Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Тимофеева Елена Станиславовна

Формы и приемы работы школьного психолога с родителями

скачать документ

Вернуться назад

Формы и приемы работы школьного психолога с родителямиТимофеева Елена СтаниславовнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120(МАОУ гимназия №120)Екатеринбургпедагог-психологФормы и приемы работы школьного психолога с родителями.Эффективность работы школьного психолога во многом определяется его способностью привлечь к сотрудничеству родителей ребенка, испытывающего трудности в поведении и развитии. Совместная работа психолога и родителей позволяет достичь более глубоких и стойких изменений в поведении ребенка и развитии его личности.Существует несколько правил в работе педагога-психолога с родителями:Родители должны быть информированы о всех запланированных исследованиях и подтвердить свое согласие на них в письменной форме (согласие на психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, заполняется родителями в обязательной форме для ребенка, не достигшего возраста 15 лет).Любая работа с родителями носит исключительно добровольный характер. Если родители отказываются от сотрудничества с психологом и от работы психолога с ребенком- психолог не может и не должен принуждать их.В случае согласия на сотрудничество, взаимодействие с родителями происходит на паритетных началах. Родители признают свою ответственность и принимают непосредственное участие в психокоррекционной работе.Педагог-психолог занимается исключительно вопросами обучения и воспитания ребенка. Проблемы внутрисемейных отношений решает соответствующий специалист (семейный психолог, психотерапевт).Рассмотрим основные формы и методы работы педагога-психолога с родителями обучающихся.Два основных направления работы школьного психолога — это просвещение и психологическое консультирование.Для просвещения родителей педагог-психолог использует время на родительских собраниях. Хорошо, если тема выступления будет связана с уже проведенной или запланированной для проведения диагностикой обучающихся. Так же распространенным вариантом является проведение «Родительского класса» - встреча проводится для родителей, на параллель, в актовом зале, раз в месяц в формате лекции на заранее объявленную тему. Приходят родители, для которых данный вопрос является актуальным, участие в подобных встречах добровольное. Темы должны быть четкими и конкретными. Подача материала- простая и понятная, информация- практическая и актуальная. Рассказывая родителям о кризисах, особенностях поведения и психического развития детей на важных возрастных этапах, школьный психолог дает возможность родителям «включиться» в жизненные трудности школьников. Многие родители после таких бесед пересматривают свое отношение к поведению и проблемам ребенка, начинают более конструктивно выстраивать свои отношения и даже общаться со своим ребенком, что в свою очередь снижает уровень конфликтности в семье и благоприятно сказывается на мироощущении школьника.Хорошо зарекомендовал себя прием анкетирования родителей. Отвечая на четкие вопросы о поведении ребенка в семье, родители имеют возможность увидеть блок трудностей или неблагополучную сферу в жизни своего ребенка. Одной из популярных анкет, которую использует в своей работе школьный психолог, является анкета Васильевой Н.Л. (приложение №1). Подобная деятельность дает возможность родителям проанализировать свои отношения с ребенком и переосмыслить свое поведение и формы организации жизни ребенка в семье.Психологическое консультирование имеет более индивидуальный подход и ориентировано на конкретные трудности обучения и воспитания школьника. Прежде всего школьный психолог информирует родителя о наличии трудностей у ребенка (результаты проведенных исследований). В процессе беседы с родителями психолог получает дополнительную информацию о поведении ребенка в семье, медицинском анамнезе (при наличии такового). Оказывает методическую помощь для гармонизации детско-родительских отношений (конкретные рекомендации для родителей). Психолог советует родителям обратиться к соответствующим специалистам, если видит спектр проблем, выходящих за рамки его компетенции (логопед, дефектолог, невролог, психиатр). Оказывает психологическую и эмоциональную поддержку родителям.Таким образом мы рассмотрели основные задачи школьного психолога в работе с родителями обучающихся, представили формы работы и обозначили основные направления для сотрудничества.Список литературы:Выготский Л.С. Собрание сочинений, том 4: Детская психология. М., 1984.Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. –Екатеринбург.:АРД ЛТД, 1998.Макарова, Л.С., Подвинцева, Л.А. Ребенок – взрослый: Терапия отношений. Психокоррекционная программа.//Школьный психолог. 2004.№27-28. Пезешкиан Хамид. Основы позитивной психотерапии. Архангельск: изд. Архангельского медицинского института, 1993.Приложение № 1Позитивный опросник по семейному воспитаниюВасильева Н. Л., Афанасьева Е. И.№ темыВыберите из каждой пары высказываний и отметьте более соответствующее Вам11. Ребенок регулярно занимается физкультурой (спорт. секция, упражнения, гимнастика).2. В выходные дни Вы с ребенком бываете за городом, на природе.3. Ребенок ест в умеренных количествах, с удовольствием и все, что предлагают.4. Ребенок засыпает вовремя, просыпается легко.5. Ребенок получает удовольствие от комфорта и уюта в доме.6. Ребенку нравится носить красивую одежду.7. Сам просит сменить испачканную одежду.1. Мой ребенок занимается физкультурой редко и без удовольствия.2. Для совместных прогулок не хватает времени3. У ребенка проблемы с аппетитом (ест слишком много, мало, выборочно).4. Ребенок не хочет ложиться спать и просыпается с трудом.5. Безразличен к чувственным компонентам повседневной жизни.6. Ребенку все равно - как, во что он одет.7. Может надеть грязную одежду, не проявляет инициативу в том, чтобы сменить одежду.21. Гордится своими успехами на занятиях.2. Запоминает просьбы педагога. 3. Любит слушать книги, постоянно читает с родителями.4. Сам убирает свои вещи.5. Может сам себя занять в течение от 0,5 до 1,5 часов.6. У ребенка есть любимая игра или занятие.7. Любит рисовать.1. Не стремится к таким успехам.2. Забывает просьбы педагога.3. Предпочитает телевизор чтению книг.4. Не имеет обязанностей по дому.5. Постоянно требует внимания взрослых.6. Занимается всем понемногу, не имеет предпочтений.7. Не рисует.31. Вы бываете в гостях всей семьей (или принимаете общих с ребенком гостей) чаще, чем раз в месяц.2. Можете назвать 2-3 приятелей ребенка.3. У вас есть ритуал отхода ко сну (разговариваете с ребенком, гладите по голове, просто сидите рядом).4. Часто обсуждаете события дня.5. Каждый день бывает что-то, за что Вы хвалите Вашего ребенка.6. В Вашей семье погладить или поцеловать ребенка - обычное дело7. В доме есть животные и птицы.1. Реже, чем раз в месяц.2. Затрудняюсь припомнить приятелей.3. Укладывание спать не доставляет ни Вам, ни ребенку никакого удовольствия.4. Для таких разговоров не хватает времени.5. Не находите за что похвалить ребенка.6. В Вашей семье это не принято.7. Мы считаем это большой дополнительной нагрузкой.41. Ребенок знаком с ближайшими родственниками.2. Такие темы, как рождение детей, создание семьи - обсуждаются с ребенком.3. Такая тема, как смерть - обсуждается с ребенком.4. У ребенка имеется свободное, ничем не занятое время (для раздумий, фантазий).5. Бывает, что Вы придумываете с ребенком что-то новое (сказку, новую игру или занятие).6. Своими представлениями о счастье Вы делитесь со своим ребенком.7. Вы считаете, что рядом с Вами живет уникальный и неповторимый человек.1. Ребенок знаком далеко не со всеми родственниками.2. Не знаете, в какой форме рассказать об этом ребенку или не считаете нужным.3. Не знаете, в какой форме рассказать об этом ребенку или не считаете нужным.4. Все время ребенка распланировано буквально по минутам.5. Ребенок должен просто учиться делать все так, как это делают взрослые.6. Такой ситуации не было.7. Считаю, что детство - подготовка к взрослой жизни

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X