Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Галина Геннадьевна Храмушкина

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

скачать документ

Вернуться назад

ХРАМУШКИНА Г.Г.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2 города Димитровграда Ульяновской области», Россия, г.ДимитровградФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕАннотация: проблема формирования духовной культуры школьников – одна из наиболее серьёзных, сложнейших и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашего общества и которая сегодня должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение.Ключевые слова: душа, дух, духовность, духовная культура, математика. Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника Ш.А. АмонашвилиВопросы воспитания учащихся при обучении любому предмету, в том числе и математике, всегда находились в центре внимания государства. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем, а все изменения непрерывно ставят перед нами новые и новые задачи. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Молодежь не интересуется традициями своего народа, забывает о своих корнях, прошлом и настоящем своей страны, не задумывается о её будущем. Материальные ценности доминируют над духовными, а в результате мы получили искажённое представление детей о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Может быть, именно поэтому проблема формирования духовной культуры школьников – одна из наиболее серьёзных, сложнейших и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашего общества, и которая сегодня должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Вопрос этот из ряда «вечных», и каждый отвечает на него по-своему. В повседневной жизни мы часто используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, а в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. «Говоря о духовности, – пишут исследователи В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, – мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты... Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека». [6, 84]Таким образом, формировать духовную культуру личности — значит формировать в единении ум человека, его интеллектуальные качества и душу человека, его чувства и его нравственно-эстетические качества.Могут ли быть связаны между собой такие понятия как духовность и математика? В словаре С.И.Ожегова мы найдем определение математики «Математика – это наука, изучающая величины, количественные отношения и пространственные формы» [7]. С первого взгляда может показаться, что между данными понятиями нет ничего общего. На самом деле есть, так как в системе общего математического образования и в самой природе математической науки, объединяющей богатейшую совокупность теоретических и практических знаний (естественно-научную составляющую) и огромный общекультурный потенциал (гуманитарную составляющую) заложены возможности, максимально ориентированные на развитие личности ученика.Математика - это абстрактный предмет, один из самых сложных и трудных для усвоения предметов школьной программы и поэтому может сложиться впечатление, что он очень неудобен для воспитания вообще, и тем более для формирования духовной культуры личности. Однако считаю, что математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков. Перед учителем математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся. Учитель математики должен воспитать не только математически образованного человека, но и заложить в него зерно духовной культуры, которое в дальнейшем будет развиваться во времени.Разные виды духовной культуры личности: интеллектуальная и, в частности, математическая культура (вычислительная, алгоритмическая и т. д.), социальная и национальная культуры, нравственная и эстетическая, профессиональная (педагогическая и методическая), коммуникативная и религиозная культуры представляют широкий простор для математики в вопросах формирования личности. Математика является существенным элементом общей духовной культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Роль математики для развития умственных качеств общепризнана и неоспорима, ибо она:дисциплинирует ум, приучает его к логическому мышлению, к умению планировать свою деятельность, направлять мысль на достижение четко очерченной цели;способствует формированию интеллектуальной честности, объективности, настойчивости, способности к труду;воспитывает такие качества, как аккуратность, аргументированность, принципиальность, умение воспринимать иное мнение, преданность истине; в процессе обучения математике у учащихся формируется умение объяснять ход своих мыслей, а значит, желание общаться с другими людьми, чуткое отношение к собеседнику, умение слушать собеседника, умение сдерживать свои чувства и эмоции, признавать свои ошибки, умение радоваться чужим достижениям.воспитывает высокую требовательность к осмысленности своей и чужой речи. Математика как учебный предмет обладает и другой специфической особенностью: в ней решение задач остаётся основным видом учебной деятельности и выступает как в качестве объекта изучения, так и в качестве метода развития личности. На уроке математики формирование духовной культуры происходит через содержание предмета (логичность изложения, красоту и четкость символических записей, завершенность формулировок и пр.) и через процесс преподавания и учения. Учитель осуществляет воспитание главным образом в процессе обучения, сочетая традиционные формы работы с инновационными формами, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы, способствующие созданию в данном классе, в данный момент времени наиболее благоприятного климата для развития духовного потенциала каждого ученика.Практика показывает, что на уроках математики в формировании духовной культуры личности обучающихся большую роль играют: использование историко-математического материала, проведение нестандартных уроков, решение математических задач прикладного характера идейной направленности, внеклассная работа по предмету.Познавательное и воспитательное значение изучения истории математики и необходимость сообщения соответствующих сведений при изучении математики в средней школе можно считать общепризнанным. Школьная программа обязывает учителя сообщать ученикам в процессе преподавания сведения по истории математики и знакомить их с жизнью и деятельностью выдающихся математиков. Ознакомление учащихся с историей математики должно проходить, прежде всего, на уроках математики. Внеклассная работа даст возможность углубить и расширить историко-математические сведения, сообщённые на уроке. Но, как известно, школьные учебники таких сведений содержат мало и, вообще, в программах нет конкретных указаний на то, какие сведения по истории математики следует сообщать учащимся, в каких классах, в каком объеме. Поэтому знакомство учеников с историей математики означает продуманное планомерное использование на уроках фактов из истории науки и их тесное сплетение с систематическим изложением всего материала программы.  Если начать такую работу, начиная с пятого класса и проводить ее систематически, то со временем исторический элемент для самих учащихся станет необходимой частью урока. Считаю, что эффективным методом сообщения исторических сведений по математике может быть решение задач из старинных и классических сборников задач. Эффективными, на мой взгляд, бывают исторические обзоры по отдельным вопросам в виде краткой беседы. Привлекают внимание и остаются в памяти учащихся отдельные исторические замечания при изучении программного материала или при решении задач. Исторические и биографические факты из жизни ученых-математиков могут внести существенную лепту в привитие учащимся правил поведения и норм взаимоотношений. Раскрытие роли ученых в развитии науки, ознакомление с их мировоззрением и общественной деятельностью, использование текста условия содержания математических задач в процессе преподавании математики способствуют воспитанию нравственности и патриотизма. Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. Жизнь и творческая биография С. В. Ковалевской, Н.И. Лобачевского, М.В. Остроградского, П.Л. Чебышева и других ученых являются ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.Но этого недостаточно. Можно назвать и другие компоненты духовной культуры, формируемые в процессе изучения любого из разделов математики. Очень важной является духовно-эстетическая сторона обучения математике на социокультурном опыте путем воздействия не только на разум человека, но и на его чувственно-эмоциональную сферу. Мы учим школьников видеть красоту доказательств теорем, решений задач, обращаем их внимание на запись математических предложений с помощью математической символики, подчеркивая четкость, точность формулировок. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение несёт не только и, может быть, не столько обучающую, сколько воспитывающую функцию. Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи помогают ученику усвоить теоретический материал, делают курс математически более интересным, вызывают потребность в новых знаниях и умением самостоятельно их приобретать. Наряду с решением готовых текстовых задач школьники учатся их преобразованию и составлению.Духовное развитие учащихся происходит и при подготовке учащимися рефератов, докладов, проектов по темам, раскрывающим связь математики и духовного мира. Например, «Связь математики и живописи», «С математикой вокруг православных храмов Димитровграда в поисках золотого сечения», «Божественное число Пи», «Золотое сечение в математике и архитектуре города Димитровграда», «Математика в музыке», «Числа Фибоначчи и природа» и другие. Выступления учащихся на подобные темы проводятся в рамках школьных, городских, региональных научно-практических конференций, либо в рамках уроков предметной математической недели. Посредством изучения связи между математикой и духовным миром, учащиеся начинают по-новому видеть математику и через это удивительное в математике постигать духовное. Практика показывает, что школьники быстрее запоминают и воспринимают учебный материал, сопровождаемый наглядными примерами, поэтому духовное воспитание можно реализовать также через решение тематических задач с использованием местного краеведческого материала, исторического материала.  При составлении таких задач важно, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка, поможет учащимся осознать практическую значимость приобретаемых знаний и умений. Приведу лишь два примера задач. При изучении темы «Проценты» в 5 классе учащимся предлагаю для решения задачу с патриотическим содержанием: «Перед наступлением на Ленинград Гитлер заявил: “Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью”. Но это пророчество Гитлера не сбылось. В Ленинграде продолжали работать хлебозаводы, пекари продолжали печь хлеб.Из чего же состоял блокадный хлеб?С начала 1941 г. хлеб выпекался из смеси (200-граммовый кусок блокадного хлеба):Пищевая целлюлоза – 20%Ячменная мука – 4%Жмых -4%Отруби – 4%Овсяная мука – 4%Соевая мука – 4%Солодовая мука – 14%Горох – 15%Картофель – 15% Вода – 16% 125-граммовый кусок хлеба:Пищевая целлюлоза – 10%Хлопковый жмых – 10%Обойная пыль – 10%Вытряски из мешков – 2%Кукурузная мука – 3%Ржаная мука – 73%.Были и другие примеси и добавки, снижавшие питательность хлеба. За все месяцы блокады было выработано при выпечке хлеба около 16 тысяч тонн пищевой целлюлозы. Хлеб с целлюлозой был пышным, а на вкус как полынь». Задание: Запишите проценты в виде десятичной дроби. Какова масса (в граммах) каждой составляющей блокадного хлеба? Поставьте другие разумные вопросы и ответьте на них.Приведу пример задачи с краеведческим содержанием, которую предлагала учащимся 5 класса при изучении темы «Натуральные числа»: «Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте: Димитровгра́д (до тысяча девятьсот семьдесят второго года Мелеке́сс, с января по апрель тысяча девятьсот девятнадцатого года - Люксембург) — город в Ульяновской области России. Расположен на левом берегу Куйбышевского водохранилища при впадении в него реки Большой Черемшан.Город занимает территорию около четырёх тысяч ста пятидесяти гектаров, численность населения — сто шестнадцать тысяч шестьсот семьдесят восемь человек (две тысячи шестнадцатый год). Назван в честь Генерального секретаря ЦК БКП Георгия Димитрова.Димитровград расположен недалеко от областного центра Ульяновска (расстояние до него около восьмидесяти пяти километров), центра соседней области Самары (около ста шестидесяти километров) и второго по величине города Самарской области Тольятти (сто километров)».К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Систематическое использование заданий с элементами краеведения формирует верность традициям прошлого, развивает патриотические чувства, учит подростков гордиться своим городом.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: Данилюк Ф.Я., Кондаков А.М., В.А. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. Просвещение, 2010. Костин А.К. Регионализация образования – стратегическое направление образовательной политики // Педагогика, 2005. – №8 – С. 26 – 32. Иванова А.В., Бугаева А.П. Регионализация математического образования в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения. // Современные наукоёмкие технологии. – 2015. – № 12. с.497-501. Алтухова Л.Н. Духовно-нравственное воспитание на уроках математики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: videouroki.netПичурин Л.Ф. Воспитание учащихся при обучении математике: Кн. для учителя: Из опыта работы/Сост. Л.Ф.Пичурин. – М.:Просвещение,1987. – 175с.: ил.Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. М.: Канон, 1996. – 84.Толковый словарь Ожегова онлайн. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://slovarozhegova.ru.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X