Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Куприянова Ирина Васильевна

Развитие речи через чтение художественной литературы

скачать документ

Вернуться назад

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» Куприянова И.В., воспитатель МБДОУ детский сад № 62 г. Иркутска Ценность художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Вместе с тем, ребенок приобретает ценность – овладение народным наследием, культурой устного творчества, активизирует речевые умения. Свою работу начала с создания предметно - развивающей среды в группе, центра «Речевичок», который постоянно пополняется и обновляется. В нем собран весь игровой и дидактический материал по активизации речевого развития через художественную литературу.Используя передовой опыт и инновационные технологии по обучению и воспитанию дошкольников, разработала план, формы, направления, требования к  организации работы по развитию речи через художественную литературу, согласно возрастным особенностям.Систематизировала весь материал и распределила на 7 блоков:1.Потешки, прибаутки, заклички, пословицы, поговорки.2.Народные сказки (русские, казахские).3.Стихи.4.Загадки.5.Детские писатели.6.Рассказы о детях.7.Речетворчество.В процессе изучения художественной литературы использую разнообразные методы и приемы:1.Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) – универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом провожу с помощью игры-драматизации, настольной инсценировкой. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию.2. Речевой образец – правильная,  заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец использую, который доступен для повторения, подражания. Речевой образец преподношу детям подчеркнуто, громко, неторопливо. 3. Повторение – преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Материал повторяю сама, затем – индивидуальное повторение ребенком, затем – совместное повторение двух детей и хоровое повторение.4. Объяснение – раскрытие сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяю этот прием в словарной работе.5. Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.  6. Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка помогает мне мотивировать всех детей, так как оказывает большое эмоциональное влияние, они ориентируются на нее в своих высказываниях.  Для повышения речевой активности детей учитываю их индивидуальные и возрастные возможности.7.Вопрос - словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные вопросы могут быть констатирующими (репродуктивные) - «Кто? Какой? Где? Как?» и поисковыми, требующие установления связей и отношений между явлениями - «Почему? Зачем? Чем похожи?» вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. При постановке вопроса интонационно  выделяю место логического ударения, помогаю ребенку определить опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.В своей работе использую три формы организации воспитательно-образовательного процесса: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой). Индивидуальную и групповую формы работы использую в утренние и вечерние часы, фронтальную  форму работы преимущественно в организованной учебной деятельности в области «Коммуникация», раздел «Художественная литература».Индивидуальная форма организации заключает в себе много положительных факторов. У меня есть возможность определить задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенности психических процессов и т.п. Индивидуальную форму работы использую, прежде всего, с детьми у которых наблюдаются недостатки речевого развития в соответствии с возрастными возможностями, с часто болеющими детьми, с детьми,  имеющими проблемы с поведением (неусидчивые, повышенная возбудимость и др.). Индивидуальные занятия не только помогают решать вопросы речевого развития, но и развивают способность детей управлять своими психическими процессами.Групповая форма работы предполагает, что деятельность проводится с подгруппой. Я  использую группы, состоящие  не более чем из шести детей. Основанием для комплектования группы выбираю разные: личные симпатии детей, общность их интересов, уровень развития. Но самый результативный способ групповой работы – это взаимодействие детей, идущих на опережение развития и детей менее активных, неуверенных, не очень умелых. Активные дети помогают советом, показом, непосредственным участием.Фронтальная работа используется чаще всего в организационном образовательном процессе. В этой форме работы важен эффект «эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает детей к самовыражению.Для результативности в работе использую интеграцию образовательных областей. Предусматриваю интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.В своей работе отвожу так же большое место книгам.  Периодически оформляю выставки: по теме лексической недели учебно-воспитательного процесса, детские писатели, времена года и др. В центре есть книги разных жанров: сказки, стихи, потешки, познавательные книжки, книжки-игрушки, любимые книги детьми, которые они с удовольствием рассматривают самостоятельно. Самое главное – обучаю бережно обращаться с книгой, стремлюсь раскрыть воспитательное значение книги для человека  не только как информационный материал, а как воспитание таких замечательных качеств, как жизнерадостность, жизнелюбие, доброжелательность, чувство юмора, умение видеть и слышать смешное, способность пошутить и понять шутку. В этом мне помогают детские писатели и рассказы о детях.Знакомство с художественными произведениями юмористического характера помогает развить вкус детей, умение понять шутку, острое меткое слово. При подборе  такого художественного материала учитываю возраст, опыт и умственное развитие  детей, стремлюсь, чтобы он вызывал у детей разные эмоции.Мониторинг результативности проведенной мной работы показал эффективность использования художественной литературы в работе по развитию речи дошкольников.Значительно повысить качественную сторону речи моих воспитанников:- появилось речевое раскрепощение;- сформировалось понимание, что речь должна быть четкой, звучной, выразительной, неторопливой;- дети овладели диалогической и монологической речью, согласно возрастным особенностям, позволяющей каждому ребенку проявлять интеллектуальную инициативу;-   совершенствовалось развитие памяти – способность удерживать события и воспроизводить их последовательно;- значительно улучшилось понимание эмоционального состояния других людей, умение оценивать их действия;-  сформировались навыки коммуникативных партнерских отношений;-появились множество ценных человеческих качеств как: наблюдательность, жизнерадостность, общительность.     Мной был отслежен результат по развитию качественной стороны речи (выразительной, связной), в процессе работы с художественной литературой, детей моей группы за три годаЛитература:1. Гербова В. В. Учусь говорить // М.: Просвещение,- 2002.2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты занятий по сказкам. – СПб.: Паритет, 2006.3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6.4.  Литвинцева Л. А. Сказка как средство воспитания дошкольника. – СПб.: Детство-пресс, - 2012.5. Логинова В.И. Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика //М:, 2005. 6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста – М6 «ВЛАДОС». 2004г.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X