Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Солдатенкова Елена Александровна

Интерактивные технологии обучения и воспитания в рамках внедрения ФГОС

скачать документ

Вернуться назад

Коми Республикасавелöдан, наука да том йöз политика министерствоМинистерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми«Печорасапромышленнöй да экономическöй техникум» уджсикасöвелöданканму учреждение (УВКУ «ППЭТ»)государственное профессиональное образовательное учреждение «Печорский промышленно-экономический техникум» (ГПОУ «ППЭТ») Интерактивные технологии обучения и воспитания в рамках внедрения ФГОС Автор: преподаватель математики и физики Солдатенкова Е.А. г. Печора, 2023Интерактивные технологии обучения и воспитания в рамках внедрения ФГОС В настоящее время стратегическая задача обучения и воспитания в рамках внедрения ФГОС заключается в обновлении их содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обученности.Интерактивные технологии – технологии, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых.Интерактивные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению.В рамках новой образовательной парадигмы мотивация к обучению занимает важное место. Цель мотивации - формирование у студентов устойчивого интереса к предмету, развитие коммуникативных и творческих способностей.Основная задача педагога заключается в выборе приемов и методов стимулирования активной познавательной деятельности студентов, реализации творческого потенциала каждого участника образовательного процесса.Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.Интерактивные технологии предполагают:Диалоговое общениеПриобретение самостоятельно добытого пережитого знания и уменияРазвитие критического мышленияРазвитие умения решать проблемыКомплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятияФормирование личностных качеств обучающихсяИнтерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса обучения, решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде. Итак, позвольте предложить вашему вниманию технологии интерактивного обучения, применяемые мною на уроках.1.1.Технология работы в парах Пара - разновидность коллектива, где осуществляется взаимообучение . Работу в парах применяю как отдельную технологию обучения, так и подготовительный этап к работе в группах.Работа в парах способствует позитивному отношению к учебе, развивает умение приспосабливаться к работе в группе, подготавливает почву для широкого и эффективного применения интерактивных технологий. Она имеет свои положительные стороны и наиболее эффективна на начальных этапах обучения. Ее можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление знаний и др.В условиях работы в парах все ребята в группе получают редкостную во время традиционного обучения возможность говорить, высказываться, работа в парах дает студентам время подумать, обменяться идеями с партнером, а потом только озвучивать свои идеи перед всеми обучающимися. Она способствует развитию навыков общения, умений высказываться и критически мыслить, умений доказывать и вести дискуссию.Во время работы в парах можно быстро выполнить такие упражнения, которые в других условиях требуют много времени, среди них можно назвать такие:Обговорить краткий текст, задание.Взять интервью и определить отношение к прочитанному или другой учебной деятельности.Провести критический анализ или корректировку письменной работы один другому.Сформировать итог урока или серии уроков по теме.Разработать вопросы к преподавателю или другим студентам.Проанализировать проблему, упражнение или эксперимент.Дать ответы на вопросы преподавателя.Сравнить записи, сделанные в классе.1.2.Технология деятельности сменных троекЭтот вариант кооперативного обучения содействует активному, основательному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, усвоения и закрепления. Деятельности учащихся в этом случае подобна работе в парах.1.3.Технология «два-четыре-все вместе»Технология «два-четыре-все вместе» -вариант кооперативной технологии, эффективный для развития навыков обучения в группе, умений доказывать и вести дискуссию.1.4.Технология «Карусель»Технология «Карусель»- самый эффективный вариант для одного приобщения всех участников к активной работе с разными партнёрами в общении для обсуждения дискуссионных вопросов. Эту технологию применяют:Для обсуждения какой-нибудь острой проблемы с диаметрально противоположных позиций.Для сбора информации по определенной теме.Для интенсификации и проверки объема и глубины новых знаний(например, терминов).Для развития умений аргументировать собственную позицию.1.5.Технология работы в малых группахРаботу в малых группах использую для разъяснения сложных проблем, которые требуют коллективного обсуждения. Если приложенные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать парную работу или какую-нибудь из приведенных выше технологий для быстрого взаимодействия. Использовать малые группы целесообразно тогда, когда задания требуют общей, а не индивидуальной работы.1.6.УглыУглы (Каган, 1990) - кооперативная структура, что позволяет учащимся выбирать и обсуждать отдельные вопросы темы. Чтобы облегчить деятельность, различные аспекты темы располагают в определенных углах комнаты. Потом каждый ученик выбирает отдельный аспект ответа на вопрос преподавателя и двигается в соответствующий угол.1.7.Графити Графити (Джибс,1987)- облегчает процесс мышления и играет важную роль группового источника энергии. Группы получают ватман, маркеры и работают над определенной темой (вопросом) путем оформления на ватмане вопроса с помощью графиков, фраз, схем. Потом по сигналу преподавателя идет обмен листами, пока собственный лист не возвращается к каждой группе. Потом вся группа знакомится с «новыми» комментариями, которые обсуждаются и делаются выводы.2.Фронтальные технологииЭти технологии предусматривают работу всей группы. Среди них можно выделить следующие:-круг идей;-микрофон (интервьюирование);-мозговой штурм;-обучая - учись(броуновское движение);-ажурная пила;-кейс-метод;-дерево решений.2.1.Микрофон Предоставляет возможность каждому что-то быстро сказать по очереди, отвечая на вопросы или высказывать свою мысль или позицию. Сообщения не комментируются и не оцениваются. Если кто-то высказывается, то другие не имеют права о чем-то говорить.2.2.Мозговой штурмМозговой штурм – это метод решения проблемы, когда все участники размышляют над одной идеей и «идет на нее в атаку». Мозговой штурм применяют, когда необходимо иметь несколько вариантов решения проблемы. Основной его целью является развитие творческого мышления. Перечислим основные ценности учебного мозгового штурма (УМШ):Активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;Учиться слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;Учителю легко поддерживать трудного ученика, обратив внимание на его идею;Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;Учебный мозговой штурм вызывает большой интерес студентов, на его основе легко организовать деловую игру.3.Технологии обучения в игреМодель обучения в игре – это построение учебного процесса путем включения ученика в игру. Использование игры в учебном процессе всегда противоречиво: обучение является процессом целенаправленным, а игра по своей природе, имеет неопределенный результат (интригу). Поэтому задача педагога состоит в подчинении игры конкретной дидактической цели. Последнее время в организации самой игры наблюдается смещение акцентов из драматизации (форм, внешних признаков игры) на ее внутреннее существо (моделирование событий, явлений, выполнение определенных ролей).Итоговая модель обучения призвана реализовывать, кроме основной дидактической цели, еще и комплекс целей: обеспечить контроль выделения эмоций, дать ребенку возможность самоопределения, способствовать развитию творческих представлений, предоставить возможность усовершенствования навыков сотрудничества в социальном аспекте, предоставить возможность высказать свои идеи.Участники учебного процесса, организованного в виде игры пребывают в других условиях, нежели при традиционных формах обучения. Учащимся предоставляют максимальную свободу интеллектуальной деятельности, что ограничивается только конкретными правилами игры. Студенты сами выбирают свою роль в игре; выдвигая предположения о вероятном развитии событий, создают проблемную ситуацию, ищут пути её решения, возлагая на себя ответственность за избранное решение.Преподаватель в игровой модели выступает как инструктор (ознакомление с правилами игры, консультации), судья (коррекция и советы относительно распределения ролей), тренер (подсказки с целью ускорения игры), главенствующий, ведущий (организатор обсуждения).Виды игровых форм:-ролевая игра;-упрощенное судебное заседание;-игра-путешествие;-ролевая группа;-имитации.4.Дискуссионное обучениеДискуссия - это широкое обсуждение какого-либо вопроса. Можно рассмотреть такие виды дискуссии:-пирамида;-самоанский круг;-шумовая группа;-дискуссия в виде ток-шоу;-дебаты;-бесконечная цепочка.Дискуссия :а) способствует развитию критического мышления; б) дает возможность определить собственную позицию;в) формирует навыки определения собственной позиции;г) углубляет знания по обсуждаемой теме.Пирамида (снежный фар)Группа делится на пары, которые выполняют определенное задание. Через некоторое время пары объединяются и продолжаются обсуждение. Этот процесс продолжается, пока все студенты группы не объединятся в одну группу.4.3. Дискуссия «Телевизионное ток-шоу»Целью этой технологии является формирование у студентов навыков публичных выступлений и дискуссий, отстаивания собственной позиции, гражданской позиции.Эта технология даёт возможность:а) привлечь к участию всех учеников класса;б) оценивать течение дискуссии;в) оценивать участие каждого студента.Преподаватель на этом уроке играет роль ведущего. Он имеет право ставить вопросы или прерывать выступающего, через нехватку времени.Перечень используемых технологий можно продолжать до бесконечности, все зависит от творчества и умения педагога.В заключение необходимо отметить, что все интерактивные методы и приемы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между студентами, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между студентом и преподавателем. Практика показывает, что использование интерактивных методов и приемов на уроке математики снимает нервное напряжение у студентов, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению математики со стороны студентов. Литература1.Новые технологии обучения: Научно-методический сборник. – К., Научно-методический центр образования. 2000. - Вып. 25. - 212 с.2. Зверева Г. Групповая учебная работа // Учитель. - 2000. - № 5. - С. 17-19.3 .Кнаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 32-354. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия. - 1998, т. 2. - 672 с.5. Смирнов С.А. Педагогика. - М.: 2001. - 167 с.6. Интерактивные технологии обучения // Открытый урок, - 2003, - № 3-4.7. Интерактивное обучение: новые подходы // Открытый урок, 2002, № 5,6.8. Гин A.A. Конструктор урока. // Открытый урок, - 2003, - № 5.- С. 40-42.9. Интерактивные формы и методы работы на уроках математики // Математика в школе, - 2005, - № 8, - С. 2-6.10. Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках / авт.-сост. И.Б. Ремчукова. - Волгоград: Учитель, 2006, - 99 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X