Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Наталья Копалина

Психологические аспекты певческого процесса

скачать документ

Вернуться назад

«Психологические аспекты певческого процесса» Автор: Копалина Наталья Юрьевна, преподаватель класса эстрадного вокала МБУ ДО «ДШИ №34» г. Северодвинска Архангельской области.Время заставляет педагогов искать, использовать, создавать новые, фактически инновационные методы и формы в работе с юными музыкантами. Не секрет, что в последнее время мотивация детей к обучению музыке достаточно изменилась: вместе с ростом технического прогресса поменялись приоритеты в жизни, общество ориентируется на личностный успех индивидуума, существует информационный перегруз детей, элементарный недостаток времени и целый ряд других проблем. Как суметь не только привлечь ученика к музыкальной деятельности, требующей долгосрочного труда, увлечь его и процессом, но и решить одну из педагогических задач - раскрыть индивидуальность ребенка? Эта задача решается при создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих создать творческий союз с каждым ребенком в отдельности с учетом его возможностей, потребностей и интересов. Хорошо бы еще при всем этом суметь достичь высоких результатов! Вообще-то педагогический процесс – это двухсторонний процесс, поэтому важную роль играют особенности самого педагога: его отношение к жизни и к себе. Меня очень радует, что в последнее время появилось много проектов для личностного и профессионального роста педагогов в рамках Российских конкурсов-фестивалей. Арт-терапия, невербальное общение, стрессоустойчивость - это те вопросы, которые меня очень интересуют, и это очень насущные вопросы для нашей профессии. Как сделать так, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, в гармоничном общении с окружающими, научиться принимать все целостно, т.е. быть духовно здоровым? В связи с этим кругом вопросов и появилась данная глава, где целенаправленно рассматривается певческий процесс как психологический. В каждом ученике надо выявить самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо подчеркнуть красоту этих качеств; их значимость для самого ученика, для его окружения, а также необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка, воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выразить себя через голос. Важно осознание внешнего эффекта. Это вопросы поведения, общения с окружающими, отношение к занятиям, педагогу и получаемым знаниям. Сюда же входят вопросы внешнего вида на сцене и внутренней психологической подготовки к творческому проявлению. Для воспитания уверенности в себе можно использовать различные аутотренинговые установки и психологические тренинги. Но прежде всегда встретить ученика с искренней радостью. 1. Используем упражнение «Я - девочка хорошая». Задача упражнения – перечислить как можно больше эпитетов, характеризующих личность (хорошая, красивая, трудолюбивая, музыкальная и т.д.). Используем это упражнение в качестве распевки на любой интонации. Педагогу предоставляется возможность узнать, что ребенок думает о себе, насколько в себе уверен, любит себя, позитивен, раскрепощен, способен к творчеству.2. «Конферансье» - так мы назвали упражнение, где звучно и демонстративно необходимо представить себя по имени и фамилии: «Это Я – Иванова Светлана!!!» Казалось бы как просто! И только со временем приходит желаемый эффект - произносить это с удовольствием, восхищением, радостью. Безусловно, при исполнении этого упражнения можно выставить еще ряд задач (звучность, дыхание, дикция, эмиссия и т.д.), но об этом в следующей главе. Психологический настрой начинается с восприятия себя как уникальной личности, созданной природой, неповторимой, единственной, любимой, счастливой, хотя бы потому, что выпало такое счастье заниматься музыкой, пением. В воспитании чувства своей значимости можно использовать похвалу и всяческую поддержку малейшему успеху или любому шагу вперед в овладении процессом. Об эмоциональном зажиме можно говорить много, здесь необходим настрой следующего порядка: «прояви все лучшее, что в тебе есть», «представь, что твой голос прекрасен и удивителен, неповторим», «дари свой голос с любовью и радостью, он необходим слушателям». В моей практике было два случая, когда девочки, поступившие в класс вокала, не любили свой певческий голос на физическом уровне, он им казался некрасивым, неприятным, от его звучания они испытывали дискомфорт. И вот та ученица, которая была более податлива в работе над преодолением собственных установок, стала психологически сильней - осталась и достигла убедительного результата, а вторая ушла, так и не осознав своего прогрессирующего результата. А проблема то была не в голосе, а в голове, в психологии! Именно с тех пор я стала целенаправленно решать эту педагогическую задачу - учить любить свой голос в свободном теле! Голос всегда отражает наше внутреннее состояние, для него губителен страх, неуверенность, боязнь, неудовольствие. Нет никого, кто бы ни волновался перед чем-то значимым в свой жизни, только волнение должно сопровождаться возвышенными помыслами любви к музыке, желанием раскрыть душевный порыв. Такая психологическая установка никогда не перекроет голос. «Я пою – значит творю, созидаю, дарю, отдаю, делюсь», «Мой голос – моя душа», «Я пою с любовью и радостью» - еще совсем недавно я бы отнеслась к этим психологическим установкам как к чему то само собой разумеющемуся, находящемуся глубоко в подсознании, а сейчас понимаю, что эти психологические установки – это шаг в поиске самого себя, в соединении со своим голосом, и неоднократное их повторение со временем принесет свои плоды. Считаю очень полезной для психологическо - эмоционального настроя установку педагога Д. Огороднова: «Голосом вырази свою доброту, выражай ее свободно, непринужденно, в звуке выражай свое чувство, возглашай, утверждай доброе, вечное, как свое достоинство, как самого себя, любуйся нежностью и искренностью звучания, ищи их в звуке голоса, старайся возвыситься над собой, преодолеть самого себя, затаив в себе чувство радости». Что такое снятие психических зажимов и барьеров? С помощью чего их преодолеть? Прежде всего – это ликвидация чувства стыда, боязни, парализующего волнения и стрессового состояния. Если все это присутствует, то обязательно проявится как неспособность к личностному творчеству. Как много хороших девочек и мальчиков видим мы на концертах и конкурсах, однако не всегда их хочется слушать, потому что поют звуки, поют о том, чего не чувствуют, не переживают, все мысли и чувства нацелены на сопротивление страху, волнению, преодолению себя. И как хорошо, когда не хочется, чтобы пение заканчивалось, слушать и слушать – а что же дальше? Психологические проблемы бывают в любом возрасте, но, думаю, что детям в начале обучения трудно раскрыться даже перед педагогом, т.к. учитель и ученик изначально находятся в «разных весовых категориях». И вот здесь могут помочь различные методы общения от разговора и до заданий в игровой форме: Встать напротив друг друга, совершить прыжок вокруг себя с поворотом на 360 градусов (или как получится).Дети встают в круг, берутся за руки, расходятся и с криками и визгами сбиваются в кучу (единение коллектива). Двое встают спиной друг к другу, зацепляются руками, один наклоняясь, поднимает другого, потом наоборот (доверие). Упражнение с мячом «Ты мне нравишься». Бросаешь мяч и говоришь: «Ты мне нравишься, потому что ты ... (очень красивая, у тебя красивые глаза, ты хорошо поешь, ты дисциплинированный и воспитанный и т.д.).Творческое задание: Представь, что ты ... (кошка, собачка, змея, дерево, река, листок, опавший с дерева, кукла, забытая в песочнице и т.д. постепенно усложняя задания, предлагая нестандартные образы).Покричать друг другу как в лесу: «Эй! Привет! Как дела?», делать упражнение в полный голос. Нельзя не обращать внимания на атмосферу психологических контактов и ауру, которую создает ученик вокруг себя, формируясь как музыкант. Его привычки, вкусы, взгляды должны быть под контролем педагога, формироваться им, если между учителем и учеником установлены доверительные отношения. Если существует какая–либо проблема проявления себя в жизни, то это обязательно скажется и на творчестве. Личные неудачи, неправильный образ мыслей в восприятии мира вокруг и себя в нем мешают внутренней свободе. Задача педагога – освободить певца от влияния внутренних психологических зажимов. Внутренний мир - это и есть богатство каждого. Проникнуть в него, вытащить все самое ценное, красивое, обогатить его своим личным опытом – вот путь правильной установки в системе вокальной педагогики.Опираясь на воображение, педагог «творит», «лепит» ученика вместе с ним. Процесс этот – двухсторонний. С одной стороны педагог направляет, формирует умение, а ученик параллельно анализирует и приспосабливает прием или способ к своей индивидуальности, развивая свой профессиональный опыт. Совершенствование умения и мастерства должно опираться на вдохновение и внутреннюю психологическую интуицию как педагога, так и ученика. В творческом процессе мы раскрываем музыкальный образ, рожденный мыслями и чувствами как композитора так и исполнителя. Отсюда выстраивается исполнительский план произведения. Одухотворенность – основа исполнителя. Ей подчиняются все средства музыкальной выразительности. В принципе считается, что средства музыкальной выразительности создают образ, мы же стараемся идти от обратного - сначала создание образа с оттенком чувств и разнообразием и средства как необходимость выразительности. Рождается осмысленное, осознанное исполнительство, исполнение с личностным отношением, где одновременно присутствует и характер, и манера, и чувства, необходимые в раскрытии образа.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X