Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Апёнышева Наталья Иннокентьевна

Социокультурная практика, одна из форм формирования дружеских отношений в дошкольном возрасте

скачать документ

Вернуться назад

Тема: Социокультурная практика, одна из форм формирования дружеских отношений в дошкольном возрасте Апёнышева Наталья Иннокентьевна- воспитатель, Красноярский край, г. Минусинск, МДОБУ «Детский сад №2 «Метелица» комбинированного вида» СодержаниеАктуальность Дошкольное образование представляет собой гуманитарную систему с особыми закономерностями функционирования и развития. Наряду с функцией трансляции культурного опыта, оно реализует социально-психологическую функцию — создает условия для формирования внутреннего, уникального мира и субъектного опыта ребенка.Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который является фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации. С этих позиций особого внимания заслуживают культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада. Социокультурные практики являются новыми и активно обсуждаемыми в системе дошкольного образования с введением ФГОС ДОО в последнее время. Что же это такое? - Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.- Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.- Это апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.- Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.- Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. п.Культурные практики в системе дошкольного образования – это тип организации и самоорганизации детской деятельности ребёнка, требующей и воспроизводящей определённый набор социально-нормативных характеристик на определенном возрастном этапе дошкольного детства.Существуют несколько видов культурных практик (Маслова С.В)- правовые практики (готовность ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. Данные практики дают возможность: знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека)- практики культурной идентификации (Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры Данные практики способствуют формированиюребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему.)- практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка (способность и возможность ребенка целенаправленно и безопасно познавать свои телесные возможности, созидать комфортное душевное состояние, преобразовывать предметно-развивающую среду как практики целостности личности.Данные практики способствуют формированию целостности: физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни.)- практики свободы  (выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Способности управлять своим поведением.)- Практики расширения возможностей ребенка (способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.)Из опыта работы Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. Развитие ребенка во многом зависит от практики взаимодействия с другими людьми, строящейся на основе отношений взаимного уважения. Партнерские отношения, одна из основ, которая должна складываться между детьми и взрослыми уже в дошкольном возрасте. Проектирование современного образовательного процесса в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое использование культурных практик дошкольников. Культурные практики становятся важной структурной единицей образовательного процесса в детском саду. Современный детский сад позиционируется как целостное культурно-образовательное пространство, в котором целенаправленно и творчески воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, формируются первичные ценностные ориентации, создаются условия освоения детьми культурных практик.Содержание дошкольного образования выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, предметным и социальным миром, игровой, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является важным аспектом в формировании внутреннего, уникального мира ребенка. Чтобы развивать ребенка как индивидуальную творческую личность, педагоги должны быть не менее творчески развитыми личностями. Ведь недаром существует пословица «Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты». Изучив углубленно тему, я решила провести для воспитателей педагогический совет по теме: «Современные подходы к внедрению культурных практик в работу с детьми дошкольного возраста».Цель: систематизировать знания педагогов и повысить их профессиональную компетентность в области внедрения культурных практик в работу с детьми дошкольного возраста.Задачи:- познакомить педагогов с термином «Культурные практики»- познакомить с видами культурных практик-совершенствовать способности педагогов мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания и умения.С педагогами была проведена деловая игра “Креативный педагог – креативный ребенок”Педагоги делятся на 3 командыОборудование: карточки для задания № 2 по количеству команд, листы бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, экспертные листы для жюри1 задание “Визитная карточка команды”Команды представляют название и девиз своей команды.Максимальное количество баллов за задание - 3 балла2 задание “Образно-ассоциативное мышление” (умение группировать объекты на основании их признаков (свойств), связанных с возникновением произвольных ассоциаций между этими объектами).Каждой команде предлагается карточка с картинками. Необходимо составить как можно больше групп картинок, объединив их по разным признакам объединения. За каждую составленную и объясненную группу начисляется 1 балл.Возможные варианты ответов:группа: предметы, в которых можно что-то переносить (ведро, ранец, пакет сока)группа: транспорт (машина, лодка)группа: предметы деревянные (ель, ложка, гитара)группа: предметы, в которых можно наливать жидкости (пакет сока, ведро)группа: предметы металлические (машина, ведро)группа: могут плавать (рыба, лодка)группа: предметы, сделанные человеком (гитара, ранец, пакет, машина, ведро, лодка)группа: предметы природы (рыба, ель)3 задание “Реклама” (домашнее задание).Командам заранее дается бросовый никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 5 новых необычных способов применения этого предмета. Время рекламы максимально 1 минута.Предлагаемые предметы:пустая консервная банка;перегоревшая лампочкалопнувший воздушный шарик;катушка от скотча;сломанный зонтМаксимальное количество баллов за задание – 3 балла4 задание “Неизвестное животное”.Ведущий называет каждой команде слова, обозначающие неизвестные науке животных и просит нарисовать и описать их. На выполнение задания дается 2 минуты.Бируанг (малайский медведь),Альпака животное семейства верблюжьих.Кинкажу - хищное млекопитающее из семейства енотовых. “Кинкажу” переводится как медовый медведь, поскольку эти зверьки любят мёд.Максимальное количество баллов за задание – 3 балла5 задание “Динамическая цепочка “Хорошо-плохо-хорошо-плохо” (развитие способности к пониманию противоречивости свойств предметов и явлений)Педагогам предлагается слово “педсовет”. Педагоги должны оценить и написать его положительные и отрицательные стороны. Можно предложить педагогам оценить также фразу “быть педагогом это хорошо или плохо”.Максимальное количество баллов за задание – 3 балла6 задание “Придумай рассказ”Каждой команде дается 4 слова как можно меньше связанные между собой. В течение 5 минут необходимо придумать рассказ, объединяющий данные слова в логически связное действие (слова не склонять).Примеры слов:грязь, театр, хлеб, ручка;фонарь, лодка, соль, кирпич;молоко, компьютер, зонт, утюгМаксимальное количество баллов за задание – 3 балла.Поэтому на практике, через непосредственно-образовательную деятельность с детьми начинаю это формирование. Потому что, социокультурные практики, выступающие в образовательном процессе в форме партнерства взрослого с детьми, могут быть представлены для дошкольного возраста как стержневые, формообразующие, обеспечивающие в своем сочетании полноценное развитие ребенка. Они и должны составлять нормативное содержание целостного образовательного процесса в детском саду.После чего, мною было дано открытое занятие (конспект прилагается)Конспект НОД (социокультурная практика) по нравственному воспитанию во второй младшей группе «Дружба всем нужна»Интеграция образовательных областей:познавательное развитиесоциально-коммуникативное развитиеречевое развитиехудожественно-эстетическое развитиефизическое развитиеЦель: Развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях.Задачи:1. Формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости.2. Развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас.3. Воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.Методы: Словесный, наглядный, практическийМетодические приемы: Игровая ситуация, физминутка, чтение художественной литературы, рефлексия.Оборудование: куклы, макет с изображением дерева, ладошки из картона, аудиозапись песни «Поссорились, помирились», оформление выставки «Дружба крепкая» (детские рисунки и фотографии).Ход ООД (Дети сидят на стульчиках, звучит музыка «Дружба крепкая»,сидят куклы, отвернувшись друг от друга)Стук в дверь, входит кукла (воспитатель)Воспитатель:- Здравствуйте, ребята, можно к вам в гости?Дети: Да!Воспитатель:- Ой, да у вас еще гости есть! А вы уже поздоровались с гостями? Давайте еще раз поздороваемся!Дети: Здравствуйте!Воспитатель:- Ребята, а мы моих кукол подружек не видели? Ой, а что это случилось с куколками?Ответы детей (они поссорились, отвернулись, поругались)Воспитатель: А вот я спрошу вот у этой куколки, что же случись, а куколка говорит:Я поссорилась с подружкой,Мы с ней больше не играем,И друг с другом не болтаем,Мы с ней больше не вдвоем.Каждый со своей обидойЦелый день один сидит.Каждый со своей обидой -Без умолку говорит.Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами научим наших кукол дружить. Что же такое дружба?Ответы детей (когда не ссорятся, играют вместе).Воспитатель:- Правильно, молодцы. Дружба-какое чудесное слово! Дружба - это когда люди хотят быть вместе, рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба - это улыбки друзей. А давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе.Пословицы о дружбе (помогает воспитатель).Старый друг-лучше новых двух.Дружба дружбой, а - служба службой.Друзья познаются - в беде.Крепкую дружбу и – топором не разрубишь.Игра - имитация "Настроение» (под музыку)(Показ мнемотаблиц; 2-3 раза)Воспитатель: - Давайте с вами улыбнемся (дети улыбаются).- Теперь нам стало грустно, нахмурились (дети хмурятся).- Ребята, когда мы с вами улыбаемся, нам так хорошо, радостно, когда хмуримся, сразу хочется грустить.А давайте покажем нашим гостям, какие мы с вами дружные и что нам не страшны ни какие препятствия.Музыкальная подвижная игра "Поссорились, помирились"Воспитатель:Вот мы с вами поиграли, ноженьки у нас устали. Мы на стульчики пойдем, И немного отдохнем (дети садятся на стулья полукругом)Воспитатель:- Дружны не только девочки и мальчики, дружны и наши пальчики.Пальчиковая игра "Дружные пальчики"Дружат в нашей группе (пальчики в замок, сгибать и выпрямлять их)Девочки и мальчики,С вами мы подружимся, (соединить кончики пальцев обеих рук)Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять (похлопать каждой парой пальчиков)Начинай скорей считать.Раз, два, три, четыре, пять (встряхнуть кистями)Мы закончили считать.Воспитатель: - А вы знаете, ребята, у меня есть «дерево дружбы» и вот такие ладошки, давайте мы свами вместе украсим это дерево вашими ладошками и подарим нашим куколкам, чтобы они не ссорились.Практическая работа. (Звучит тихая музыка).Что за чудо, чудеса (показываем ладошки)Раз рука и два рука.Вот ладошка правая,Вот ладошка левая.И скажу, вам не таяРуки всем нужны друзья.Добрые руки погладят собаку,Умные руки умеют лепить,Чуткие руки умеют дружить.(Встаем полукругом, воспитатель обращает внимание на кукол)Воспитатель: - Посмотрите, ребята, наши куколки держатся за ручки и улыбаются друг другу, они рады. Вот наши куклы и помирились.Мирись, мирись, мирись и больше не сердись (вместе с детьми).Давайте посадим наших куколок на «лавочку примирения» и послушаем, как хорошо уметь дружить.Стихи детей о дружбе. ( Варя Р., Илья Б., Агния Ш., Вика А.).НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ (Агния Ш)Друзей имею много я,Они со мной везде, всегда.Они поддержат и помогут,И от беды они не вздрогнут. МЫ РАЗНЫЕ (Варя Р)Вместе живут на огромной планетеРазные взрослые, разные дети.Внешностью разные и цветом кожи,Но, безусловно, мы в чём-то похожи! Всем нам счастливыми хочется быть,Крепко дружить и новые звёзды на небе открыть. Годы пройдут, и мы станем взрослее,Ростом повыше, по жизни мудрее,И поменяется мир весь вокруг,Но рядом останется преданный друг! МОЙ ДРУГ. (Илья Б)Есть много у меня друзей,Но лишь один из них дружней!Не бросит никогда в беде,Грустить не позволяет мне.Мы дружим с ним не год, не два.Не разольёт нас с ним вода.И в дождь, и в град, и в ветер -Не заскучаем вместе! ПРО ДРУЖБУ. (Вика А)Дружит с солнцем ветерок,А роса – с травою.Дружит с бабочкой цветок,Дружим мы с тобою.Всё с друзьями пополамПоделить мы рады!Только ссориться друзьямНикогда не надо!Итог занятия.-Так что такое дружба?Ответы детей (когда делимся игрушками, не обижаем друг друга, играем вместе).- А как можно показать, что мы дружные ребята?Ответы детей (обнять, взяться за руки, улыбнуться).Воспитатель: - Правильно, молодцы. А теперь возьмемся за руки и сделаем большой дружный хоровод.(Аудиозапись песни "Поссорились, помирились")(Дети в хороводе ходят по кругу за руки, выполняют в парах танцевальные движения под слова песни).Воспитатель:- Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться! (звучит музыка «Дружба крепкая»).

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X