Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ольга Алексеевна Бузмакова

Формирование социально-бытовых навыков и умений у обучающихся с ОВЗ

скачать документ

Вернуться назад

Формирование социально-бытовых навыков и уменийу обучающихся с ОВЗВ современном обществе наблюдается тенденция увеличения числа детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы успешно адаптироваться в социальной среде дети с ограниченными возможностями здоровья должны обладать бытовыми навыками. Не обладая навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой и одеждой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) у ребенка появляются страхи и комплексы, с которыми очень трудно работать. Также навыки самообслуживания напрямую влияют на самооценку ребёнка, являются важным шагом на пути к его независимости.Социально-бытовая ориентировка органически входит в общую систему организации учебно-воспитательного процесса. На занятиях детям дается определенная система знаний, начинается формирование социально-бытовых умений и навыков. В повседневной практической жизни дети повторяют, закрепляют и расширяют знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизируют имеющие умения и организовывают полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.В учебном процессе используются следующие формы обучения социально-бытовой ориентации: предметно-практические занятия;сюжетно-ролевые игры;беседы;дидактические игры; моделирование реальных ситуаций;произведения художественной литературы.Чаще всего обучающиеся слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены. Дети самостоятельно не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. В процессе обучения используется наглядные пособия и наглядный пример. Ребёнок лучше поймёт и осмыслит материал, если объяснения будут подкреплены показом иллюстраций, фотографий, плакатов. Для привития гигиенических навыков можно применить: показ, пример, объяснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. В начальной школе хорошо использовать игровые приёмы, потешки, стихи: «Чище мойся, воды не бойся», «Тёплою водою руки чисто мою», «Кусочек мыла я возьму и ладошки им потру», «Кто не чистит зубы, руки моет редко, то не будет сильным и здоровьем крепким», «Надо, надо умываться…». Литературные примеры - «Федорино горе», «Мойдодыр», «Королева Зубная Щётка».Необходимо вырабатывать у ребёнка алгоритм действий, обращать внимание на необходимость его соблюдения. Постепенное усложнение требований переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, позволяет совершенствоваться. Дети с нарушением интеллекта более чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Особое значение имеет вопрос оказания помощи детям с ОВЗ через театральную деятельность, которая ориентирует на всестороннее развитие и воспитание, коррекционное здоровье, решение проблем социальной адаптации детей. Театральная деятельность способствует развитию высших психических функций, типовых навыков социального поведения. Совместное чтение, драматизация сказок, разыгрывание различных жизненных ситуаций имеют большое значение для решения коррекционно – развивающих задач.Все мероприятия учат простейшим навыкам ухода за своим телом, формируют потребность поддерживать его чистоту, закрепляют навыки самостоятельного ухода за руками, волосами, позволяют получать информацию об охране глаз, зубов, получать навыки ухода за своим внешним видом. Дети учатся видеть недостатки в своей одежде, самостоятельно их исправлять, одеваться по погоде.Важно, чтобы дети учились владеть санитарно – гигиеническими и социально - бытовыми навыками, применять их на практике. Но к сожалению, они не всегда следуют их выполнению в силу своих психофизических особенностей.При формировании трудовых навыков и умений особенно важна ежедневная практическая деятельность детей, которую необходимо организовать в следующих формах: поручение, дежурство, коллективная деятельность.Главная задача – научить детей договариваться между собой о том, кто, что будет делать. Это приучает каждого ребенка отвечать за порученное дело не только тогда, когда он выполняет свою работу один, но и в том случае, когда он работает в коллективе. Важным моментом является отчет дежурных о выполненном дежурстве.Для детей с множественными нарушениями психофизического развития нужно использовать наиболее простую форму организации трудовой деятельности – поручения («Принеси тряпку», «Намочи тряпочку», «Выброси мусор» и т.д.). При завершении изучения определенной темы можно проводить занятия, но уже в виде конкурса, викторины, праздника. На занятиях нужно использовать небольшие, интересные, доступные восприятию детей с отклонениями в развитии эмоционально яркие произведения художественной литературы. Эмоциональный фактор – один из главных в развитии детей любого возраста. Эмоционально окрашенный материал, который проникает в душу ребенка, прочно запечатлевается в его памяти.Таким образом, система педагогической работы представляет собой целенаправленную организацию деятельности детей по усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовых знаний и умений.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X