особенностей детей, уровня их подготовки и интересов. Среди методов, которые дают прекрасные результаты работе, направленной на формирование и совершенствование исполнительской техники, такие как метод раскладки движений на составные элементы, применение различного темпа, метод составления комбинированных заданий, этюдов и учебных композиций, проведение репетиционной работы и концертных выступлений. Для развития интереса детей к повторению движений, как способа формирования техники танца, необходимо использовать различные педагогические приемы, среди которых особое место занимают приемы игры и соревнования.Развитие техники танца происходит на занятиях, которые организует и проводит педагог, и от его знаний, умений и опыта зависит, насколько эффективно будет происходить этот процесс.Педагог-хореограф, обучающий детей танцу, должен:Владеть методикой преподавания выбранного для обучения вида танца, и, в первую очередь, основ классического танца;Применять педагогические методы и приемы для эффективного развития техники танца с учетом возрастных особенностей детей;Доходчиво объяснять и показывать танцевальный материал, заинтересовать воспитанников в выполнении заданий;Тщательно подбирать музыку для занятий, отражающую особенности техники танца;Правильно выстраивать занятие с учетом принципа «от простого к сложному» и чередования нагрузки на различные группы мышц и частей тела;Уметь составить учебные комбинации, этюда и композиции, способствующие формированию и совершенствованию техники танца;Быть требовательным, добиваться от детей соблюдения правил выполнения упражнений, точности исполнения танцевальных движений.Другими словами, педагог должен использовать максимум средств для того, чтобы разить, а затем усовершенствовать технику танцевальных движений, выполняемых детьми, что обязательно приведет к желаемому результату обучения в хореографическом коллективе - мастерству исполнения танца.ЛитератураВаганова А.Я., Основы классического танца. 7-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2002.Гусев Г.П., Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: учебное пособие для вузов искусств и культуры, 2002.Захаров Р., Сочинение танца: Страницы педагогического опыта, 1983.Тарасов Н.И., Классический танец. Школа мужского исполнительства. - 2-ое изд., 1981.Коренева Т.Ф., Музыкально-ритмические упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, часть 1,2. , 2001.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X