Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Шелепаева Елена Николаевна

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

скачать документ

Вернуться назад

Е.Н. Шелепаева, учитель русского языка и литературы, МАОУ «Гимназия №8» г. ПермьУрок освоения новых теоретических сведений по русскому языку в 5 классе по УМК М. М. Разумовской в разделе «Лексика»(На изучение темы «Прямое и переносное значение слова» отводится 2 учебных часа)Цель урока: научить правильно различать прямое и переносное значение слов; понимать, как происходит перенос значения, находить в тексте слова в переносном значении и употреблять их в речи; определять выразительные средства речи.Планируемые результаты:Личностные:- осознание значимости решения учебных задач, их связи с реальными жизненными ценностями и ситуациями; формирование положительного настроя в обучении; воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическому запасу; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности; уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парной работе; развитие уважения друг к другу, воспитание настойчивости в достижении цели.Метапредметные:регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; уметь планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; стремиться к достижению общего решения в совместной деятельности. Предметные: понимать термины «Лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», «прямое и переносное значение», «метафора», «олицетворение», «эпитет»; определять лексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарём; формировать представление о способах определения прямого и переносного значения слова. Формируемые УУД:Личностные УУД:установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; становление адекватной самооценки учащихся, формирование умения ставить перед собой учебные цели, становление осознанной положительной учебной мотивации, умение корректировать цель в зависимости от результатов деятельностиРегулятивные УУДцелеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;Познавательные УУДумение применять усвоенные ранее знания, умение строить грамотное рассуждение по вопросу, умение добывать недостающие знания в процессе рассуждения;Тип урока: Объяснение нового материала.Формы работы - коллективная, самостоятельная, фронтальная.Конспект урока Переносное значение слова (первый урок)Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий с ними. Мотивация.Прослушайте миниатюры, взятые из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» (тексты читают подготовленные учащиеся).- Я в школу не пойду, - заявляет пятилетний Серёжа.- Там детей на экзаменах режут.- Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.- А я тогда не выйду на улицу! - Почему? - А чтоб меня морозы не ударили.Аналитическая беседа:- Объясните, почему мы улыбаемся, читая эти миниатюры?- Докажите, что придаёт текстам комическое содержание? Что мы знаем о лексическом значении слова? С какими трудностями столкнулись вы, анализируя миниатюры?Этап целеполагания и планирования.- Как бы вы сформулировали тему и цель нашего урока? Предполагаемые ответы учащихся (целеполагание):- Что такое переносное значение слова? Как происходит перенос значения?Этап осмысления новых сведений, выведение способов их практического применения. - Сравните предложения. В каких из них слово употреблено в прямом значении, а в каких – в переносном? Ответ аргументируйте. - Как удобнее работать (в парах, в группе или индивидуально)? В каком виде будет представлен результат?Когда пришла весна, склоны травы покрылись изумрудной травой.- Бабушка часто любовалась старинной изумрудной брошкой.Девочка плакала: она ушиблась.- Ёлка плакала сначала от домашнего тепла.Мы увидели гребень горы.- Это был чудесный гребень для волос.- Объясните постановку знака в первом предложении, начертите схему, дайте характеристику предложения.- Попробуйте создать схему, иллюстрирующую понятие «прямое» и «переносное» значение (Учащиеся работают в парах, в тетрадях оформляют промежуточный результат, коллективно выбирают наиболее удачный) На доске появляется схема:Значение слова Прямое Переносное(основное, собственное) (вторичное)- Проанализируйте записанные предложения. Сделайте вывод, как происходит перенос значения. Ответ оформите в виде схемы. Перенос значения происходит по: цветудействиюформе- Сопоставьте полученный нами результат с материалом параграфа. Правы ли мы? Задача: найдите в материалах учебника информацию, которую мы не учли, говоря о переносном значении слова. (Учащиеся самостоятельно работают с материалом параграфа 34 стр. 82-83 упр. 254 п.1. «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст»).- Какие дополнения необходимо внести в нашу схему? (перенос значения может происходить по качеству)- Рассмотрите схему упр. 254 п.2. Расскажите, что вы узнали о прямом и переносном значении слова (работа в парах).Этап закрепления нового понятия и его признаков в упражнениях, требующих действий по образцу и с преобразованием.- Даны пары предложений. Выпишите сначала предложения, в которых выделенное слово употреблено в прямом значении, а потом предложения, в которых это же слово употреблено в переносном значении. Ветер в трубе воет и свистит.- Собака воет, мешает спать.Хозяйка согрела воду.- Весёлая песня согрела нас в пути.Наконец-то пришёл долгожданный день. – Пришёл с работы папа.- Объясните, какое сходство между предметами, действиями и качествами сделало возможным употребление данных слов в переносном значении. Сделайте вывод.- Подчеркните грамматические основы 1-го и 2-го предложения. Объясните постановку знаков препинания, начертите схемы. Упражнение №255 стр. 83- Составьте словосочетания с данными словами в прямом и переносном значении: улыбаться, подошва, глубокий, ковёр, железный, зерно. Выпишите слова, которые имеют безударный гласный в корне. Выделите корень, объясните написание слова подбором проверочного слова.Этап творческого применения знаний и способов деятельности с ними. - Сочините миниатюру «Зима идёт!», используя в творческой работе слова золотой, седой, бархатный, прямой, тяжёлый в переносном значении 6. Рефлексивный этапМинутка для смекалистых.Текст звучит в исполнении учителя.Однажды французский писатель Виктор Гюго отправился в Пруссию. - Чем вы занимаетесь?- спросил у него на границе жандарм, заполняя специальную анкету.- Пишу, - ответил писатель.- Я спрашиваю, чем вы добываете средства к жизни!?- Пером.- Запишем: Гюго - торговец пером.Как понял жандарм ответ писателя? Почему произошло недоразумение? Ответ обоснуйте. В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного – то боку зелёное, так с другого – румяное. Ты умей его, девица, повёртывать».- Как вы понимаете это высказывание о слове?- Сделай вывод, используя одну из предложенных конструкций:- На уроке я понял, что…- Сегодня у меня получилось, …- Теперь я могу…Домашнее задание: параграф 34, упр. № 256

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X