Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Сараева Наталья Яковлевна

Особенности работы над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ

скачать документ

Вернуться назад

Сараева Н.ЯОсобенности работы над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИМетодическая разработка в помощь преподавателям сольфеджио и музыкальной грамоты в младших классах ДШИ и ДМШМуниципальное бюджетное учреждениеДополнительного образованияДетская школа искусств им. В.Г. Иванова с. Сарыг- СепКаа-Хемского района Республики ТываСараева Н.ЯОсобенности работы над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИМетодическая разработка в помощь преподавателям сольфеджио и музыкальной грамоты в младших классах ДШИ и ДМШСарыг- Сеп 2022ББК 85.31С 20Рецензенты: канд. иск. старший преподаватель кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования ФГБОУВО «Краснодарский институт культуры» М.Л. Карамановастарший преподаватель кафедры теории музыки и композиции Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского, преподаватель высшей категории Детской школы искусств №6 г. Красноярск Н.В. ПерепичС 20 Сараева, Н.Я. Особенности работы над музыкальным диктантом в ДШИ и ДМШ: методическая разработка для преподавателей сольфеджио и музыкальной грамоты в младших классах ДШИ ДМШ /Н.Я. Сараева: ДШИ им. В.Г. Иванова.- Сарыг- Сеп, 2020.- 34 с.Методическая разработка содержит описание основных этапов работы над одноголосным музыкальным диктантом.В разработке приведены примеры и задания, применяемые в работе над музыкальным диктантом в младших классах ДШИ и ДМШ.Методическая разработка предназначена для преподавателей сольфеджио и музыкальной грамоты ДШИ и ДМШ.ОГЛАВЛЕНИЕВведение Раздел 1. Начальный период (подготовка учащихся к написанию диктанта)Задачи в работе над записью диктантаВыбор музыкального материала и исполнение диктанта преподавателемПодготовка учащихся к написанию диктантаРаздел 2. Организация процесса записи музыкального диктантаМетодика записи диктантаПроверка диктантаРазновидности одноголосного диктанта3. Заключение4. Список литературы5. ПриложениеВведениеОт автораСольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Одним из разделов курса сольфеджио, развивающих память учащихся, их внимательность и быстроту восприятия музыкальных явлений является – музыкальный диктант. Музыкальный диктант концентрирует в себе ладовые, интонационные, метроритмические трудности, воспитывает слуховую память, организует внимание, тренирует важный навык улавливания и осознание всех сторон мелодики, развивает способность разбираться в услышанном, то есть производить слуховой анализ.Именно работа над диктантом в классе сольфеджио должна ставить своей целью развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти. В работе над диктантом – это практическое освоение и закрепление теоретических понятий и того опыта, который накоплен в результате практической музыкальной деятельности учащегося. Многие ошибки говорят о практическом неумении записать музыку, о неумении применить свои знания на практике. И в этом отношении письменные работы (диктанты) являются полезной формой для закрепления теоретических знаний и практических умений. Методическая разработка посвящена одному из самых сложных навыков, развиваемых на уроке сольфеджио, – умению грамотно и быстро написать одноголосный мелодический диктант. Актуальность данной работы в том, что в практике мы часто встречаемся с тем, что учащиеся, даже обладающие прекрасным слухом и действительно слышащие всё в данном примере, могут назвать ноты, гармонию, отдельные аккорды, но не умеют написать их. Тема представляется мне весьма актуальной, так как именно музыкальный диктант вызывает у учеников наибольшее количество затруднений, страх и негативное отношение к предмету. Да и для педагога диктант является также самой проблемной формой работы, так как нужно выработать навык его записи у всех учащихся без исключения, независимо от их способностей и качества музыкального слуха. Цель методической работы: определение особенностей работы над музыкальным диктантом.Задачи:- охарактеризовать понятие музыкального диктанта, его место и значение в курсе сольфеджио; - показать в работе над диктантом связь видимого и слышимого;- показать методы работы по закреплению практических и теоретических навыков.Навык написания музыкального диктанта зависит от многих обстоятельств:от систематической и сознательной работы в классе, от количественных показателей, от владения инструментом и его специфики, от умственных способностей детей, их психофизиологического состояния, степени музыкальной одаренности, умения логически мыслить, индивидуального внимания педагога к каждому ребенку. Написание диктанта – работа серьезная. Успех, как показывает педагогический опыт, может обеспечить только длительная и планомерная работа, постоянная и упорная.Вышесказанное позволяет сформулировать следующую проблему: как сделать такой вид деятельности на уроке сольфеджио, как музыкальный диктант, более эффективным, увлекательным и психологически комфортным для учащихся младших классов?Данная методическая разработка дополняет и развивает уже имеющиеся методики написания музыкального диктанта. Систематизирует и описывает основные принципы написания музыкального диктанта, опираясь на собственный практический опыт автора, а также анализ форм и методов работы, применяемых в процессе формирования навыков записи одноголосного музыкального диктанта в детской музыкальной школе.Работа направлена на повышение качества слуховых навыков учащихся, на определение форм и методов изучения темы «Музыкальный диктант» на уроках сольфеджио. Методическая разработка будет полезна преподавателям теоретических дисциплин ДШИ, а также преподавателям других образовательных учреждений, занимающихся в данной сфере, учащимся ДШИ и ДМШРаздел 1. Начальный период (подготовка учащихся к написанию диктанта)Задачи в работе над записью диктанта.Музыкальный диктант (от лат. Dikto- диктую, повторяю)-практикуется при изучении музыкальной дисциплины Сольфеджио. К нашему времени отечественная педагогика накопила богатейший опыт по методике обучения музыкальному диктанту. Он зафиксирован в трудах Е.В. Давыдовой, А.Л. Островского, В.А. Вахромеева, Н.А. Долматова, Д.А. Блюма, Л.М. Масленковой. Изданы замечательные, прекрасно систематизированные сборники диктантов, которыми педагоги сольфеджио успешно пользуются на протяжении уже нескольких десятилетий. Это «Музыкальные диктанты» Г.А. Фридкина, Ж.Л. Металлиди и А.И. Перцовской, Т.Л. Стоклицкой, В.А. Вахромеева, Г.Ф. Калининой и многих других авторов. Работа над диктантом - одна из трудных задач в курсе сольфеджио. Это объясняется тем, что для выполнения требуется, не только определенный уровень развития музыкального слуха, но наличие способности логически мыслить, соображать, то есть развитого интеллекта. Музыкальный диктант представляет собой запись нот на слух: преподаватель проигрывает несколько раз музыкальный фрагмент (одноголосный, двухголосный или многоголосный), после чего учащиеся должны записать на нотном стане воспроизведённый отрывок, определив его музыкальный размер, ритм и прочее. Успехи учащихся в записи диктантов в большой степени будут зависеть от умственного развития каждого, от способностей, типа его нервной деятельности, его индивидуальных особенностей. Работа над диктантом требует от педагога индивидуального внимания к каждому ребенку. Среди части преподавателей сольфеджио распространено убеждение в том, что не всем учащимся дано научиться писать музыкальные диктанты. Педагог, допускающий у учащихся врожденную неспособность к музыкальному диктанту, просто не вник в существо этого важнейшего вида деятельности, развивающего музыкальные способности и понимает музыкальный диктант как самоцель – диктант ради диктанта. Но не умеют писать диктанты не те учащиеся, которые не способны к этому, а лишь те, которых еще следует научить их писать. В качестве «музыкального материала» для диктантов в педагогической практике принято использовать как фрагменты собственно музыкальных произведений, так и специально сочиненные в методических целях примеры. Навык записи диктанта вырабатывается медленно, иногда годами. И поскольку он связан с ходом общего интеллектуального развития ребенка, нельзя форсировать процесс овладения им. Нужно время и терпение педагога.Задачи в работе над записью диктанта1.Установление связи между анализом, осознанием, записью музыки на основе полученных ранее теоретических знаний. Чтобы ясно и совершенно конкретно проанализировать то, что слышишь, недостаточно осознать закономерности музыкальной речи данного отрывка, надо уметь грамотно, на основе полученных теоретических знаний, записать эту музыку.2. Способствовать развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти. Внутренний слух и музыкальная память тесно связаны между собой и часто рассматриваются как одно и то же. На самом деле это две разные стороны музыкальных способностей ученика. Внутренний слух есть способность в воображении представлять себе один или ряд звуков. Причем, это внутреннее слышание может быть вначале интуитивным, бессознательным, что присуще почти каждому музыкальному человеку, но в процессе работы должно стать осознанным, целенаправленным. Музыкальная память проявляется через внутренний слух. Таким образом, музыкальная память - не просто способность запоминания мелодии, а память аналитическая, то есть запоминание и одновременно понимание структуры диктанта:мелодии, музыкальной формы, строения, их взаимосвязи, особенностей голосоведения.3. Практическое освоение и закрепление теоретических понятий и того опыта, который накоплен в результате практической музыкальной деятельности учащегося. В диктанте нужно не только осознать слышимое, но и уметь его выразить в записи.1.2 Выбор музыкального материала и исполнение диктанта преподавателем.Выбор музыкального материала. Психология учит, что ученик быстрее и прочнее запоминает то, что ему нравится. Следовательно, для развития музыкального слуха ученика, для быстрого и прочного запоминания мелодии, необходимо выбирать художественно полноценный материал, специально сочиненные упражнения для тренировки слуха, на какой либо интервал, ритмическую группу, размер мало подходят вследствие отсутствия образного содержания. Разнообразие музыкального материала используемого на занятиях по сольфеджио, и в частности в диктантах, имеет большое воспитательное значение, расширяет кругозор учащихся, обогащает их музыкальную память.Чрезвычайно важным является определение трудности примера. Обычно критерием служат ладовые, тональные, метро-ритмические стороны диктанта.Исполнение диктанта преподавателем. Для того, чтобы учащийся мог полно и грамотно зафиксировать на бумаге то, что он слышал, надо, чтобы исполнение диктанта было по возможности совершенным. Прежде всего, следует исполнять пример грамотно и точно. Никаких подчеркиваний или выделений отдельных трудных интонаций нельзя допускать. Особенно вредно подчеркивать сильную долю такта. Первые два-три проигрывания должны звучать в нужном темпе, то есть соответствующем выразительному характеру мелодии, чтобы учащиеся верно восприняли и запомнили пример. При последующих проигрываниях темп несколько замедляется.. Но важно, чтобы первое впечатление было убедительным и правильным.1.3. Подготовка учащихся к написанию диктантаДиктант - итог работы над развитием слуха. Прежде чем приступить к диктанту, необходимо развить определенные слуховые навыки. Записи мелодии предшествует большая подготовительная работа. Ее формы должны быть систематическими и разнообразными. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать яркие и понятные музыкальные образы развивается постепенно. Последовательно ребенок приобщается к музыкальной речи: звуковысотным соотношениям, характерным мелодическим интонациям, ритмическим рисункам, темповым изменениям, динамическим оттенкам, тембровым краскам, ощущая их неразрывную связь с эмоциональным содержанием музыки.Приступать к написанию диктанта можно лишь при соблюдении определенных условий. Ученики должны:• Свободно владеть нотной записью. Мгновенно записывать ноты вразброс под диктовку педагога, безошибочно «читать» используемый на уроке учебник.• Владеть элементарными навыками пения, уметь пропевать нотами выученные небольшие мелодии с текстом, отстукивая метрические доли.• Прекрасно знать клавиатуру, подбирать и играть на фортепиано короткие (4-8 тактов) песни-попевки от разных звуков.•Знатьдлительности. Выкладывать на карточкахпослеодногопрослушивания простейшие ритмические формулы.• Уметь записать на одной ноте, после прохлопывания, ритмический рисунок стихотворной фразы или двухтактового мелодического оборота, расставить тактовые черточки и сильные доли в размере 2/4.• Находить и отстукивать доли в незнакомых пьесах, исполняемых педагогом.•Различать на слух направление движения мелодии вверхи вниз,повтор звуков,поступенное движение от движения по трезвучию, находить устойчивый звук (тонику).•Уметь спеть нотами или сыграть на фортепиано после одного прослушивания короткие мелодические обороты. (см. приложение, рис.1)Таким образом, к записи полноценных диктантов можно переходить только после определенной подготовки, длительность которой зависит от возраста, степени развития и восприимчивости группы.Существует несколько видов заданий для учащихся с целью их подготовки к написанию музыкального диктанта. (см. приложение, рис.2-7) Нужно сразу учить детей, что ноты должны быть написаны красиво и аккуратно. В более старших классах нужно предлагать детям ускорить запись нот (записывать ноты небольшой чертой под углом примерно 30 градусов, что позволит сократить время, отведенное на диктант).При формировании навыка чистого интонирования и запоминания простых мелодических ходов на уроках сольфеджио изучаются детские песенки с одинаковыми мелодическими оборотами. Чаще это движение по тетрахордам и по звукам мажорного и минорного трезвучия с вычленением малой или большой терции. Для изучения движения по тетрахордам учащиеся должны четко знать понятия тон и полутон, уметь находить их в музыкальных примерах и на клавиатуре. Такие нотные примеры можно найти в любом учебнике по сольфеджио. Важно помнить, что нельзя переходить к изучению следующего элемента, если четко не усвоен изучаемый элемент.( см. приложение. Примерные задания для изучения тетрахордов). Аккорды. Эта тема также изучается при пении нотных примеров из учебника сольфеджио. Важно на начальном этапе научить правильно переписывать, а затем и самим строить аккорды. Скачки. На начальном этапе при изучении данной темы чаще всего используются скачки на чистую кварту, квинту, малые и большие терции. Помимо пения отдельно интервалов от звука, нужно петь интервалы как ступени в ладу в разных тональностях. Этот навык нужно твердо разучить в тональности До мажор, а затем уже переходить к следующим тональностям.Определение формы на уроке сольфеджио происходит сразу же с пения первых песен. На уроке ритмики очень хорошо развивается чувство формы. Поэтому для осознания формы музыкального примера на уроках ритмики целесообразно использовать музыку, в которой происходит четкая смена характера, темпа и иногда даже жанра. Изначально предмет ритмика нацелен на осознание метрических долей, развитие метроритмического чувства. На сольфеджио при переписывании нотных примеров нужно обязательно выделять в записи сильные доли, указывать повторы, обозначать дыхательные цезуры.Только уверенное владение всеми этими подготовительными составляющими может привести к выражению «слушаю-понимаю-записываю».В начальный период обучения желательно ограничить круг интонаций повторностью звуков и поступенным движением вверх или вниз, а также пением Т53. Нужно помнить, что поступенное движение и повторность звуков с опорой на Т53 является фундаментом всего курса сольфеджио и музыкального диктанта в частности.Подготовительные упражнения к диктанту:1. Запомнить без предварительного пропевания небольшую фразу и воспроизвести ее на нейтральный слог или с текстом. 2. Работа с лесенкой (столбицей) способствует развитию ладового мышления учащегося, их быстрой сообразительности, к тому же оживляет урок.3. Когда первоначальные навыки будут хорошо освоены группой, следует ввести новые упражнения:• после настройки преподаватель на фортепиано в медленном темпе исполняет звуки тональности в различной последовательности. Учащиеся вслед за учителем поют каждый звук, называя его в определенной тональности (развитие быстроты реакции учащихся).• пение отрезков гаммы от любого звука до тоники тональности (но не наоборот).• слушать и петь ступени тональности ученики должны также дома ежедневно по 5 - 10 минут. Если учащиеся не будут заниматься ступенями дома, работа диктантом обречена на неудачу.• устные диктанты (пение на слоги или с названием звуков и дирижированием) небольших попевок вслед за проигрыванием.Ритмические навыки, так же как и интонационные, должны опережать трудности, дающиеся в письменном диктанте. Прежде всего, учащиеся должны научиться четко тактировать, т.е. активно двигать рукой с резкими торможениями в конце каждого движения. Только при таком активном тактировании возможно осознание метрической доли, а, следовательно, и ритмических соотношений звуков. Нельзя разрешать ученикам во время тактирования класть локти на стол - это приводит к тому, что ученики перестают ощущать метрическую пульсацию. Перед сольфеджированием примеров полезно бывает иногда отделить метроритмическую сторону от звуковысотной, т.е. прочесть ноты с тактированием (сольмизация), а также простучать или прохлопать в ладоши ритм примера, отсчитывая вслух метрические доли такта.Чем больше преподаватель проводит в классе подобных упражнений, тем больше уверенности, что ученики легко справятся с ритмом диктантов.В начальный период обучения преподаватель должен тщательно подготовить учащихся к написанию диктантов. Для усвоения правильного написания нот они выполняют ряд домашних заданий на чистописание. Чаще всего это переписывание в тетрадь отдельных примеров из сборника сольфеджио.Особое внимание нужно уделять упражнениям, подготавливающим учащихся к восприятию мелодий небольшой протяженности. Такими упражнениями являются:1. Запоминание и пение на память с названием нот просольфеджированной 2 - 3 раза простейшей четырехтактной мелодии (можно и восемь тактов повторного строения).2. Короткие, двух-, четырехтактовые диктанты.3. Устные диктанты по методу: «два такта играются, два поются». Это делается так: после настройки в определенной тональности по указанию педагога дается 1 такт дирижирования в размере 2/4 без музыки. Далее педагог играет 2-х тактовую фразу. Без какого-либо перерыва учащиеся поют эту фразу, называя звуки тональности. Затем учитель играет новый диктант и т.д. Это упражнение представляет собой устный диктант, в котором участвует весь класс. Оно развивает музыкальную память и быструю ориентировку в звуковысотности, что весьма важно при написании диктантов. Многие педагоги широко используют словесный анализ мелодии перед записью диктанта. Это помогает учащимся сосредоточится и осознать пример. Прежде чем приступить к анализу мелодии, следует раза два просто прослушать её, чтобы запомнить. Внимание учащихся должно быть направлено на звучание мелодии, на её общевыразительную сущность. Нельзя разрешать в это время готовить карандаш, нотную строку, выставлять знаки при ключе. Главное - запомнить мелодию и пропеть её про себя на нейтральный слог. Предварительный анализ может быть различным. В одном случае анализируются и вместе с классом устанавливаются наиболее общие особенности мелодии: лад, размер, тональность. В другом, если педагог хочет воспитать учащихся правильный процесс мышления при осознании слышимого, в анализ включаются большие подробности: структура мелодии, основная ритмическая группа, наличие повторов, секвенций и тд. Этот путь логического осознания слышимого и он должен быть подкреплен эмоциональным методом. Суть его в том, что на предварительном этапе дети сами пропевают или прослушивают отдельные элементы мелодии. Например: По указанию педагога простукивают ритмические группы, пропевают заключительные обороты мелодии или после сыгранной первой фразы мелодии, сами начинают петь вторую и т.д. Очень важно умело провести настройку. Нужно постараться включить в неё ряд мотивов, интонаций из мелодии диктанта, пропеть их несколько раз, чтобы они стали знакомыми и в процессе написания дети смогли их вспомнить. Предварительный анализ не следует проводить перед записью каждого диктанта. В таких формах как диктант- минутка, запись знакомых мелодий или диктант по памяти, достаточно установить тональность и размер. При контрольном диктанте педагог называет тональность и дает возможность детям проявить полную самостоятельность. Педагог следит за процессом записи каждого учащегося и отмечает себе, в чем выражаются недостатки, что ещё не усвоено и чем ещё не овладел ученик, с тем чтобы наметить для него индивидуальный план работы.Выводы:Прежде чем приступить к записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к этой работе, что все стороны музыкальных способностей и слуха (мышление, память, внутренний слух), а также теоретические знания достаточно проявились на предыдущих занятиях и были закреплены в других видах деятельности – интонационных и ритмических упражнениях, чтении с листа, анализе на слух. Это особенно важно в занятиях с детьми младшего школьного возраста: их общее интеллектуальное развитие, навыки письма, способность к сознательной деятельности воспитываются постепенно. Поэтому целесообразно начинать работу над записью музыки с учащимися второго класса музыкальной школы, а в первом классе проводить большую подготовительную работу.Успех написания диктантов зависит от внимательности и собранности учеников, которые на протяжении 15 - 20 минут должны написать музыкальный диктант (или 3 - 4 коротких диктанта). Поэтому не рекомендуется проводить диктант в конце урока, когда внимание учащихся притупляется или в самом начале урока, когда внимание еще не собрано. Очень часто приходится наблюдать, что наученные на первоначальном этапе успешно писать диктанты дети затем теряют приобретенные навыки. Происходит это по вине педагога. В выборе мелодий исчезает последовательность и логичность, перестает работать принцип «от простого к сложному», исчезает опора на прочную теоретическую базу, в мелодиях появляются «чужие» интонации, «случайные», непроработанные элементы, незнакомые ритмические модели.Основное условие осознанного восприятия диктанта - опора на прочную теоретическую базу. Ни одна интонация в диктанте не должна появиться без предварительной работы над ней в вокальных и слуховых упражнениях. В методических указаниях широко используемых учебников по сольфеджио Ж. Металлиди и А. Перцовской «Мы играем, сочиняем и поем» для всех классов авторы предлагают систему необходимых и очень полезных устных и письменных слуховых упражнений, заданий, предназначенных для освоения элементов музыкальной речи, обогащения музыкального словаря учеников. Опыт показывает, что планомерность выполнения данных упражнений значительно обостряет музыкальный слух детей, развивает музыкальную память, способствует быстрой ориентации в незнакомой мелодии, фиксации внимания на отдельных ее элементах, из класса в класс служит надежной подготовительной формой работы для написания диктанта.Раздел 2. Организация процесса записи музыкального диктанта 2.1 Методика записи диктантаФормальный подход к написанию диктанта не принесет пользы. Чтобы добиться результата, сама организация процесса записи должна быть продумана до мелочей.Не следует начинать урок с диктанта, когда еще отсутствует должный рабочий настрой, как не следует писать его наспех в оставшиеся перед концом урока минуты. Дисциплина, предварительная проверка письменных принадлежностей - немаловажный залог успеха. Учитывая условия урока, необходимость проверки домашнего задания, объяснения теоретического материала, на долю диктанта остается крайне ограниченное время. Не следует растягивать выполнение задания на 30 минут.Большое значение имеет та обстановка, которую преподаватель создает перед началом работы над записью. Преподаватель может сперва назвать автора и произведение, рассказать откуда этот отрывок. Немаловажный фактор успешной работы - эмоциональная атмосфера написания диктанта. Положительные эмоции, состояние подъема способствуют лучшему запоминанию. Большое значение приобретают такие «мелочи», как интонация педагога, его взгляд, манера общения. Действенное средство успеха - чаще замечать малейшие сдвиги и поощрять их, вызывать чувство удовлетворения от правильности выполняемого. Собрав внимание учащихся - преподаватель проигрывает пример.Диктант играется 6-8 раз (в зависимости от сложности) с небольшими интервалами.1. Первое прослушивание - общее ознакомление с мелодией, стремление удержать музыкальный образ в сознании.2. Со второго раза ученики должны запомнить яркие моменты и приступить к анализу:выяснить размер, сильную долю, ступень, с которой начинается и заканчивается мелодия, начальную интонацию, характер интервальных ходов, повторы, секвенции, ритмические особенности, диапазон, приблизительный ритмический рисунок. С первого раза эти детали могут определить единицы, со второго раза такой анализ должны проделать большинство учеников. После второго прослушивания в тетради должны быть:• Ключевые знаки.• Размер.• Размечены все такты. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке ичетыре на другой. Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).• Написана первая и последняя нота.• Отмечены места повторов или секвенций (если есть).3.Третье и последующие прослушивания. После третьего прослушивания начинается запись. Нужно обязательно дирижировать (тактировать), запоминать и записывать ритм. Нужно активно анализировать мелодию, например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками - на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. Последнее прослушивание обычно идет для проверки учеником уже записанного диктанта.Играть диктант имеет смысл только тогда, когда преподаватель убедится, что все ученики записали всё, что помнили. Интервал между проигрываниями около двух минут. Исполнение мелодии должно быть идеальным по четкости и определенности. Перед проигрыванием всегда давать настройку на тональность (тоническое трезвучие). Следует напомнить звучание тоники, чтобы была возможность постоянно сравнивать с ней остальные звуки.Дирижирование левой рукой или отстукивание метрических долей во время проигрывания поможет в определении ритмических особенностей.Учеников необходимо научить концентрации внимания, углубленному погружению в процесс записи. В трудных случаях могут иметь место «подсказки», индивидуальные указания на места, где нужно дослушать и исправить.Отдельный момент в работе - техника записи диктанта. Необходимо напомнить, что здесь от учеников требуется не механическое отношение, а полное понимание интонационного строя, структуры и ритмического рисунка записываемой мелодии.В музыкальной практике существуют различные методы проведения музыкального диктанта. Из них наметились два основных.1. Запись вслед за проигрыванием. Заключается в том, что педагог предлагает записывать ноты в процессе прослушивания музыкального диктанта. Этот способ безусловно легче и как будто дает лучшие результаты, но с точки зрения музыкального слуха в нем имеется ряд существенных недостатков. Педагог вынужден играть диктант в замедленном темпе, искусственно подчеркивая каждый звук, порой искажая ритмический рисунок. При таком проигрывании искажается и характер песни. Записывая ноту за нотой, дети не охватывают сознанием мелодию в целом, не ощущают форму песни. При таком способе записи учащиеся не могут спеть записанную мелодию по памяти, следовательно, они фиксируют лишь отдельные звуки и знакомятся с мелодией только в том случае, если им предлагается спеть записанный диктант по нотам. Имеется и техническое неудобство, не услышав звук, ученик вынужден прекратить запись и ждать очередного проигрывания.2. Запись диктанта по памяти. Учащиеся в начале должны запомнить мелодию, а затем записывать ее по памяти. Возникающие в этом случае внутреннее напряжение и сосредоточенность, необходимые для охвата мелодии, сказываются несомненной пользой в воспитании и совершенствовании слуха. Этот метод позволяет преподавателю играть выразительно, полностью сохранять художественный облик мелодии, благодаря чему ученику легче запомнить песни, ясно ощутить ее характер, форму, ритм. При записи ученик не ждет проигрывания педагога, чтобы проверить себя, а может самостоятельно пропеть мелодию. Такой метод развивает память, позволяет накапливать большой музыкальный опыт. Каждая мелодия, воспринятая слухом, при записи закрепляется еще и зрительной записью. Следовательно, становится ясно, что залог успеха связан не с количеством записанных примеров, а с тем, овладел ли ученик навыком разлагать услышанное на элементы, осознавать и записывать их, одновременно удерживая в памяти мелодию в целом. Такой подход в записи диктанта надо прививать учащимся с самого начала их занятий в этой области.Даже при условии того, что учащиеся научились разбираться в услышанном, осмысливать предлагаемую им мелодию, вопрос приемов записи диктанта не может быть второстепенным. Решается он в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального слуха и памяти.Уже при первых заданиях самостоятельного написания мелодии каждый ребенок произвольно, неосознанно выбирает свой, наиболее удобный ему способ записи. Одни начинают сразу фиксировать звуки во время исполнения, хотя никто их этому не учил. Другие, по собственной инициативе, делят пространство нотного стана на четыре такта и вписывают в них запомнившиеся обороты, заполняя, как правило, в первую очередь конец и начало. Кто-то запоминает сразу звуковысотную сторону и, после проигрывания, по памяти записывает все ноты, а затем оформляет ритмически. Кто-то также пишет по памяти, но такт за тактом, оформляя все сразу. Каждый столкнется с трудностями в будущем. Пишущие «нота за нотой» не смогут «застенографировать» мелодию в быстром темпе со сложным ритмическим рисунком. Очень желательна запись по памяти в промежутках между проигрываниями, но не всегда можно запомнить с шести раз трудный ладоинтонационный фрагмент. К тому же нельзя забывать о детях с ограниченными музыкальными способностями. Для некоторых запись во время исполнения - единственный способ объяснить, что нот должно быть столько, сколько сыграно звуков.Наверное, самой целесообразной следует признать ту технику записи, при которой ученик работает, не теряя времени. Ее можно назвать комбинированной. Не исключайте возможности записи во время исполнения, если это не идет в ущерб восприятия целого. Но диктант лучше записывать частями, набросками, с пустыми промежутками, фиксируя опорные звуки, частично записывая ритмический рисунок. Это поможет осознать звуковысотные соотношения в дальнейшем и заполнить «белые пятна» по памяти.Нельзя запретить фиксировать высотные контуры мелодии, если учащийся слышит ее, понял ее развитие. Если он забыл продолжение мелодии, он не должен ждать проигрывания, а должен уметь переключиться на определение сильного времени, деление на такты и группировку.Обращайте внимание на закономерности строения при анализе мелодии, чаще пишите диктанты по памяти с трех раз. Это даст возможность зафиксировать в памяти наиболее яркие, запоминающиеся фрагменты.Систематически включайте в работу ритмические диктанты. Они помогут записать ритмический рисунок в тех местах, где трудно запоминается мелодия.Ладовое и интервальное восприятие отношений между ступенями должно быть одновременным, но первое всегда является самой надежной проверкой точности определения того или иного звука. Необходимо давать правильную ладовую настройку перед диктантом, укреплять ощущение тонического трезвучия, вводить интонационные обороты, которые встретятся в диктанте. Особое внимание обращайте на неустойчивые звуки, взятые скачком. Образующиеся интервалы должны быть осознаны как соотношение определенных ступеней лада. При таком подходе ученик всегда будет чувствовать опорные точки лада и благодаря этому сможет легко ориентироваться в мелодии. Именно опора на лад даст возможность записывать диктант с любого места мелодии.Оценка за традиционный, обычный диктант ставится на каждом уроке, за исключением особых случаев (после длительных каникул, болезни, невозможности от начала до конца участвовать в работе). Оценка за диктант не должна быть оценкой за урок. При неудачном выполнении задания подавляющим большинством диктант не оценивается, а разбирается на доске. Полезно приучать детей к анализу написанного, самостоятельно подчеркивать места, где они сомневаются.2.2 Проверка диктантаДля проверки диктанта можно использовать как коллективные, так и индивидуальные формы:• пропевание всем классом.• коллективный разбор номера учителем перед всем классом (называются ноты, аккорды, ритм, штрихи и т.д.).• индивидуальная проверка педагогом тетради учащихся.• пропевание каждым учащимся своей записи по тетради и самостоятельная проверка и исправление ошибок.• проигрывание диктанта на фортепиано.• записать одному ученику свой диктант на доске.• выкладывание диктанта карточками. ( разрезанного на такты) Важно, чтобы организация процесса записи диктанта правильно воспитывала внимание и восприятие учащихся, чтобы соблюдался принцип продвижения от общего к частному, от восприятия и запоминания художественно образа произведения к анализу выразительных средств музыкального языка, и, в итоге, к записи, фиксации слышимого.Домашние задания, связанные с диктантом, традиционные выучивание наизусть, транспонирование в пройденные тональности, выполнение различных творческих заданий: сочинение мелодий в определенном жанре, вариаций на тему, песен на заданный текст, мелодий с использованием изучаемого интервала, аккорда, ритмической фигуры. Правильное выполнение заданий свидетельствует об усвоении слуховых навыков, приобретенных на уроке с помощью диктанта. Однако совершенствоваться в самом написании диктанта в одиночку невозможно, поэтому максимальное значение приобретает подбор и запись знакомых песен. Весьма полезно записывать музыку, звучащую по радио, с дисков. Большую пользу могут принести «самодиктанты»: пропевания (вслух или мысленно) мелодий из учебника с последующей записью в различных тональностях, а также зрительный диктант, развивающий внутренний слух.2.3 Разновидности одноголосного диктанта. • Устный диктант. В коротких фразах определяется лад, высота, метр, длительности, составляющие мелодии (секвенции, скачки, повторы). Мелодия поется с названием звуков. Этот вид диктанта отрабатывает навык запоминания, быстроту реакции, внимание. Используется часто в начальных классах. Удобен тем, что занимает мало времени,• Ритмический диктант. Записывается ритмический рисунок мелодии. Сопровождает изучение каждой новой ритмической трудности. Должен иметь выразительную мелодию либо должен исполняться в различных тембрах ударных инструментов.• Диктант по памяти. Записывается с одного-трех раз. Должен иметь яркую, запоминающуюся мелодию. Методика их проведения: Педагог два или три раза играет пример. Учащиеся сидят и слушают. Затем, по знаку педагога, вернее, при дирижировании педагога, весь класс пытается мысленно повторить на память мелодию. Преподаватель спрашивает: «Все ли смогли вспомнить ее до конца?». Если у некоторых есть неясности, пробелы, преподаватель играет пример еще раз. После этого называется тональность и учащиеся приступают к записи того, что они запомнили. Во время записи диктант больше не играется. По мере окончания учащимися записи преподаватель проверяет тетради каждого из них, но не проигрывая и не напевая. В классе должна быть полная тишина. Когда кончится отведенное время, диктант еще раз проигрывается и проверяется уже всем классом.Материалом для таких диктантов должны быть яркие, напевные мелодии. Сперва очень короткие (2, 4 такта) с небольшим количеством звуков, затем более сложные. Первое время примеры должны представлять собой одну фразу-тему. Когда учащиеся овладеют своим вниманием, следует переходить к запоминанию небольших предложений и, далее, периодов.• Диктант с предварительным анализом. После первых двух проигрываний педагог подробно разбирает предлагаемый пример. Установив темп, размер, тональность, структуру мелодии, педагог обращает внимание учащихся на отдельные особенности примера: поясняет некоторые интонационные обороты, ритмические фигуры, проигрывает или напевает их. После такого анализа диктант проигрывается снова, и учащиеся приступают к самостоятельной записи. Эта форма диктанта очень удобна при освоении каких-либо новых трудностей в диктанте: новой ритмической фигуры или появления альтерированных звуков и т.д.• Графический диктант. Указывается только направление мелодии.• Диктант с ошибками. Услышать, найти неточности в написанной на доске мелодии и исправить.• Регистровый диктант. Представляет немалую трудность в зависимости от специфики специальности. Рекомендуется в 3-4 классах начать запись в басовом ключе, что облегчит написание двухголосия.• Эскизный диктант, по частям. Записать определенные фрагменты звучащей мелодии. Помогает в обычном диктанте начинать работу с разных мест. Используется при записи сложных и длинных мелодий. При использовании этого приема учащимся можно рекомендовать разграфить нотоносец на соответствующее число тактов и затем вписывать в них отдельные части примера. При этом преподавателю нужно вначале указать, в каком порядке записывать фрагменты: сперва - каденции, затем начало первой и второй фраз и т.д. В дальнейшем, овладев этим приемом, учащийся должен сам, прежде всего, записывать те фрагменты, которые он лучше запомнил, а потом дописывать недостающее. Эта форма работы над диктантом должна применяться на любом этапе обучения до тех пор, пока учащиеся не привыкнут пользоваться эскизной записью. Самостоятельно, без напоминания педагога. Материалом может служить любой пример из музыкальной литературы, ясный и завершенный по форме.• Подбор знакомых мелодий с последующей записью. Вначале подбирается на инструменте, а потом записывается нотами.• Запись знакомых мелодий по памяти без подбора на инструменте или самодиктант. Используется в качестве проверки самостоятельности ученика в записи музыки, а также как форма домашней работы учащихся. Конечно, эта форма не заменит диктанта, так как здесь отсутствует необходимость охватить и запомнить новую музыку, то есть не тренируется музыкальная память учащегося. Но для работы над записью на основе внутреннего слуха это очень хороший прием.• Запись мелодии песни, предварительно выученной с текстом. Без проигрывания.• Запись одной из нескольких заранее выученных наизусть мелодий.• Зрительный диктант. Записать по памяти пропетую про себя мелодию из учебника.• Диктант с настройкой и в произвольной тональности. Обычно, после ознакомления с музыкой примера и перед тем, как приступить к записи, дается «настройка». Его формы могут быть различны:Весь класс поет тонику и затем ряд интонационных комплексов.Педагог играет на фортепиано каденцию.Педагог играет только тоническое трезвучие.Чем более подготовлен и развит класс, тем меньше должна быть закреплена звучанием тональность. В конечном итоге учащиеся, прослушав музыку, должны сами мысленно настроиться.После настройки устанавливается тональность. Ее может назвать педагог, кто-либо из учеников или весь класс. В процессе занятий по сольфеджио следует развивать в учащихся чувство краски тональности, учить их определять высоту тональности, используя при этом накопленный слуховой опыт.Время от времени следует давать диктанты без определения тональности, предложив каждому записать ее в той тональности, какая ему слышится. Конечно, проверка таких диктантов может быть только индивидуальная, а не общеклассная. После проверки педагог должен сообщить, в какой тональности исполнялся пример, и предложить всем транспонировать свою запись в нужную тональность.• Диктант показательный. Цель и задача этой формы работы - показать учащимся процесс записи. Диктант проводится самим преподавателем или может быть поручен кому-то из учеников. Запись ведется на доске, попутно объясняется весь путь осознания слышимого. Такая форма удобна и полезна при освоении новых трудностей, при знакомстве преподавателя с новой группой учащихся, так как дает возможность установить общую для всех методику процесс записи.• Диктант с досочинением.• Диктант с вариантами.• Тембровый диктант.• Диктант с аккомпанементом.Выводы:Все разновидности одноголосного диктанта, как и всевозможные творческие задания, являющиеся его своеобразным вариантом, способствуют приобретению большей гибкости и уверенности в записывании диктанта вообще, однако следует отметить, что ни одна из перечисленных форм не должна заменять традиционный диктант, который обязателен на каждом уроке. В противном случае целый ряд навыков, приобретенных ранее, может утратиться. Задача преподавателя - научить записывать услышанную мелодию, поэтому контрольный диктант может быть не более одного-двух раз в четверть.Музыкальный диктант- это очень сложный процесс работы на уроке и для учащихся и для преподавателя. Требуется системный подход к написанию диктантов. Нужна большая подготовка как в плане теоретических, так и практических навыков.В условиях классной работы следует использовать разные формы диктантов, с тем чтобы создать прочные, разносторонние навыки записи. Владея ими, учащиеся будут и в дальнейшей работе опираться на те приёмы, которые ему ближе, удобнее, соответствуют его индивидуальности. ЗаключениеМузыкальный диктант является одной из форм курса сольфеджио. Трудность этой формы заключается в одновременном сочетании таких различных разделов сольфеджио, такие как ладовое и метроритмическое воспитание, развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и освоения формы. Для педагога-теоретика очень важно умение активно влиять на процесс развития музыкального мышления учащихся; успешное приобретение и закрепление навыков записи диктанта немыслима без последовательного и взаимосвязанного овладения всеми элементами сольфеджио. Музыкальный диктант является «закрепляющим» моментом в курсе сольфеджио. Для того чтобы записать исполняемый в данный момент отрывок музыкального произведения, следует обладать хорошо развитым слухом и достаточным запасом теоретических знаний. Музыкальный диктант (как и диктант обычный) прежде всего закрепляет связь между слышимым и видимым; также диктант способствует развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти, а также практическому освоению и закреплению теоретических понятий и того опыта, который накоплен в результате практической музыкальной деятельности учащегося.Цели и задачи музыкального диктанта - уметь проанализировать записываемый музыкальный отрывок, понять его форму, направление движения мелодии, поступенность или интервальные скачки, устойчивость или неустойчивость ритмических остановок-то есть всех элементов музыкальной речи, которые известны учащимся на данный момент, после чего грамотно изложить это все в нотной записи. Во многом подготовительные упражнения к написанию диктанта близки к подготовительным упражнениям к пению с листа, только процесс написания музыкального диктанта зеркально противоположен процессу пения с листа: в первом случае задачей учащегося является превращение в нотный текст услышанного мелодического фрагмента, а во втором - воспроизведение вслух мелодического фрагмента, представленного в виде нотных знаков.Обычно считается, что музыкальный диктант развивает музыкальную память в целом. Однако роль диктанта заключается прежде всего в том, чтобы развить сознательное запоминание, то есть повысить оперативность памяти. Совместный анализ с учениками текста, предлагаемого для диктанта, предварительная настройка на мелодические ходы предполагаемого диктанта (движение по тому или иному интервалу, по трезвучию, опевание устойчивых и неустойчивых звуков и т.д.) и даже пропевание их (индивидуально или группой) помогает ученикам учиться писать диктанты, воспитывает оперативную память и навыки сознательного, произвольного запоминания и дают знания музыкальных закономерностей. Существенными недостатками являются привычка учащихся полагаться на степень напряжения голосовых связок, на пассивную подражательную память, «стенографирование» мелодии в процессе ее звучания и т.д. Упражнения, сопровождающие написание диктанта, должны быть направлены в том числе и на искоренение этих недостатков.Конечный результат в области одноголосного диктанта - воспитание навыков непосредственного перевода музыкальных образов в четкие слуховые представления и закрепление их в виде нотной записи. Нужно развивать музыкальный слух, внимание, музыкальную память детей, учить определять ладовые интонации и ритмические трудности. Совершенно необходимо добиться от каждого ученика умения правильно записать диктант любого вида. Однако никогда не следует забывать, что школа искусств - учебное заведение дополнительного образования. Определенные возникающие трудности не должны становиться неразрешимыми проблемами. Прежде всего, важно научить детей слушать музыку и переживать ее, даже в процессе выполнения технических упражнений творить и открывать новое. Все формы работы должны быть увлекательными, приносить удовлетворение, потому что главная цель педагога - воспитание любви и интереса к музыке, формирование эстетического вкуса учащихся.Проведя самоанализ результатов в работе над музыкальным диктантом среди учащихся ДШИ, отраженных в данной работе, автор заметила положительную динамику. Учащиеся перестали бояться трудностей в написании диктанта, с увлечением стали заниматься написанием разных видов диктанта. Стали сами придумывать новые интонации и виды диктанта. Увеличилось число учащихся заинтересованных в предмете сольфеджио. Преподаватели смежных предметов отмечают усиление у учащихся музыкальной памяти, внимания, ритма, развития интереса к музыкальной культуре в целом. Таким образом, методическая разработка «Особенности работы над музыкальным диктантом в ДШИ и ДМШ» может быть рекомендована для использования на уроках сольфеджио, музыкальной грамоты, предметах музыкально-теоретического цикла преподавателям детских школ искусств, а также иных образовательных учреждений.Список литературыАгажанов А. Двухголосные диктанты, М.: Музыка, 1962.Андреева М., Надеждина В., Фокина Л., Шугаева Л. Методическое пособие по музыкальному диктанту. М., 1969.3. Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе, М.: Музыка, 1966;4. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1986.5. Долматов Н. Музыкальный диктант. М.: Музыка, 1972.6. Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс. М., 2008.7. Кондратьева И. Одноголосный диктант: Практические рекомендации. СПб.: Композитор, 2006.8. Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М.: Музыка,1981.Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. Л.: Музыка,1970.9. Музыкальный диктант / А. Л. Островский, С. A. Павлюченко, В. П. Шокин. М.-Л., 1941.10. Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования /С.Е.Оськина; Д.Г. Парнес. М.: АСТ, 2005.11. Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 1 класса музыкальной школы/ Металлиди Ж., Перцовская А. СПб.: Композитор, 1998.12. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Л., 1970.13. Систематический курс музыкального диктанта/ Алексеев Б. и Блюм Дм. М.: Музыка, 1969.14. Серединская В.А. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М., 1962.15. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио. М.: Музыка, 1999.16. Фокина Л. Методика преподавания музыкального диктанта. М.: Музыка, 1969.17.Фридкин Г. Музыкальные диктанты. М.: Музыка, 1965.ПриложениеЗадания:1.Уметьспеть нотами или сыграть на фортепиано после одного прослушивания короткие мелодические обороты. Рисунок 1.2.Для развития навыка нотной записи даются много разных несложных заданий. Примеры заданий:Рисунок 2.605790160718500Рисунок 3.Рисунок 4.Рисунок 5.Рисунок 6.Рисунок 7.3. Для закрепления знаний длительностей нотРисунок 8.Рисунок 9.19621594615004. Примерные задания для изучения тетрахордов (поступенного движения).Рисунок 10Рисунок 11.5. Изучаем интонации:227266515875000а. « Солнышко» и « Ясное» 227266520574000 б .«Ты куда идешь?»227266517843500в. «В школу я иду» г.« Вот дома я» и «Вот домик мой»405765-190500д. « Как дела?» и «Хорошо». е. Вспомогательные оборотыж. Удвоениез. Скачки: « Вставай!» и « Не спать!»6.Найти в мелодии и выделить цветным карандашом знакомые интонации.-38101905007. Записать в тональностях: G-dur, F- dur, D-dur интонации: а, б, в.8. Проиграть в знакомых тональностях интонации: а,б, в (и т.д)9. Спеть цепочку интонаций: в-а-г в тональностях: G-dur, F- dur, D-dur 10. Проанализировать из каких интонаций состоит мелодия и по памяти записать 11. Придумать мелодию (4,8 тактов) используя знакомые интонации.12.Придумать ритм к заданным интонациям.13. На заданный ритм записать интонации в тональности.14. Подобрать фразы на заданные интонации.15. Сочинить сказку используя знакомые интонации, проиллюстрировать на инструменте.16. По номерам ступеней угадать песенку и записать её нотами:I-II-III-IV-V-V-V-I-II-III-IV-V-V-V-IV-IV-IV-III-III-III-II-II-II-II-I-I-I17.Сочинить песенку на заданный и строго детерминированный текст:Ёжик, Ёжик-чудачок Сто иголок впереди, (устойчивые) (устойчивые)Сшил колючий пиджачок. Сто булавок позади.(неустойчивые) (устойчивые) (неустойчивые) (Тоника)18.Определить и подписать в мелодиях фразы: П- повторение, В- вариант, С- секвенция, ДМ- другая музыка. П В ДМ П19. Найти и вставить в мелодии пропущенные ноты:4892039259715031775401739900192024012636520. Исправить ошибки в написанном диктанте.21. Собрать разрезанный на такты диктант.22.Написать диктант по графической схеме.23. Написание тембровых диктантов.24. Составление ритмических диктантов.-1816104552950025.Ипользование интернет ресурсов (различные онлайн муз. диктанты и игры) 1647190250825000291401517462500

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X