Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Джагапирова Байрам-хан Владимировна

Технология организации деятельности на уроках через сотрудничество учителя и обучающегося

скачать документ

Вернуться назад

Тема: Технология организации деятельности на уроках через сотрудничество учителя и обучающегося Джагапирова Байрам-хан Владимировна, учитель начальных классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №17а.Карамурзинский, Кочубеевского района Ставропольского края.Сегодня перед учителем, как никогда ранее, стоит трудная задача – учить хорошо всех. Ученые, учителя – новаторы и мы, рядовые учителя, ищем пути решения этой проблемы.Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем. У каждого из них свой набор познавательных способностей и возможностей. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению.Индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся во всех его формах и методах, независимо оттого, какие особенности и в какой мере учитываются. Передо мной стоит важная проблема: как обеспечить успешность каждого обучающегося в обучении? Как адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ребенка? Цель: обеспечить переход обучающихся от обязательного уровня к высшему уровню познания предмета путем индивидуализации и дифференциации обучения.Задача: создать такие условия обучения, которые обеспечивают возможность интенсивного развития обучающихся в соответствии с индивидуальными способностями. Актуальность: качественное образование – необходимое условие современного общества, где востребована всесторонне развитая личность.Основная цель технологии индивидуализации и уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов – создание условий успешного усвоения содержания образования для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.Основной принцип технологии – движение от обязательного уровня к повышенному, индивидуальное и определяемое познавательными способностями ученика. При этом определяется опорный уровень подготовки, задаваемый стандартами, и на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.Главная педагогическая установка – формирование положительной мотивации у школьников.Технология имеет качество совершенствоваться, развиваться, сочетаться с другими технологиями. Особенно удачно сочетается с информационными технологиями.Существенные признаки технологии:-разработка системы обязательных требований («Ученик должен»);-разработка системы требований к «идеальному ученику» («Ученик может»);-обязательность для ученика достижения уровня требований «Ученик должен»;-движение от обязательного уровня к повышенному («лестница деятельности»), индивидуальное и определяемое познавательными способностями ученика;-реализация прав ученика на выбор уровня образования, форм контроля;-деятельностный подход. Обеспечение субъектной позиции ученика.Главная педагогическая установка уровневой дифференциации обучения – формирование положительной мотивации у школьников. При уровневой дифференциации перед обучающимися, занимающимися в одном классе и по одному учебнику, ставятся разные требования к овладению учебным материалом. При этом определяется опорный уровень подготовки, задаваемый стандартами, и на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. Некоторые думают, что за уровневой дифференциацией стоит разделение на классы по уровням. Это не так, уровневая дифференциация – это технология обучения в одном классе детей разных способностей. При использовании понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь ввиду, что при его практическом использовании идет речь не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:1. Обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного обучающегося, а в группе обучающихся обладающих примерно сходными особенностями;2. Учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения, например, общие умственные способности;3. Иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);4. Индивидуализация реализуется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.Индивидуализацию можно рассматривать с точки зрения процесса обучения, содержание образования и построения школьной системы. Первая из них касается отбора форм, методов и приёмов обучения, вторая создание учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых обучающимся, а третья – формирование различных типов школ и классов.Психологической основой индивидуализации обучения является учет психологических особенностей обучающихся. К особенностям относятся:1. Обучаемость т. е. общие умственные способности, в том числе креативность, а также специальные способности;2. Учебные умения;3. Обученность, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков;4. Познавательные интересы (на форме общей, учебной мотивации). Учет названных показателей при индивидуализации обучения важен для всех обучающихся. Кроме психологических факторов на учебный процесс свое влияние оказывает состояние здоровья ребенка. Болезни, в зависимости от их характера, оказывают на обучающихся временное или постоянное отрицательное воздействие – снижают его трудоспособность. Различные физические дефекты, расстройство зрения, слуха, олигофрения, задержки в умственном развитии делают невозможным нормальный процесс учебно-познавательной деятельности и обуславливают необходимость в специальном обучении.В каждом классе, особенно в сельской школе, есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности. Как адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика? В применении на уроках современных образовательных технологий я нашла один из путей к решению этой проблемы. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является технология индивидуализации обучения. Я познакомилась с теоретическими основами технологии индивидуализации обучения Инге Унт, А.С. Границкой и В.Д. Шадрикова, заимствовав у них эффективные и приемлемые формы и методы. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием, за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как ученика, так и учителя. Все это помогает ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время. Технология И. Унт, А.С. Границкой и В.Д. Шадрикова позволяет мотивировать сам процесс обучения, дать возможность ученику работать на том уровне, который для него сегодня доступен, возможен, а завтра продвигаться дальше. Для моих учеников индивидуализация имеет огромное значение: дети видят свои результаты, чувствуют, что у них получается, и стараются делать лучше. Очень часто я использую на уроках работу в парах. Это даёт очень хороший результат. Дети учатся слышать друг друга. Обучающемуся приходится говорить самому так, чтобы быть услышанным. Приходится считаться с мнением товарища; уметь спорить и приходить к общему решению; уметь доброжелательно высказать свое мнение и выслушать мнение товарища.Не один урок не обходится без работы по карточкам. Дети учатся читать и формулировать прочитанное; ставить вопросы к тексту; выделять главное, мыслить; объяснять значение слов; чётко формулировать своё мнение и свои мысли.Одна из форм индивидуализации – это самостоятельная работа. Однако и у неё свои особенности и положительные стороны есть. Мы привыкли, что запишем самостоятельную работу, дадим указания и на этом всё. Оказывается, самостоятельную работу мы можем тоже разнообразить. Записав работу, мы можем детям предложить выполнить любые задания. А можем полностью предложить ученику свободную деятельность, где он сам определяет цели работы и устанавливает порядок её выполнения.Приведу несколько примеров, как я дифференцирую то или иное задание. Я предлагаю детям составить предложение на тему. С учётом особенностей я предлагаю:а) одним – дописать предложения;б) другим – ответить на вопросы;в) третьим – выписать предложения к теме из указанного отрывка.Работая со словарём, даю задание – выучить словарные слова. Подхожу дифференцированно, опять же, учитывая особенности отдельных обучающихся и проверяя, предлагаю:а) одним – записать слова на определённые темы;б) другим – подписать картинки;в) третьим – вспомнить и записать изучаемые словарные слова.Очень интересно у нас проходят сочинения за круглым столом. Заранее мы подбираем соответствующий материал, которым можно будет пользоваться при сочинении. Составляем предложения по плану с опорными словами. Выбираем лучшее одно и пишем вместе. Можно изменить задание и пишем не лучшее одно, а каждый старается составить более красивое и каждый записывает свое. Кому не удается, выбирает из услышанных, на свой вкус.Уроки математики проходят более энергично, когда мы работаем в группах или экипажах. К ним я составляю карточки. Детям очень нравится по ним работать. Они видят свои результаты индивидуально, в командах, парах. У них появляется необъяснимый интерес и желание познавать мир математики дальше.На уроках чтения мы очень много рисуем. Это помогает лучше усвоить произведение, понять характер героя, его настроение, увидеть красоту природы. По прочитанным книжкам пишем отзывы, составляем диафильмы, инсценируем сказки, рассказы, басни. Причем каждый из детей имеет возможность сыграть ту или иную роль. Конечно же, и домашние задания я стараюсь не просто задать, а к каждому подойти индивидуально. Так работая над произведением, слабочитающим я задаю пересказ первой части чтения; для детей с плохой памятью и малоразвитой речью я задаю пересказ второй части и выучить два предложения наизусть; хорошо читающим читать произведение дальше. Создание необычной конструкции урока: часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа обучающихся и индивидуальная работа с отдельным учеником. Использование многоуровневых заданий. Предлагаю обучающимся карточки с разноуровневыми заданиями с последующим контролем и анализом ошибок. Домашние работы с индивидуальными карточками – заданиями, домашние работы на выбор с разной степенью сложности. Учитывая индивидуальные возможности обучающихся, часто провожу повторные объяснения нового материала слабым ученикам, работая с группой или с одним учеником, а другие выполняют самостоятельную работу (составление планов, тезисов, выполнение упражнений, карточек и др.). Развитие активности школьников в процессе учебного труда мне в какой-то мере помогает решить индивидуально-предупредительный диктант, он позволяет дифференцировать процесс обучения т. к. приемлемый способ запоминания орфограмм выбирает сам ученик. Индивидуальный подход требует и работы над ошибками. Индивидуальные карточки со словами на правило, в котором допущены ошибки. Составление предложений, включив слова на допущенные ошибки, словарных диктантов, карточек. Проводились индивидуальные контрольные диктанты – тесты с разными заданиями. Обучающимся нравится такая форма самостоятельной работы, при которой могут проявиться их творческие способности – это написание докладов, сообщений, рефератов. Составление вопросов к викторинам, тестам, составление планов статей, работа над справочным материалом. Даю возможность проявить обучающимся свою самостоятельность в анализе учебного материала. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и является во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Однако, в реальности, к окончанию начальной школы некоторые дети теряют уверенность в себе, так как им не всё удается сделать из того, что другие дети делают без особых усилий.Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей каждого ребенка, организовать образовательное пространство с учетом потребностей каждого ребенка. Многолетний опыт работы в начальной школе определил мой профессиональный интерес к углубленному преподаванию родного языка в начальной школе. В своей работе я стараюсь привить обучающимся не только любовь к родному языку, формировать чувство языка, но и точно, правильно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке. Одним из сложнейших разделов русского языка в начальной школе является орфография, и не секрет, что самое большое количество ошибок в письменных работах допускается на правописание безударных гласных. В середине изучения темы «Безударные гласные в корне слова», я даю обучающимся задание, которое позволяет выявить уровень усвоения учебного материала темы. Рассмотренная технология организации деятельности осуществляется через сотрудничество учителя и обучающегося, она создает атмосферу взаимной симпатии, поддержки, саморазвития, способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся, повышает мотивацию к учению и развивает познавательный интерес. Самой большой победой считаю то, что дети, уходя с занятий, с радостью говорят: «Я способен, я нужен, я могу, я знаю, я владею!»Технология уровневой дифференциации не панацея от всех проблем, но очень многие вопросы обучения, развития детей она просто снимает. Она подтягивает и дисциплинирует всех, повышает ответственность за результаты своего труда, сильным дает возможность выйти на более высокий уровень, а слабым – обладать необходимой базой знаний, умений и навыков; способствует более прочному усвоению знаний, повышению грамотности обучающихся. Народная мудрость гласит: «Прежде чем достигнуть хороших результатов, надо много, не жалея ни сил, ни времени, учиться своему делу; нельзя ни на минуту терять интереса к нему, иначе успех будет половинчатым, а то и не будет его совсем». В этом состоит моя работа как педагога, этому я должна научить и своих учеников. Положительные стороны данной технологии:ученик глубже усваивает материалученик развивается по направлению своей одарённостипрактическая направленностьпрослеживание результатов обучающихсяученику даётся право выбораОтрицательные стороны:много времени учителю требуется для подготовки к урокуВывод:В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа обучающегося в школе и дома.В рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.Развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X