Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Вера Валентиновна Киселева

Компетентностный подход в школьном образовательном процессе

скачать документ

Вернуться назад

Компетентностный подход в школьном образовательном процессеКомпетентностный подход направлен на развитие деятельности учащихся и подразумевает:стратегическую деятельностьисследованиепроектированиесценированиемоделированиеконструированиепрогнозирование результатаКомпетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете и др., а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем. Зуновский и компетентностный подходы в этом близки друг другу, но первый ограничивается рамками предметных умений и навыков, тогда как второй делает акцент на применение знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуацияхКомпетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?» В учебных программах деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях и навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися, и на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать. Такого рода учебные программы в ближайшие годы сменят имеющиеся, и учитель должен быть к этому готов.Вопрос о трудоемкости работы учителя с деятельностным содержанием образования покажется не таким острым, если вспомнить то количество усилий, которое в обычных условиях ему приходится тратить на «закрепление знаний» в условиях скрытого, а то и явного нежелания учащихся усваивать эти знания (плюс подсознательное ощущение самим учителем бессмысленности своего труда).Личностный опыт учащегося становится основой субъектной позиции учащегося (и, соответственно, ключевой компетенции) не сам по себе, а лишь в процессе его осмысления, поэтому педагогически важными становятся не столько сами активные формы работы на уроках, сколько их последующее обсуждение. К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на уроках по любым предметам и во внеурочной деятельности, относятся:1. обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;2. открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно, — их прежний опыт;3. решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста;4. дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций;5. игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;6. проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты - практические работы, имеющие жизненный контекст.Сказанное относится не только к урокам. В условиях реализации компетентностного подхода внеклассная деятельность учащихся несет не меньшую образовательную нагрузку. Она по возможности должна быть организована как групповая деятельность, в процессе которой формируется и осмысливается личный опыт при одновременном сведении к минимуму индивидуальных и фронтальных бесед классного руководителя с учащимися, докладов и сообщений на тематических классных часах, пассивного посещения классом объектов и учреждений культуры и тому подобных фронтально-индивидуальных и «некомпетентностных» форм работы. Они заменят некомпетентностные формы и методы Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Однако некоторые формы и методы, не будучи снабжены специальными акцентами или дополнениями, такими как групповое целеполагание, самооценка и т.д., сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций. В их числе:· монолог учителя;· фронтально-индивидуальный опрос;· информирующая беседа;· самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями) по заданиям, указанным учителем;· демонстрация видеофильма;· экскурсия;· проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме, и др.В некоторых случаях использование тех или иных форм и методов обучения может привести к формированию своего рода псевдокомпетенций, способных лишь нанести вред учащемуся в дальнейшей жизни. Например, ученик получает задание написать конспект или реферат, причем цели учителя могут быть разными: научить ребенка работать с информацией, научить навыкам конспектирования и т.д. Но эти цели чужды ученику, а тема реферата, возможно, не очень интересна. Вместо того чтобы решать исследовательскую проблему, ученик решает другую, актуальную для него проблему: как представить удовлетворяющий учителя продукт и получить хорошую отметку (списать «реферат» из одной книги, позаимствовать у друга, скачать текст из Интернета). Формируется своего рода псевдокомпетенция – умение представить вместо необходимого результата деятельности «фиктивно-демонстративный» продукт.Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?» ПРОБЛЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЧТО И КАК ОЦЕНИВАТЬ НА УРОКЕ Оценивание учебных достижений в условиях компетентностного подхода - отдельная, и притом чрезвычайно важная, методическая проблема. По мнению некоторых авторитетных ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты.Изменения в системе оценивания учебных результатов – главное отличие компетентностного подхода от традиционного некомпетентностного. В чем сущность этого отличия?1. Объект оценивания. В условиях традиционного подхода оцениваются предметные знания и умения, которые являются самодостаточными объектами оценивания. Если ученик «знает» и «умеет» - хорошо; «не знает» и «не умеет» - плохо. Компетентностный подход требует оценивания более сложных и «не видимых глазу» результатов — компетенций. Знания и умения при этом выступают не сами по себе, а как показатели ключевых компетенций. В этих условиях показатели знает и умеет уже не всегда должны оцениваться позитивно. Например: ученик знает учебный материал, но не способен применить знания на практике. Или: умеет решать задачу, но не понимает, где она может встретиться в его будущей жизни. Точно так же и наоборот: не всегда отсутствие знаний и умений означает отрицательную оценку. Например: не имея необходимых знаний для решения поставленной задачи, ученик в установленное время нашел их, пользуясь справочными материалами.Так или иначе, компетенции всегда проявляют себя в форме умений («сумел» или «не сумел» учащийся решить поставленную перед ним проблему).2. Субъект оценивания. В традиционном случае полноправным субъектом оценивания выступает учитель. В условиях компетентностного подхода такая ситуация становится невозможной. Это связано с важной, существенной чертой компетентности как особого свойства человеческой личности: компетентен в той или иной сфере жизни/деятельности тот, кто сам способен оценить собственную степень компетентности в данной сфере. Способность человека к самооценке в определенной области – это необходимое условие и признак компетентности в данной области.Учащийся, не способный оценить свои знания и умения в той или иной области либо оценивающий их необъективно (например, склонный к жульничеству, завышению оценки), не может считаться компетентным в данной области. Поэтому важнейшей задачей по введению в школе компетентностного подхода становится обучение учащихся навыкам коллективной и индивидуальной самооценки, а на определенном этапе (завершающие классы основной ступени общего образования) — делегирование им полномочий по оценке результатов обучения. Не следует забывать, что компетентный человек способен не только оценить зоны своего знания и умения, но и охарактеризовать (хотя бы приблизительно) их границы, т.е. пределы своих возможностей в данной области.3. Критерии оценивания. Традиционно оценивание осуществляется на основе одного из двух подходов:· субъективной, «на глазок» оценки учителем качества ответа ученика или выполненной работы путем сравнения ее с неким умозрительным эталоном, содержащемся в голове учителя, а часто еще и «со скидкой» на предполагаемые умственные способности того или иного ученика;· механистической количественной процедуры, когда оценка определяется через число допущенных ошибок (два классических примера - диктант по предмету «Русский язык» и тесты ЕГЭ).Оба варианта оценивания оказываются непригодными в условиях компетентностного подхода. Здесь требуется набор объективных и в то же время качественных критериев. Использующая их методика так и называется — критериальное оценивание.Критерии — это объективные показатели выраженности оцениваемого параметра, например знаний, умений, компетенций, которые выявляются путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.Критерии могут быть привязаны к тем или иным уровням проявления компетенции, например в простейшем случае: низкий, средний, высокий, тогда оценивание становится критериалъно-уровневым.Например, при выполнении самостоятельной (практической) работы в условиях компетентностного подхода учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки. Выполняя самостоятельную работу, ученик должен иметь возможность выбрать уровень сложности, выбрать сроки выполнения из предложенных заранее как минимум двух дат, привлекать дополнительные источники информации (грамотное обращение к словарю может принести дополнительный балл, а помощь соседа может снять баллы), апеллировать выставленную учителем оценку. По результатам работы учитель обязан пояснить свое оценочное суждение о качестве работы ученика (индивидуально или в группе). Акцент необходимо сделать на хорошо выполненных работах и относительном продвижении ранее отстававших учащихся (создание ситуации успеха).Ответ учащегося на уроке рассматривается как публичное выступление. Даже если вопрос задает учитель, ответ учащегося адресуется всему классу. В условиях компетентностного подхода учитель должен обращать внимание учащихся на практическую или теоретическую значимость материала, предъявляемого учащим(и)ся во время публичного выступления.Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио, наглядно характеризующее продвижение в развитии ключевых компетенций.А как же оценить урок и деятельность самого учителя с точки зрения компетентностного подхода? Это тоже нужно делать по- новому.· От того, насколько чётко учитель ставит обучающие и развивающие цели, вовлекает ли учеников в постановку цели урока;· Различает ли учитель содержание образования (чему учу) и содержание учебного материала (с помощью чего учу), вовлекает ли на уроке учеников в проектирование способа деятельности· Насколько эффективно подобран учебный материал для освоения запланированной единицы содержания на основе мотивации учеников;· Соответствует ли выбранная структура и цели урока психологической структуре деятельности учеников;· Выстроена ли между этапами внешняя и внутренняя логика;· Соответствует ли выбор форм и методов обучения запланированной цели, результатам педагогической диагностики и рефлексии учеников на уроке и будет зависеть экспертная оценка педагогического мастерства.КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ Цели формирования у школьников ключевых компетенций достигаются не только при изучении учебных предметов, но и через всю организацию школьной жизни, через ее связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. Даже собственно предметная интеграция уже не может ограничиться традиционными межпредметными связями, а должна вы страиваться по нескольким линиям, что предполагает формирование той или иной ключевой компетенции во взаимодействии:Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода средствами модульных технологий.Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения.На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:· извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;· точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;· исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;· сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;· планирование действий и времени;· оценка результатов своей деятельности и т.д.]Очевидно, что перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.Любая инновация связана с определенными проблемами. Так, в частности, данный подход требует много затрат времени при подготовке, использование множества методической литературы учителем, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов. Но благодаря использованию компьютера, их решение упрощается.Но результаты исследований показывают, что при использовании компетентностного подхода у учащихся намечается значительный рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и в особенности умения становятся более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.Реализация компетентностного подхода в школьном образовательном процессе стоит в ряду таких комплексных инноваций, как профильное обучение, сетевое сотрудничество. Разработка своей модели образовательного процесса на основе компетентностного подхода может стать фундаментом серьезной и многолетней работы педагогического коллектива школы – сложной, но, безусловно, интересной и чрезвычайно актуальной.Для внедрения модульной технологии компетентностного подхода в учебный и образовательный процесс необходим комплексный подход, который предусматривает специальную подготовку педагогических работников, разработку предметных модулей, дидактических и методических средств, оценку качества эффективности модульного обучения, как для школьников, так и для педагогов. Методологической основой по модульному обучению являются психологическая готовность, педагогическое мастерство, программное и дидактическое обеспечение, педагогические исследования (диагностика и мониторинг).В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор).Реализация модульно-компетентностного обучения предполагает разработку:1) структуры модуля (модульной программы), отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана;2) учебных и методических материалов для учащихся, преподавателей на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности;3) системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов.Каждый модуль должен отражать планируемые результаты обучения (деятельность обучающегося), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения. Границы модуля при его разработке определяются уровнем компетентности, т. е. совокупностью теоретических знаний и практических навыков, которые обучающийся должен продемонстрировать после изучения модуля.Структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить рекомендации (в виде критериев) по изучению предмета и прохождению оценки компетентности. При этом учебное занятие носит практикоориентированную форму.Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение учебных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Всё это позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество учебной подготовки учащихся учреждений школы. Модульная система обучения дает преподавателю свободу и гибкость в выборе форм и методов обучения, позволяет снизить затраты времени на практическую подготовку.Войти... РегистрацияПоискРасширенный поиск СочиненияКраткие содержанияПолные произведенияХарактеристикиБиографииКритикаГДЗЕсть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!Почему Салтыкова –Щедрина считают современным писателем? Салтыков-Щедрин оставил большое литературное наследство. Собрание его сочинений , а это очерки, рассказы, повести, романы, пьесы, сказки, литературно-критические и публицистические статьи, письма - составляет двадцать объемистых томов.Вот неполный перечень названия его произведений, в котором отдельное заглавие чаще всего обозначает целый цикл взаимно связанных сатирических рассказов: "Губернские очерки", "Невинные рассказы", "Сатиры в прозе", "Признаки времени", "История одного города", "Господа ташкентцы", "Дневник провинциала в Петербурге", "Господа Головлевы", "Господа Молчаливы", , "Круглый год", "Письма к тетеньке", "Современная идиллия", "Пошехонские рассказы", "Недоконченные беседы", "Сказки", "Пестрые письма", "Мелочи жизни " и многие другие произведения..Салтыков-Щедрин принадлежит к числу тех великих писателей, творчество которых отличается высокой идейностью, народностью, реализмом, художественным совершенством. Наряду с другими классиками русской литературы он превосходно владел мастерством изображения быта и психологии людей, социальных и нравственных явлений общественной жизни. Он был по-своему оригинален, социально-политическая сатира стала его призванием, и в эту область он внес свой неповторимый вклад. М. Горький писал о Салтыкове-Щедрине: «Он был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорбна»... Салтыков-Щедрин не только в своих сатирических произведениях остро высказывался обо всем, что считал предметом, заслуживающим критики, но и в жизни был истинным гражданином. Его современники свидетельствуют, что писатель был прям, резок с вышестоящим начальством, не боялся его критиковать.Издевательски высмеивая носителей социального зла, сатирик возбуждал к ним в обществе чувство активной ненависти, воодушевлял народную массу на борьбу с ними, поднимал ее настроение и веру в свои силы, учил ее пониманию своей роли в жизни. По верному определению А. В. Луначарского, Щедрин - "мастер такого смеха, смеясь которым, человек становится мудрым".Я люблю Россию до боли сердечной, - писал Салтыков-Щедрин, - и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России". Страстное служение писателя-патриота, демократа и социалиста интересам народа, борьбе за социальную справедливость, за счастливое будущее своего отечества определяет непреходящее значение его творчества.Без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни России в современное время. Значение его сатирических произведений для истории нашей страны огромно. Многое из того, что произошло в политической жизни России в 20-21 веках, было пророчески предсказано писателем в романах, политических сказках и очерках. Щедринское творчество имеет для нас, помимо исторического, и современное, живое значение. Социальное зло, которое с великим искусством изобличал Салтыков-Щедрин, очень часто встречается в современной жизни.. В нашем обществе нередки люди, зараженные пороками старого времени: мерзостью, ложью, равнодушием. Поэтому сатира Щедрина продолжает служить делу нравственного воспитания народа, помогает распознавать и искоренять пережитки в сознании и психологии людей современного общества. В наши дни сатира Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина не утратила своей актуальности, и на примере жизни великого сатирика вырастают новые поколения честных и мужественных писателей и журналистов и просто хороших людей.Сатира Салтыкова-Щедрина сохраняет свою боевую силу в идеологической борьбе с современным социальным злом.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X