Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Нигматзянова Регина Ильдаровна

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида№44» Кировского района г. КазаниМетодическая разработка"Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"Подготовила: Нигматзянова Р.И.г. Казань СодержаниеАннотация ...................................................................................с. 2Пояснительная записка .............................................................с.21.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста………………………………….с. 3-42Значение русских народных сказок для детей дошкольного возраста………………………………………….с.4-62.1Использование русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников…………………………………….…....с.7-82.2Этапы работы с русскими народными сказками……..….............................................................с. 8-93.Сказкотерапия. Методы и приёмы работы со сказкойс.10-20Заключение...................................................................................с.21Список литературы......................................................................с.22Аннотация: Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных организаций. Раскрытие вопроса воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.В методических рекомендациях представлены методы и приемы работы со сказкой.Пояснительная запискаПроблема нравственного воспитания подрастающего поколения - одна из острых проблем общества на современном этапе. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста.Нравственное воспитание – это целенаправленная педагогическая система, которая воздействует на формирование моральных качеств и сознательную чувствительность.Основные задачи нравственного воспитания:Формирование умений и навыков нравственного поведения;Воспитание у дошкольников нравственных чувств;Формирование у дошкольников этических взглядов и убеждений,Воспитание морально-волевых черт характера таких как: терпение, дисциплинированность, трудолюбие, правдивость, самостоятельность.Роль нравственного воспитания в детском саду велика, поскольку это позволяет формировать духовный мир и нравственные качества ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество. Процесс нравственного воспитания раскрывает творческий потенциал ребенка, формирует прилежание в труде, воспитывает трудолюбие, формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности.И. С. Макаренко считал, что нравственность – это неотъемлемая сторона личности человека, которая обеспечивает добровольное соблюдение ею существующих норм, правил поведения, которые выражены в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда. Знания о нравственности внутренне усваиваются дошкольниками, если они переживаются ими как ценность, то есть становятся личностно значимыми. Нравственный человек очень требователен к себе и в то же время терпим к другим. Осуждая плохие поступки других, он избегает переносить отрицательную оценку поступка на личность совершившего его человека, старается войти в его положение, понять его, найти смягчающие обстоятельства.Формирование у дошкольников нравственных представлений и понятий является ответственной задачей, которую ставит перед собой педагог дошкольного образования. Педагогическое воздействие на дошкольника должно быть целенаправленное, в целях формирования у него не случайных, а четко определенных нравственных качеств личности.Значение русских народных сказок для детей дошкольного возраста.В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: «Либо дело делать, либо сказки сказывать», «Сказка складка, а песня быль», «Сказка складом, песня ладом красна», «Ни в сказке сказать, ни пером описать», «Не дочитав сказки, не кидай указки», «Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается». Уже из этих пословиц ясно: сказка - вымысел, произведение народной фантазии - «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская народная сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость.Именно со сказки начинается знакомство ребенка с прекрасным миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.Русская народная сказка любима не только маленькими детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки, а теперь читают и рассказывают их своим детям, внукам. Педагогическое значение сказочного жанра очень велико: он знакомит дошкольников с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство любви к народному творчеству.Сказка  ведёт маленьких слушателей в мир тайн и чудес. Сказочное повествование не имеет временных границ: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, а это значит - сказка вечна. Она поднимает важные темы: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.Русские народные сказки воспитывают ребенка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Строятся сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в природе. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.Язык русских народных сказок, насыщенный афоризмами, повторами  эпитетами, фразеологизмами. Он очень поэтичен,  утончает и возвышает душу.В наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры,  может утратить свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели детских книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный народный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно - воспитательного в чисто развлекательное. Русские народные сказки несут детям поэтический, душевный и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор  фантазии. Современные мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам и правнукам,  передают им  свою частицу жизненного опыта. Очень важно, что через сказку старшее поколение учит младшее  строить жизнь по законам добра и красоты.Использование русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольниковПознавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательными значениями. Нужно пробудить у детей национальное самосознание дать ощутить им национальный идеал, почувствовать себя как бы приемниками славы русских богатырей. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средство выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказоч8-ный персонаж и так далее.Таким образом сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающие детское творчество явиться источником новых художественных впечатлений детей. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которой сказка производит на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки.Этапы работы с русскими народными сказками.Самыми  целесообразными методами  формирования нравственных качеств у детей, являются:знакомство с содержанием сказки;вовлечение детей в деятельность; инсценировка сказкиМетоды ознакомления со сказкой:чтение воспитателя;рассказывание;дидактические игры;литературные викториныПриемы формирования восприятия сказки:выразительность чтения;повторность чтения;выборочность чтения;драматизация и театрализация сказки;просмотр иллюстрацийЭтапы работы со сказкой:Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки. Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств  планируется добиться следующих результатов:формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;готовность проявлять совместное сострадание и радость;развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;Критерии эффективности:уровень освоения образовательной программы;удовлетворение родителей качеством образования;информационно-методическая обеспеченность.3. Сказкотерапия. Методы и приёмы работы со сказкой.Сказкотерапия - это система развития эмоционального интеллекта, с использованием различных методов развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями.К тому же сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на собственные силы.Потребность в знаниях и опыте. Герой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия.Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем-то борется, от кого-то убегает.Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности: малыш учится проявлению доброты, внимания, сочувствия, сопереживания; овладевает способностью замечать изменения настроения, эмоционального состояния другого; учится выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.Работа с детьми с использованием методов сказкотерапии строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.Присутствие ритуала входа (и выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Чаще всего используются манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик), проговаривание волшебных заклинаний.Также детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника, у которого есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире.Сказка - богатый материал, который может быть использован в нескольких аспектах:1. Использование сказки, как метафоры (текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личности, личной жизни ребенка)2. Рисование по мотивам сказки (свободные ассоциации проявляются в рисунке)3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа (служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека «хорошо - плохо»)4. Проигрывание эпизодов сказки (дает возможность ребенку почувствовать эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции)5. Использование сказки как притчи – нравоучения (подсказка варианта разрешения ситуации)6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой)Сказкотерапия включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.Основные приемы работы со сказкой1. Анализ сказокЦель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:- Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?- Кто из героев, вам больше всего понравился (не понравился?)- Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?- Подумайте, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка.- Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие (или плохие) герои, что это была бы за сказка?- Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет.Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме, как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.2. Рассказывание сказокДанный прием помогает развитию фантазии, воображению. Ребенку или группе детей предлагают рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц участвующих или не участвующих в сказке.Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Лисы, Бабы-Яги или Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок:3. Переписывание сказокПереписывание или дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения - в этом заключается смысл переписывания сказки.4. Постановка сказки с помощью куколРаботая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.На данном этапе сказкотерапии используется три варианта кукол:куклы марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы.5. Сочинение сказокРебенок может сочинить сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе взрослый может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способ её решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.Начало сказок может быть разным:«Один раз пришел медведь к зайцу и говорит...»«В некотором царстве, в некотором государстве, на опушке волшебного леса стоял маленький домик. Жил в нем…»«Жил-был царь, и было у него три сына и одна дочь...»Сочиняя сказку, ребенок осмысливает свой жизненный опыт, делится им, на бессознательно - символическом уровне строит планы на будущее.Разнообразные формы работы со сказками совмещаются, комбинируются. Рассказывание и анализ сказок комбинируется с процессами создания кукол, сочинение собственных историй - с рисованием. В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой человек из волшебного путешествия - это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.Виды творческих работ по мотивам сказок1.Знакомые герои в новых обстоятельствахДанный метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках).А могут быть (лиса, заяц, петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке зоопарка), а возможно они застряли в лифте.2. Коллаж из сказокПридумать сюжет новой сказки, в которой Баба - Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок».Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения…3. Сказка от считалкиСчиталка лаконична, рифма ее легка. От считалки к сочинительству переход прост – мы разучиваем считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.Считалка:Чижик в клетке сидел,Чижик громко песню пелГу–гу –гу, чу – чу- чу,Я на волю полечу.Начало сказки:Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…4. Сказки от «живых» капель и клякс.Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Дети, глядя на них, видят образы, предметы или их отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса? «Кого или что она тебе напоминает?»- эти вопросы полезны, развивают мышление и воображение. После этого, перейти к следующему этапу – дорисовать кляксы. В результате может получиться целый сюжет.А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску и быстро наклоните ее в разные стороны – и появится какой–то образ. Сюжеты в результате кляксографии, и образы от« живых» капель помогают сочинять сказки.Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы?5. «А что потом?»Этот метод полезен и интересен тем, что:- мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло;- развивать воображение ребенка;Давайте поразмышляем: репку вытащили, а как ее делили – кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком; а коза и семеро козлят, построили себе неприступную крепость. Варианты всегда есть, они будут своеобразными, в зависимости от уровня творческого воображения.6. Изменение ситуации в знакомых сказкахМы в который раз рассказываем детям сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить. Вначале мы в ней меняем совсем немногое, и этим побуждаем ребенка придумывать. «Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что – то другое».Путем рассуждений мы двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая- нибудь деталь от наряда.Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках.Сказка «ГУСИ – ЛЕБЕДИ»Новая ситуация: на пути девочки встречается волк…….Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»Новая ситуация: волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения……Сказка «Сказка о рыбаке и рыбке»Новая ситуация: рыбка захотела сама встретиться со старухой…7. Перевирание сказкиПеревирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться.«Колобок»: «Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т.д.)…»Важно удивляться своей забывчивости с помощью тона, мимики жестов.8. Сказки, но по-новомуЭтот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.Дети привыкли к тому, что Колобок –добрый, лиса – хитрая, волк – злой, Золушка и крошечка – Хаврошечка – трудолюбивые, скромные.Сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.Старая сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»Сказка по – новому: козлята становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.Старая сказка «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»Сказка по – новому: злая Красная Шапочка, а волк добрый.9. Сказки от превращенийУметь в мыслях превратиться в кого угодно или во что угодно – это очень многое для ребенка, это начало фантазии и сочинительства.Я превращаюсь в котаНачало сказки: скучно мне стало все время жаться возле хозяйки, и я пошагал на улицу.Я превращаюсь в бабочкуНачало сказки: как хорошо летать над цветочками и видеть все сверху. Но однажды…….Я превращаюсь в цветок  Начало сказки: жили – были я (ромашка) и василек…10. «Салат из сказок»Это встреча в одной новой сказке наших старых знакомых героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из них героев, события, волшебство и т.д. Например: «Жил – был папа Карло, он был очень одинок, так как у него не было детей. Но, проснувшись однажды, он обнаружил в опавшем листочке розы маленькую девочку, в кроватке – Снегурочку), в кресле – Мальвину и т.д.». Дальше предлагается детям события развернуть так, как подсказывает их фантазия.11. Словесная режиссерская играДети догадываются по настроению музыки о действиях и эмоциональном состоянии героев и природных явлениях:«Какое настроение передают музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?»12. ПсихогимнастикаДети с помощью движений и мимики передают эмоциональное состояние героя (радость, удивление, бежит лисичка, идет корова, бежит на помощь и т.д.)    Важным, также является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой:-найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;-сочинить длинное и в тоже самое время смешное слово, например, о лисе« длиннохвостая», «пушистохвостая», «хитроумная»…..-произнести без гласных звуков какое – либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, «принцесса» – п р н ц с с, «Золушка»- з л ш к.13. Словесное комментированиеДети составляют словесное описание по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции.14. Совместная словесная импровизацияПредложить детям разыграть отдельные эпизоды сказки, где главными героями становятся дети. Вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линииХорошо известно, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. Поэтому важно научить ребенка не только устно сочинять сказки, но и показать ему новые возможности, которые открываются в жанре письменного общения друг с другом. Несомненно то, что, любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при собственном участии, т. к. на лицо соединение и взаимосвязь, речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.Чтобы помочь детям уяснить смысл, идею сказки, авторы почти к каждому произведению предлагают пословицы и поговорки. Одни из них точно соотносятся со смыслом сказки, другие менее подходят. Разбирая их вместе с детьми, мы помогаем лучше запомнить поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснить внутреннее содержание сказки. Так, разбирая содержание той или иной пословицы, мы расширяем кругозор малыша, его представление о народных традициях и обрядах.Для развития речи детей автор советует чаще прибегать к такому методу, как придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведений. Например, сказка «Рукавичка». Автор предлагает следующие названия:«Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей»и т. д. Работа со сказкой идет в нетрадиционном направлении. Поэтому в немалой степени способствует введение вместо привычного героя придуманного нового персонажа. Это нужно для того, чтобы поддержать интерес к сказке и повернуть сюжет в новом направлении. На решение этих задач направлен метод, который условно назван «Введение частицы «не» (не репа выросла на грядке, а….), (не Красная Шапочка, а….).Важным, по мнению автора, является воспитание чуткости к слову. Формирование такого чутья способствуют следующие приемы со сказкой:-найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;-сочинить длинное и в то же самое время смешное слово;-разобрать слова с одинаковым написанием, но разным по значению;-объяснить происхождение того или иного слова.Сказка должна способствовать и общению. Для этого предлагается использовать игру – задание «Интервью». Кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.Следующим моментом является воображение. Воображение очень полезно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально – творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам самим изобрести новую сказку или какой–то эпизод. Очень хорошо использовать при этом «волшебную палочку».  Вначале взрослые оперируют ею в различных ситуациях, помогают героям сказок. А затем дети сами могут действовать, вызволяя героев из беды. Возникает обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.Каждая личность – клад фантазий. У детей достаточно изобретательности. В данном случае дошкольник изобретает, т.е. придумывает что – то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. Например:-придумать старые предметы в новых вариантах;-превратить себя и членов своей семьи, друзей в одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама – цветок, папа – тучка, и т.д.)-составлять фантастические сказки о себе.Очень много можно сказать о связи сказки с другими науками.Например, сказки и математика. Для ребенка сказки – это его жизнь. Тем более, что когда речь идет о дошкольнике, нужно максимально связывать с окружающей жизнью. Во многих сказках математическое начало лежит на поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик» и т.д.Когда ребенок 4-х лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с помощью моделировать знакомые сказки, т.е. прятать героев сказки в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. Работая в этом направлении, детей готовят к математической деятельности.ЗаключениеТаким образом, с помощью сказок детям дошкольного возраста можно преподавать основы нравственности, знакомить их с моральными законами, обычаями, взаимоотношениями людей. Своеобразие сказок позволяет это делать без принуждения, в занимательной форме.Таким образом, ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.Главное средство воспитания – сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Список литературыИнновационная программа дошкольного образования "От рождения до школы", издание 6-е дополненное, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой, Мозаика-Синтез, 2020 г.Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ vospitanie-nravstvenyh-kachestv-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.htmlРесурсы сети Интернет. Точка доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2018/05/19/znachenie-russkih-narodnyh-skazok-dlya-deteyРесурсы сети Интернет. Точка доступа: http://elar.uspu.ru/ bitstream/uspu/7775/2/10Zaharova.pdfРесурсы сети Интернет. Точка доступа: https://infourok.ru/plan-samoobrazovaniya-vospitanie-nravstvennyh-kachestv-detej-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-russkih-narodnyh-skazok-4992045.html

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X