Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Коврига Светлана Александровна

"Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по социально-коммуникативному развитию воспитанников"

скачать документ

Вернуться назад

«Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по социально-коммуникативному развитию воспитанников»Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину. Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.Вариативность содержания дошкольного образования в каждом ДОУ индивидуальна и определяется ООП учреждения. К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО, каждое ДОУ идёт своим путём и выбирает для себя наиболее эффективные формы и методы работы. В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам. 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном. 4. Взаимодействие с родителями. 5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города.Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:- знакомить детей с особенностями и традициями родного города;- формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;- знакомить с именами знаменитых земляков;- формировать знания о живой и неживой природе города;-заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов: комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;использование программ и технологий по краеведению;создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;учет специфики организации и построения педагогического процесса;использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельностипринципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развитияпринципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государствапринципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)принципа учета этнокультурной ситуации развития детейДля эффективной реализации регионального компонента необходим так же ряд педагогических условий:Создание культурно-развивающей среды в ДОУПодготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образованияОрганизация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социумаИнтеграция регионального компонента в образовательную деятельностьОрганизация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» (региональный компонент) 3-4года4-5 лет5-6 лет6-7 летЗнает свое, имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители.Знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке, называет домашний адрес, название города в котором он живет.Знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города, называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве знаком с произведениями местных поэтов, художников.Имеет общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города.Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образованияНачиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона. С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, дискуссионные клубы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада. Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания. Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социумаСовременное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п.). Для реализации регионального компонента могут привлекаются различные специалисты: научные сотрудники и работники музеев, преподаватели АГГПУ, народные мастера, художники. Интеграция регионального компонента Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др. Нужно приобщать детей к русской праздничной культуре. Отмечать государственные праздники (День России, 8 Марта, День защитника Отечества, День города, День металлурга, День Победы и др.); организовывать празднование дней рождения детей группы. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирующей чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.Парциальные программыДля достижения качественного результата по реализации регионального компонента в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в ДОУ в вариативной части образовательной программы можно использовать парциальные программы и технологии: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.А. Князева, М.Д. Маханева);«Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитаний (под общ. ред. Т, И. Оверчук)С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. (Под ред. Л.А. Кондрыкинской)Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Ботякова О. А. Солнечный круг: Детский народный календарь.Вывод: таким образом, реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС: - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;-различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;-обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X