Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Зверяко Татьяна Александровна

Мнемотехника - метод развития речи детей младшего дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

«МНЕМОТЕХНИКА — МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Зверяко Т. А., воспитатель МБ ДОУ детский сад № 62 г. Иркутска«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. УшинскийРаботая с детьми раннего возраста, обратила внимание на то, что в детский сад приходит большое количество так называемых безречевых детей.  У одних детей активная речь не развита. У других она невнятная, словарный запас ограничен.    Актуальность мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы не многословны, много повторов, длительных пауз, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. Считаю, что использование приемов мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д. Данный метод с успехом применяют для развития речи у детей, как педагогами, так и родителями при самостоятельных занятиях.  Работать с мнемотаблицами начала с детьми младшего дошкольного возраста -  использовала простейшие схемы умывания, одевания.  Работу строила от простого к сложному: мнемоквадрат - мнемодорожка – мнемотаблица.    На I этапе познакомила детей с символами – предлагала им картинки с символами и объясняла, что они означают. Картинки были понятны для восприятия детей. Постепенно заменяла их контурными или схематичными изображениями предметов. Когда дети научились читать символы, использовала мнемоквадрат – одиночное изображение, обозначающее слово, словосочетание или простое предложение. На данном этапе проводила с детьми дидактические игры «Подскажи словечко», «Найди пару» и другие.На II этапе работали с мнемодорожками.  На этом этапе учила детей «читать» простые схемы из 2 - 4 символов. Например, при описании предметов предлагала детям символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём   использовала для работы с загадкой.  На этом же этапе, используя мнемодорожки, учила детей составлять простые предложения из 2-3 слов.На III этапе    начала работу с мнемотаблицами.Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Их использую для:- обогащения словарного запаса,- при обучении составлению рассказов,- при заучивании потешек, стихов.Выделила для себя этапы работы с мнемотаблицей:1.Рассматриваем с детьми таблицы и разбираем то, что на ней изображено.2.Перекодируем информацию, т.е. преобразовываем из абстрактных символов в образы.3.Пересказываем информацию (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы).4. Показывала детям знакомые таблицы, которые они расшифровывали и воспроизводили по ним рассказ. В работе использовались практические, словесные, наглядные методы. Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала речь, внимание, память, воображение.Одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс развития связной речи будет проходить более эффективно. При формировании предметно-развивающей среды учитывала:- особенности эмоциональной личности ребенка;- его индивидуальные социально-психологические особенности;-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.         Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения.Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях подобрала модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных.  Для изготовления мнемотаблиц использую картинки и символические изображения предметов, найденные в сети Интернет.   В работе с детьми младшего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, трава – зеленая, медведь – коричневый.  Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.Чтобы сделать родителей своими союзниками, в родительском уголке разместила консультацию «Мнемотехника, как средство развития речи детей 2-4 лет». Показывала им таблицы, рассказывала, где в сети Интернет их можно найти, и как с ними работать. Результатом работы по использованию мнемотаблиц для развития речи детей младшего дошкольного возраста, считаю положительную динамику мониторинга развития речи детей. Практически все дети группы понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, дети отчётливо произносят слова, дети умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Малыши с интересом способны рассказать о какой-либо из своих игрушек, а передавая содержание художественных произведений, более полно, последовательно излагать свои мысли (отмечается развитие планирующей функции речи). Они охотно инсценируют отрывки из знакомых сказок. У малышей наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире. Дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Достаточно хороший уровень развития речи помогает общению, облегчает процесс социализации. Итак, в течение года формирование словаря детей повысилось, связная речь у детей улучшилась.Литература:1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников // М.: Издательский центр «Академия». - 2000. – С. 400. 2. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники // Спб. - 2005. – С. 71.3. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 3. 4. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - С. 18-23.5. Гербова В. В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание № 2. - С. 18-21.6. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - С. 28-34. 7. Громова О. Е. Стихи о временах года и игры // Дидактические материалы по развитию речи детей - М, 2005.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X