Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Рябова Виктория Олеговна

Песочная терапия в работе с детьми с ЗПР

скачать документ

Вернуться назад

Обобщение педагогического опыта работы «Песочная терапия в работе с детьми с ЗПР» Автор статьи Рябова Виктория Олеговна государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр «ЛИРА» (ГБОУ «Центр «ЛИРА») г. Георгиевск Ставропольского краяУчитель-логопед Актуальность. Игры с песком - естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Песочная терапия является эффективным средством для сенсорно-моторного и общего развития детей, особенно для детей с особыми потребностями в развитии. Метод песочной терапии уникален своей универсальностью, он одинаково эффективен как для взрослых, так и для детей. При этом активно развивается речевое и неречевое общение детей и взрослых, детей друг с другом. Этому способствуют многообразие игр с песком, совместное их планирование.Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо испортить или сломать (в отличие от листа бумаги). Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения. Все это происходит в форме сказки, легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты намного ощутимее, чем когда взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Песок может и просто позабавить, и стать средой для развития и обучения. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.  Значение песочной терапии для детей с ЗПР Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг другом происходят в песочнице.  Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода.    Песочница – посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих впечатлениях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.   Песочную терапию я использую, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Дети с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране песочных игр, где их ждут новые приключения и знакомства, а также проявляют творческую активность в сочинении сказок на песке. Дети с задержкой психического развития быстро утомляются, когда сталкиваются со сложными заданиями, а песок помогает дольше сохранять работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. В песочных играх дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместно преодолевают трудности, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга. Игры с песком: - снимают мышечную напряжённость; - развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; - помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде; - развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме; - стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию; - способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; - позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации; - преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок; - совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; - способствуют расширению словарного запаса; - позволяют развивать фонематический слух и восприятие. Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система. Игры с песком очень интересны и разнообразны:- рисование на песочных столах (рисование песком, песочная анимация)- обучающие игры (обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте);- познавательные игры (дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.);- проективные игры (открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию). В своей работе я активно использую рисование на песочном столе и игры с кинетическим песком. Манипуляции, проводимые с песком во время занятий я условно разделила на 4 типа: 1. Использование песка для мотивации сенсорного развития. Например, в песок можно положить различные геометрические фигуры, разноцветные камушки и попросить ребенка найти эти предметы, разделить их по цвету, форме. 2. Совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки).3. Проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением. 4. Организация сюжетов, создание композиции – этот тип работы с песком является самым сложным для ребенка, поэтому я иду к нему идем постепенно, формируя не просто манипулирование игрушками в песке, а именно создание сюжета, составление рассказа и анализ ситуаций, возникающих на песке. Как мы проводим «терапию» песком  Детям я показываю, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между пальцами, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Обучаю детей проговаривать свои ощущения: «Мне нравится погружать руки в этот песок»; «Я чувствую тепло песка»; «Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне приятно», «Песок теплый, приятный, ласкает пальчики». В последующем детям предлагаю ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладонь).     Пальчики «гуляют по песку», «танцуют» на песке, «играют как на пианино», «работают на компьютере», прыгают, выполняют зигзагообразные движения и т.д. Эти упражнения наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики учат детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Погрузив кисти рук в песок, ребенок ими шевелит, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Игра усложняется, если это упражнение проделать во влажном песке.  Коррекционное воздействие песка можно рассматривать как элемент арттерапии.  Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия и величину (большой, маленький, средний). Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, «продавать», перевозить, лепить из него «угощения» и т.д. Детям я предлагаю такую игру: взрослый закапывает предмет, а дети в процессе раскопок по открывающей части предмета пытаются догадаться, что же там спрятано. Можно закопать несколько предметов и попросить на ощупь узнавать их (вариант игры «Чудесный мешочек»).  На песке мы с детьми рисуем, пишем буквы и цифры (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге. Песок помогает детям с ЗПР и в развитии элементарных математических представлений. Играя с песком, дети учатся сравнивать группы множеств, выкладывая в ряд заданное количество, например, камешков и располагая под ними такое же количество (большее или меньшее) ракушек. Эти же упражнения проводятся но основе тактильного восприятия, когда дети производят различные счетные действия с игрушками с закрытыми глазами, используя только тактильные ощущения.    Так детям старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта требуется длительное время для становления умения создавать игровую ситуацию с математическим содержанием, как с помощью взрослого, так и самостоятельно на основе представлений, полученных ранее. Поэтому в процессе индивидуальной работы я, предлагая ребенку самостоятельно поиграть с песком, создаю условия для решения проблемных ситуаций, требующих от ребенка элементарных знаний о форме, величине, пространстве и количестве. Например, предлагая ребенку поиграть с формочками, «испечь куличики», я даю ему формочки в виде цифр или геометрических фигур. По ходу игры я заинтересованно обращаюсь к ребенку с просьбой научить меня «печь» такие же куличики. Печем куличики из формочек Определяем свойства сухого песка Сочиняем мини-сказку о жителях песочного города Таким образом, «песочная терапия» позволяет: - стабилизировать психоэмоциональное состояние; - совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; - стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетическую чувствительность; - развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую); - стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор; - разнообразить способы сотрудничества; - игры и упражнения с объектами неживой природы успешно используются в работе с детьми с ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому игры с песком успешно используются, как на обучающих занятиях с детьми, так и на коррекционно – развивающих.  Их можно также предложить детям, имеющие сенсорные нарушения. Выбирая материал, важно учитывать не биологический возраст ребенка, а социальный, отражающий уровень его речевого, моторного и психического развития. Все описанные ниже игры-упражнения я использую как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений мы с детьми делаем пятиминутки свободной игры-отдыха в песке. Список литературы1. Абраменкова В. Возвращение песочницы, или как создать игровое пространство / В. Абраменкова // Учительская газета. – 2000. - № 20. – с.2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры – занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие, - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005. – 103 с.3. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СП.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004. – 64 с.4. Зинкевич – Евсигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 224 с.: ил.5. Любина Г. , Желонкин О. Рука развивает мозг / Г. Любина, О. Желонкин // Ребенок в детском саду. – 2003. - № 5. – с. 31 – 346. Оглоблина И.Ю.  Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом / И.Ю. Оглоблина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2005. - № 6. – с.7. Стебенева Н. Город на песке. Игры с песком для детей дошкольного возраста / Н. Стебенева // Школьный психолог. -  2001. -  №11. – с8. Работы: Мешавкиной Т. Ф., Белика Ю.Н., Довгаль Н. В., Кирилейзы Т.В., Стребеневой Н., Бондарцевой С.Н.,  Кузуба Н., Осипука Э., Терешковой А.Н.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X