Подать заявку
Вернуться назад
Развитие и коррекция навыков общения детей с ТНР старшего дошкольного возраста средствами авторских коммуникативных игр.Богачёва Л. Г., воспитательМБДОУ № 10 г. Апатиты Cтарший дошкольный возраст является переходным к построению достаточно самостоятельных социальных взаимоотношений сначала в группе детского сада, а затем и в школе. Наличие у ребёнка полноценной мотивационной потребности в общении и усвоенные коммуникативные навыки и умения, устойчивый познавательный интерес, позволяют будущему школьнику быстрее и легче адаптироваться в новом социуме. Приоритет социально-коммуникативного развитие детей подчеркивает Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования и указывает на необходимость формирования у детей познавательных и коммуникативных компетенций в т.ч. Формирование коммуникативной компетентности у детей с ТНР осложнено не только отсутствием или недоразвитием речевых средств, но и низкой познавательной активностью, слабо выраженными эмоциональными проявлениями и особенностями нервно-психического развития. Наблюдения детей продемонстрировали, что у наших воспитанников имеются специфические черты речевого и эмоционального поведения:незначительный уровень диалоговой речи;неумение полноценно использовать невербальные средства общения;низкая способность к эмпатии, то есть отсутствие умения воспринимать эмоциональное состояние собеседника;эпизодическая враждебность в межличностном общении: необоснованные конфликты, драки, грубость по отношению друг другу;повышенная обидчивость, выражающаяся в болезненном переживании собственной отверженности или игнорирования сверстником или коллективом. Использование коммуникативных игр в совместной деятельности педагога с детьми с тяжелыми нарушениями речи направлено на развитие навыков конструктивного общения и позволяет решать специфические коррекционно - развивающие задачи. Особенно благоприятен для организации коммуникативных игр период предновогодья. Приближение новогодних праздников обеспечивает положительный эмоциональный настрой у детей и мотивационную заинтересованность. А педагогу предоставляется возможность творчески использовать новогодние атрибуты в образовательных и коррекционно-развивающих целях, а главное – партнерски взаимодействовать с детьми в обновленной игровой атмосфере. Модифицированные и авторские коммуникативные игры помогают:повысить познавательную активность детей;обогатить спектр приемов развития и коррекции речи;создать положительный эмоциональный фон общения «дети- педагог-дети»;расширить опыт речевого и невербального общения;формировать доброжелательное отношение к сверстникам;способствовать преодолению эмоциональных проблем, сплочению детского коллектива.Для организации игр не требуется значительная подготовка и сложные атрибуты. Надо всего лишь разучить с детьми небольшие стихотворные тексты и приготовить простые атрибуты:- ободок «Елочка» (промышленный вариант)- браслет на магните «Елочка» (промышленный вариант)- сундучок (или праздничная коробка) с елочными игрушками- перчаточные театральные куклы «Елочка», «Дед Мороз»- «чудесный мешочек».Название игрыОбразовательная областьЦели игрыСодержание«Похвали елочку»*«Социально-коммуникативное развитие»*«Речевое развитие»-Преодоление стеснительности у девочек; формирование уверенности в себе; формирование у мальчиков умения говорить комплимент.-Активизация словаря; умение выразительно говорить стихотворный текст; использование слов-признаков. Дети стоят по кругу. В центре круга – девочка с ободком «елочка» на голове.Ходит внутри круга, красуясь, и говорит слова:«Я - елочка-красавица.Хочу я всем понравиться.Свою руку протяни,Доброе слово мне скажи!»Идет по кругу, а дети по очереди говорят комплименты (слова-признаки), гладя «елочку» по руке.«Подарки для елочки»*«Социально-коммуникативное развитие»*«Речевое развитие»-Развитие навыков вежливого диалогового общения.-Активизация словаря, использование слов-признаков, упражнять в согласовании сущ. с прилагательным.Дети сидят полукругом, в центре сундучок с елочными игрушками.По считалке выбирается водящий, на руку надевается перчаточная кукла «Елочка», отворачивается от детей.Дети по очереди достают елочные игрушки и говорят: «Елочка, я дарю тебе игрушку… (называет и описывает игрушку, используя слова-признаки).Ведущий «елочка» благодарит за подарок, используя разные варианты вежливых слов.«Елочка-колкая иголочка»*«Социально-коммуникативное развитие»*«Физическое развитие»- Создание благоприятной атмосферы свободного шуточного общения; сплочение детского коллектива.- Развитие мелкой мускулатуры руки; быстроты реакции.Дети стоят по кругу. Из мальчиков по очереди выбирается водящий и надевается на руку браслет «елочка». Водящий - в центре круга. Идет внутри круга, напрягает пальцы рук (изображая иголочки), говорит «слова:- Я -елочка, колкая иголочка!Веточку к вам протянуИ, конечно, уколю! Дети выставляют руки вперед.Водящий старается быстро коснутся рук детей, а дети – быстро спрятать руки за спину.«Идем на праздник»*«Социально-коммуникативное развитие»*«Физическое развитие»* Познавательное развитие-Сплочение детского коллектива.- Закрепление движения в цепочке «змейкой», с поворотом по сигналу.- Ориентировка в пространствеПо считалке выбирается водящий, на руку надевается перчаточная кукла «Елочка».Встает впереди цепочки детей, которые держатся за руки.Педагог говорит текст: «Елочка на праздник шла, за собой детей вела…» По сигналу педагога (прямо, налево, направо…), ведущий ведет детей в заданном направлении. «Дед Мороз и дети»*«Социально-коммуникативное развитие»*«Речевое развитие»-Развитие навыков вежливого диалогового общения.-Активизация словаря, использование слов-признаков.По считалке выбирается водящий, на руку надевается перчаточная кукла «Дед Мороз».Дети сидят полукругом. Говорят слова:- Дед Мороз, Дед Мороз!Ты подарки нам принес?Водящий, достает из сюрпризного мешка разные игрушки, предметы и вручает по очереди детям: «Вот тебе игрушка: не юла и не лягушка…»Каждый ребенок говорит в благодарность текст-рефрен:-«Вот спасибо, Дед Мороз, что подарок мне принес!»Представленные коммуникативные игры могут использоваться в совместной деятельности воспитателя с детьми в режиме дня, на развлечениях, включаться в ходе НОД.
Автор публикации: Людмила Григорьевна Богачева
"Развитие и коррекция навыков общения детей с ТНР старшего дошкольного возраста средствами авторских коммуникативных игр"
скачать документВернуться назад
Развитие и коррекция навыков общения детей с ТНР старшего дошкольного возраста средствами авторских коммуникативных игр.Богачёва Л. Г., воспитательМБДОУ № 10 г. Апатиты Cтарший дошкольный возраст является переходным к построению достаточно самостоятельных социальных взаимоотношений сначала в группе детского сада, а затем и в школе. Наличие у ребёнка полноценной мотивационной потребности в общении и усвоенные коммуникативные навыки и умения, устойчивый познавательный интерес, позволяют будущему школьнику быстрее и легче адаптироваться в новом социуме. Приоритет социально-коммуникативного развитие детей подчеркивает Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования и указывает на необходимость формирования у детей познавательных и коммуникативных компетенций в т.ч. Формирование коммуникативной компетентности у детей с ТНР осложнено не только отсутствием или недоразвитием речевых средств, но и низкой познавательной активностью, слабо выраженными эмоциональными проявлениями и особенностями нервно-психического развития. Наблюдения детей продемонстрировали, что у наших воспитанников имеются специфические черты речевого и эмоционального поведения:незначительный уровень диалоговой речи;неумение полноценно использовать невербальные средства общения;низкая способность к эмпатии, то есть отсутствие умения воспринимать эмоциональное состояние собеседника;эпизодическая враждебность в межличностном общении: необоснованные конфликты, драки, грубость по отношению друг другу;повышенная обидчивость, выражающаяся в болезненном переживании собственной отверженности или игнорирования сверстником или коллективом. Использование коммуникативных игр в совместной деятельности педагога с детьми с тяжелыми нарушениями речи направлено на развитие навыков конструктивного общения и позволяет решать специфические коррекционно - развивающие задачи. Особенно благоприятен для организации коммуникативных игр период предновогодья. Приближение новогодних праздников обеспечивает положительный эмоциональный настрой у детей и мотивационную заинтересованность. А педагогу предоставляется возможность творчески использовать новогодние атрибуты в образовательных и коррекционно-развивающих целях, а главное – партнерски взаимодействовать с детьми в обновленной игровой атмосфере. Модифицированные и авторские коммуникативные игры помогают:повысить познавательную активность детей;обогатить спектр приемов развития и коррекции речи;создать положительный эмоциональный фон общения «дети- педагог-дети»;расширить опыт речевого и невербального общения;формировать доброжелательное отношение к сверстникам;способствовать преодолению эмоциональных проблем, сплочению детского коллектива.Для организации игр не требуется значительная подготовка и сложные атрибуты. Надо всего лишь разучить с детьми небольшие стихотворные тексты и приготовить простые атрибуты:- ободок «Елочка» (промышленный вариант)- браслет на магните «Елочка» (промышленный вариант)- сундучок (или праздничная коробка) с елочными игрушками- перчаточные театральные куклы «Елочка», «Дед Мороз»- «чудесный мешочек».Название игрыОбразовательная областьЦели игрыСодержание«Похвали елочку»*«Социально-коммуникативное развитие»*«Речевое развитие»-Преодоление стеснительности у девочек; формирование уверенности в себе; формирование у мальчиков умения говорить комплимент.-Активизация словаря; умение выразительно говорить стихотворный текст; использование слов-признаков. Дети стоят по кругу. В центре круга – девочка с ободком «елочка» на голове.Ходит внутри круга, красуясь, и говорит слова:«Я - елочка-красавица.Хочу я всем понравиться.Свою руку протяни,Доброе слово мне скажи!»Идет по кругу, а дети по очереди говорят комплименты (слова-признаки), гладя «елочку» по руке.«Подарки для елочки»*«Социально-коммуникативное развитие»*«Речевое развитие»-Развитие навыков вежливого диалогового общения.-Активизация словаря, использование слов-признаков, упражнять в согласовании сущ. с прилагательным.Дети сидят полукругом, в центре сундучок с елочными игрушками.По считалке выбирается водящий, на руку надевается перчаточная кукла «Елочка», отворачивается от детей.Дети по очереди достают елочные игрушки и говорят: «Елочка, я дарю тебе игрушку… (называет и описывает игрушку, используя слова-признаки).Ведущий «елочка» благодарит за подарок, используя разные варианты вежливых слов.«Елочка-колкая иголочка»*«Социально-коммуникативное развитие»*«Физическое развитие»- Создание благоприятной атмосферы свободного шуточного общения; сплочение детского коллектива.- Развитие мелкой мускулатуры руки; быстроты реакции.Дети стоят по кругу. Из мальчиков по очереди выбирается водящий и надевается на руку браслет «елочка». Водящий - в центре круга. Идет внутри круга, напрягает пальцы рук (изображая иголочки), говорит «слова:- Я -елочка, колкая иголочка!Веточку к вам протянуИ, конечно, уколю! Дети выставляют руки вперед.Водящий старается быстро коснутся рук детей, а дети – быстро спрятать руки за спину.«Идем на праздник»*«Социально-коммуникативное развитие»*«Физическое развитие»* Познавательное развитие-Сплочение детского коллектива.- Закрепление движения в цепочке «змейкой», с поворотом по сигналу.- Ориентировка в пространствеПо считалке выбирается водящий, на руку надевается перчаточная кукла «Елочка».Встает впереди цепочки детей, которые держатся за руки.Педагог говорит текст: «Елочка на праздник шла, за собой детей вела…» По сигналу педагога (прямо, налево, направо…), ведущий ведет детей в заданном направлении. «Дед Мороз и дети»*«Социально-коммуникативное развитие»*«Речевое развитие»-Развитие навыков вежливого диалогового общения.-Активизация словаря, использование слов-признаков.По считалке выбирается водящий, на руку надевается перчаточная кукла «Дед Мороз».Дети сидят полукругом. Говорят слова:- Дед Мороз, Дед Мороз!Ты подарки нам принес?Водящий, достает из сюрпризного мешка разные игрушки, предметы и вручает по очереди детям: «Вот тебе игрушка: не юла и не лягушка…»Каждый ребенок говорит в благодарность текст-рефрен:-«Вот спасибо, Дед Мороз, что подарок мне принес!»Представленные коммуникативные игры могут использоваться в совместной деятельности воспитателя с детьми в режиме дня, на развлечениях, включаться в ходе НОД.
Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.
Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!
Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
_
Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).
Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192