Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Брицына Наталья Васильевна

Метод эскизного разучивания на уроках по специальности

скачать документ

Вернуться назад

СОДЕРЖАНИЕВведение……………………………………………………………………………………………Понятие «эскизное разучивание»…………………………………………………….Основы методики эскизного освоения музыкального произведения.Репертуар для эскизного разучивания………………………………………………………………………………Функции и обязанности преподавателя, руководящего учебным процессом…………………………………………………………………………………Используемая литература………………………………………………………..После того, как учащийся наработает определённый исполнительский потенциал, стимулировать и регулировать его технический рост возможно только с помощью специально подобранного репертуара.На первых порах, как известно, обучение строится в основном на произведениях композиторов – классиков, а также некоторых современных авторов, создающих музыку для детей и юношества. В дальнейшем в репертуаре появляются сочинения композиторов – романтиков: Шопена и Листа, Скрябина и Рахманинова, Дебюсси и Равеля, Прокофьева и Шостаковича.Что – то всегда достаётся легче, что – то труднее. Учитывая это обстоятельство и стремясь к сбалансированию технического арсенала учащегося, педагоги идут обычно по линии наибольшего сопротивления в работе. Упор при проведении репертуарной политики делается на то, что объективно труднее для ученика. ( «Не получаются сочинения такого – то автора? - Вот их – то и возьмём в работу. Возникают трудности с такими –то разновидностями техники? - на них – то и сосредоточимся…») Но не так уж не правы и те педагоги, которые, напротив, культивируют то, что удаётся ученику, подчёркивая всё то, что показывает юного исполнителя в наиболее выгодном свете. Ещё К. Черни говорил по этому поводу: «Развивая слабые стороны учащегося, не забывайте поддерживать и укреплять сильные, чтобы они не оказались однажды слабыми.»На этом принципе строилась преподавательская деятельность Г.Г. Нейгауза, С.Я. Фейнберга и других педагогов – пианистов.Жизнь требует сегодня от музыканта – практика умения ориентироваться, свободно чувствовать себя во всех основных течениях и стилевых направлениях в мировом искусстве. Разумеется, всего в ДМШ и ДШИ, музыкальном училище, в консерватории не охватить. Фортепианный репертуар огромен. Самый добросовестный и трудолюбивый ученик может переиграть лишь его малую толику. Среди авторов, чьи произведения не только дают максимальный развивающий эффект в сфере техники, но и фактически открывают пути во все основные художественно – стилевые регионы мировой музыкальной культуры, занимавшийся этой проблемой Я. И. Мильштейн называл имена четырёх композиторов: Баха, Бетховена, Шопена и Листа. Г. М. Цыпин предложил расширить этот ряд , добавив в него имена Моцарта, Шумана, Брамса, Дебюсси, Скрябина и Рахманинова.Известно, что особо интенсивно развивают учащегося в техническом отношении произведения повышенной трудности – те, что требуют от него мобилизации всех его ресурсов, заставляют действовать на пределе своих возможностей.Однако «сверхтрудные» произведения, при всей их пользе для учащихся, чреваты и подчас малоприятными последствиями. Их публичное исполнение сопряжено с немалым риском. Более чем вероятными становятся разного рода технические срывы, сбои, неполадки. Поэтому есть смысл обратиться к такой интересной и многообещающей форме работы, как эскизное разучивание музыкального произведения. Такая форма работы избавляет от опасений за открытое публичное выступление ( его не будет), сохраняя одновременно великолепные возможности для технического роста ученика.Что такое эскизное разучивание? Это форма работы, при которой овладение материала не доводится до высоких ступеней завершённости, концертно – исполнительской готовности. Л. А. Баренбойм, определяя эскизное разучивание как особую форму учебной деятельности писал: « После того, как учащийся извлёк нужные для него умения и знания.., разобрался в тексте, правильно и со смыслом играет нотный текст, работа над текстом прекращается».Многие выдающиеся музыканты – исполнители и педагоги издавна были приверженцами эскизного освоения учебного материала. Это Ф. Лист, П.А. Пабст, К.А. Кипп, Г. Н. Беклемищев, Б.М. Рейнгбальд. Последняя придерживалась двух взаимосвязанных принципов:В юном возрасте ученика его общее музыкально – пианистическое развитие и расширение кругозора важнее, чем отдельные выступления « с надраенными до последней возможности пьесами»;В этом возрасте ученик, если в нём не предвидится будущий артист, должен накапливать репертуар и держать его в музыкальной памяти и в руках.Сокращая сроки работы над музыкальными произведениями, эскизное разучивание ведёт, по логике вещей, к существенному увеличению количества прорабатываемого материала, к заметному численному приросту того, что называется и осваивается музыкантом в ходе его учебной деятельности. В игровую практику вовлекается значительно больший и разнообразный по составу учебно – педагогический репертуар.Именно здесь, в возможности обращаться ко многому и разному, причина внимания к методу эскизного разучивания многих крупных педагогов прошлого, убеждённых, что ученик должен стремиться по возможности расширить список освоенных произведений. Должен узнать и исполнительски опробовать как можно больше произведений, поскольку первоочередная задача: обладать широким музыкальным кругозором и хорошо натренированными, «опытными» ( выражение Л. Оборина) руками. «Многое» и «разное» в учебной работе даёт тем самым ещё один эффект, прямо и непосредственно связанный с развитием техники учащегося. Он знакомится с многообразными и зачастую непохожими друг на друга комбинациями, познаёт в личном опыте самые различные виды и типы фактуры. Это по сути означает движение вперёд, ибо техника исполнителя, как и его слуховое сознание, развивается в условиях постоянного и быстрого притока нового, ранее неизвестного, не опробованного на практике. Эскизный метод разучивания как раз и создаёт эти условия. По ряду признаков эскизное разучивание как форма учебной работы заметно сближается с чтением с листа. В обоих случаях музыкально – образовательный процесс пронизан одними и теми же принципами развивающего обучения. В рамках каждого из названных видов деятельности учащийся постигает довольно много музыкальных явлений - различных по своему художественно – образному строю. Отличие же в том, что чтение с листа – это однократное ознакомление с новой музыкой, эскизное же разучивание произведения – открывает новые возможности для значительно более серьёзной и основательной проработки – разумеется, при условии, что качество занятий удовлетворяет здесь необходимым требованиям.Проигрывая произведение многократно в течение определённого периода времени, ученик значительно глубже, чем при чтении с листа, постигает эмоционально – образное содержание этого произведения, его интонационно – выразительную сущность, его конструктивно –композиционные и фактурные особенности. Иначе говоря, даже не доведя своё исполнение до уровня окончательной технической завершённости – уровня концертного исполнения, учащийся тем не менее полной мерой вбирает в себя основные творческие идеи автора, проникает в глубины его художественно – поэтического замысла, овладевает технологией исполнения. Эскизная форма работы вправе быть широко представленной в учебно – педагогическом обиходе. Её потенциальные возможности в развивающем обучении принадлежат к особо обещающим. Между тем в повседневной массовой практике музыкально – инструментального преподавания эскизная форма разучивания произведений используется явно недостаточно. И это объясняется рядом причин, главные из которых: - тенденции современной музыкальной педагогики к максимальной « сделанности» каждого номера учебно – исполнительского репертуара; - не все педагоги – практики осведомлены о специфических преимуществах, о тех благоприятных перспективах, которые этот метод сулит формирующемуся интеллекту и техническому базису ученика;- отсутствие удовлетворительно разработанной и известной широким кругам педагогов методики эскизной работы над музыкальным произведением. Возникает ряд вопросов по внедрению эскизного метода в работу музыканта – педагога, прежде всего:Каковы обязанности педагога, касающиеся эскизного ознакомления с музыкой как части классной работы?Какой музыкальный материал лучше всего давать ученикам для ознакомления?До какого уровня доводить работу? ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЭСКИЗНОГО ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА.Репертуар для эскизного разучивания. В отношении его может быть выдвинуто одно, по существу решающее требование: быть максимально разнообразным по составу, стилистически богатым и многоплановым. В этом репертуаре может и должен быть представлен значительно больший круг композиторских имён и произведений, нежели тот, который используется педагогом при составлении обычных зачётно – экзаменационных программ. Важно, чтобы произведения, разучиваемые в эскизной форме, нравились учащемуся, пробуждали у него живой, горячий, эмоциональный интерес. Поэтому как свидетельствует практический опыт, целесообразно и оправданно идти навстречу пожеланиям учащихся при составлении перечней пьес для ознакомления. Что касается технической трудности произведения, осваиваемого в эскизной форме, то она может превышать в известных пределахреальные исполнительские возможности учащегося. Наряду с сольным репертуаром, подходящим для эскизной работы в фортепианном классе могуи послужить разного рода аранжировки оперных, симфонических, камерно – инструментальных и вокальных произведений, четырёхручные ( и другого вида) ансамбли.- ВЫУЧИВАТЬ ЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАИЗУСТЬ? М. Э.Фейгин считал: « Нам важно добиваться того, чтобы ученики умели хорошо играть по нотам…»Функции и обязанности педагога, руководящего учебным процессом.Прежде всего уменьшается, и существенно, количество занятий, на которых ученик представляет эскизно разучиваемые произведения. Опыт показывает, что в принципе достаточно несколько таких встреч.ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: наметить конечную художественную цель работы, дать ей общее направление. Подсказать своему воспитаннику наиболее рациональные приёмы и способы деятельности. При эскизном разучивании эти приёмы и способы специфичны. Акцент в занятиях смещается на целостное воплощение музыкального образа. На обобщённый исполнительский охват музыкальной формы, на попытке сыграть произведение эмоционально приподнято, в требуемых автором темпах, без страха ошибиться, допустить техническую «опечатку». При всём том, что потенциальные ресурсы эскизной работы в отношении общемузыкального и двигательно - тех–ического развития учащихся велики и многообразны, выявлены они могут быть только при условии регулярного и систематического обращения к данной деятельности. Лишь в этом случае учащийся будет каждодневно уделять эскизному разучиванию определённую часть своего времени, может быть достигнут желаемый эффект. Эскизное освоение учащимися одних произведений должно постоянно и непременно соседствовать на практике с законченным выучиванием других; обе формы учебной деятельности полностью реализуют свои возможности лишь в тесном, гармоничном сочетании друг с другом. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:1.Л. А. Баренбойм. « Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства» - Л., 1969.2. Г.Г. Нейгауз. « Об искусстве фортепианной игры» - М., 1980.3. М. Э.Фейгин. «Индивидуальность ученика и искусство педагога» - М.,1969.4. Г. М. Цыпин. «Исполнитель и техника» - М.,2006.5. С.Я. Фейнберг. « Искусство фортепианной игры» - М.,1965.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X