Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Светлана Николаевна Арустамова

Преимущества применения активных и интерактивных технологий обучения младших школьников на современном этапе реализации ФГОС НОО.

скачать документ

Вернуться назад

Преимущества применения активных и интерактивных технологий обучения младших школьников на современном этапе реализации ФГОС НОО.Активными методами обучения являются: проблемная лекция, активная консультация, проблемный семинар, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, ролевые игры, конференции, круглые столы.Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Представленная стратегия обучения позволяет сделать вывод, что активные методы предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе, школьники выступают как равные участники и создатели урока.Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования. Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияют на качество методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации образовательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер. С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Сегодня многие методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения. Термин «интеракция» (от англ. interaction – «взаимодействие») впервые появился в социологии и социальной психологии. Теорию символического интеракционизма, основоположником которой является американский философ Дж. Мид, характеризует рассмотрение жизнедеятельности и развития личности, созидания человеком своего собственного «Я» в ситуациях взаимодействия и общения с другими людьми. В психологии под интеракцией понимается «способность взаимодействовать, то есть находиться в режиме диалога, беседы с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком)», а социальная интеракция представлена как процесс, при котором в ходе коммуникации в группе индивиды своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». При использовании интерактивной стратегии и методов кругового взаимодействия роль преподавателя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения занятия. Научно-методическими основами, на которых базируется интерактив, являются: – обучение через опыт и сотрудничество; – поисковые и исследовательские методы; – игровые методы. Интерактивные методы обучения – это методы, которые позволяют внедрить в процесс обучения эффективное общение, предполагающее вовлечение обучающегося в обучение в качестве активного участника, а не наблюдателя или слушателя. Современные компьютерные информационно-коммуникационные технологии позволяют участникам вступать в интерактивный («живой») диалог (устный или письменный) с реальным партнером, а также создают возможность для активного обмена сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Обобщенная характеристика стратегий обученияСтратегия обученияРоль обучающегосяХарактеристика стратегии в соответствии с требованиям ФГОСПассивнаяОбучаемый выступает в роли «объекта» (слушает и смотрит)1. Усвоение предметного содержания.АктивнаяОбучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)1. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.2. Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.3. Интерактив практически исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.4. Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.5. Активные методы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.6. Интерактив снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.ИнтерактивнаяПредполагает взаимодействие обучающихся (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем)Активные педагогические технологии обеспечивают высокий уровень развития и активности деятельности учащихся, интерактивные – основаны на взаимодействии всех его участников процесса обучения. Целевыми ориентациями этих видов педагогических технологий являются: – активизация индивидуальных умственных процессов учащихся;– возбуждение внутреннего диалога у учащегося; – индивидуализация педагогического взаимодействия; – вывод учащегося на позицию субъекта обучения;– достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.Примеры активных и интерактивных педагогических технологий:Технология проблемного обучения.Технология развития критического мышления.Технология педагогических мастерских.Технология модерации.Кейс-технология.Технология проектного обучения.Технология «Дебаты».Ментальные технологии.Технология обучения в сотрудничестве.В рамках реализации этих и других технологий возможно применение различных активных и итеративных методов и приемов:Синквейн.Корзина идей. Кластер (гроздь).Верные и неверные утверждения. Лови ошибку.Реализация активных и интерактивных технологий обучения способствует более глубокому пониманию учебного материала, проявлению познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся, меняет характер их взаимоотношений с учителем и сверстниками. Я хочу рассказать о своём опыте применения технологии сотрудничества на уроках в начальной школе. Конечно, данная технология не является новой. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:- взаимозависимость членов группы;- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;- общая оценка работы группы.Чем же привлекает педагогов обучение в сотрудничестве?независимо от предмета обучение в классе может быть построено таким образом, что ученики:Соревнуются друг с другом за право называться лучшими;Приобретают знания независимо друг от друга, ставя перед собой собственные цели и продвигаясь к ним с такой скоростью, которая им доступна;Работают, объединившись в небольшие группы. Целевыми ориентациями данной технологии являются: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно – личностный подход к ребёнку, единство обучения и воспитания. Эта технология предполагает обучение учащихся посредством использования парной, групповой работы. Дети не просто выполняют задания вместе, они учатся вместе, «открывают» новое в процессе общения. Знания учащиеся получают самостоятельно в процессе совместной работы. Учиться легче, когда с тобой рядом твой одноклассник, у которого можно спросить о том, что непонятно, попросить помощи. Дети учатся ответственности за успех всей группы, пониманию, что от личного результата зависит результативность твоих товарищей. Учитель является наблюдателем, помощником, направляет работу детей, организует совместную работу, учит групповому взаимодействию, корректирует ошибки. Обучение в сотрудничестве позволяет:эффективно организовать работу на уроке;увеличить объем изучаемого материала;потратить меньше времени на освоение информации;дети учатся общению, самостоятельности, комфортно чувствуют себя в классе и в школе;ребята учатся самостоятельно оценивать свои действия, контролировать свою работу и работу своих товарищей;для учителя появляется возможность использования индивидуального подхода к каждому ученику. Целью моего исследования является обобщение опыта использования технологии сотрудничества в работе учителя начальных классов. 1 вариант - «Обучение в команде» Большинство вариантов метода обучения в сотрудничестве используют идеологию именно этого варианта. В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения. 2 вариант обучения в сотрудничестве - «Пила» Учащиеся организуются в группы по 4- 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов — это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается. 3 вариант метода обучения в сотрудничестве - «Учимся вместе» Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности — работают и здесь. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. На учителя ложится ответственность по вопросу комплектации групп, (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого, таким образом, своя часть, свое подзадание): отслеживания правильности выполнения заданий партнерами,мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. Достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой — вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено, как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо при выполнении следующего нового задания, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы. Я считаю, что групповая работа в начальной школе является эффективным способом обучения детей общению со сверстниками. Классный коллектив является моделью будущего взрослого общества, поэтому важно научить ребят взаимодействовать между собой, «примерить» на себя разные роли в ситуациях общения,-технология обучения в сотрудничестве дает широкие возможности для обучения учащихся совместной познавательной деятельности, самоконтролю, самооценке, взаимопомощи,-детям нравится работать в группе, им легче справиться с заданиями, потому что они чувствуют поддержку одноклассников, понимают, что их работа важна для конечного результата группы,-дети учатся быть самостоятельными, у них вырабатывается чувство ответственности, повышается работоспособность,- идёт активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией, развивается умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы, формируются коммуникативные навыки,- развивается творческая самостоятельность, вырастает чувствоответственности,- сохраняется интерес к познанию,-знания учащиеся не получают в готовом виде, они учатся получать их сами, путем совместной групповой или парной работы,- к групповой работе на уроке можно обращаться на различных этапах урока, в зависимости от необходимости и целесообразности такой работы. Для учителя предоставляется возможность реализации индивидуального подхода при формировании групп, при распределении заданий для групп. При организации парной и групповой работы учитель должен избегать следующих ошибок: 1. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности. 2. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока». 3. Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь). 4. Нельзя занимать совместной работой детей более 10–15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе – это может привести к повышению утомляемости. 5. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен «шумомер» - звуковой сигнал, говорящий о превышении шума.  6. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка). Подводя итоги, хочется отметить, что работа по применению технологии сотрудничества не закончена. Я планирую осваивать новые виды организации работы в группе, паре; применять разнообразные виды заданий;обучать детей эффективному взаимодействию внутри группы;осуществлять контроль над эффективностью применения технологии на уроках. Применение технологии сотрудничества не ограничивается только работой на уроке. Данная технология применяется в урочной и внеурочной деятельности, при работе с родителями, проведении внеклассных мероприятий. Технология учит общению не только в школе. Она готовит ребенка к жизни в современном обществе, помогает учителям и родителям эффективно взаимодействовать между собой, детьми, с окружающим миром. Применение технологии сотрудничества – это путь к успеху в обучении и воспитании.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X