Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Стюфеева Людмила Сергеевна

"Инновационные методы общемузыкального развития инструменталиста"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования «Детская школа искусств Авиастроительного района» г.КазаниМетодическая разработка«Инновационные методы общемузыкального развития инструменталиста» Стюфеева Л.С., преподаватель по классу баяна, аккордеонаг.Казань2016г.Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. В современных условиях ДМШ и ДШИ должны быть очагом поиска инновационных методик. Обучение музыке, обучение инструменталиста, предполагает не только приобретение практических и теоретических знаний, но и развитие способностей и качеств личности.Цель работы - разработка теоретических и методических основ использования инновационных методов обучения в ДМШ и ДШИ.В процессе работы мы предполагаем, что использование инновационных методов обучения в ДМШ и ДШИ будет эффективным, если эти методы будут применяться систематически и комплексно, а также отвечать критериям повышения познавательной активности обучающихся и развития их творческих способностей.Задачи работы:1. Изучить методическую литературу по проблеме использования инновационных методов обучения.2. Рассмотреть особенности использования инновационных методов обучения.3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования инновационных методов.В современном музыкальном образовании наблюдается тенденция к интеграции традиционных методов, подходов и создание, разработка и внедрение различного рода новшеств. Методы музыкального образования нацелены на осмысление музыки как вида искусства – с одной стороны, а с другой – ориентированы на развитие его музыкальных способностей.В системе совершенствования инструментальной подготовки будущего музыканта большое внимание должно быть уделено чтению нот с листа, подбору по слуху, транспонированию, музицированию и импровизации. Это эффективные методы работы над музыкальными произведениями. И методы творческие. Действительно, наметить исполнительский план работы над произведениями и осуществить его, можно лишь при ознакомлении с пьесой. Знакомство, как правило, путем проигрывания его сначала в целом, Конечно, помогает услышанное в чужом исполнении – для раскрытия формы. Но это недостаточно. Каждый исполнитель должен собственно-лично «прочесть» произведение в целом и почувствовать его содержание. Художественный процесс работы над пьесой начинается с момента первого знакомства с ним. При этом следует стремиться с самого начала к большому охвату произведения в целом. При первом прочтении незнакомого произведения темп может быть приблизительный, ноты фальшивые, и не всё прочитано как следует, но основное уже намечается. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воссоздающему воображению. Что мы воспринимаем в первую очередь? На что обращаем меньшее внимание? Возникают ли у нас ассоциации по отношению в высоте или тембру звука? Если да, то какие это ассоциации? С той же степенью подробности изучаем проявления интервального, гармонического, полифонического слуха. Как музыкант-исполнитель, описываем свой «исполнительский» слух, заставляющий находить тембро-динамические нюансы своего инструмента. При работе над новым материалом обычно используются следующие методы: инструктаж (устное разъяснение), метод показа (исполняет сам преподаватель), тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью упражнений).Данные методы можно считать классическими, традиционными. К числу же инновационных методов, применяемых при обучении, отнесём следующие:а) метод образной визуализации – это способ зрительного исследования объекта, обучающиеся могут вербализировать, нарисовать, показать и т. п. Например, звучание какого-либо музыкального инструмента рождает яркий визуальный образ;б) метод рецензий– это анализ обучающимся содержания креативного продукта, столкновение разных гипотез и возможность их понимания и принятия. Более того, и сама рецензия является креативным продуктом, который может оценивать уже сам преподаватель;в) метод рефрейминга – это изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения. Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах и в разном контексте. Рефрейминг - это неотъемлемая часть креативного мышления. Методика рефрейминга должна быть оформлена в некий жанр – переосмысление какого-либо качества объекта или субъекта в виде песни, сценки, рисунка, комикса – в форме, которая максимально отражает переосмысленное качество. Чем убедительнее рефрейминговый перевертыш, тем успешнее результат задания;г) метод адидактических ситуаций– это ситуаций не на материале учебника, а из повседневной обыденной жизни обучающегося. Объяснение нового материала происходит посредством решения житейских задач;д) метод «учение через обучение».  Суть его заключается в том, чтобы научить учащихся передавать свои знания сверстникам;ж)проблемно-креативный метод синтезирует проблемное и креативное обучение, обеспечивает создание обучающимися личного «креативного продукта», направлен на развитие творческих способностей обучающихся.В повседневной работе преподавателя в ДМШ и ДШИ и чтение нот с листа, и подбор по слуху, и транспонирование, и музицирование – всё это находит широкое применение.Активный метод развития творческих способностей инструменталиста – это чтение нот с листа. Это метод развития воли и самостоятельности музыкального мышления, активности, умения оперировать музыкально-слуховыми представлениями. Основной принцип чтения нот с листа – «вижу-слышу-играю». Несколько элементов методики чтения с листа:Охват сочинения в целомПросмотр текста на несколько тактов впередРазвитие внутреннего слухаУмение сосредоточить внимание на самом главном, основном.На первых порах знакомства с произведением, мы не стремимся к максимальной го точности, а представляем себе то, что должно получиться. На основании опыта работы, можно дать несколько рекомендаций:- перед исполнением пьесы просмотреть текст, выяснить ритм, тональность, характер гармонического и мелодического развития, общие контуры формы, темп;- во время исполнения охватить слухом и зрением как можно больше деталей и пьесу в целом;- исполнение пьесы выполнить от начала до конца в темпе, без остановок, с возможностью нескольких упрощений, но характер по возможности – сохранить;- для заданий чтения нот с листа подбирать музыкальный материал облегчённого плана по фактуре изложения.Если говорить конкретно о чтении нот с листа на баяне или аккордеоне, отметим важность умения читать «вслепую», т.е. не видя клавиатуры инструмента. Аппликатурные вопросы решаются с помощью раннее приобретенных навыков.В процессе обучения чтению нот с листа можно использовать специальные упражнения. Например, преподаватель начинает играть фразу, а затем обучающийся «подхватывает» и продолжает. Или преподаватель играет мелодию, а обучающийся фиксирует рукой ритм сопровождения. Полезны такие упражнения, как прохлопывание длительностей мелодии и сопровождения одновременно двумя руками. В современную музыкальную педагогику всё настойчивее внедряется идея приобщения обучающихся к творчеству. Развитие творческих способностей обучающихся всегда являлась одной из интереснейших проблем. Аспекты ее изучения различны. Это и развитие способности чтения с листа, и вопросы импровизации, и развитие внутреннего слуха музыканта. Все аспекты стимулируют развитие творческих качеств мышления инструменталиста. В современных условиях особенно важно использовать наиболее эффективные методы занятия. В классе инструменталиста – это использование технологии проблемного обучения, частичного применения исследовательской деятельности, ситуационного анализа, игровой технологии. Мы, преподаватели ДМШ и ДШИ, внедряем в практику разнообразные творческие задания. Музицирование и импровизация – это, конечно, более высокий уровень общемузыкального развития инструменталиста. Он возможен только на основе ранее приобретённых знаний, навыков и умений. Творческие задания могут быть различными: сочинение мелодии, сочинение мелодии и подголосков, создание аккомпанемента, мелодизация гармонии, гармонизация мелодии и другие. Как первоначальные упражнения можно использовать создание аккомпанемента на основе тонического трезвучия, сочинение сопровождения на основе заданной мелодии, сочинение аккомпанемента на основе темы в басовой партии, мелодизация гармонии, создание другой гармонии к той же теме. Конечно, варьирование творческих заданий мы проводим параллельно с освоением инструмента. Включение творческой ситуации, как стимула к творческому поиску активизирует музыкально-творческие представления, интегрирует музыкальные знания и умения, совершенствует интонационное слышание музыки, развивает способность к познанию и оценке результатов освоения музыкальной реальности.Музицированиеосновной блокумений и навыковвспомогательный блокумений и навыковимпровизация, сочинение мелодии, гармонии, аккомпанементаподбор по слуху, транспонирование, чтение нот с листа Освоение навыками творческого музицирования – это одна из важнейших задач в системе совершенствования подготовки инструменталиста.Роль индивидуальных путей в достижении конечного результата очевидна. Выполняя одни и те же задания, обучающиеся показывают себя совершенно по-разному. Что же важно для успешного технического развития обучающегося? Это, прежде всего, умело подобранные разнообразные упражнения и планомерно подобранная работа над ними. Мы замечаем, что обучающиеся далеко не всегда проявляют к ней должный интерес. Важно эту работу следует сделать более привлекательной. Для этого, совместно с обучающимися, мы придумываем к упражнениям какие-нибудь названия, образно передающие их характер. Можно создать другие варианты к некоторым упражнениям.Для полноценного технического развития обучающегося, мы используем упражнения, этюды и виртуозные пьесы с разной фактурой. И, конечно, возвращаемся к пройденному материалу, повторяем его. Стараемся уделить внимание необходимости самостоятельной работы обучающегося, таким образом он имеет представление о зависимости технических приемов от характера звучания произведения, понимает задачи в домашних занятиях, умеет разобраться в строении упражнения или этюда.В работе над техникой мы учим обучающихся концентрировать всё свое внимание на представлении конечного результата. Техника – не самоцель, а средство для создания и передачи художественного образа. Широкое распространение инноваций, в том числе новых педагогических технологий, требует от современного преподавателя знания тенденций инновационных изменений и вероятность их использования в собственной практике. Сфера музыкального образования долгое время оставалась достаточно традиционной и практически не использовала технологических инноваций. Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой. Она обусловлена индивидуальным характером обучения инструменталиста, обращенным к эмоциям и духовному миру человека. Развитие его всегда уникально, неповторимо и, казалось, не подлежит технологическому описанию.Особое внимание уделяется эстетическому воспитанию как целенаправленному процессу формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания обучающегося. Специфика воспитания состоит в том, что включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего чувства, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, образное мышление, творческое воображение. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.Мы понимаем, что мир музыки очень близок детям. В восприятии музыки, самостоятельном музыкальном творчестве обучающийся видит собственную значимость.   В процессе занятий в ДМШ и ДШИ обучающиеся знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки. Это способствует обогащению их духовного мира.Методы эстетического воспитания направлены на приобщение обучающихся к эстетической и художественной деятельности, развития у них умений и навыков художественного восприятия окружающих форм. На основании теоретического исследования был проведен педагогический эксперимент. Мы исследовали эффективность использования инновационных методов обучения. Повели мониторинг уровня музыкально-творческих способностей обучающихся. Диагностическое исследование показало достаточно высокий уровень музыкально-творческих способностей. Разработана система уроков с использованием  креативного метода, результаты которого были проверены на контрольном этапе. Анализ представленных данных указывает на то, что разработанная нами система уроков с применением инновационных методов обучения оказалась достаточно эффективной и доступной с точки зрения ее использования на уроках в классе инструменталиста.Таким образом, можно сделать следующие выводы:1. Инновационные методы сочетают два подхода – рациональный (креативное мышление) и эмоциональный (творческая работа), таким образом, отвечают специфике музыкального обучения.2. Инновационные методы возможно применять на разных уровнях музыкального образования. Применение их будет эффективным при условии создания необходимой творческой атмосферы урока, учет уровня подготовки и возрастных особенностей обучающихся. ЛитератураБоровкова Н. Д. « Общие рекомендации по проведению урока специальности в музыкальной школе» , «Теория и практика образования в современном мире», г. С-Петербург, 2012 . Санто Б. «Инновация как средство экономического развития», М., 1990.Харламов И. Ф. «Педагогика», М., 1999. Пидкасистый П.И. «Педагогика», М., 2002.Петрушин В.И. «Музыкальная психология», М., 2006.Кудрявцев Т.В. «Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы», М., 1991.Немов Р.М. « Психология», М., 2003.Кирнарская Д., «Психология специальных способностей. Музыкальные способности», М., 2004.Селевко П.К. «Современные образовательные технологии», М., 1998.Лавреньева Е.А., «Способы применения информационных технологий на предметах музыкально-теоретического цикла в ДШИ», Омск, 2012.Смирнова Т., «Воспитание искусством или искусство воспитания», М., 2001.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X