Подать заявку
Вернуться назад
Министерство культуры Ростовской областиОтдел культуры Администрации Егорлыкского районаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованияЕгорлыкская детская школа искусств347660 ул. М. Горького, 92 ст. Егорлыкская, Ростовская область Тел./факс: (8 863 70) 21-2-97, 22-0-73;E-mail: moudodedshi@rambler.ru ОКПО 44863989,ОГРН 1026100870180,ИНН/КПП 6109010400/610901001Методическая разработка на тему:«Анализ хоровой партитуры» Выполнила: преподаватель вокально-хоровых дисциплин Попова М. А.2021 годОГЛАВЛЕНИЕОглавление………………………………………………………………………...2Введение………………..………………………….……………………………....3Глава1. Краткая аннотация хоровой партитуры…...……………………………31.1. Специфика краткой аннотации……………………………………………..31.2. План краткой аннотации……………………………………………………..4Глава 2. Развернутый анализ хорового произведения …………………............52.1 Историко-стилистический анализ ……………………………………….......52.2. Музыкально-теоретический анализ……………………………....................62.3. Вокально-хоровой анализ……………………………………………………82.4. Исполнительский анализ…………………………………………...............12Заключение……………………………………………………………………….13Литература……………………………………………………………………….14Дополнительная литература, содержащая образцы анализа хоровых произведений……………………………………………………………….........15Термины………………………………………………….....................................16Приложение………………………………………………………………………172021 годВведение Анализ хоровой партитуры является одним из методов изучения произведения. С методикой хорового анализа обучающиеся знакомятся в рамках темы «Самостоятельная работа над хоровой партитурой» во время изучения учебного предмета «Основы дирижирования». Обучающиеся постигают способы и приемы самостоятельной работы над хоровой партитурой, получают общие рекомендации по методике анализа хорового произведения. Тщательный анализ литературно-музыкального текста хорового произведения помогает молодому музыканту приблизиться к пониманию композиторского замысла. Использование анализа хоровых произведений приобщает обучающихся к аналитической деятельности, формирует умение грамотно излагать свои мысли.Методическая разработка опирается на научные труды авторитетных хоровых дирижеров, теоретиков и явилась обобщением известных работ следующих авторов: Л. Безбородовой, К. Дмитревской, Г. Дмитревского, в. Живова, с. Казачкова, О. Коловского, В. Краснощекова, П. Левандо, Л. Мазеля, И. Мусина, Б. Тевлина, П. Чеснокова и др.; методических рекомендаций В. Любарских, н. Соколовой, а также собственного опыта в качестве преподавателя вокально-хоровых дисциплин.В практике обучения используются два вида учебного анализа хорового произведения – это краткая аннотация партитуры и развернутый анализ хорового произведения. Для лучшего усвоения методики анализа обучающиеся, в зависимости от подготовки, первоначально могут пользоваться краткой аннотацией, а затем, накопив необходимый багаж знаний и умений, переходить к развернутому плану анализа хорового произведения.Раздел 1. Краткая аннотация хорового произведения1.1. Специфика краткой аннотацииКраткая аннотация, как один из методов изучения хорового произведения, ставит задачу обобщить основные сведения о композиторе и авторе литературного текста, о составе исполнителей анализируемого сочинения, особенностей хорового изложения, а также об используемых средствах музыкальной выразительности. Анализируя средства музыкальной выразительности (жанр, форму, тональный план, темп, метр, динамику) и средства вокально-хоровой выразительности (состав хора, диапазоны и тесситуру партий), следует помнить, что они помогают раскрыть основное содержание произведения, его тему, идею.Краткая аннотация используется в устной и письменной форме.При подготовке устной аннотации следует обратить внимание не только на биографию, но и на характеристику творчества композитора и поэта (жанры творчества, тематику произведений, на достижения в литературе и искусстве). При подготовке письменной аннотации от обучающегося требуется грамотность в использовании специальной терминологии, сокращений и обозначений, а также аккуратность и последовательность в изложении материала.1.2. План краткой аннотацииПолное название хорового произведения.1. Характеристика творчества композитора и поэта.Автор музыки. Фамилия, имя, отчество, годы жизни. Принадлежность к творческому направлению (венский классицизм, романтизм и т.д.) или композиторской школе (римская, московская, петербургская и др.). Жанры, в которых работал композитор: оперы, оратории, кантаты, мессы, хоровые миниатюры, песни, романсы и др.Автор литературного текста. Фамилия, имя, отчество, годы жизни. Название и год создания поэтического (прозаического) текста хорового произведения. Лучшие литературные сочинения.2. Музыкальные и вокально-хоровые средства выразительности произведения.Жанр (оперный хор, хоровая миниатюра, песня, хорал, мотет, хоровой романс, обработка или переложение народной песни и др.). Если анализируемое хоровое произведение является частью более крупного сочинения (оперы, оратории, мессы, литургии, хорового концерта) даются общие сведения о структуре всего произведения (количество частей, актов).Состав исполнителей (солисты, однородный или смешанный хор, фортепиано, оркестр).Тип хора (однородный мужской, женский, детский или смешанный).Вид хора (одноголосный, двухголосный, шестиголосный).Фактура (аккордово-гармоническая, полифоническая, смешанная).Форма хорового произведения (включая структуру каждой части).Тональный план (основная тональность, отклонения и модуляции в отдельных частях, разделах).Диапазоны хоровых партий и всего хора. Тесситура изложения хоровых партий: высокая, низкая, средняя (удобная).Темп (метрономические указания, перевод на русский язык итальянских терминов).Метр, размер (например, метр - двухдольный, размер – 2/4 или 2/2).Особенности ритма (преимущественное использование каких-то ритмических групп или определенных длительностей). Динамические особенности (динамические нарастания или затихания, контрастная динамика и др.).Способы звуковедения (legato, non legato, marcato, staccato).Частные и общая кульминации в произведении.3. Основные особенности и трудности в исполнении хорового произведения.4. Список использованной литературы.Раздел 2. Развернутый анализ хорового произведения2.1 Историко-стилистический анализРазвернутый анализ включает следующие разделы: 1 Историко-стилистический анализ.2. Музыкально-теоретический анализ.3. Вокально-хоровой анализ.4. Исполнительский анализ.5. Список использованной литературыДанная последовательность плана анализа позволяет поэтапно и поэлементно, следуя принципу от общего к частному, разобраться в содержании произведения, осмыслить его музыкально-выразительные средства, исполнительские трудности, а затем, обобщив их на более высоком уровне понимания, представить в своей исполнительской интерпретации. Историко-стилистический анализ хорового произведения обычно начинается с характеристики творчества авторов музыки и литературного текста, а также эпохи и художественного направления, с которыми были связаны их жизнь и творчество. Здесь необходимо обратить внимание на темы, идеи, жанры сочинений, творческий вклад композитора и поэта в национальную и мировую культуру. Если хоровое произведение является частью крупного сочинения, нужно охарактеризовать его с точки зрения жанра, формы, выявить роль анализируемого хора в драматургии художественного целого. Анализируя литературный текст, необходимо сравнить его с первоисточником, дать краткую характеристику, разобраться в структуре и жанре.2.2. Музыкально-теоретический анализГлавная задача музыкально-теоретического анализа состоит в выявлении основных средств музыкальной выразительности и определении значимости их в передаче музыкально-поэтического содержания. Поэтому этот раздел желательно начинать с определения темы и идеи сочинения, краткой характеристики его содержания, а затем переходить к анализу средств музыкальной выразительности, используемых композитором для раскрытия своего замысла. Для этого анализируются жанр, форма сочинения, тональный план, мелодия, гармония, метроритм, динамика и другие средства музыкальной выразительности, которые способствуют раскрытию содержания произведения.Важную роль в осмыслении произведения играет верное определение жанра. Как известно, каждому жанру характерны определенные черты (масштабность, состав хора, условия исполнения) и специфические выразительные средства (склад изложения, структура, характер певческого звука). Иногда хоровое произведение может быть написано как в стиле одного жанра, так и сочетать черты нескольких жанров.Структурная характеристика формы, ее разделов и частей, включает анализ их взаимоотношений (сопоставлений, единства, контраста) по музыкально-тематическому материалу и образному содержанию. Например, простая трехчастная форма дает возможность сопоставления ярко контрастных музыкальных образов и органического вывода – итога этого сопоставления. Примером такого рода трехчастности служат хоры В. Калинникова: «Осень», «Утром зорька».Куплетная форма часто используются композиторами для развертывания повествования о жизни героя, легендарном или реальном событии, описания картины природы (Ф. Мендельсон «Лес», И. Дунаевский «Весна идет»).При анализе произведения много внимания уделяется ладотональному плану – сопоставлениям, модуляциям, отклонениям, но почему-то редко говорится о выразительном значении основной тональности.Следующий элемент музыкально-теоретического анализа – гармония. Желательно анализировать гармонию по разделам, частям, обобщая и связывая с эмоциональным и образным смыслом (нарастания и убывания напряжения, модуляционные гармонические построения, использование неаккордовых звуков, диатонической и альтерированной диссонантности и т.д.).Анализ метрической и ритмической организации поэтического текста может помочь понять выразительность музыкального размера и ритмической структуры хорового сочинения. Часто музыкальный размер определяется размером стихотворной стопы.Синтезом средств выразительности музыкального и поэтического языка является фразировка. Выразитель фразировки в хоровом произведении – цезура (с лат. caesura – рассечение).По отношению к поэтическому тексту музыкальные цезуры делятся на три вида:- синтаксические (соответствуют знакам препинания),- рифмические (соответствуют концу стиха, строки),- асинтаксические (музыкально-смысловые).Эта сторона анализа позволит понять все то, что относится к внутреннему развитию формы: строение музыкальных фраз, смысловое значение цезур и соотнесение их друг с другом, использование средств музыкальной выразительности в связи с тем или иным знаком препинания и т.д.Закончив анализ жанра, формы, ладотональности, гармонии, метроритма (последовательность элементов может меняться), необходимо перейти к анализу других выразительных средств: голосоведения, тематического и динамического развития.2.3. Вокально-хоровой анализОсновные задачи вокально-хорового анализа: выявление выразительных особенностей хорового письма; выделение технических и исполнительских трудностей и определение способов их преодоления.Здесь освещаются следующие вопросы: тип и вид хора, склад изложения («хоровая оркестровка»), характеристика хоровых партий с точки зрения диапазона, тесситурных условий, вокальных штрихов, роли в проведении тематического материала, а также особенности хорового ансамбля, строя и дикции.Анализируя особенности хорового письма, следует не только определить уровень сложности или простоты изложения, но и попытаться, вникнув в замысел автора, ответить на вопрос: почему композитор избрал для данного сочинения определенный вид и тип хора, тесситурные условия, своеобразный склад изложения, выразительные особенности хоровых партий.Центральную часть вокально-хорового анализа представляют разбор ансамбля, строя, дикции. Анализ этих элементов хоровой звучности поможет обучающемуся понять их роль в данном сочинении, зависимость и взаимовлияние друг на друга.Средством донесения литературного текста хорового произведения до слушателей является дикция. Осмысленное, грамотное и отчетливое произношение способствует образованию важнейших качеств певческого голоса. Но недостаточно только грамотно и четко произносить слова, нужно понимать, о чем повествуют они, как вписываются в логику поэтической речи. Для этого необходимо выделить главную мысль в развитии всего произведения, определяющие фразы в разделах, наиболее важные слова и слоги в кульминационных фразах.Работа над логикой речи тесно связана с расстановкой певческого дыхания. Как и в обыденной речи, дыхание в пении берется после логически оформленной мысли. Дыхание в хоре может быть общим, по партиям, по фразам, цепным.Немаловажную роль в вокальном искусстве выполняют штрихи, определяющие способ звуковедения и «произнесения» литературно-музыкального текста. Они оживляют музыкальную фразу, придают художественную достоверность сочинению.2.4. Исполнительский анализ.В исполнительском анализе необходимо подвести итог проделанной аналитической работе, мысленно отвечая себе на вопросы: с какой целью композитор использует избранные им средства выразительности, каким образом выразительные средства в своем взаимодействии раскрывают художественный замысел сочинения. Полученные данные помогут разработать подробный план интерпретации анализируемого хорового произведения.Учитывая особенности жанра и формы сочинения, необходимо выявить специфические исполнительские трудности.С жанровой спецификой тесно связаны: характер певческого звука (камерный, полнозвучный, фальцет, стилизация народного пения, и др.), характер артикуляции, тонкости динамики (в малых формах) и обобщенность ее (в крупных формах), мера громкости исполнения и т.д. Формообразующие трудности сочинения часто связаны с осмыслением кульминаций и особенностями их подготовки. Кульминации готовятся ускорением или замедлением темпа, повышением или понижением тесситуры, изменением динамики, звуковедения. Правильно понятые общая и частные кульминации помогут не только выделить главное, значимое в содержании произведения, но и выстроить его форму. ЗаключениеВ работе даны общие указания для самостоятельной работы обучающихся по анализу хоровых произведений в рамках учебного предмета «Основы дирижирования».В предложенных планах краткой аннотации и развернутого анализа хорового произведения включены основные вопросы, возникающие чаще всего перед обучающимся в ходе самостоятельной работы над сочинением. Как свидетельствует практика, предусмотреть в анализе партитуры все проблемы, которые могут возникнуть, не представляется возможным. Все качества, приобретенные в результате учебно-аналитической деятельности в школе, уточняют и обостряют у обучающегося восприятие музыки, расширяют интеллектуальные возможности, помогают самостоятельно ориентироваться в форме и музыкальном языке произведения, развивают наблюдательность, способствуют лучшему запоминанию музыкального материала и осмыслению его.Литература 1. Анализ вокальных произведений: учеб пособие / Под ред. О. Коловского. - Л., Музыка, 1988. – 343 с.Андреева Л. Методика преподавания хорового дирижирования учеб. пособие / Л. Андреева. – М., Музыка, 1969. – 120 с.Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре: учеб. пособие / К. П. Виноградов. – М.: Музыка, 1967. – 187 с.Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения: учеб. пособие / В. Л. Живов. - М.: Музыка, 1987. – 94 с.Казачков С.А. От урока к концерту: учеб. пособие / С. А. Казачков.- Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. – 343 с.Кеериг О.П. Хороведение: учеб. пособие / О. П. Кеериг. – СПбГУКИ, 2004. – С.138-150.Левандо П.П. Анализ партитуры в работе дирижера хора / П.П. Левандо // Проблемы хороведения. - Л., Музыка, 1974. – С.163-179.Хошабова Н., Рогачев В. Вопросы комплексного подхода к работе над хоровым произведением. Новосибирск, НГК им. М. И. Глинки, 1984. – 43 с.
Автор публикации: Попова Марина Александровна
Методическая разработка на тему: Анализ хорового произведения
скачать документВернуться назад
Министерство культуры Ростовской областиОтдел культуры Администрации Егорлыкского районаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованияЕгорлыкская детская школа искусств347660 ул. М. Горького, 92 ст. Егорлыкская, Ростовская область Тел./факс: (8 863 70) 21-2-97, 22-0-73;E-mail: moudodedshi@rambler.ru ОКПО 44863989,ОГРН 1026100870180,ИНН/КПП 6109010400/610901001Методическая разработка на тему:«Анализ хоровой партитуры» Выполнила: преподаватель вокально-хоровых дисциплин Попова М. А.2021 годОГЛАВЛЕНИЕОглавление………………………………………………………………………...2Введение………………..………………………….……………………………....3Глава1. Краткая аннотация хоровой партитуры…...……………………………31.1. Специфика краткой аннотации……………………………………………..31.2. План краткой аннотации……………………………………………………..4Глава 2. Развернутый анализ хорового произведения …………………............52.1 Историко-стилистический анализ ……………………………………….......52.2. Музыкально-теоретический анализ……………………………....................62.3. Вокально-хоровой анализ……………………………………………………82.4. Исполнительский анализ…………………………………………...............12Заключение……………………………………………………………………….13Литература……………………………………………………………………….14Дополнительная литература, содержащая образцы анализа хоровых произведений……………………………………………………………….........15Термины………………………………………………….....................................16Приложение………………………………………………………………………172021 годВведение Анализ хоровой партитуры является одним из методов изучения произведения. С методикой хорового анализа обучающиеся знакомятся в рамках темы «Самостоятельная работа над хоровой партитурой» во время изучения учебного предмета «Основы дирижирования». Обучающиеся постигают способы и приемы самостоятельной работы над хоровой партитурой, получают общие рекомендации по методике анализа хорового произведения. Тщательный анализ литературно-музыкального текста хорового произведения помогает молодому музыканту приблизиться к пониманию композиторского замысла. Использование анализа хоровых произведений приобщает обучающихся к аналитической деятельности, формирует умение грамотно излагать свои мысли.Методическая разработка опирается на научные труды авторитетных хоровых дирижеров, теоретиков и явилась обобщением известных работ следующих авторов: Л. Безбородовой, К. Дмитревской, Г. Дмитревского, в. Живова, с. Казачкова, О. Коловского, В. Краснощекова, П. Левандо, Л. Мазеля, И. Мусина, Б. Тевлина, П. Чеснокова и др.; методических рекомендаций В. Любарских, н. Соколовой, а также собственного опыта в качестве преподавателя вокально-хоровых дисциплин.В практике обучения используются два вида учебного анализа хорового произведения – это краткая аннотация партитуры и развернутый анализ хорового произведения. Для лучшего усвоения методики анализа обучающиеся, в зависимости от подготовки, первоначально могут пользоваться краткой аннотацией, а затем, накопив необходимый багаж знаний и умений, переходить к развернутому плану анализа хорового произведения.Раздел 1. Краткая аннотация хорового произведения1.1. Специфика краткой аннотацииКраткая аннотация, как один из методов изучения хорового произведения, ставит задачу обобщить основные сведения о композиторе и авторе литературного текста, о составе исполнителей анализируемого сочинения, особенностей хорового изложения, а также об используемых средствах музыкальной выразительности. Анализируя средства музыкальной выразительности (жанр, форму, тональный план, темп, метр, динамику) и средства вокально-хоровой выразительности (состав хора, диапазоны и тесситуру партий), следует помнить, что они помогают раскрыть основное содержание произведения, его тему, идею.Краткая аннотация используется в устной и письменной форме.При подготовке устной аннотации следует обратить внимание не только на биографию, но и на характеристику творчества композитора и поэта (жанры творчества, тематику произведений, на достижения в литературе и искусстве). При подготовке письменной аннотации от обучающегося требуется грамотность в использовании специальной терминологии, сокращений и обозначений, а также аккуратность и последовательность в изложении материала.1.2. План краткой аннотацииПолное название хорового произведения.1. Характеристика творчества композитора и поэта.Автор музыки. Фамилия, имя, отчество, годы жизни. Принадлежность к творческому направлению (венский классицизм, романтизм и т.д.) или композиторской школе (римская, московская, петербургская и др.). Жанры, в которых работал композитор: оперы, оратории, кантаты, мессы, хоровые миниатюры, песни, романсы и др.Автор литературного текста. Фамилия, имя, отчество, годы жизни. Название и год создания поэтического (прозаического) текста хорового произведения. Лучшие литературные сочинения.2. Музыкальные и вокально-хоровые средства выразительности произведения.Жанр (оперный хор, хоровая миниатюра, песня, хорал, мотет, хоровой романс, обработка или переложение народной песни и др.). Если анализируемое хоровое произведение является частью более крупного сочинения (оперы, оратории, мессы, литургии, хорового концерта) даются общие сведения о структуре всего произведения (количество частей, актов).Состав исполнителей (солисты, однородный или смешанный хор, фортепиано, оркестр).Тип хора (однородный мужской, женский, детский или смешанный).Вид хора (одноголосный, двухголосный, шестиголосный).Фактура (аккордово-гармоническая, полифоническая, смешанная).Форма хорового произведения (включая структуру каждой части).Тональный план (основная тональность, отклонения и модуляции в отдельных частях, разделах).Диапазоны хоровых партий и всего хора. Тесситура изложения хоровых партий: высокая, низкая, средняя (удобная).Темп (метрономические указания, перевод на русский язык итальянских терминов).Метр, размер (например, метр - двухдольный, размер – 2/4 или 2/2).Особенности ритма (преимущественное использование каких-то ритмических групп или определенных длительностей). Динамические особенности (динамические нарастания или затихания, контрастная динамика и др.).Способы звуковедения (legato, non legato, marcato, staccato).Частные и общая кульминации в произведении.3. Основные особенности и трудности в исполнении хорового произведения.4. Список использованной литературы.Раздел 2. Развернутый анализ хорового произведения2.1 Историко-стилистический анализРазвернутый анализ включает следующие разделы: 1 Историко-стилистический анализ.2. Музыкально-теоретический анализ.3. Вокально-хоровой анализ.4. Исполнительский анализ.5. Список использованной литературыДанная последовательность плана анализа позволяет поэтапно и поэлементно, следуя принципу от общего к частному, разобраться в содержании произведения, осмыслить его музыкально-выразительные средства, исполнительские трудности, а затем, обобщив их на более высоком уровне понимания, представить в своей исполнительской интерпретации. Историко-стилистический анализ хорового произведения обычно начинается с характеристики творчества авторов музыки и литературного текста, а также эпохи и художественного направления, с которыми были связаны их жизнь и творчество. Здесь необходимо обратить внимание на темы, идеи, жанры сочинений, творческий вклад композитора и поэта в национальную и мировую культуру. Если хоровое произведение является частью крупного сочинения, нужно охарактеризовать его с точки зрения жанра, формы, выявить роль анализируемого хора в драматургии художественного целого. Анализируя литературный текст, необходимо сравнить его с первоисточником, дать краткую характеристику, разобраться в структуре и жанре.2.2. Музыкально-теоретический анализГлавная задача музыкально-теоретического анализа состоит в выявлении основных средств музыкальной выразительности и определении значимости их в передаче музыкально-поэтического содержания. Поэтому этот раздел желательно начинать с определения темы и идеи сочинения, краткой характеристики его содержания, а затем переходить к анализу средств музыкальной выразительности, используемых композитором для раскрытия своего замысла. Для этого анализируются жанр, форма сочинения, тональный план, мелодия, гармония, метроритм, динамика и другие средства музыкальной выразительности, которые способствуют раскрытию содержания произведения.Важную роль в осмыслении произведения играет верное определение жанра. Как известно, каждому жанру характерны определенные черты (масштабность, состав хора, условия исполнения) и специфические выразительные средства (склад изложения, структура, характер певческого звука). Иногда хоровое произведение может быть написано как в стиле одного жанра, так и сочетать черты нескольких жанров.Структурная характеристика формы, ее разделов и частей, включает анализ их взаимоотношений (сопоставлений, единства, контраста) по музыкально-тематическому материалу и образному содержанию. Например, простая трехчастная форма дает возможность сопоставления ярко контрастных музыкальных образов и органического вывода – итога этого сопоставления. Примером такого рода трехчастности служат хоры В. Калинникова: «Осень», «Утром зорька».Куплетная форма часто используются композиторами для развертывания повествования о жизни героя, легендарном или реальном событии, описания картины природы (Ф. Мендельсон «Лес», И. Дунаевский «Весна идет»).При анализе произведения много внимания уделяется ладотональному плану – сопоставлениям, модуляциям, отклонениям, но почему-то редко говорится о выразительном значении основной тональности.Следующий элемент музыкально-теоретического анализа – гармония. Желательно анализировать гармонию по разделам, частям, обобщая и связывая с эмоциональным и образным смыслом (нарастания и убывания напряжения, модуляционные гармонические построения, использование неаккордовых звуков, диатонической и альтерированной диссонантности и т.д.).Анализ метрической и ритмической организации поэтического текста может помочь понять выразительность музыкального размера и ритмической структуры хорового сочинения. Часто музыкальный размер определяется размером стихотворной стопы.Синтезом средств выразительности музыкального и поэтического языка является фразировка. Выразитель фразировки в хоровом произведении – цезура (с лат. caesura – рассечение).По отношению к поэтическому тексту музыкальные цезуры делятся на три вида:- синтаксические (соответствуют знакам препинания),- рифмические (соответствуют концу стиха, строки),- асинтаксические (музыкально-смысловые).Эта сторона анализа позволит понять все то, что относится к внутреннему развитию формы: строение музыкальных фраз, смысловое значение цезур и соотнесение их друг с другом, использование средств музыкальной выразительности в связи с тем или иным знаком препинания и т.д.Закончив анализ жанра, формы, ладотональности, гармонии, метроритма (последовательность элементов может меняться), необходимо перейти к анализу других выразительных средств: голосоведения, тематического и динамического развития.2.3. Вокально-хоровой анализОсновные задачи вокально-хорового анализа: выявление выразительных особенностей хорового письма; выделение технических и исполнительских трудностей и определение способов их преодоления.Здесь освещаются следующие вопросы: тип и вид хора, склад изложения («хоровая оркестровка»), характеристика хоровых партий с точки зрения диапазона, тесситурных условий, вокальных штрихов, роли в проведении тематического материала, а также особенности хорового ансамбля, строя и дикции.Анализируя особенности хорового письма, следует не только определить уровень сложности или простоты изложения, но и попытаться, вникнув в замысел автора, ответить на вопрос: почему композитор избрал для данного сочинения определенный вид и тип хора, тесситурные условия, своеобразный склад изложения, выразительные особенности хоровых партий.Центральную часть вокально-хорового анализа представляют разбор ансамбля, строя, дикции. Анализ этих элементов хоровой звучности поможет обучающемуся понять их роль в данном сочинении, зависимость и взаимовлияние друг на друга.Средством донесения литературного текста хорового произведения до слушателей является дикция. Осмысленное, грамотное и отчетливое произношение способствует образованию важнейших качеств певческого голоса. Но недостаточно только грамотно и четко произносить слова, нужно понимать, о чем повествуют они, как вписываются в логику поэтической речи. Для этого необходимо выделить главную мысль в развитии всего произведения, определяющие фразы в разделах, наиболее важные слова и слоги в кульминационных фразах.Работа над логикой речи тесно связана с расстановкой певческого дыхания. Как и в обыденной речи, дыхание в пении берется после логически оформленной мысли. Дыхание в хоре может быть общим, по партиям, по фразам, цепным.Немаловажную роль в вокальном искусстве выполняют штрихи, определяющие способ звуковедения и «произнесения» литературно-музыкального текста. Они оживляют музыкальную фразу, придают художественную достоверность сочинению.2.4. Исполнительский анализ.В исполнительском анализе необходимо подвести итог проделанной аналитической работе, мысленно отвечая себе на вопросы: с какой целью композитор использует избранные им средства выразительности, каким образом выразительные средства в своем взаимодействии раскрывают художественный замысел сочинения. Полученные данные помогут разработать подробный план интерпретации анализируемого хорового произведения.Учитывая особенности жанра и формы сочинения, необходимо выявить специфические исполнительские трудности.С жанровой спецификой тесно связаны: характер певческого звука (камерный, полнозвучный, фальцет, стилизация народного пения, и др.), характер артикуляции, тонкости динамики (в малых формах) и обобщенность ее (в крупных формах), мера громкости исполнения и т.д. Формообразующие трудности сочинения часто связаны с осмыслением кульминаций и особенностями их подготовки. Кульминации готовятся ускорением или замедлением темпа, повышением или понижением тесситуры, изменением динамики, звуковедения. Правильно понятые общая и частные кульминации помогут не только выделить главное, значимое в содержании произведения, но и выстроить его форму. ЗаключениеВ работе даны общие указания для самостоятельной работы обучающихся по анализу хоровых произведений в рамках учебного предмета «Основы дирижирования».В предложенных планах краткой аннотации и развернутого анализа хорового произведения включены основные вопросы, возникающие чаще всего перед обучающимся в ходе самостоятельной работы над сочинением. Как свидетельствует практика, предусмотреть в анализе партитуры все проблемы, которые могут возникнуть, не представляется возможным. Все качества, приобретенные в результате учебно-аналитической деятельности в школе, уточняют и обостряют у обучающегося восприятие музыки, расширяют интеллектуальные возможности, помогают самостоятельно ориентироваться в форме и музыкальном языке произведения, развивают наблюдательность, способствуют лучшему запоминанию музыкального материала и осмыслению его.Литература 1. Анализ вокальных произведений: учеб пособие / Под ред. О. Коловского. - Л., Музыка, 1988. – 343 с.Андреева Л. Методика преподавания хорового дирижирования учеб. пособие / Л. Андреева. – М., Музыка, 1969. – 120 с.Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре: учеб. пособие / К. П. Виноградов. – М.: Музыка, 1967. – 187 с.Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения: учеб. пособие / В. Л. Живов. - М.: Музыка, 1987. – 94 с.Казачков С.А. От урока к концерту: учеб. пособие / С. А. Казачков.- Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. – 343 с.Кеериг О.П. Хороведение: учеб. пособие / О. П. Кеериг. – СПбГУКИ, 2004. – С.138-150.Левандо П.П. Анализ партитуры в работе дирижера хора / П.П. Левандо // Проблемы хороведения. - Л., Музыка, 1974. – С.163-179.Хошабова Н., Рогачев В. Вопросы комплексного подхода к работе над хоровым произведением. Новосибирск, НГК им. М. И. Глинки, 1984. – 43 с.
Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.
Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!
Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
_
Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).
Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192