Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Беган Марина Александровна

Проектный метод обучения как один из способов формирования ключевых компетенций учащихся

скачать документ

Вернуться назад

Проектный метод обучения как один из способов формирования ключевых компетенций учащихсяС течением времени в мире меняется все. Не стоит на месте и наше образование, оно претерпевает изменения, требует нового подхода в обучении и воспитании наших детей. Такой подход заложен в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, где обозначена цель образования как: «формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорных систем знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться, способностей к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач». Для реализации поставленной цели все компоненты процесса обучения должны быть подчинены и работать на формирование универсальных способов действий. В образовании такие действия принято называть ключевыми компетенциями. Их несколько: 1) социальная (когда ребенок должен учиться самостоятельно принимать решения);2) проблемная (учиться определять проблему и ставить перед собой задачу);3) кооперативная (учиться работать в команде, составлять план работы, организовывать свои действия);4) информационная (учиться собирать информацию из разных источников: Интернета, книг, журналов, газет и т. д.);5) коммуникативная (учиться общению на разные темы, вступать в дискуссию, задавать вопросы, анализировать сказанное, прочитанное).Метод проектов рассматривается как одна из технологий достижения заявленного образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся. Для работы над проектом учащимся необходимо осваивать ряд новых способов деятельности и технологий. Метод проектов имеет свою историю развития. Он появился в начале прошлого столетия в США для решения актуальных в то время задач образования. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.Говоря о методе проектов в образовании, необходимо подчеркнуть его актуальность в наши дни. Использование данного метода решает задачу нового стандарта, характерной чертой которого является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Реализация ФГОС через проектный метод обучения как один из способов формирования ключевых компетенций учащихся.Определение проекта и проектной деятельностиДоктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».Под учебным проектом понимается совместная целенаправленная, заранее запроектированная и осознанная деятельность обучаемых партнеров. Проектное направление работы имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направлено на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических компетенций. Таким образом, проект - это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Но для учителя и ученика понятие «проектной деятельности» имеет определенные различия: учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности носит практический характер и значим для самих учащихся.Для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение имеющихся знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы, ответа на какой-либо вопрос. Результаты выполненных проектов должны быть, по мнению Полат Е.С., "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.2.2 Цели проектной деятельности:Повышение личной уверенности  каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества  для получения результатов  процесса выполнения творческих заданий.Развитие исследовательских умений.При использовании технологии решается целый ряд разноуровневых дидактических, воспитательных и развивающих задач: развиваются познавательные навыки учащихся, формируются умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, активно развивается критическое мышление, сфера коммуникации и т.п. Задачи проектной деятельности в школе:Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);Умение анализировать (креативность и критическое мышление);Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:повышение мотивации учащихся при решении задач;развитие творческих способностей;смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;формирование чувства ответственности;создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.2.3 Основные требования к использованию метода  проектов: Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.Самостоятельная деятельность учащихсяСтруктурирование содержательной части проектаИспользование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;выдвижение гипотез их решения;обсуждение методов исследования;обсуждение способов оформление конечных результатов;сбор, систематизация и анализ полученных данных;подведение итогов, оформление результатов, их презентация;выводы, выдвижение новых проблем исследования.2.4 Типология проектов.Для определения типа проекта используются следующие признаки: Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и прочие;Предметно-содержательная область: моно проект; межпредметный проект;Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).Количество участников проекта.Продолжительность проекта. В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов,  выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования. Творческие. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видео фильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр. Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая.Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.), презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта. По признаку «предметно-содержательная область» можно выделить следующие два типа:Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Разумеется, работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся). Межпредметные. Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. По характеру контактов проекты бывают региональные и международные. По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов. Однако метод исследовательских проектов занимает центральное место и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности. Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.2.5 Требования к личности учителя: Отношения  с обучающимися  переходят на уровень сотрудничестваПовышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, экспертаУчитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.Умение пользоваться проектной технологией является показателем высокой квалификации педагога, его инновационного мышления, ориентации на личностное и профессиональное развитие ребенка в процессе обучения, а психологическая грамотность и компетентность учителя позволяет при организации проектной деятельности учитывать возможности, интересы и желания детей.Особую роль играют креативные способности учителя, его творческий потенциал, опыт творческой деятельности. Учитель влияет на ученика яркостью собственной индивидуальности. Самоценность личности важна в этой технологии, как ни в какой другой.Требования к личности ученика: Выступают активными участниками процесса. Учатся работать в группах работать в группахРазвивают конструктивное мышлениеВырабатывают свой собственный взгляд на информациюФормируют адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире. 2.6 Формы продуктов проектной деятельности:Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения социально значимой проблемой.Перечень выходов проектной деятельности:Web-сайтБизнес-планВидеофильмВидеоклипГазетаИграМультимедийный продуктЧертежМодель и т.п.2.7 Система оценки проектной работ:Актуальность и значимость темыГлубина исследования проблемыОригинальность предложенных решенийКачество выполнения продуктаУбедительность презентацииИспользование средств наглядностиАртистизм и выразительность выступленияОтветы на вопросы – умение отвечать 3.Заключение. Таким образом, проектный метод является средством развития личности и формирования специальных технологических знаний и универсальных учебных действий. Решаемые на уроках задачи ставят ученика в ситуацию морально-этического выбора. Самое ценное при работе над проектом, что каждый ученик получает свой результат, свое продвижение при работе над той или иной темой. При завершении проекта учитель должен подмечать маленькие победы своих учеников, учитывая индивидуальные различия своих воспитанников. Ведь для кого – то найти нужный материал, это уже успех, а для кого – то правильно оформленный материал, это большая победа. Все выше сказанное еще раз доказывает, что метод проектов – это технология успеха. Мы сможем воспитать в школе успешную личность, если будем правильно использовать в своей работе метод проектов.Таким образом, проектная деятельность играет ведущую роль в реализации метапредметных связей. Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, общее интеллектуальное развитие.Литература1.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.2.Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. 2 М.: Просвещение, 2008. 3.Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе.2003. №5;4.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.;5.Н.Г.Чанилова.Использование проектной методики на уроках немецкого языка. Иностранные языки в школе.2000, №4; 6.Шкель В.Ф. Педагогические технологии в учебном процессе. Учебно-методическое пособие. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2007. – 40 с.7.Социальная сеть работников образования [Интернет ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library8.Социальная сеть работников образования [Интернет ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.su

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X