Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Селифонова Наталья Леонидовна

Школьный музей - основа патриотического воспитания школьников

скачать документ

Вернуться назад

Название статьи: Школьный музей – основа патриотического воспитания школьниковАвтор статьи: Селифонова Наталья Леонидовна, учитель истории и обществознания, руководитель школьного музеяМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 г. Балаково Саратовской области» Память - это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом.Джон ЛоккВ современном мире перед образованием ставится приоритетная задача – воспитать духовно-нравственную, конкурентоспособную личность, которая осознаёт свою принадлежность к стране, культуре. Большую роль в выполнении этой задачи, на мой взгляд, может играть школьный музей. Именно музей способен наиболее ярко провести связь поколений, передать опыт из прошлого будущему, сформировать высоконравственного гражданина и патриота. Сегодня музей и то, что в нем собрано, позволяет нашим ученикам понять, что прошлое имеет для нас ценность. Разнообразие музейных экспонатов позволяет варьировать способы взаимодействия с ним, учитывая при этом возраст детей. Работа музея в нашей школе интегрируется в учебно-воспитательный процесс. С помощью разных форм музей связан с преподаванием некоторых учебных дисциплин, организацией внеурочной деятельности и дополнительным образованием. Благодаря интеграции ресурсов музея в учебно-воспитательный процесс формируется единое образовательное пространство, способствующее воспитанию гражданской позиции личности и патриотических качеств у школьников, расширению кругозора, развитию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности; повышению эффективности достижения образовательных результатов.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом деятельность музея может способствовать достижению следующих образовательных результатов: Личностных:−сформированность российской гражданской идентичности, любви к Отечеству и чувства гордости за свой край;−готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению−сформированность мотивации школьников к целенаправленной познавательной деятельности;−сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками. Метапредметных:−умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая второстепенные и приоритетные задачи;−умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность;−умение использовать различные ресурсы для достижения целей;−умение устанавливать контакты с представителями социума;−овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;−способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. Предметных:−приобретение опыта предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания. В работе школьного музея использую разные методы работы :−словесные: беседа, рассказ, объяснение;−наглядные: работа с предметами, экспонатами, фотоматериалами,−игровые: игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д.;−эвристический метод: поисковые задания и т.д.;−исследовательский метод: исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание;−информационно-рецептивный метод: восприятие, осознание готовой информации и др. Современный школьный музей способен ускорить социализацию личности. Через исследовательскую работу, проведение лекций, участие во встречах с интересными людьми города и района учащиеся быстрее адаптируются в различных ситуациях, становятся более коммуникабельными и творческими. В нашем музее каждый ученик может попробовать свои силы как в научной, так и лекционной работе. Навыки, полученные во время работы в школьном музее, пригодятся учащемуся и на уроках, и в повседневной жизни.В нашей школе музей начал своё существование ещё в 1984 годуНо, как и во многих других школах, благое начинание в годы перестройки и начала рыночных реформ было перечёркнуто. Многие бесценные музейные экспонаты были заброшены, некоторые из-за неправильного хранения исчезли навсегда. В настоящее время по крупицам музей восстанавливается, пополняется новыми материалами, на основе которых формируются экспозиции. За несколько лет музей стал неотъемлемой частью школы. Учащиеся на неформальной добровольной основе работают в школьном музее, участвуя в составлении экспозиций и проведении лекций. Ребята соприкасаются с различными музейными экспонатами, которые ярко отражают определённую эпоху. Уникальность, неповторимость предметов помогает им проникнуться духом времени экспоната, вызывает желание поделиться своими знаниями, чувствами, эмоциями с другими.Ученик, участвующий в работе школьного музея выступает в качестве не только наблюдателя, но и преобразователя, активно познающего данный экспонат. Уникальными музейными экспонатами нашей школы являются письма с фронта, которые были написаны во время Великой Отечественной войны, выпускником нашей школы Виктором Марковичем Калягиным. Эти письма в музей передали родственники школе в 1985 году. Письма никого и никогда не оставляют равнодушными. По письмам мы прослеживаем весь фронтовой путь Виктора Калягина, который прошёл его с 1942 по 1944 год. Виктор не пришёл с войны, он погиб в лесах Белоруссии 18 февраля 1944 года. Каждое письмо – это кусочек жизни фронтовика. Раньше ученикам казалось, что письма с фронта должны рассказывать о победах, о тяжёлых, но ярких боях, о героизме фронтовиков. Но эти письма показывают другую сторону войны. В каждом письме Виктор проявляет заботу о своих родителях, говорит о своей любви к ним. Как часто современные школьники злятся по пустякам, отказывают в помощи самым близким людям и нуждающимся. Но фронтовые письма их практически сверстника показывают, что, несмотря на опасности, тяготы военных будней, гибель товарищей, Виктор Калягин, прежде всего, проявляет заботу о родных: «Вы обо мне не беспокойтесь, как разобьём немцев, тогда и будем мечтать о другом», «я вас только прошу об одном, чтобы вы берегли своё здоровье и меньше беспокоились, особенно обо мне»….Одним из направлений школьного музея стало проведение экскурсий. Экскурсоводом становится каждый, кто любит музей, умеет интереснорассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведениеэкскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости,больших знаний, специальных навыков. Первоначально было сложно, не хватало знаний, умений в музейной работе. Мы обратились за помощью к работникам музея Истории города. Кошелева Тамара Ивановна, заведующая музеем, не только в течение нескольких часов водила нас по музею, показывала самые интересные экспозиции, знакомила с самыми ценными экспонатами, но и смогла предать ребятам свою любовь к музею, показала его внутренний мир, обратила наше внимание на все тонкости работы с экспонатами и процесса создания экспозиций.Большую роль в организации и сборе материала нам оказал Центр военно-патриотического воспитания молодежи и подростков «Набат». Руководитель Центра Василенко Сергей Александрович передал музею школы часть экспонатов, найденных бойцами отряда во время военно-археологических экспедиций.Работая в музее, учащиеся открывают новое для себя из того, что уже известно многим, а кроме того, иногда в процессе поисков учащиеся делают открытия, имеющие научно – практическое значение. И поэтому, школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Общешкольные экскурсии проводятся с целью оказания помощи школе во внеклассной работе.При подготовке экскурсоводов ставится цель: развивать ребят, в том числе их способности общаться с аудиторией, их коммуникабельности, навыки вести диалог, да и вообще свободно и красиво говорить. Для того, чтобы это экскурсионное направление работы проходило более успешно, интересно, была собрана группа учащихся, желающих освоить экскурсионное дело, которые составляют при помощи руководителя музея собственный текст экскурсии, составляют вопросы для беседы и задания для самостоятельного исследования по истории отдельных экспонатов посетителям экспозиций, заинтересовавшимся экскурсией. После посещения школьного музея учащиеся на классных часах и уроках истории готовят исследовательские мини-проекты, сообщения о предметах, которые вызвали у них наибольший интерес. Так, при проведении экскурсии по экспозициям, посвящённым Великой Отечественной войне, учащимся 7-х классов было предложено провести исследование по истории и применению одного предмета – немецкой хлорницы –лозантинницы. Многие ребята активно откликнулись и приготовили проект, представленный на классных часах, посвящённый этому предмету и другим предметам Великой Отечественной войны.В прошлом году музей пополнился экспозицией «Герои среди нас». Она была посвящена людям, которые участвовали в строительстве и производстве градообразующих предприятий города Балаково. Экспозиция была основана на подлинных документах, переданных самими участниками строек и их родственниками на постоянное или временное хранение. Балаково – город комсомольских строек. Молодёжь приезжала со всей страны на строительство таких значимых объектов и не только для города, но и для всей страны в целом, как Саратовская ГЭС, Саратовский оросительный канал, Балаковская АЭС, предприятие Химволокно. В ходе работы над экспозицией учащиеся – активисты музея встретились со многими выдающимися людьми нашего города. Ребята с удовольствием окунулись в работу. Неоднократно они были приняты в семье Кравчука Николая Зосимовича, который был строителем многих промышленных объектов города, является кавалером Ордена Ленина, Ордена Октябрьской революции, носит звание «Заслуженный строитель РСФСР». Большое впечатление на ребят оказала встреча с Лемешкиным Анатолием Сергеевичем, который долгое время был заместителем директора по строительству машиностроительного завода имени Дзержинского (ныне завода имени Маминых). Благодаря Анатолию Сергеевичу был построен для детей работников завода первый в городе детский сад с бассейном, построено много жилых домов для заводчан, современная шоссейная дорога по улице Гагарина и многие другие объекты.Анатолий Сергеевич Лемешкин своим примером показал ребятам, что никогда не стоит останавливаться на достигнутом. Несмотря на свой преклонный возраст, недавно ему исполнилось 80 лет, Анатолий Сергеевич активно участвует в жизни города. На протяжении долгих лет он возглавляет избирательную комиссию, возглавляет Совет ветеранов и Совет старейшин при  Главе администрации Балаковского муниципального района. Учащиеся не только узнали много нового об истории города, пополнили музей новыми экспонатами, но и прониклись уважением к этим людям, увидели город их глазами. После окончания работы они продолжают встречаться со своими героями, поздравляют с праздниками. И благодаря работе школьного музея продолжается связь поколений. В последнее время работа школьного музея идет по направлениям, связанным с дистанционным участием в конкурсах, викторинах, квизах, интернет-акциях и флешмобах на базе Саратовского регионального патриотического центра, областного центра экологии и краеведения, РДШ, балаковского ЦДО. Мы составляем сценарии и снимаем видеоролики, посвящённые Героям Великой Отечественной войны, истории родного города, отвечаем на вопросы квиза по локальным войнам.Участвуя в акциях, конкурсах ребята многое узнают о героических страницах нашей Родины, приобщились к истории края.В заключение хотелось бы отметить, что школьный музей включает ребёнка в мир культуры и истории малой Родины, воспитывает личность, бережно и ответственно относящуюся к достижениям общества, и на этой основе формирует человека с гуманистической системой ценностей, с целостным взглядом на окружающий мир и осознанием своего места в нем.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X