Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Румянцева Валентина Евгеньевна

Предмет общее фортепиано

скачать документ

Вернуться назад

ГБОУДОГС «СМШ5» Методический доклад по общему фортепиано по теме:«Цели и задачи предмета общее фортепиано»Преподавателя СМШ№5Румянцевой Валентины Евгеньевны 2021 год Введение Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. Давая общее музыкальное образование всем учащимся, музыкальные школы вместе с тем готовят кадры для средних специальных учебных заведений. Решение этих двух взаимосвязанных проблем должно находиться в центре внимания Важной задачей ДМШ и ДШИ на современном этапе является также энергичное развертывание массовой художественно-просветительской работы, пропаганда всего наиболее ценного, значительного в искусстве, борьба за очищение вкусов людей от воздействия отрицательных явлений псевдокультуры. Педагогам школ необходимо включиться в эту работу и увлечь ею своих учеников, развернуть ее среди населения, в общеобразовательных школах, среди родителей. Осуществление ее принесет большую пользу развитию нашей художественной культуры и сыграет плодотворную роль в совершенствовании воспитательной работы в самих музыкальных школах.Цель и задачи учебного предмета «Общее фортепиано» Цель: Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства. Задачи:Развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству; развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности; форми рование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований; владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением ,штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения; обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле; приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию. Поступление ребенка сразу в две школы (общеобразовательную и музыкальную) вносит в его жизнь коренные изменения. Происходит резкий переход от игровой деятельности, характерной для детей в дошкольный период, к учебной работе, которая требует от ребенка больших психических и физических усилий.* Столкнувшись с большим объемом школьных заданий и целым потоком новой информации, дети начинают понимать, что учение -это прежде всего труд, требующий от них большого терпения, внимания, умственных усилий и различных самоограничений. Не все дети могут сразу приспособиться к такому режиму, поэтому у многих из них наступает разочарование. Педагог должен предотвратить этот критический момент и заранее сформировать у ребенка желание учиться в музыкальной школе. Если все же замечается падение интереса ученика к занятиям, необходимо срочно искать новую индивидуальную форму занятий с ним. Одной из причин падения интереса к занятиям у детей может быть однообразие изучаемого, преобладание в нем инструктивного материала или теоретических заданий, оторванных от практических занятий на инструменте. Другая частая причина -завышение программы, работа над которой угнетает ребенка. Поэтому увлекаться чрезмерно интенсивным продвижением ученика вперед следует лишь в особых случаях. Современное развитие педагогики убедительно доказывает, что пренебрежение закономерностями, характерными для каждой отдельной возрастной группы учащихся, ведет к неудаче. Перед начинающим учеником нельзя ставить сразу большое количество задач. Это нарушает основной дидактический принцип "доступности и последовательности в обучении", вызывает непомерное психическое и физическое напряжение, которое приводит к появлению отрицательных эмоций .Яркий эмоциональный тонус создает наиболее благоприятные условия для образования рефлекторных навыков. Если у маленького ребенка нет положительного тонуса, то новые рефлекторные навыки не образуются, а уже возникшие - не закрепляются. Дети младшего школьного возраста не обладают устойчивым вниманием. Поэтому большое значение приобретает темп ведения урока. Чрезмерно быстрый или замедленный темп одинаково отрицательно влияют на устойчивость и концентрацию внимания младших школьников. Изучаемые произведения должны быть небольшими по протяженности. При введении в работу нового, более сложного материала важно соблюдать постепенность. Объяснения следует делать краткие и конкретные, подкрепляя их исполнением на инструменте Заложенные на первых уроках основы музыкальных знаний и навыки игры на инструменте во многом определяют успехи дальнейшего музыкального развития и образования учащихся. Поэтому начальному этапу обучения следует уделить пристальное внимание.В инструментальном классе следует максимально использовать возможности индивидуального обучения; сочетая в то же время индивидуальные формы занятий с коллективными (создание различных внутриклассных ансамблей и др.). С первых же уроков и в дальнейшем, на протяжении всего периода общения с учащимися педагогу необходимо стремиться как можно лучше познать личность ученика в самых различных ее проявлениях и в ее развитии. Следуя этим путем, можно успешнее найти оптимальное решение проблемы обучения очень разных по своим способностям детей, помочь им возможно более полно проявить себя в сфере музыки и правильно сориентироваться в выборе будущей профессии. Ответить на вопрос - стоит готовить ученика к профессиональной музыкальной деятельности или нет, часто нелегко. Положительный ответ может быть дан лишь в тех случаях, когда налицо явно выраженные музыкальные способности. Но не менее важно и наличие у ребенка интереса к музыке. Дети, серьезно увлекшиеся ею, часто значительно успешнее развиваются, чем те, кто относится к ней индифферентно, хотя обладают большими способностями. Уже в средних классах школы, а иногда и раньше, выделяется группа ребят, проявляющих себя в занятиях более активно, быстрее разучивающих произведения, выразительнее их исполняющих. Таких учащихся нельзя задерживать в их развитии. Важно задавать им сочинения более трудные и в большем количестве, смелее продвигать их в техническом отношении, предоставлять им возможность чаще выступать публично. Обеспечивая таким ученикам более быстрое освоение техники игры на инструменте, необходимо уделять самое пристальное внимание и их общемузыкальному развитию, заботиться о том, чтобы они больше слушали музыку, читали с листа, аккомпанировали, играли в ансамблях, а обучающиеся на струнных и духовых -в оркестре, т. е. развивались всесторонне. Неустанной заботой должны быть окружены и ученики со скромными способностями к музыке, не склонные впоследствии заниматься ею профессионально. Таких , как правило, в классе бывает большинство. Истинный педагог должен находить удовлетворение, воспитывая их как всесторонне развитых, культурных слушателей и участников любительского музицирования, людей, которые в дальнейшем смогут создать атмосферу любви к искусству у своих сверстников, в своей семье. К таким ученикам следует предъявлять достаточно высокие требования, памятуя, что воспитание любителей -дело серьезное. Особое внимание следует обратить на то, чтобы у менее способных детей не возникло ощущение своей неполноценности, т. к. это будет тормозить их развитие и может привести к утрате веры в себя, вызвать антипатию к музыке. Важно поэтому внимательно следить, чтобы интерес к музыке, музицированию (слушание музыки, игра в ансамблях, чтение с листа, аккомпанемент и т. д.) в процессе занятий возрастал, чтобы искусство становилось им все более необходимым, и они ясно осознавали его огромное значение в жизни каждого человека.Методы работы с учеником :В современных условиях, при большой общей загруженности детей, особенно важно использовать наиболее эффективные методы занятий, выработанные богатым опытом педагогов-практиков и рекомендуемые современной наукой - педагогикой и психологией. Этот опыт и достижения науки каждому музыканту-педагогу следует систематически изучать, используя соответствующую литературу . Нет ничего важнее для художественного воспитания учащихся, чем общение с педагогом, обладающим высокой культурой, тонкой музыкальностью и хорошо владеющим инструментом. Развитие их происходит особенно успешно, если педагог работает увлеченно и своим исполнением, а также словесными пояснениями вводит ученика в самую суть стоящих перед ним задач и создает у него необходимый настрой для последующей домашней работы. А наиболее благоприятная ситуация возникает в тех случаях, когда педагог, используя испытанные практикой методы воспитания, сочетает их с рекомендациями теории развивающего обучения. Применительно к работе в инструментальном классе - это означает прежде всего продумывание педагогом путей для максимальной активизации самостоятельности учащихся в решении тех художественных и технических задач, которые перед ними возникают. Демонстрируя образцы ярких трактовок произведения в целом и в деталях, педагогу следует вместе с тем заботиться и о предоставлении инициативы самому ученику. Важно всемерно поощрять его попытки задавать вопросы о тех музыкальных явлениях, с которыми ему приходится сталкиваться, и настойчиво, по возможности самостоятельно, находить ответы на них. Педагогу следует организовывать эти поиски и направлять их, развертывая в процессе обучения одну за другой проблемные ситуации. При этом надо иметь в виду, что если в практике общего и технического обучения создание такого рода ситуаций основано преимущественно на мыслительной деятельности ученика, то в процессе музыкального воспитания они предполагают максимальное использование, наряду с интеллектом, эмоциональной сферы и слуха ученика.У многих педагогов с течением времени возникает потребность в обобщении своего опыта работы с учениками и в выработке определенных принципов воспитания. Такая практика должна быть признана разумной, отвечающей современной тенденции к широкому использованию системного метода в различных областях человеческой деятельности. Надо, однако, опасаться превращения выработанных принципов в штамп. Поэтому для каждого ученика они должны применяться гибко, с учетом его индивидуальности .При индивидуальном подходе сложность изучаемых музыкальных произведений может отличаться от общих программных требований, которые, естественно, не могут отразить всего многообразия учебного процесса. Но при этом качество исполнения должно всегда оставаться на достаточно высоком художественном уровне.Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика. Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования. Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов. Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разно образной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения. В работе над разнохарактерными пьесами преподавателю необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки. В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач. Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению материал. Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем преподавателя. Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.Фортепианный ансамбль - мощный фактор музыкального развития учащихся всех уровней подготовки. Участником дуэта может быть и педагог, особенно в тех случаях, когда из партий трудна для исполнения учащимися. При игре в ансамбле в 4 руки, нужно достичь общности ритмического пульса, синхронности при взятии и снятии звука и др. Ансамблевое исполнение способствует развитию аналитической, логической, рациональной памяти. Музицирование в ансамбле способно сыграть значительную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления и интеллекта. Игра пьес разного характера и настроения позволяет осознавать связь музыки с жизнью, ведь в жизни рядом идут радость и грусть, веселье и печаль, серьезность и шаловливость .Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения детей . так как помогает формировать и развивать навыки слухового восприятия разнообразной фактуры фортепианных произведений, развивает способность слышать все детали многоголосного изложения, помогает учащимся овладеть навыками игры двумя руками текста в разных ключах. Известно, что профессиональному развитию юного музыканта способствуют различные виды музыкальной деятельности: изучение музыкально -теоретических и хоровых дисциплин, прослушивание музыки и тд, однако процессы развития учащегося музыканта протекают более эффективно, когда он оперирует материалом практически. Именно такую возможность и предоставляют ему музыкальное исполнительство, в том числе фортепианное.Владеющему фортепиано доступен любой музыкальный материал.Курс общего фортепиано обьединил проблемы становления и формирования музыкантов всех специальностей. Литература:1.З.Н.Йовенко. Общее фортепиано: Вопросы методики.2.Н.Выгодский. Методическая хрестоматия по курсу общего фортепиано.3.Николаев. Мастера советской пианистической школы.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X