Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА МАТОВНИКОВА

Формирование связной речи у детей с заиканием.

скачать документ

Вернуться назад

Заикание – это сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо - ритмическая организация высказываний, что приводит к дефектам и сбоям системы общения, отрицательно влияет на развитие личности ребенка: порождает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы и обусловливает появление нежелательных качеств характера – застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Поэтому проблема ранней коррекции заикания у детей младшего дошкольного возраста является крайне актуальной. Методика работы.Показан поэтапный процесс формирования правильной, свободной, бессудорожной, связной речи: 1) введение режима ее ограничения с целью сокращения неверной вербальной продукции; Основная цель данного этапа – обучение детей простейшим формам ситуативной речи в условиях ее ограничения. Для этого с начала учебного года в группе вводится четкий распорядок дня, к соблюдению которого привлекаются и родители. Строгий режим устанавливается с тем, чтобы сократить неверную вербальную продукцию детей. На логопедических занятиях и на занятиях с воспитателем дети ориентируются на общение при помощи невербальной коммуникации. Они кивают или качают головой, давая положительные или отрицательные ответы на вопросы взрослых. В качестве основной «работает» инструкция «покажи». Например, при изучении темы «Овощи» воспитанникам предлагаются следующие задания: «Покажите, где помидор?», «Покажите, где дети собирают огурцы?», «Она оранжевая, вытянутая, крепкая, сладкая, полезная. Покажите, что это?» Дети имитируют движения, которые производятся при вскапывании грядки, высаживании семян, поливке всходов, рыхлении земли, прополке. При ограничении устного высказывания вся речевая работа направлена на развитие слухового внимания, понимания обращенной речи, накопление пассивного словаря. При необходимости речевого общения допускаются лишь очень простые формы речи, в которых у детей отсутствует заикание.2) обучение навыку длительных фонационных и речевых выдохов; Этот этап работы предполагает обучение навыкам рационально распределять выдыхаемый воздух при произнесении отдельных гласных звуков или их сочетаний. Приемами, помогающими детям в длительном и плавном произнесении, являются дирижирование, элементы танцевальных движений (легкие повороты, полуприседания, покачивающие движения руками и т. п.), легкие прихлопывания или притопывания, задающие ритм и темп произносимым звуковым рядам. Для формирования речевого выдоха в упражнения включаются специально подобранные слоги, слова и фразы. Например, проходя по дорожке, дети произносят на плавном выдохе сочетание слогов «топтоп-топ»; имитируя звук дождя, проговаривают «кап-кап-кап» и вы, подражая купающимся утятам, пытаются сказать «буль-буль-буль» и ритмично взмахивают руками «крылышками». В ходе обучения навыку речевого выдоха детям дается образец слова с несколько протяжным произнесением ударного гласного: Например, - Послушайте, как я назову эти картинки: гру-у-уша, слии-ива, фру-у-укты. После овладения этим навыком отдельные слова объединяются, и дети учатся произносить цепочки слов, экономно расходуя выдыхаемый воздух. - Давайте перечислим угощения, которые приготовила бабушка. Все слова нужно произнести слитно, плавно, вот так: пироги-ватрушки-плю-у-ушки. Этот же навык отрабатывается и на материале предложений. Дети знакомятся с правилом: предложение произносим плавно, слитно, как одно слово. Длинные, сложные предложения дети членят на смысловые отрезки, учатся делать паузы для дополнительного добора воздуха. В работе активно используется прием двигательной ритмизации речевого высказывания: во время проговаривания различного по сложности речевого материала дети имитируют игру на пианино, производят прихлопывания, притопывания, движения рук («Считалочки», «Утята» и др.), задающие темп и регулирующие ритм речевых движений. Полезно использование комплекса пальчиковых игр, речевой материал которых способствует обогащению и активизации словаря, закреплению навыков словообразования и словоизменения в соответствии с изучаемыми на занятиях лексическими темами [3]. Следует отметить, что формирование дыхания продолжается в течение всего курса коррекционно-педагогической работы.3) развитие координации и ритмизации движений, помогающих произнесению слов и фраз; Во время этого этапа производится развитие координации и точности движений рук и ног, пальцев рук и артикуляторных движений, развитие чувства темпоритма речевых и неречевых (общих) движений. Для этого эффективно использование элементов логоритмики. Активное использование в работе игр, в которых речи и движениям обязательно сопутствует звуковое или музыкальное сопровождение. Скорость и темп при этом подбираются индивидуально для каждого ребенка. Если его речь характеризуется ускоренным темпом, то движения и сопровождающие их слова искусственно замедляются. При наличии замедленных движений и темпа речи игры проводятся, наоборот, в более быстром темпе. Очень важно выработать ритмическую речевую артикуляцию в сочетании с дополнительной двигательной стимуляцией. Например: рассказывая чистоговорки, стихотворения, дети сопровождают процесс говорения покачивающим движением руки, похлопыванием рукой по столу или по колену, имитацией игры пальцами на пианино, притопыванием ногой и т. п. Движение организует, ритмизует речь.4) становление ситуативной речи на материале сначала коротких, а затем развернутых предложений; Первые короткие фразы, которым мы начинаем обучать заикающихся детей, – это слова, начинающиеся на ударный гласный звук. С одной стороны, это продолжение работы по формированию речевого выдоха, с другой – начало обучения самостоятельному устному высказыванию. Закрепляя имеющиеся навыки речевого выдоха, дети, повторяют речевой образец, самостоятельно называют картинки, отвечают на вопросы. В дальнейшем они учатся плавному голосоведению на материале других слов, при этом им объясняется, что слово нужно слегка протянуть (выделить главный звук – ударную гласную). На занятиях и во время специально организованных игр и речевых ситуаций дети сначала отвечают односложно. Например:- «Кто изображен на картинке?» Дети: «Ма-ама».- «Какая мама?» Дети: «До-обрая»; «Весе-елая»; «Краси-ивая». - «А чья это дочка?» Дети: «Ма-амина». Затем фразы усложняются, увеличиваются до двух (а в дальнейшем и более) слов. У детей формируется навык правильного голосоведения с использованием речевого выдоха: фраза проговаривается как одно длинное слово, при этом слегка растягивается главное слово. - «Кто это?» Дети: «Это ба-абушка». -«Какая бабушка?» Дети: «Бабушка до-обрая». «Бабушка ста-аренькая». - «Что делает бабушка?» Дети: «Бабушка вя-яжет». - «Кто вяжет?» Дети: «Ба-абушка вяжет». Для активизации развернутой фразы детям предлагаются задания и игры, в которых они должны пользоваться полными распространенными предложениями. К ответам на логопедических занятиях и на занятиях с воспитателем предъявляется требование отвечать полным предложением. При этом правило голосоведения остается прежним: предложение произносится как одно длинное слово. Как и на предыдущих этапах, используется прием двигательной ритмизации. При проговаривании детьми слов и фраз основной акцент смещается на ведущую руку, движения которой синхронизируются с произнесением речевого материала. При этом с одними детьми движение ладошки может сопровождать ккаждое слово: «Мама-вариткашу», «Папа-читает-газету». В работе с другими детьми движение ладошки будет соответствовать слоговой структуре слова и фразы в целом: «Ма-ма-ва-рит-ка-шу», «Па-па-чи-та-ет-га-зе-ту». Вопросно-ответная форма речи вводится постепенно с учетом индивидуальных речевых возможностей ребенка. Отработка навыка общения начинается с коротких фраз – односложных ответов на вопросы. Затем эти фразы-ответы все более усложняются. На первых порах вопросы задаются таким образом, чтобы их формулировка включала в себя все слова для ответа, а детям необходимо было повторить их с утвердительной интонацией: - «Это кошка?» Дети: «Это кошка». - «Кошка пушистая?» Дети: «Кошка пушистая». Впоследствии вопросы включают только отдельные слова для ответа: - «Это кто?» Дети: «Это собака». - «Что грызет собака?» Дети: «Собака грызет косточку». На заключительных этапах работы вопросы предполагают самостоятельные ответы детей. Большое внимание уделяется развитию умений не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Так, при проведении лексических занятий на закрепление и активизацию предметного словаря дети учатся спрашивать: «Кто это?» и «Что это?», а также уточняют назначение каждого предмета: «Для чего нужен?»; знакомясь с прилагательными, они упражняются в постановке соответствующих вопросов: «Какой?», «Какая?». Для подобных упражнений используются реальные предметы или картинки и карточки-символы, демонстрирующие величинные, цветовые, вкусовые и другие характеристики предметов, действия с ними, их назначение. Для постановки развернутых вопросов применяются схемы, модели предложений, сюжетные картинки с частичным раскрашиванием. Ориентируясь на предварительно составленное предложение и опорное слово, выделенное на схеме (модели, картинке), дети пытаются формулировать вопросы и задавать их друг другу. Эффективен и такой прием тренировки задавать вопросы, как игра «Угадай, что я загадал(а)». Дети задают вопросы, запрашивая необходимую информацию для того, чтобы узнать загаданное животное, игрушку, предмет мебели и т. п. На начальных этапах используются опорные схемы, помогающие детям выстраивать логическую последовательность вопросов. Потом подобные занятия проводятся без наглядной опоры.5) обучение связным текстовым высказываниям. Это заключительный этап работы по развитию связной речи заикающихся дошкольников. Дети обучаются пересказу, составлению рассказов по сюжетной картине или серии сюжетных картин, описательных рассказов и др. В ходе развернутых речевых высказываний они должны применять полученные навыки речевого выдоха, правильного голосоведения и т. д. Для изменения условий речевой деятельности на отдельных логопедических занятиях, а также во время режимных моментов организуется инсценирование сказок, прочитанных произведений. Инсценировки могут в дальнейшем включаться в сценарии детских утренников и развлекательных мероприятий. Эффективность описанной технологии подтверждается данными постэкспериментального диагностического обследования заикающихся дошкольников. Работа с родителямиБольшое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация окружающей среды: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других взрослых к ребенку, проведение досуга и т. д. Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимом своевременном устранении заикания в дошкольном возрасте, необходимом соблюдении единых требований в детском саду и дома, строго выполняли общий и речевой режим в выходные дни, все советы и рекомендации логопеда и воспитателей.На начальных этапах работы знакомим родителей с приемами релаксации. Рекомендуем проводить дома игры-молчанки. Так же очень важно, чтобы родители соблюдали режим дня, поддерживали режим ограничения речи, избегали шумных мероприятий и праздников. По мере того, как дети овладевают приемами синхронизации знакомлю с ним родителей. Важно, чтобы родители воспитанников поняли необходимость и важность коррекционных приемов и умели выполнять их в домашних условиях.Такие рекомендации помогут родителям и педагогам помочь ребенку с заиканием:- Соблюдайте режим дня- Старайтесь говорить с ребенком неторопливо, короткими предложениями без лишней эмоциональности.- Отмените посещение зрелищных мероприятий. Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка.- Избегайте повышенных тонов и тем более взрывных интонаций, резких жестов.- Когда ребенок вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте- Приучайте ребенка к настольным играм. Это успокаивает, и укрепляет нервную систему.Список литературы: 1. Белякова Л. И. Патофизиологические механизмы // Заикание. Москва: Медицина, 1978. С. 59–81. 2. Борисова Е. А. Новый подход к устранению заикания у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 4 (83). С. 108–118. 3. Борисова Е. А. Пальчиковые игры для детей 4–5 лет // Логопед. 2006. № 1. С. 65–74. 4. Левина Р. Е. Заикание у детей // Преодоление заикания у дошкольников. Москва: Педагогика, 1975. С. 3–22. 5. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. Москва: Владос, 2000. 6. «Образование и наука», 2014. № 9 (118

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X