Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Мефедова Валентина Анатольевна

Система уроков развития речи и внеклассного чтения в 7-11 классах

скачать документ

Вернуться назад

Система уроков развития речи и внеклассного чтения в 7-11 классахАвтор: учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа» Стародубского муниципального округа Брянской области (МБОУ «Краснооктябрьская СОШ) п. ДесятухаМефедова Валентина Анатольевна Конечно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность и выразительность ответа и т.п. Но только на уроках русского языка и литературы задача развития речи решается целенаправленно, в определенной системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. При определении содержания работы по развитию речи нельзя не учитывать, что, приходя в школу, ученики практически уже владеют родным языком. Однако их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательные и образовательные задачи, поставленные перед современной школой государством и обществом.Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования речи учащихся для пополнения словарного запаса школьников, обогащения речи изобразительными средствами, значимостью развития у школьников интереса к урокам русского языка. Актуальность темы диктуется еще и тем фактом, что сегодня в процессе итоговой аттестации учащимся на ЕГЭ и ГИА предлагаются задания по анализу текста и выявлению в нем различных языковых средств изобразительности. Не секрет, что на сегодняшний день речевая культура испытывает сильный натиск жаргона и заимствованных слов. Речь наших детей стала бедна. Увиденное с экранов телевизоров порождает языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не установлением запрета, а поиском эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества. Малый объем словарного запаса объясняется тем, чтоинтеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);происходит развитие аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;русский язык относится к основным дисциплинам, вызывающим малый интерес современных школьников;непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время возрастает роль школы, а также учителей-предметников в работе по развитию связной речи обучающихся, и это утверждение делает работу по обогащению словарного запаса обучающихся, развитию их речи на уроках актуальной.И хотя существует программа (УМК Разумовской М.М., главной целью обучения является обеспечение языкового развития учащихся, формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, а также умения свободно говорить и писать на родном языке), в которой усилена речевая направленность, но я работаю в классах, которые обучались по традиционной программе.В первую очередь это систематическая словарная работа. При этом следует руководствоваться правилом, что словарная работа - это не эпизод в работе преподавателя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами кура русского языка и литературы. Поэтому на каждом уроке надо обращать внимание учащихся на те слова, значение которых им не совсем понятно или неизвестно вообще.Я стараюсь вести такую работу на каждом уроке. Общеизвестно, что наиболее распространенным видом словарно - орфографических упражнений являются диктанты. В своей практике я использую следующие виды диктантов:Картинный диктант:Показываю карточку-картинку, дети называют изображенный на ней предмет, записывают слово, обозначающее этот предмет, ставят ударение и выделяют безударные гласные.Выборочный диктант:Выписать словарные слова по картине. Например, картина «Москва». Дети пишут слова: город, Москва, столица, автобус, автомобиль, магазин.Буквенный диктант:очень нравится детям этот вид диктанта, да и учителю он позволяет за малый промежуток времени проверить знания детей по той или иной теме. Например, изучая тему «Непроверяемые гласные в корне слова», я подбираю слова с непроверяемыми гласными А и О в корне слова, оговариваю с ребятами способ оформления записи. Слова детям писать не нужно, они записывают только букву, которую нужно запомнить.Такой диктант быстро проверяется, и дети сразу узнают результат своей деятельности.Словарный диктант с использованием загадок:Читаю загадку, дети ее отгадывают и объясняют, по каким признакам они нашли отгадку.Затем записывают отгадку, выделяя орфограмму.Например, тема «Правописание гласных после шипящих и Ц» :Не моторы, а гудят,Не пилоты, а летят,Не змеи, а жалят.(пчелы)Творческий диктант (лексический диктант):заменить развернутое определение одним словом. Например:Задание: в первом слоге каждого слова находится гласная — О -, не проверяемая ударением. По словесному описанию определить понятие и записать его одним словом.Горящая куча хвороста (костер).Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы).Головка капусты (кочан).Отвар из фруктов и ягод с сахаром (компот).Застывшая масса из бобов какао с сахаром (шоколад).Лопата с загнутыми краями (совок).Задняя часть судна (корма).Металлический денежный знак (монета).Применяю словарный диктант с использованием сигнальных карточек.Кроме словарных диктантов применяю упражнения игрового характера.В 5 – 6 классах преобладающей является игровая деятельность. Много дидактических игр – упражнений я использую при изучении тем раздела «Лексика».1. Игра «Перевертыш»Замени в каждой паре слов синоним – антонимом, а антоним – синонимом.Например: грусть, тоска (радость); жара, зной (холод).Часто в конце урока провожу сочинения – миниатюрыИм уделяю особое внимание. Вот примеры некоторых заданий.Рассмотреть картину и написать небольшой рассказ.Написать рассказ по данному началу (концу).Написать рассказ по готовому плану.Объясните смысл пословицы, поговорки. Напишите сочинение-миниатюру.«Кто лучше и интереснее». Составить текст – описание: а) по картинке,Б) на предложенную тему.6. Сочинение – миниатюра по воображению:А) сочини сказку, например: «Рассказ старого учебника» Я считаю, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к сочинениям, изложениям.Мне представляется, что наиболее полно соединению задач развития речи и знакомства с культурой народа отвечает использование произведений живописи на уроках русского языка.Для формирования монологической речи целесообразны следующие задания:Рассмотрите внимательно картинуСоставьте предложения на тему этой картины.Назовите признаки предметов картины (цвет, объем, формы). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.Составьте описание картины по плану, записанному на доске.Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске (можно попросить определить их самостоятельно).Выразите свое отношение к картине.Опишите ситуацию, изображенную на картине.На следующем этапе вопросно-ответные упражнения на говорение носят более творческий характер, интеграционный, они объединяют в вопросы частное и общее, содержание и форму, ставятся вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины, например:Почему художник захотел изобразить именно эти предметы? (это время года, этот пейзаж…)Почему художник использовал контрастные цвета в изображении?Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.К какому жанру живописи вы отнесете эту картину? Почему?Необходимы упражнения и на развитие воображения, например:Составьте воображаемый диалог между персонажами картины.Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником.Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на картине.В роли какого героя вы хотели бы оказаться и почему?Следует поощрять поиск наиболее подходящих слов, подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений.В 7 классе предлагается школьникам тема сочинения-рассуждения: «Приглашение к зеркалу». Ребята должны посмотреть на себя в зеркало и описать не только свою внешность, одежду, но и взглянуть на себя со стороны, постараться разобраться в своих мыслях и чувствах, а наблюдения изложить в сочинении. Хочу отметить, что учащиеся с интересом выполняют такое задание.На уроках развития речи, хотя бы изредка, нужно использовать музыку. После прослушивания музыкального произведения ребята в устной и письменной форме передают возникшие в их воображении картины, делятся своими раздумьями, чувствами. Например, предлагаю ученикам такие задания:2. Послушайте «Тройку» Г.Свиридова. Расскажите, какая картина возникла перед вами. Нарисуйте иллюстрацию к услышанной музыке. 3. Послушайте «Прелюдию» С.Прокофьева. Какие весенние звуки вы услышали в музыке? Напишите сочинение, передав словом звуки весенней природы. Применение предложенных упражнений поможет ученикам овладеть эмоциональной стороной речи и увидеть силу родного слова, даст почувствовать себя творческой личностью, будет способствовать развитию речи учащихся, а также познакомит их с шедеврами русской и зарубежной музыки.Кроме того большую роль в развитии речи играет внеклассная работа что основной целью внеклассной работы по предмету является развитие у школьников интереса к русскому языку и литературе как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову, восхищение богатством языка.Я использую разнообразные формы внеклассной работы:КВНГрамматические турнирыКонкурсные программыВикториныЛитературные гостиныеИгры «Поле чудес», «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером?»Лингвистические эстафетыУстные журналыОлимпиадыПраздникиНедели русского языка и литературыТаким образом, целенаправленная и планомерная работа над развитием речи школьников помогла не только развить мышление учащихся, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову, способствовала формированию общей культуры, но и внесла существенный вклад в развитие всесторонней, социально активной личности выпускника школы, помогла формированию и развитию ключевых компетенций, его социальной адаптации, что и определяет качество современного образования.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X