Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кюлян Татьяна Анатольевна

Внедрение педагогических технологий в дополнительном образовании

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Центр внешкольной работы «Сибиряк» г Юрги»РЕФЕРАТВнедрение педагогических технологий в дополнительном образовании Исполнитель: Кюлян татьяна Анатольевна Педагог дополнительного образования Юрга 2020 гСодержание1. Введение …………………………………………………………………….........32. Теоретические знания о новой технологии (признаки, условия, критерии, отличия)………………………………………………………………………………43. Роль и место педагогической технологии…………………………………….....94. Современные педагогические технологии…………………………….………...95. Профессиональные умения педагога…………………………………………....126. Список используемой литературы……………………………………………...15ВведениеТехнологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии, но сегодня педагогических технологий существует так много, что у педагога сразу возникают вопросы: как среди них выбрать свою, как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения?В практике дополнительного образования выбор способа решения дидактической и воспитательной задачи обычно предоставляется самому педагогу. В связи с этим одной из самых сложных проблем повышения квалификации кадров является обучение педагогов вопросам внедрения современных технологий в образовательный процесс. Хочется отметить следующее: если инициатива в использовании инноваций исходит от самого педагога, то проблема с его обучением не возникает: экспериментатор изучает литературу, общается с коллегами, работающими по-новому, занимается на специальных курсах, посещает проблемные семинары, ведет самостоятельные поиски. Если же совершенствование образовательного процесса – инициатива администрации учреждения, то необходима организация специальной работы, специальное обучение педагогов, в процессе которого методической службой учреждения должны быть решены следующие задачи:1. Мотивация педагогов на освоение новшеств в образовательном процессе, апробацию новых методов и приемов обучения и воспитания детей.2. Предоставление педагогам всесторонней и актуальной информации о современных технологиях обучения и воспитания детей.3. Формирование умений применять конкретную технологию или ее элементы в практической работе.4. Формирование умений проектировать учебное занятие в соответствии с концепцией осваиваемой технологии.5. Выработка умений анализировать и оценивать результативность внедрения новой технологии.Обучение педагогических кадров освоению новых педагогических технологий организуется в следующих формах:- педагогическая мастерская;- деловая игра;- мастер-класс;- лекция;- семинар;- посещение и анализ занятий;- учебное занятие;- открытое учебное занятие;- педагогические чтения;- дискуссия;- ярмарка педагогических идей;- консультации;- стажировка.В нашей практической работе часто приходится сталкиваться с тем, что незнание специалистами методической службы вопросов содержания подготовки педагогических кадров для работы по новым технологиям приводит к следующим недостаткам:- педагоги получают общее, поверхностное, обзорное представление о новых технологиях;- мало внимания уделяется истории и предназначению конкретной технологии;не раскрываются концептуальные основы педагогической технологии;- не ведется работа по формированию проектировочных и аналитических умений педагогов;- педагоги перегружены при разработке дидактических средств, что приводит к их отказу от применения новой технологии.Методы   обучения   педагогических кадров    работе  по новым технологиям могут быть следующими:- информационные – лекции, педагогические чтения;- комплексные – педагогические мастерские, мастер-классы, стажировка, работа в творческих группах;- дискуссионные – педагогический ринг, дискуссия, оценка и анализ занятия.Таким образом, обучение педагогов по внедрению новых технологий включает в себя теоретическую подготовку и выработку определенных практических умений. Теоретические знания о новой технологииТермин «педагогическая технология» в отечественной педагогической науке появился недавно. Это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса. Первой ласточкой педагогической технологии в этом ее понимании явилось программированное обучение (70-80-е годы).До этого педагогика пользовалась терминами «дидактика» и «методика».В упрощенном варианте педагогическая технология употребляется как синоним дидактики или методики преподавания, что не совсем соответствует смысловому объему данных понятий Дидактика – теоретическая и нормативная наука, это:- раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения;- теория образования и обучения, отрасль педагогической науки.Задачи дидактики состоят в том, чтобы описывать процесс обучения, условия его реализации и разрабатывать его более совершенную организацию, другими словами, новые технологии. Дидактика оперирует общими вопросами, которые присущи различным частным методикам, а потому является более общей дисциплиной.Методика – опытно-экспериментальная наука о закономерностях организации массового процесса обучения, определяемая как: - совокупность способов, методов, приемов проведения занятий, практического выполнения определенных задач; - учение о методах преподавания той или иной науки. Это – частная дидактика, т.е. теория обучения определенному предмету. Каждая методика включала в себя в той или иной степени элемент технологичности. Методика отвечает на вопросы «чему, зачем и как учить?», а технология – только на последний, но с существенным дополнением: как учить результативно?В этой логике, понятие «методика» шире понятия «технология», так как включает в себя и вопросы выбора технологий для достижения поставленных образовательных целей. Технология отличается от методики преподавания своей воспроизводимостью и устойчивостью результатов.Методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируется на заданный, а не предполагаемый результат. В ней более представлена процессуальная часть процесса обучения, а в методике – содержательная, качественная сторона.Сейчас Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого педагогом взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.Она помогает выявлять систему профессионально значимых умений педагогов по организации взаимодействия на воспитанника. Педагогическая технология представляет собой комплекс способов, средств, методик и форм организации образовательного процесса, используемых для достижения качественного результата на основе общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков учащихся. Слово «технология» довольно прочно обжилось в педагогическом словаре, поэтому педагогу придётся выбирать не только программу и методику, которыми он будет пользоваться в своей работе, но и технологию.В отличие от методов, способов или приёмов педагогическая технология позволяет педагогу не только утверждать: «Знаю, как», но и ответить на вопрос «Почему я это делаю?». Более того, применение педагогических технологий делает процесс решения задач последовательным, упорядоченным, продуманным и осознанным, позволяя педагогу достичь запланированного результата. Это очень важный момент, так как технологичность – одна из характеристик деятельности педагога XXI века!Для реализации педагогических технологий необходима предварительная работа:— продумать условия реализации;— подготовить детей, предметную среду;— собрать все необходимые методические пособия;— обеспечить себя диагностическими материалами (протоколами наблюдений и собеседований, анкетными бланками);Условия реализации технологии:1. Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности педагога, детей, родителей.2. Место и время реализации технологии: беседы с детьми, интегрированные занятия, консультации для родителей, семинары – практикумы для педагогов.Цель данной работы – изучить педагогические технологии.Задачи:— выявить сущность педагогических технологий;— изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;— рассмотреть технологию педагогического общения.Сущность педагогической технологии.Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания.Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, — высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. Виды инновационных педагогических технологийИнновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояния в другое. Соответственно, под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.Основная задача педагогов – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.В настоящее время педагогические коллективы интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дополнительного образования – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.Современные педагогические технологии в образовании направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта. К числу современных образовательных технологий можно отнести:— здоровьесберегающие технологии;— игровые технологии;— технологии проектной деятельности;— технологии исследовательской деятельности;— личностно — ориентированная технология;— информационно-коммуникационные технологии.Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.Современная педагогика признает большую роль игры, которая позволяет улучшить его позиции в коллективе, создает доверительные отношения.Игровая технология применяется педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используется при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.Подобные сведения помогут педагогу правильно оценить назначение технологии, ее отдельных элементов и в дальнейшем самостоятельно осуществлять ее реализацию.Метод проектов на сегодняшний день, широко распространён, популярен, актуален, эффективен и, конечно же, инновационен. Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придаёт ему новые формы, даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. К тому же технологии проектирования позволяют повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс учреждения. Проектирование — это творчество педагога при обязательном выполнении алгоритма поэтапной работы.Этапы работы над проектом:— поисковый: определение темы проекта;— аналитический: постановка цели проекта, определение задач, подготовка к реализации;— практический: основной этап реализации проекта (работа с детьми, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды);— контрольный: завершающий этап (результат, продукт деятельности).Технологии исследовательской деятельности и проектные технологии очень тесно взаимосвязаны. Цель исследовательской деятельности — сформировать у детей основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Поэтому при организации работы над творческим проектом учащимся предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования личность ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Внедрение этих технологий в деятельность некоторых педагогов, к сожалению, можно назвать лишь попытками создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Прежде всего, любому специалисту ДО нужно искоренить авторитарный, обезличенный и обездушенный подход к ребенку, окунуть его в атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создать условия для творчества личности.Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная современным образованием. Большую помощь при подготовке материалов и проведении всех видов деятельности оказывает пакет Microsoft Office, который включает в себя текстовый редактор Word , Excel для составления таблиц , Power Point для презентации, Publisher для оформления информационных буклетов, титульных листов, раздаточного и дидактического материала.Применяя современные педагогические технологии в инновационном обучении, педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.Критерии уровней овладения технологиями Т.В. Хабаровой«Педагогические технологии в дошкольном образовании». С их помощью мы с Вами выясним, на каком уровне овладения технологиями находимся.Уровень овладения технологиями – оптимальный.В теории: педагог знает научные основы разных технологий обучения; дает объективную психологическую оценку (и самооценку) эффективности применения технологий в образовательном процессе.На практике: педагог целенаправленно и систематически применяет технологию обучения в своей деятельности; творчески моделирует сочетаемость разных технологий обучения в собственной практике; широко применяет методы диагностики.Уровень овладения технологиями – развивающийся.В теории: педагог имеет представление о различных технологиях обучения; обоснованно описывает суть собственной технологической цепочки; активно участвует в анализе эффективности используемых технологийНа практике: педагог следует алгоритму технологии обучения; владеет приемами конструирования технологических цепочек в соответствии с поставленной целью; использует в цепочках разнообразные педагогические приемы и методы.Уровень овладения технологиями — элементарный.В теории: у педагога сформировано общее, эмпирическое представление о технологиях обучения; он выстраивает отдельные технологические цепочки, но при этом не может объяснить их целевое назначение в рамках занятия; уклоняется от обсуждения вопросов, связанных с технологиями обученияНа практике: педагог применяет элементы технологий обучения интуитивно, эпизодически, несистемно; придерживается в своей деятельности какой-либо одной технологии обучения; допускает нарушения в алгоритме (цепочке) технологии обучения.Существенные отличия технологии обучения от методики обучения:— технологии часто носят не предметный характер, они могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от его содержания;— методика не обещает педагогу гарантированных результатов, технологии же, наоборот, дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми;— технологии жёстко задают способ достижения цели через алгоритмизацию процедур и действий, которые должны строго следовать одна за другой, то есть обладают инструментальностью, методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, не предполагает гарантированности достижения цели, не обладает высокой инструментальностью; технология отвечает на вопрос: «Как учить?», методика — на вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как учить?» в рамках конкретной учебной дисциплины;— технологии в отличие от методики предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников;— в методике сильно влияние личных характеристик и мастерства педагога. • Педагогические технологии – современный инструмент образования.• С помощью педагогических технологий можно достичь высоких результатов в решении педагогических задач:1.Поменять собственное мышление.2.Изучить досконально применяемые технологии.3. Проводить мониторинг результатов использования педагогических технологий.4. Дать объективную оценку эффективности педагогических технологий в образовательном процессеОтличительные признаки педагогической технологии:— технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе её лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности (наличие конкретных педагогических теорий в основе технологии);— технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата (строгий и определенный порядок всех действий);— технология предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и воспитанников на договорной основе с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения (совместная деятельность педагога и детей с обязательным обеспечением индивидуального и дифференцированного подходов);— элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым педагогом, а с другой — гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми воспитанниками;— органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.Проектирование технологий предполагает следующие операции:- постановку диагностических целей, выраженных в конкретных действиях ученика (знать, уметь и т.п.);- разработку теоретического обоснования, т.е. описание педагогического процесса, гипотезу его осуществления, версию возможного достижения замысла и вариант окончательного результата;- выделение этапов педагогической деятельности, строгое соблюдение которых гарантирует достижение цели обучения;- выбор средств, методов осуществления педагогического процесса;- разработку критериев определения результатов. Следовательно, в основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости образовательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения.3. Роль и место педагогической технологии в дополнительномобразовании Выбор способа решения дидактической задачи в дополнительном образовании предоставляется самому педагогу, но опыт показывает, что такая задача посильна далеко не каждому, принимая во внимание уровень профессиональной компетенции, так как зачастую здесь работают высококвалифицированные «узкие» специалисты, не имеющие педагогического образования и опыта работы с детьми; следовательно, полезнее вооружить их готовой технологией.Учреждение дополнительного образования – это особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения. В отличие от массовой школы учреждение дополнительного образования детей имеет все возможности для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на уровень умственного развития и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, полностью исключается их «выпадение» из учебного процесса.Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей характеризуется особенностями, которые позволяют внедрять в практику современные педагогические технологии:- учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;- обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);- психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;- детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий;- допускается  переход  каждого  обучающегося  из  одной  группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).Несомненно, образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен, прежде всего, на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей.4. Современные педагогические технологии.Большой интерес для системы дополнительного образования представляют личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – личность ребенка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированных технологий обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.Методическую основу большинства технологий составляют дифференциация и индивидуализация обучения.«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части. В данном случае это учет индивидуальных особенностей детей в такой форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для обучения.В условиях дополнительного образования существует реальная возможность для детей отводить то время, которое соответствует их личным способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить учебную программу, поэтому зачастую учебные группы формируются по темпу (высокий, средний, низкий) обучения, в процессе которого обеспечивается переход детей из одной группы в другую внутри одного направления. Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.Обучение в дополнительном образовании организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.Содержательной основой уровней дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала: обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому «взять» столько, сколько он может).Широко распространена в дополнительном образовании дифференциация по интересам (углубления, уклоны, профили, клубы). Каждый предмет позволяет ребенку выявить свои способности и задатки, т.е. осуществить социально-педагогическую пробу личности.При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.В учреждении дополнительного образования детей может примениться несколько вариантов индивидуализации и дифференциации обучения:- комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.- внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.- профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.- создание персонифицированных учебных программ по направлениям.Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.Для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общие интересы, взаимопонимание и взаимопомощь. Выделяют следующие формы групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Выделим уровни коллективной деятельности в группе:- одновременная работа со всей группой;- работа в парах;- групповая работа по принципу дифференциации.Во время группой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Для дополнительного образования представляет интерес технология творческой деятельности, цели которой:- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.);- воспитание общественно-активной творческой личности, организация социального творчества, направленного на служение людям  в конкретных социальных ситуациях.В основе технологии лежат организационные принципы:- социально полезная направленность деятельности детей и взрослых;- сотрудничество детей и взрослых;- романтизм и творческий подход к делу.Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется идея игр, состязательность, соревнование. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров.Способы оценки результатов – похвала за инициативу, публикация работы, творческая выставка, награждение лучших, присвоение почетного звания и др. Для оценивания результатов разрабатывается специальные творческие книжки, в которых отмечаются достижения и успехи. Знание концептуальной основы той технологии, которую будет реализовать педагог.Педагог должен знать назначение выбранной им образовательной технологии, историю ее создания, результаты, которые могут быть получены и проблемы, которые с ее помощью будут решены. Кроме того, педагог должен знать, на какую научную теорию опирается данная образовательная технологи, какими основаниями руководствовались ее создатели.Например, технология проблемного обучения разработана в шестидесятые годы учителями и учеными Т.В. Кудрявцевым, М.И. Махмутовым, И.Я. Лернером; теория интенсификации педагогического процесса разработана академиком Ю.К. Бабанским;в основе программированного обучения лежит теория поэтапного формирования умственных действий Н.В. Талызиной; концепция развивающего обучения опирается на теорию развития личности содержательного обобщения В.В. Давыдова – Д.Б. Эль-конина.Знание о новой технологии должно включать вопросы о методах и приемах работы педагога, а также – о методах, приемах учебной деятельности детей и формах ее организации.Таким образом, педагог, внедряющий новую технологию в образовательный процесс должен знать:- сущность новой технологии (ее концептуальную основу, историю создания, авторов-разработчиков, проблемы, которые будут решены);- теоретическое обоснование планируемых результатов:- этапы освоения новой технологии;- методы и приемы, которые используются педагогом в работе по новой технологии;методы и приемы работы обучающихся и формы организации их деятельности.5. Профессиональные умения педагога, принимающего новую технологию на практике.В процессе обучения работе по новой технологии педагог должен приобрести не только теоретические знания, но и сформировать профессиональные умения, которые помогут ему планировать и анализировать учебные занятия, построить целостный учебный процесс, применять на практике новые приемы и методы работы, оценивать результативность новой технологии, используя методы педагогической диагностики. То есть основными умениями педагога являются проектировочные – умение планировать образовательный процесс на определенный срок, разрабатывать учебную программу, занятие.Программа – это, прежде всего документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения ребенка. Технология – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. Программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?», а технология – на вопросы «как делать?».Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании, на сегодня существенно меняется его форма организации. Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний. Превратить учебное занятие в технологическое педагогу помогает:- организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе;- четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или обучение практической операции;- установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;- обязательный контроль, который можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговая проверка;- реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).Технология проведения учебного занятия, построенного в соответствии с теорией общего развития (Л.В. Занков), включает:- ознакомление детей с планом занятия и объяснение нового материала;- выделение основных терминов и правил, оформление конспекта занятия;- выполнение практических и творческих заданий с помощью алгоритмов и образцов;- выполнение творческих заданий для развития интереса к определенному виду деятельности.Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения (И.Унт) предполагает несколько этапов:- ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на различных уровнях, который выбирает самостоятельно.- подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строится занятие.- основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.- итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.Технология проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер):- ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы;- дробление проблемы на отдельные задачи;- выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;- анализ полученных результатов, формулировка выводов.Групповая технология складывается из следующих элементов:- постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;- планирование работы в группах;- индивидуальное выполнение задания;- обсуждение результатов;- сообщение о результатах;- подведение итогов, общий вывод о достижениях. Технология построения учебного занятия в соответствии с теорией педагогики сотрудничества:- ознакомление обучающихся с будущими результатами занятия и объяснение практического значения учебного материала;- составление крупных блоков  основного содержания учебного материала;- дифференциация учебного материала для свободного выбора обучающимися заданий (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности;- повторение приемов и алгоритмов выполнения творческих заданий;- выполнение практических и творческих заданий с применением игровых и групповых форм работы, с использованием активных методов обучения;- самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии;выполнение заданий по культуре поведения, по воспитанию нравственности и т.п.Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела (И.П. Волков, И.П. Иванов):- подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).- психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).- коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы, и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).- коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.- собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.- завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?- результаты коллективного дела.Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:- этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).- этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).- этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).Успешность применения новой технологии зависит не от способностей педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути их исправления, т.е. основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:- применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;- проводить и анализировать учебные занятия, построенные новой технологии;- научить детей новым методам работы;- оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.Новые технологии требуют от педагога умения разрабатывать необходимые дидактические средства для осуществления образовательного процесса: наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной работы обучающихся, учебные задания для индивидуальной групповой работы, дифференцированные упражнения, контрольные задания, тесты и др. Следовательно, педагога нужно учить разработке недостающих дидактических средств.Педагогические технологии (или их элементы) все чаще стали встречаться в практике учреждений дополнительного образования детей. Но главное не в том, чтобы называть привычные явления новыми терминами (например, занятие с группой детей – групповой технологией), а в том, чтобы перейти к реальному проектированию образовательного процесса. Поэтому чрезвычайно важно организовать работу по обучению педагогов внедрению новшеств в образовательный процесс, наладить процесс сотрудничества педагога и методиста. Благодаря этому педагог сможет сделать то, что одному ему было бы не под силу: совместная работа поддерживает мотивацию, дает возможность обсуждать свои проблемы и получать современную реальную методическую помощь.Список литературы1. Воронов В.В. Технология воспитания.[Текст, фото]: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей./ В.В. Воронов. - М.: Школьная пресса, 2000.- 96 с.;2. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. [Текст] / В.И.Зверева. - М., 1992.- 72с. ;3. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и педагогических процессов в школе.[Текст, фото]/ И.В.Никишина. - Волгоград: Учитель, 2007.- 91 с.;4. Буйлова Л.Н., КочневаС.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей.[Текст]: Учебно – методическое пособие./ Л.Н. Буйлова, С.В Кочнева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X