Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Командина Нина Ивановна

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД) «Эффективные инновационные технологии сопровождения детей с ментальными нарушениями»

скачать документ

Вернуться назад

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)«Эффективные инновационные технологии сопровождения детей с ментальными нарушениями» Составитель Командина Нина Ивановна (воспитатель). МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ (ГБСУСОССЗН СДДИ) ОглавлениеВведение3Глава1.  Эффективные социальные технологии41.1. Видам арт-терапии41.2. Технология «Творчество по методике Марии Монтессори» ..……..4-51.3. Здоровьесберегающее технологии51.4 Игровые технологии 5-61.5. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) ………………………………………..................................................6-7Глава 2. Формы работы82.1. Методом обучения82.2. Показателями эффективности личностно ориентированного урока82.3. Этапы личностно ориентированного урока8-9Заключение10Список литературы11ВведениеВ последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в интеллектуальном развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в интеллектуальном развитии.     Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми – социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, как дома, так и в условиях учреждений, когда они не исключены из окружающей социальной среды. Необходимо использовать все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать в быту, в специальных производственных цехах выполнять простую работу, жить по возможности в семье и общаться в трудовом коллективе.     Среди многообразия современных технологий, методов, форм и приемов работы с детьми специалисты выбирают те, которые, на их взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, наиболее полно решают задачи развития детей с умственной отсталостью.     Эффективные социальные технологии, применяющиеся в практике реабилитационной деятельности, взаимосвязаны, взаимозависимы, последовательны и реализуются всеми специалистами. Эффективность реализуемых мер положительно влияет не только на уровень адаптированности, но и позволяет в целом повысить качество жизни получателя услуг.Глава1. Эффективные социальные технологии.В работе с детьми с ментальными нарушениями большое внимание уделяется кружковой работе по различным видам арт-терапии (работа с природным и декоративным материалом, лепка, аппликация, вышивка, вязание и т. д.).Виды арт-терапия Арт-терапия   влияет на эстетическое воспитание, развивает мелкую моторику рук, творческие способности. Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, оттиск смятой бумаги, обрывание, скатывание бумаги и др. Используемые на занятиях способы, приемы и методы обучения детей с умственной отсталостью помогают выполнять терапевтическую функцию: отвлекают детей от конфликтов, печальных событий, обид; снимают нервное напряжение, страхи; вызывают радостное, приподнятое настроение; обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка; благотворно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления. Существует выражение «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Эти слова принадлежат известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно на руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития. Для этой цели применяются технологии: арт-терапии (рисование красками и кисточками, пальцами рук), лепкотерапия, пальчиковая гимнастика, аппликация (из круп и кинестетического цветного песка, бисера, стразов). Благодаря творческим технологиям ребёнок с УО получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. От развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с умственной отсталостью.1.2. Технология «Творчество по методике Марии Монтессори» Развивает внимание, память, мышление, усидчивость, мелкую моторику рук, готовит руку к письму, способствует речевому и сенсорному развитию ребенка (украшение рисунков пуговицами, монетами, бусами). В работе применяются и природные материалы (шишки, желуди, скорлупа орехов, фисташек, яиц и др.).1.3. Здоровьесберегающее технологииЗдоровьесберегающие технологии направлены на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.Умственно отсталый ребенок, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.Обучение умственно отсталого ребенка с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.Основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий.Создание образовательной среды, обеспечивающих снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. В своей группе я старалась создать атмосферу доброжелательности, вселить веру в силы ребенка, осуществляла индивидуальный подход в обучении, для каждого ребенка пыталась создать ситуацию успеха.Развитие двигательной активности.Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях специального учреждения. Я проводила беседы по режиму дня, о здоровом питании, о здоровом образе жизни.Обеспечение адекватного восстановления сил.Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной эмоциональной активации необходима во избежание переутомления. Именно поэтому я активно проводила физминутки, пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз.1.4.  Игровые технологии Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью, я пришла к выводу, что в обучении этих детей необходимо использовать игровые технологии. Среди разновидностей игровых технологий мне понравилась методика «Игровой стретчинг» автора Константиновой А. И. стретчинг в переводе с английского растяжка, стретчинг (гимнастика поз) – это комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц. Игровой стретчинг – это методика комплексного физического развития и оздоровления детей. Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.  После ознакомления с этой методикой я стала применять ее элементы в своей работе. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.Мной использовались:• метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу). Например: покажи ромашку, одуванчик, покажи, как ходит лиса, медведь, скажи как великан, как лилипут и т. д.)• метод театрализации, где я – режиссер. Используя игровую атрибутику, активизирую пространственно-образное мышление, способствую высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры, проводимые в виде сказочных путешествий (например, погуляем по зоопарку, фантазий. Когда дети сами придумывают встречи с животными (например: ко мне в гости пришел ежик).Комплекс мероприятий по-игровому стретчингу предусматривает:• преодоление нарушений физического развития и моторики, пространственной организации движений;• формирование правильной осанки;• формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера;• поддержание устойчивости физической работоспособности на достигнутом уровне;• развития внимания к своим движениям и действием других;• развитие умений выполнять движения по словесной инструкции.В игровой стретчинг можно включать танцевальные игровые композиции, которые обогащают детей яркими образными движениями.1.5. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)Наш век – век всеобщей компьютеризации общества. Современный ребенок живет в мире высоких компьютерных и инновационных технологий. Для детей с нарушением интеллекта информация должна поступать небольшими порциями и постоянно повторяться, при этом необходимо создать эффекты, которые привлекали бы внимание детей.И при обучении детей с  ментальными нарушениями ИКТ должны стоять на первом месте. И работая в группе, я имела возможность приносить на занятие ноутбук и хоть как-то разнообразить нашу учебную деятельность.В своей практике я использовала следующие типы занятий для умственно отсталых детей:• занятие освоения новых знаний (компьютерная презентация).• комбинированные занятия.Приступая к обучению детей с нарушением интеллекта, я изучила большое количество методов организации учебно-познавательной деятельности. Из многообразия методов в своей педагогической практике я использовала те методы, которые, по моему мнению, наиболее полно решают задачи развития детей.Словесные:• Метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов)• Метод иллюстраций (презентаций, слайдов).Наглядные:• объяснение материала с использованием презентаций;• обсуждение фильмов;• рассказ (по презентациям);• беседа по фильму. Практические: • упражнения (применятся при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса); • устные и письменные упражнения; • практические работы (использование тренажеров)Занятия с использованием информационно- коммуникативных технологий способствуют лучшему запоминании и закреплению пройденного материала.Применение перечисленных педагогических технологий в процессе обучения детей с нарушением интеллекта, способствует повышению самооценки, коррекции психических процессов, совершенствованию умений и навыков, которые помогут в дальнейшей успешной адаптации в современном обществе. Поэтому для совершенствования социальной работы с детьми с умственной отсталостью необходимы инновационные технологии. Основной целью учреждений должна стать практическая подготовка таких детей к самостоятельной жизни.Глава II. Формы работы.Формы работы индивидуальные плюс групповые.2.1. Преобладающим методом обучения является поисково-исследовательский, познавательный через самостоятельную деятельность.(в отличие от традиции, где метод информационный, репродуктивный).Педагог находится «вместе с учениками», но ни в коем образе «не над ними или рядом с ними».Стиль взаимодействия педагога с учениками раскрывается в диалоге (в традиции же монолог).Позиция ребёнка активно-инициативная.Мотивация внутренняя систематическая, целенаправленная (над которой мы работаем практически ежедневно)Вывод: в данном случае занятие подчиняется не сообщению и проверки знаний, а выявлению опыта ребёнка по отношению к излагаемому воспитателем содержанию. Ребёнок не просто слушает рассказ воспитателя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают другие дети.2.2. Показателями эффективности личностно ориентированного урока служит: создание оптимальных условий: благоприятного психологического климата для возможности учащихся реализовать себя, создание ситуаций выбора и успеха, атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга (создание групповой работы, организация сотрудничества). учёт индивидуально-психологических особенностей, перспектив ребёнка, актуализация на уроке его субъектного опыта.2.3. Этапы личностно ориентированного урока  К неотъемлемым этапам личностно ориентированного урока можно отнести:Постановка проблемыОбращение к имеющимся знаниям обучающихсяВыслушивание воспитателем различных точек зренияСамостоятельный поиск ответа на поставленные вопросыСамопознаниеВыявление личностного отношенияРефлексия.Важным моментом в проведении успешного занятия является мотивация ученической деятельности. Дети должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на занятии. По возможности при помощи наводящих вопросов, путём выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач занятия. Так, например, после объявления темы занятия спрашиваю:- О чем пойдёт речь на сегодняшнем занятие?- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятие?Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, дети проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчивее и внимательнее.В течение учебного дня применяю следующие подходы:- индивидуальный подход;- контроль за выполнением правил поведения в классе (разделение территории класса, где можно играть и брать игрушки и территория, где брать предметы без разрешения нельзя (нужно попросить желанный предмет).           - предотвращение наступления утомляемости (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности); звучание музыки: музыкальные физминутки, перемены, уроки изобразительной деятельности.- активизацию познавательной деятельности (использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки); Напр.: буквы, цифры - лепили, рисовали, клеили, раскрашивали  буквы из ватных дисков и т.д.- коррекцию всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления (постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная  помощь ребёнку) и обязательно в эмоциональном настрое.ЗаключениеПри всех своих достоинствах педагогическая технология обучения в единственном числе не является универсальным методом, который можно с успехом использовать. Вместе с общепринятыми методами, и с помощью целенаправленного использования современных педагогических технологий удается решать все дидактические задачи и развивать гармоничную личность.Но главное, на мой взгляд важнейшим фактором является сама личность педагога, человека любящего детей, учиться ради себя и других, готовый, если надо менять мир вокруг себя и в себе, прежде всего.  Таким образом, одной из основных задач специального образования является поиск оптимальных путей развития детей, имеющих трудности в развитии. Реализация этой задачи осуществляется комплексно и с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка. На сегодняшний день недостаточно раскрыта проблема научно обоснованных стратегий, психолого- педагогического сопровождения, учитывающего как личностные особенности ребенка, так и педагогическую компетентность его родителей. Вышесказанное позволяет рассматривать проблему психолого-педагогического сопровождения как актуальную и основной задачей педагогов, работающих с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и адаптация данной категории детей в социуме.Список использованной литературыВоспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажноковой И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.]; под ред. И.Б. Бгажноковаой. – М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2013.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. Изд.7-е. – М.; Теревинф, 2012. – (Особый ребёнок).Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. Ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: Академия, 2012.Блонский П.П. Педология. – 2-е изд. — М.: Юрайт, 2016.Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2016.Кряжева Н.Л. Радуемся вместе. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2015.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2016.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X