Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Цих Татьяна Ивановна

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

скачать документ

Вернуться назад

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ( выступление на районном семинаре март 2020г.) В жизни нам часто приходится решать различные проблемы. Поскольку жизнь постоянно меняется, нам приходится решать такие задачи, с которыми мы ранее не сталкивались. Волей-неволей люди вынуждены действовать самостоятельно. Давайте рассмотрим простой урок в начальной школе. В большинстве случаев учитель сам называет тему, объясняет её, организует закрепление знаний учеников, и лишь потом ученики самостоятельно могут начать применять полученные знания. Налицо противоречие: школа не готовит учеников к жизни. Современное общество требует от школ выпускника: способного принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, сотрудничеству для достижения совместного результата. Нам учителям начальной школы, всё больше внимания нужно уделять практическому содержанию образования. Чтоб ученик мог приобретённые знания и умения применить в реальных жизненных ситуациях. Поэтому для себя я открыла очень интересную технологию проблемно - диалогового обучения, которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Эту технологию я применяла по программе «Школа 21 века» и сейчас применяю, работая по программе «Школа России».Она отвечает требованиям ФГОС НОО, так как формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.Суть проблемно-диалогового обучения – обеспечение творческого усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем учитель организует поиск решения или «открытие» нового знания. При этом ученик сам добывает и усваивает учебный материал. Особенно мне нравится использовать проблемно-диалоговое обучения на уроках «открытия» новых знаний и их воспроизведения.У данной технологии я увидела много «плюсов». При системном использовании проблемно-диалогового обучения происходит: развитие умственных способностей учащихся, самостоятельности, креативного мышления, развитие познавательной активности детей, осознанности знаний, обеспечивает более прочное усвоение учебного материала, Самый большой «плюс» технологии проблемно-диалогового обучения состоит в том, что она носит универсальный, общепедагогический характер, реализуется на любой ступени обучения и на любом предмете.Давайте рассмотрим примеры использования этой технологии в первом классе.Пример 1Возьмём урок обучения грамоте по теме «Слова-названия. Схемы слов».Мною создаётся проблемная ситуация с затруднением, приём практическое задание, не выполнимое вообще.- Посмотрите на картинки на стр. 6 - 7. - Что здесь изображено? (Дети отвечают: попугай, шишки, земляника, дятел, гусеница, бабочка, гриб, лиса, медведь, ёжик, козёл, воробей, ель.)- Запишите слова-названия предметов. (Возникает затруднение.)- Мы ещё не умеем писать.- Какой возникает вопрос?- Как записать слова-названия, если мы не умеем писать.- Что мы должны сделать.- Как вы считаете какова тема нашего урока?- Тема нашего урока – схемы слов.Пример 2При открытии новых звуков и букв осуществляется продуктивная деятельность первоклассников, близкая к творческой или даже исследовательской. Так, при открытии звука {ш} уместен побуждающий от проблемы диалог. Первоклассники сталкиваются с противоречием, которое вызывает у них эмоциональную реакцию удивления. Вниманию учащихся предлагается неоформленная схема - «человечек», который держит восклицательный знак (с ним дети познакомились ранее).- Ребята, посмотрите на схему.- Как вы думаете, у нас урок повторения или открытия новых знаний?- Почему?- Что же мы сегодня будем «открывать»?- О чём хочет предупредить вас схема - «человечек» восклицательным знаком? (Дети: о том, что новый звук особенный, необычный, надо быть к нему внимательнее).- Какой вопрос у вас возникает? (Дети: какой это звук и чем он отличается от других).- Вот это нам и предстоит сегодня открыть.Пример 3Урок окружающего мира, 1 класс. Тема: «Вода в природе».- Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это была не сказка. - Вы знаете, о какой стране речь? (У детей растерянность во взгляде).Если никто не отвечает правильно, я говорю: «А теперь посмотрите в окно. (На улице зима). -Разве мы с вами ходим не по воде?» (Можно предъявить растаявший снег).- Тема урока - …Создана проблемная ситуация побуждающий диалог с удивлением, противоречие между житейским представлением учащихся и научным фактом, приём «яркое пятно», научный факт предъявлен наглядностью.И таких примеров можно привести множество по всем предметам.Технология проблемно - диалогового обучения, на мой взгляд, интересная. Надо только научиться строить подводящий или побуждающий диалог, организовывать проверку и подтверждение гипотез. На это, конечно, уйдёт достаточно времени и сил. Но, если мы хотим сформировать познавательную мотивацию, научить детей решать проблемы, самостоятельно добывать знания, прочно усваивать материал, надо сначала потрудиться над собой.Данная технология организуется на основе совместного труда, сотрудничества учеников и учителя; позволяет детям овладеть умением самостоятельно искать, исследовать.Внедрение данной технологии способствует идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету; идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок – учить его с учетом потенциальных возможностей.Технология проблемно – диалогового обучения предполагает разработку системы уроков, на которых учитель становится организатором всего происходящего в классе, умело ставит перед детьми проблемы и учит самостоятельно находить решения путём совместного обсуждения, поиска нужной информации в разных источниках (в справочниках, энциклопедиях, в Интернете, путём эксперимента). Учитель вместе с детьми действует, учится, исследует, читает, рисует, даёт советы и советуется с ними, делится опытом, совместно с детьми планирует дальнейшие действия.Поэтому уважаемые коллеги всё в ваших руках, дерзайте и всё получится.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X