Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Зотова Оксана Николаевна

Использование приёмов нейропсихологии в логопедической работе

скачать документ

Вернуться назад

Использование приёмов нейропсихологии в логопедической работеУчитель –логопед : Зотова Оксана НиколаевнаТяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций.Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередьНарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему и выстроить грамотную программу сопровождения, что ведет к становлению единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие детской личности, а также приносит стабильный результат. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Нейропсихологическая игра «Попробуй, повтори» Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение.Трудность заключается не в том, что движения требуют определенных физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту. В колоде есть карты с изображением движений, воспроизвести которые невозможно. В этом случае, необходимо поднять руки вверх. Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию. Упражнение «Слепые шаги» Ребенок с завязанными глазами стоит спиной к логопеду. Инструкция: «Если я дотронусь до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад». Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух. Нейроскакалка Нейротренажёр, развивающий межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге. Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног.Игры с тарелками – ловушками Играют двое участников. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя определенную словесную инструкцию.Для выполнения действий с этими тарелками нужна разнонаправленная работа рук. Одной рукой игрок бросает мяч, другой – ловит. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д. Развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие. «Кулачки — умельцы» В данном упражнении необходимо поочередно и как можно быстрее менять положение рук, выполняя словесную инструкцию.Пробы выполняются в прямом и обратном порядке, сначала каждой рукой отдельно, затем вместе. Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает мыслительную деятельность, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания. Игра «Ходилки» Предлагается вставать на бочонки сверху, руками держать веревочки, прижимая к ступням – делать шаг. Удерживать равновесие, стоя на бочонках, не так просто. Тренируется работа мозжечка, что в сочетании с другими решаемыми задачами дает хороший эффект, а главное, бурю эмоций. Использую для отработки дикции, слоговой структуры слов, координации, тренировки вестибулярного аппарата и положения тела в пространстве. Варианты игр: Перешагивать через препятствие; Наступать на карточки с изображением предметов одной категории (одежда, мебель и т.д.); Автоматизировать звуки – наступать на карточки с картинками на определенный звук и называть их. Артикуляционная гимнастика с использованием приёмов нейропсихологии в логопедической работе:«Улыбочка»Левой рукой катай зелёный мяч по столу в направлении вперед-назад, а правой рукой катай гладкий мяч по животу по круговому движению.Продолжай катать, в это время губы должны улыбаться.«Трубочка»Правой рукой катай фиолетовый мяч по столу в направлении вперед-назад, а левой рукой катай колючий мяч по правой коленке по круговому движению.Продолжай катать, в это время губы должны вытянуться в трубочку вперед.«Трубочка-заборчик»На раз- мы кладём указательный и средний пальцы двух рук на мячики и выполняем «трубочку», на два- кладём руки ладошками вверх на мячи и выполняем «заборчик».«Качели»Правой рукой возьми мяч, который лежит за оранжевым мячом и катай по тыльной стороне левой руки в направлении вперед-назад.Продолжай катать, в это время рот нужно открыть, кончик языка скользит вверх вниз от верхней до нижней губы. Когда мячик катим вперед, язык направляется вверх, когда мяч катим назад, язык направляется вниз».«Маляр»Левой рукой возьми мяч, который лежит перед фиолетовым мячом и катай по тыльной стороне правой руки в направлении вперед-назад.Продолжай катать, в это время рот нужно открыть, зубы должны быть видны, кончик языка скользит вперед назад по твёрдому нёбу (потолочку).«Чистим зубы»Левой рукой возьми не оранжевый и не колючий мяч и катай по правой щеке по круговому движению.Продолжай катать, в это время рот нужно открыть, зубы должны быть видны, кончик языка чистит зубы слева-направо с внутренней стороны.«Барабан»Правой рукой возьми мягкий мяч и стучи им по ладошке левой руки.Продолжай стучать, в это время рот нужно открыть, зубы должны быть видны, произносим звук «Д» широким язычком».«Веселая и грустная лошадка»Возьми мяч, который расположен слева от мягкого мячика. На раз мяч берём в правую руку, улыбаемся и цокаем, на два-мяч передаём в левую руку, при этом губы тянем вперед и цокаем.«Грибочек»Катай оранжевый мяч левой рукой по правому плечу и в это время присасываем язык к твёрдому нёбу (потолочку), открываем рот, зубы при этом видны«Гармошка»Правой рукой возьми мяч, который находится справа от оранжевого мяча, левая рука располагается под правой рукой. Выполняем гармошку, при открывании и закрывании рта правая рука двигается вверх и обратно и далее передаёт мяч в левую руку, левая рука направляется вниз и обратно и снова передаёт мяч в правую рукуТаким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X