Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Шлеева Анна Викторовна

К ВОПРОСУ О ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ В ЛОГОПЕДИИ

скачать документ

Вернуться назад

К ВОПРОСУ О ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ В ЛОГОПЕДИИ«Логопедия … не подлежит растворению ни в медицине, ни в каких-либо других науках …» Л.С. Волкова Глубинные перемены, происходящие в нашем многополярном мире, требуют переосмысления традиционного подхода к организации и содержанию всех сторон специального образования. Более того, разработка нового концептуального подхода сегодня уже не мыслима без учета ведущих тенденций общественного развития и специального образования, а также их обсуждения (например, общей тенденции резкого роста сложной речевой патологии и др.). Новый концептуальный подход необходим для разработки системы интегрированного инклюзивного образования. Важной составляющей при таком подходе является исследование проблемы логопедической диагностики и анализа ее результатов. Чтобы изучить данную проблему, обратимся к документации. И, прежде всего, к анализу особенностей формулирования речевого диагноза детей «базовых» детских садов и школ. Как же дело обстоит на практике? Прежде чем ответить на этот вопрос, уточним «ключевые» слова-понятия обозначенной проблемы, а именно: «Диагностика», «Логопедическое заключение», «Прогноз», «Дифференциальная диагностика». Известно, что термин «Диагностика» является медицинским термином, буквально означающим «способность распознавать». Диагностика – это специальная область научных знаний, включающая три раздела: 1.Анамнез – совокупность сведений о том, как протекало развитие. 2.Семиотика – учение о признаках и симптомах нарушения и их значении. 3.Логика (психолого-педагогическая, логопедическая, медицинская), задачей которой является анализ и синтез полученных данных, оценка совокупности признаков отклонения от нормы и правильный вывод (диагноз). На основе окончательно поставленного диагноза определяется план коррекционно-развивающего обучения и его исход (прогноз). «Логопедическое заключение» (речевой диагноз) - это краткий вывод о характере и сущности отклонений в речи от нормы, о его природе (механизме), структуре и о перспективах дальнейшего развития средствами специальной коррекции. Постановка диагноза – тонкое и сложное дело. Оно требует большого искусства и профессионального мастерства. Без диагностики логопед, как и врач, слеп. Он работает наугад. Дифференциальная диагностика в логопедической практике – это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике коррекционного воздействия.Дифференциальная диагностика требует диагностических существенно различающихся показателей: это те показатели, которые будут не совпадать, их необходимо выделить, что позволит дифференцировать нарушения (3-4 показателя).Можно на примере показать дифференциальную диагностику двух случаев схожих речевых нарушенийОстановимся на этом поподробнее. Приведем сравнительный анализ сходных нарушений, выделив общие и (специфические) отличительные их показатели. НарушениеДизорфографияДисграфиятрудности в определении частей слова(морфологический анализ слова)естьнеттрудности в подборе проверочных словестьнетвидит орфографическую задачу(трудное место в слове)не видитвидиткак слышит, так и пишетданетпропуски, перестановки, вставка букв, слогов (например: Атобус-автобус,   сеговик-снеговик, сенеговик- снеговик)нетдазамена букв похожих по написанию (и-у,о-а, м-л,б-д и т.д. например : бабушка-дабушка)нетдазеркальное написание букв(например: Е-З, Ель-Зель)нетдазамена букв, обозначающих сходные звуки(например: ф-в, б-п, г-к и т.д. вместо дуб- пишет дуп)нетдаслитное написание предлогов с другими словами. (Например: Настоле.)нетдараздельное написание приставки с корнем. (например: при шёл)нетдаСледует заметить, что в диагностике уровня речевого развития детей большую роль играет не только характер и качество ошибок (грубые или менее грубые), и их устойчивость, а также целый ряд и других критериев. На примере представленной таблицы, мы видим, как можно дифференцировать дисграфию и дизорфографию. При построении данной таблицы мы руководствовались целым рядом логопедических критериев. Назовем их: особенности общей и речевой моторики; состояние трех структурных компонентов речи: фонетики (звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ и синтез, просодия и т.д.), лексики (пассивный и активный словарь), грамматики (формы словообразования, словоизменение, порядок слов в предложении); специфика развития связной речи (устной и письменной); особенности нарушений языковые средства (или их применение) нарушены; ведущий, первичный дефект, вторичные нарушения; характер лексико-грамматических ошибок (грубые или менее грубые) и их устойчивость; Слайд 7 Выводы: Проблема дифференциальной диагностики является одной из наиболее трудных и важных проблем современной логопедии. Логопедическое заключение, с нашей точки зрения, не только необходимый, но и ядерный компонент дифференциальной диагностики, главное звено в профессиональной деятельности логопеда. От точного диагноза зависит судьба ребенка и специфика его образовательного маршрута. Объективное логопедическое заключение (диагноз) дает возможность отбирать и накапливать лучший опыт сравнительного анализа сходных состояний и тем самым повышать не только эффективность дифференциальной диагностики, но и всего коррекционно-развивающего процесса. Следует помнить о том, что окончательные коррективы в любой диагноз вносит степень продвижения ребенка на пути его обучения. Диагноз – динамическое понятие. Критерии дифференциальной диагностики впервые были опубликованы в диссертационном исследовании: Балаевой В.И. Логопедическое изучение старших дошкольников, имеющих задержку речевого развития, и подготовка их школе (по методике модельного обучения): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02, 1968. – 270 с. Впоследствии материалы многолетнего исследования были дополнены и отражены в ряде публикаций: Балаева В.И. О диагностике в логопедии и ее основных принципах Проблемы диагностики и коррекции психического развития детей: Сб. научных трудов СПИ. Саратов, 1999. С. 3-9 Балаева В.И., Акименко А.К. К вопросу о дифференциальной диагностике в логопедии // Практическая психология и логопедия. 2009. № 1(36). С.54-59.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X