Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Нина Анатольевна Туленко

Развитие нравственных качеств обучающихся на уроках чтения

скачать документ

Вернуться назад

Развитие нравственных качеств обучающихся на уроках чтения Русская литература – основа воспитания. Именно литература создает ценности, необходимые душе. На уроках литературного чтения эта идея реализуется через удачный подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества. В учебнике «Чтение» (автор Малышева З.Ф.)  включены рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.Важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Знакомясь в 5 классе с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, ребята вместе познают удивительный мир волшебства, образности, точности языка. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, способность сопереживать, готовности помогать другому, самоотверженность, скромность и смиренность. При изучении раздела «О друзьях-товарищах» у обучающихся формируются начальные представления о моральных нормах и правилах духовно-нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. Например, в рассказе Ю.Яковлева «Рыцарь Вася» дети учатся милосердию, состраданию, заботе о ближнем. Важно уметь заметить что «…под некрасивой, толстой оболочкой билось благородное сердце рыцаря…». В разделе «Картины родной природы» представлены произведения о природе, о животных. Дети знакомятся с замечательными авторами: Ф. Тютчев, К. Бальмонт, Г. Скребицкий . С. Есенин, А. Пушкин, А. Толстой ,М.М. Пришвин, А. Блок ,И. Соколов – Микитов, И. Бунин,К. Паустовский и др. Изучение литературных произведений этих писателей обогащает и разовивает детей духовно, формирует убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир - это общее богатство народов нашей страны, и богатство это надо хранить и преумножать.В разделе «Спешите делать добро» все произведения учат милосердию, состраданию, радости и переживанию за других. Например, в рассказе В. Осеевой «Бабка» дети учатся уважению к пожилым людям. На примере мальчика Бори, который только после смерти своей бабушки понял, что не заслуженно, не справедливо относился к ней. В рассказах О. Бондарчук «Слепой домик», Н. Хмелик «Будущий олимпиец» мальчики решили помогать одиноким старикам, просто так безвозмездно, проявили заботу и милосердие к нуждающимся. А рассказ А. Платонова «Сухой хлеб» учит ребят состраданию к матерям, заставляет задуматься о труде матери, о её усталости. Учит жалеть и любить мать.Изучая на внеклассном чтении произведения Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского я стараюсь вводить такие важные понятия, как дружба, взаимоотношения друзей, такт, чуткость, взаимовыручка.  Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг - это просто плюшевый медвежонок; учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям. Рассматривая отрывок из сказочной повести  Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», мы с детьми обсуждаем интересные и важные для них вопросы: что дает дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть вежливым и тактичным. Тактичный человек знает, как поступить в той или иной ситуации, так как он воспитан и внимателен к людям. Он знает золотое правило: к людям нужно относиться так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров. Почти в каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X