Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Юлия Викторовна Камзина

«Здоровьесберегающая технология «Гимнастика мозга» как средство коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми образовательными потребностями».

скачать документ

Вернуться назад

«Здоровьесберегающая технология «Гимнастика мозга» как средство коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми образовательными потребностями».Камзина Юлия ВикторовнаМУ Центр «Гармония» г.УгличПедагог-психолог, «Движение может заменить лекарство –но ни одно лекарство не заменит движения»Ж. Тассо.Одной из важных проблем образования сегодня становится развитие и поиск новых подходов и технологий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми образовательными потребностями. А.Л.Сиротюк указывает на то, что традиционные общепринятые психолого– педагогические методы в процессе обучения и направленной коррекции в большинстве случаев, перестали давать видимые результаты.Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают трудности в социальной адаптации, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. Эти трудности, возможно, преодолеть только через подбор правильных и актуальных коррекционно-развивающих методов работы. Одной из простых и доступных технологий является кинезиологическая образовательная здоровьесберегающая технология «Гимнастика мозга».Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. В 1970-х годах американский доктор Пол Деннисон разработал Программу "Гимнастика Мозга" (ГМ) для детей, испытывающих трудности в обучении. Это система быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Практика показала, что при помощи «Гимнастики мозга» можно улучшать эффективность обучения детей с ОВЗ. Гимнастика Мозга состоит из 26 упражнений, направленных на оживление механизма «интеграции мысли и движения».Её можно применять начиная с 4х лет. Упражнения можно проводить в различном порядке и сочетании в игровой форме, под музыку в любое время и в любом месте, как специальное занятие или в качестве физкультминутки. Каждое упражнение выполняется по 1-2 минуте, что не требует много времени. Обычно дети делают их с удовольствием и очень любят учить им других. Положительные результаты заметны практически сразу и имеют эффект накапливания. Упражнения собраны в 4 группы:Первая группа: включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами); они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики. Способствуют интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала.Перекрестный ШагДля этого упражнения пересеките срединную линию своего тела, одновременно соединяя одну руку и противоположную ногу, затем другую руку и противоположную ногу. Ленивые восьмерки Выберите в комнате горизонтальную линию и проследите по ней взглядом сначала влево, затем вправо и снова влево. При этом отследите, насколько ваши глаза чувствуют себя расслабленно.Теперь, удерживая большой палец на вашей срединной линии и на уровне глаз, нарисуйте в воздухе большую восьмерку, лежащую на боку: сначала против часовой стрелки вверх и влево кругом, возвращаясь в исходную точку, затем завершите фигуру движением вашего большого пальца по правой стороне. Ваши глаза следят за движением большого пальца и двигаются плавно, ваша голова может двигаться совсем чуть-чуть, а шея остается расслабленной. Проделайте это три раза одной рукой и три раза другой рукой. Двойные РисункиСначала отследите степень расслабленности ваших глаз, рук, плеч и шеи. Одновременно двигая обеими руками и кистями рук, рисуйте симметричные фигуры (в зеркальном отражении друг к другу) на большой доске. Это могут быть волнистые линии, квадраты, круги и любые другие формы. Рисовать можно руками в воздухе, на полу, столе, а также на листе бумаги, используя фломастеры, пастель, карандаши. Алфавитные восьмеркиПодумайте об алфавите. Отметьте, какие буквы вызывают у вас затруднения при написании?Начните упражнение с рисования больших Ленивых Восьмерок (см. выше). При этом держите руки сжатыми вместе, чтобы активизировать крупные мышцы рук, плеч и груди. Затем начните рисовать все буквы алфавита, вписывая их в лежащую восьмерку. Буквы, относящиеся к группе «а», начинайте рисовать со средней линии, двигаясь вверх и влево (окружность), затем по средней линии вверх и вниз. Буквы группы «Ь» начинаются на средней линии, затем идут вниз, затем вверх и по окружности вправо и заканчиваются на той же средней линии.После того, как вы прописали буквы, вызывающие у вас затруднения, подумайте о том, как вы их пишите или напишите их на бумаге.Слон.Встаньте удобно, чуть согнув колени, прижимая голову к плечу и одновременно указывая этой же рукой на другую сторону комнаты. Используйте ребра своей грудной клетки, чтобы, двигая всей верхней частью тела, рисовать большую Ленивую Восьмерку в срединном пространстве перед собой. Смотрите сквозь свои пальцы. Это нормально, если вы видите раздвоенный образ вашей кисти. Повторите это движение другой стороной, прижимая голову к противоположному плечу и вновь рисуя ленивую Восьмерку. Позвольте вашей руке раскачиваться вместе с верхней частью туловища, подобно тому, как слон качает хоботом. Опять медленно поверните голову из стороны в сторону, отмечая изменения.Вращение ШеиУпражнение можно делать стоя или сидя, с прямым позвоночником, ступни параллельно и на ширине плеч. Вдохните глубоко, затем выдохните, одновременно расслабляя плечи и роняя вашу голову вперед. Позвольте вашей голове медленно раскачиваться из стороны в сторону, пока вы вместе с выдохом отпускаете напряжение, а ваш подбородок плавно скользит по груди по дуге, останавливаясь у каждого плеча.РокерСидя на полу (постелите мягкий коврик, чтобы защитить копчик), отклонитесь назад, опираясь на ладони. Мягко массируйте сначала одно бедро, а затем другое движениями веред и назад, маленькими кругами или ленивыми Восьмерками, снимая напряжение с бедер и поясницы.Брюшное дыханиеВстаньте удобно, позвоночник прямой, подбородок не задран (положение «под себя»), ребра расслаблены. Положите вашу руку на живот и выдыхайте весь воздух из легких короткими небольшими выдохами (словно вы удерживаете перышко в воздухе). При каждом выдохе давите своим пупком по направлению к позвоночнику. Теперь медленно и глубоко вдохните, аккуратно наполняя ваши легкие. Вам может захотеться повторить эти короткие серии выдохов один или два раза. Затем, во второй части упражнения, продолжайте медленно вдыхать и выдыхать животом. Ваша рука мягко поднимается во время вашего вдоха и опускается во время выдоха. Изогните слегка вашу спину в талии, чтобы воздух мог проникать глубже. Повторите упражнение три или более раз. Перекрестный Шаг лежаЛежа на полу (используйте мягкий коврик, чтобы защитить копчик), согните колени и поднимите их по направлению к груди, руки соедините за головой или скрестите на груди. Скользите головой назад, подбирая подбородок под себя и по направлению к груди. Вдавите вашу спину в пол и используйте «X» между вашими ребрами и тазобедренными костями, чтобы сжать ваши мышцы живота. С расслабленными и опущенными вниз плечами дотянитесь локтем до противоположного поднятого колена, затем повторите для другой стороны тела. Продолжайте чередовать колено и противоположный локоть.ЭнергетизаторСядьте удобно и устойчиво на стул за партой или столом. Стопы стоят плоско на полу и на ширине плеч. Положите кисти рук на поверхность перед собой на ширине плеч, а ваш лоб опустите между ними. Давите вашими руками и предплечьями вниз во время вдоха, поднимаясь медленно и по чуть-чуть при помощи движения позвоночника вперед и вверх, начиная со лба и заканчивая верхней частью спины, удерживая плечи и нижнюю часть тела расслабленными.Ваши диафрагма и грудь остаются открытыми в то время, как ваше дыхание двигается по срединной линии подобно фонтану энергии. При выдохе опустите ваш подбородок по направлению к грудной клетке и медленно возвращаете ваш лоб на парту, позволяя задней части вашей шеи растягиваться. Дыхание глубокое и расслабленное. Повторите два или больше раз.Мысль о «X»Подумайте о фигуре X, соединяющей ваши бедра и противоположные плечи. Сделайте движение одного плеча и противоположного бедра по направлению друг к другу, мысленно соединяя их линией. Затем сделайте движение плеча и бедра назад и затем снова приведите их в нейтральное положение, замечая, как X перемещается при движении. Повторите для другого плеча и бедра. Вторая группа: это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела. Когда мышца принимает нормальное естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек расслаблен, спокоен, а значит готов к познавательной работе.СоваЗахватите верхнюю часть плеча противоположной рукой и крепко сожмите мышцу. Медленно, поворачивая голову, посмотрите назад через плечо. Полностью выдыхая со звуком «ухх-х-х-х» (как сова ухает; это может быть и любой другой звук на длинном выдохе), отведите оба ваших плеча назад, а грудную клетку вперед. Продолжайте сжимать плечо и одновременно поверните вашу голову, чтобы посмотреть через другое плечо, снова «ухая» и открывая вашу грудную клетку. Снова «ухая», опустите подбородок к груди, одновременно опуская вниз и назад ваши плечи и расслабляя их. Сделайте три или более раз и затем повторите упражнение другой рукой, сжимая противоположное плечо.Активация РукПоднимите одну руку над головой, противоположную руку положите на поднятую руку возле уха (ниже локтевого сустава). Опускайте поднятую руку по очереди в четырех направлениях, выдыхая при этом через сомкнутые губы: по направлению к голове, вперед, назад и от головы, препятствуя движению ладонью второй руки. Делайте в каждую сторону по три раза, выдыхая каждый раз на счет восемь. Повторите упражнение для другой стороны.Сгибание стопыСядьте, положив щиколотку одной ноги на колено второй ноги (или вытяните вашу ногу перед собой вперед как на картинке базового меню). Положите пальцы одной руки под колено, а пальцы второй - чуть выше щиколотки. Мягко надавливайте на эти два конца икроножной мышцы, одновременно сгибая и разгибая стопу и, тем самым, растягивая икроножную мышцу. Продолжая сгибать и разгибать стопу, пройдитесь руками вдоль всей поверхности икры между точками прикрепления мышцы, массируя болезненные или чувствительные точки. Повторите для другой ноги.Икроножная помпаВстаньте так, чтобы одна нога была впереди, а вторая - сзади, на выдохе наклонитесь вперед, сгибая колено передней ноги и надавливая пяткой задней ноги на пол. При этом колено выдвигается вперед таким образом, чтобы вы видели не меньше половины своей ступни (чтобы не травмировать колено). Глубоко вдохните, расслабляясь и поднимая пятку задней ноги. Сделайте три или больше раз каждой ногой.Гравитационное скольжениеСядьте комфортно, вытянув ноги перед собой и скрестив их в щиколотках. Пусть колени будут расслаблены в то время, когда вы наклоняетесь вперед (сначала голова) и тянетесь перед собой, позволяя голове висеть свободно. Ваши руки скользят вниз на выдохе и вверх - на вдохе. Проделайте это упражнение три раза в каждом из направлений: по центру, влево и вправо. Скрестите ноги так, чтобы верхняя нога была теперь внизу, и повторите упражнение.ЗаземлительВстаньте, глядя вперед, расставив ноги на удобное для вас расстояние (примерно три ступни), руки поставьте на бедра. Поверните голову и правую ступню направо, левая нога остается на месте и указывает прямо перед собой. (Туловище обращено вперед, правое колено, локоть и нос смотрят направо). Удерживайте ваши бедра точно под вами, сгибая правое колено и медленно выдыхая (при этом позволяйте колену двигаться только до половины правой стопы). На вдохе выпрямите ногу и вернитесь в вертикальное положение. Проделайте упражнение три или более раз,Третья группа: представляет собой упражнения, энергизирующие тело, или, иными словами, обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического» функционирования тела.Питье водыПейте воду маленькими глотками, ненадолго удерживая каждый глоток во рту. Кнопки МозгаЧтобы стимулировать Кнопки Мозга, положите одну руку на пупок, а другой рукой сделайте форму U из большого и указательного пальца и положите их под ключицы, приблизительно три сантиметра от грудины с каждой стороны. Мягко потирайте точки под ключицами в течение двадцати - тридцати секунд. Нижняя рука остается на месте, в то время, как ваши глаза медленно двигаются налево и направо вдоль горизонтальной линии. Затем поменяйте руки и проделайте упражнение снова.Кнопки ЗемлиПоложите два пальца под нижнюю губу, а ладонь другой руки на пупок таким образом, чтобы кончики пальцев указывали вниз вдоль вашей срединной линии. Ваша голова автоматически примет правильное положение: с подогнутым под себя подбородком прямо над грудиной. Представьте, что вы вдыхаете воздух через центр тела вверх. Посмотрите вниз, потом позвольте вашим глазам двигаться по вертикальной линии вверх и вниз. Держите Кнопки Земли от четырех до шести полных вздохов, чувствуя заземление. Поменяйте руки и повторите.Кнопки КосмосаПоложите два пальца над верхней губой, а ладонь другой руки расположите в области копчика. Центр вашей головы должен находиться над вашими бедрами. Представьте себе, что вы вдыхаете энергию вверх по позвоночнику. Газа двигаются вниз (для заземления), затем идут медленно сантиметр за сантиметром вверх и вдаль, к точке в дальнем визуальном поле (наши визуальные способности работать в ближнем - дальнем визуальном поле). Держите Кнопки Космоса от тридцати секунд и больше (от четырех до шести полных вздохов). Поменяйте руки и повторите.Кнопки БалансаПоложите два пальца в углубление позади уха на основании черепа, вторую руку положите на пупок. Представьте, что вы вдыхаете энергию вверх по центру своего тела. Держите примерно тридцать секунд, затем поменяйте руки и повторите.Энергетическая ЗевотаИмитируйте зевок. Положите пальцы каждой руки на точки напряжения вдоль челюстных суставов. Зевните со звуком так широко, как можете, мягко массируя места напряжения под пальцами.Думающий колпакИспользуя ваши большие и указательные пальцы, мягко тяните и разворачивайте ваши уши назад. Начинайте массировать с верхней точки ушей, по краю, заканчивая мочкой. Повторите три или больше раз.Четвертая группа: это позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, т. к. влияют на эмоциональную систему мозга. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, также способствуют спокойному, успешному чтению.КрюкиЧасть 1: стоя или сидя скрестите лодыжки. Затем вытяните руки прямо перед собой, перекрестите запястья и переплетите пальцы рук; поднимите переплетенные руки вверх до уровня груди. Держите такую позицию минуту или больше, дышите медленно, глаза могут быть открыты или закрыты. Во время вдоха поднимайте кончик языка к верхнему твердому небу (прямо позади зубов), на выдохе расслабляйте и опускайте ваш язык.Вторая часть: когда вы будете готовы, разомкните скрещенные руки и ноги, соедините кончики пальцев рук вместе на уровне груди, продолжайте дышать глубоко, поднимая кончик языка на вдохе и опуская при выдохе.Позитивные точкиЛегко удерживайте кончиками ваших пальцев обеих рук точки на середине между линией роста волос и бровями - прямо над центральной частью ваших глаз. Достаточно легкого нажатия и натяжения кожи под пальцами.В заключении хочется сказать, что регулярное выполнение комплекса ГМ оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь способствует коррекции недостатков развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми образовательными потребностями.Литература1. Деннисон, П. Гимнастика мозга [Электронный ресурс] / П. Деннисон, Г. Деннисон.2. Пляскина, Е. П. Кинезиологические упражнения как здоровьесберегающая технология работы с детьми с ОВЗ / Е. П. Пляскина. // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 75-77.3.Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников / А.Л. Сиротюк. – М: ТЦ Сфера, 2001 – 48 с.4.Ханнафорд, К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой / К. Ханнафорд. – М.: Восхождение, 1999 – 238 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X