Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кополовец Галина Юрьевна

Экологическое образование и воспитание школьников в МБОУ «Гимназия № 1» г. Бийска Алтайского края.

скачать документ

Вернуться назад

Кополовец Галина Юрьевна, учитель МБОУ «Гимназия № 1» (г.Бийск)Экологическое образование и воспитание школьников в МБОУ «Гимназия № 1» г. Бийска Алтайского края."...Необходимо не простое "подтягивание" системы образования к идеалам, нормам и содержанию постнеклассической науки, но и все более стремительное движение через это состояние в мир будущего - сферу разума".Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю.М.: Образование и экология, 2011Экологическое образование – это одно из направлений реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания, социализации в основной школе ФГОС. В современных условиях надвигающегося глобального экологического кризиса остро встает вопрос об опережающем характере педагогической деятельности по сравнению с предшествующими эпохами, - в этом современные философы видят залог выживания человечества.Перед учителями естественнонаучного цикла МБОУ «Гимназии №1» стоит цель, которая на языке деятельностного подхода отражает специфический способ познания окружающего мира для разных областей экологического знания. Данный способ позволяет обучающимся выявлять и изучать связи и отношения систем разной природы с окружающей их средой. Приступая к реализации цели, возникает вопрос: «Как сделать работу по экологии интересной и нужной нынешним школьникам?». Поэтому для достижения данной цели содержание экологического образования строится на основе трех сквозных линий: «Учусь экологическому мышлению» (экология природных и социоприродных систем) «Учусь управлять собой» (экологическая этика, экология человека). «Учусь действовать» (экологические проекты, социальная экология). Линия «Учусь экологическому мышлению» содержит сведения экологии как интегрированной области научного знания об экологических связях в системе «человек – общество – природа». На основе представлений о целостности окружающего человека социального и природного мира раскрывается содержание экологических императивов, формируется ценность сохранения качества окружающей среды для здоровья человека и безопасности жизни; ценность биосферосовместимого (устойчивого) развития общества. Экологическое мышление обучающихся развиваем, представляя разные точки зрения на одну проблему. Так, проводя «Суд над бактериями», показываем очень важную роль и значение микроорганизмов, «Суд над спиртами», класс органических соединений рассматривается под различным ракурсом. Такие мероприятия представляют собой особую форму дискуссии и являются эффективным средством для развития обучающихся. Данная форма изучения некоторых объектов предопределена неоднозначностью самого изучаемого материала и вытекающими отсюда различиями мнений. Что это как не применение экологического объяснительного принципа?Основное место в системе экологических знаний занимают представления о региональных проблемах. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения географических и экологических знаний, становления и формирования экологической гражданственности. Выбор региональных экологических проблем, имеющих дискуссионный характер, очень велик. При изучении географии России в 8-9 классе обучающимся предлагается следующие темы проектных работ «Экологические проблемы Алтайского края ", "Экологические проблемы города Бийска". В 10 классе в рамках изучения темы «Глобальные проблемы человечества» - проект «Каким ты видишь свое будущее?» В результате работы, включающей ознакомление с теоретическим материалом при помощи ресурсов Internet, обучающиеся обозначают глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, проводят анализ конкретной региональной ситуации, определяя личный вклад каждого школьника в их решение. Содержание линии «Учусь управлять собой» исходит из мысли Н.Н. Моисеева о том, что «…научиться управлять природой можно, только научившись управлять собой». На данном этапе работы у обучающихся формируются представления об экологической этике и экологическом праве, рассматриваются противоречия экологического сознания, с которыми сталкивается каждый человек в жизни, исторические примеры их решения, а также организуется деятельность по развитию рефлексивно-оценочных действий. В процессе работы по данному направлению обучающиеся проводят исследования по изучению экологических проблем используя ресурсы Internet, участвуют в создании проектов и представляют результаты в виде анимированных презентаций и видео. Например, команде обучающихся было предложено исследовать проблему: «Как рационально использовать электроэнергии». Для организации совместной работы и проведения исследования в проекте участникам рекомендовано использовать методику «мозгового штурма». По итогам исследования, участники проекта создали видеопамятку в облачном сервисе Powtoon в формате анимированной презентации со звуком. Такие работы участников проекта могут использоваться учителями как для проведения внеурочных занятий, так и на уроках по темам, связанных с экологией, природными ресурсами. Обучающиеся гимназии принимают участие в международной экологической акции "Час Земли" - одной из самых массовых акций на планете. В этой акции мы ставим своей целью привлечение внимания к проблемам глобального изменения климата, эффективного расходования ресурсов и объединения человечества, защите уникальных природных объектов. Яркие рассказы обучающихся на классных часах, представление уже выполненных проектов рассматривается как готовность к самоограничению на основе экологических, нравственных императивов, то есть - проявление социального взросления, гражданственности.Повышению уровня экологической грамотности способствует создание информационных листовок на явление «Зелёной промывки мозгов», термин, предложенный американским биологом и экоактивистом. В ходе работы по данной проблеме обучающимся необходимо было раскрыть суть описанного в тексте явления «зелёной промывки мозгов» в информационной листовке. Содержательная линия «Учусь действовать» предусматривает формирование представлений о путях решения современных глобальных, общероссийских и местных экологических проблем. В гимназии организуется творческая, исследовательская и проектная деятельность по формированию личного опыта посильного участия в решении социально- и личностно-значимых экологических проблем, включая просвещение для устойчивого развития. По данному направлению творческой группой ребят выполнен проект по изучению и определению степени загрязнения атмосферного воздуха, исследуя снег. Перед участниками проекта была поставлена проблема: так как снеговой покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу, то снег можно рассматривать как своеобразный индикатор чистоты воздуха. Участники проводят «мозговой штурм» по проблеме, выполяют необходимый эксперимент, по результатам которого представляют творческий отчёт в сервисе Презентация Google. В итоговом отчете обучающиеся предлагают мероприятия, направленные на то, чтобы воздух в здании нашей гимназии был более чистым. Свои рекомендации ребята отображают в форме листовок и комикса, созданного в сервисе Tondoo. Используя экологические проекты, игровую деятельность, обучающиеся получают возможность «деятельностных проб», то есть переноса и творческого применения предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий в жизненных ситуациях образовательной среды школы и повседневной жизни. Тем самым закладываются основы экологической культуры личности. Мы осознаем, что не можем оставаться в стороне от глобальных проблем человечества. Именно поэтому принимаем участие в дистанционном межрегиональном проекте «Экоград» (г.Тольятти). Осваивая новые формы и методы работы пытаемся ответить на вопрос: "Как мы можем повлиять на будущее?" Таким образом, к основным видам внеурочной деятельности по формированию экологической культуры и сознанию обучающихся можно отнести исследовательскую, организационно-коммуникативную, рефлексивно-оценочную, креативную, личностно- и социально значимого проектирования.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X