Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Сидорович Наталья Михайловна

Опыт организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Опыт организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возрастаЧеловек в современном обществе – это человек, не столько вооружённый знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообразно.Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на самостоятельную деятельность учащегося и доведение её до уровня исследовательской работы, которая часто входит за рамки учебной программы.Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Исследовательский подход открывает новые возможности для решения этой задачи, поскольку позволяет самостоятельно работать, формирует умения анализировать информацию, выстраивать структуру своей деятельности, обобщать и делать выводы. Формирование исследовательских умений необходимо начинать с 1 класса, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем. Именно в младшем возрасте легче всего включить ребёнка в активный процесс познания мира.Исследовательская работа – желание самого участника приобрести новые знания, расширить свой кругозор или достичь другой цели развития личности.Работая с детьми, я сделала вывод о том, что в процессе дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные вопросы создаются благоприятные условия для пробуждения детской пытливости и познавательной активности.Детство – это тот период жизни, когда каждый человек – исследователь и первооткрыватель. Именно в начальной школе дети наиболее «открыты» для новых знаний и мы, учителя, должны создать полноценные условия для формирования умения учиться. У каждого ребёнка есть способности и таланты, и именно при помощи исследовательской деятельности мы сможем их развить.Умения и навыки, полученные в результате исследовательской работы, помогают детям в дальнейшей успешной деятельности. Они становятся более уверенными в себе на учебных занятиях, во внеклассной деятельности, не боятся публичных вступлений.Считаю, что главным преимуществом исследовательской деятельности является то, что учащийся ориентируется на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определённой темы.Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в исследовательской деятельности своего ребёнка.Я включаю учащихся в исследовательскую деятельность, начиная с 1 класса. За пять лет моей работы в этой сфере сложилась своя система её организации.Первым немаловажным этапом является выявление учащихся, желающих участвовать в исследовательской деятельности. Главная задача – не только разглядеть ту «искру» таланта, но и научить специальным знаниям, сформировать умения и навыки исследовательской деятельности. Необходимо приобщить младших школьников к творческому процессу, формировать интерес к познанию мира и открытию нового, привлекать к поиску и работе с самыми различными источниками и средствами, развивать исследовательскую и поисковую активность детей.Одно из условий организации исследовательской деятельности – создание ситуации психологического комфорта, в котором учащиеся чувствуют себя успешными. Я приучаю учащихся к самому слову «исследование». Исследуя, мы задаём вопросы и ищем на них ответы, экспериментируем и делаем выводы, фиксируем результаты.Исследовательская работа ведётся последовательно, по этапам:предварительный (выявление уровня знаний и умений, способностей и интересов учащихся);выбор проблемы исследования, обсуждение тем исследования (темы предлагаю сама, учитывая интересы учащихся);изучение научной литературы (составление библиографии по теме, выделение главной мысли, конспектирование);формирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, определение целей, задач и методов);сбор материала (экскурсии, планирование и проведение эксперимента);отработка полученного материала;формирование выводов (написание текста исследовательской работы, редактирование и оформление);представление результатов работы на школьной конференции и районном конкурсе исследовательских работ «Я –исследователь».Школьные исследовательские работы мы готовим во внеурочное время, так как эти работы требуют много времени.Тематика моих исследовательских работ разнообразна. В 1 классе мы провели исследование на тему «Молоко и молочные продукты», работая над которой мы посетили молокоперерабатывающий цех СПК Агрокомбинат «Снов».Учащимся очень интересно было узнать, какие продукты можно получить из цельного и пастеризованного молока и как производятся продукты из молока. Понаблюдав за этим процессом, мы решили дома провести эксперименты, узнать, что можно получить из молока в домашних условиях. Нам удалось получить простоквашу, творог, сыворотку, сыр и питьевой йогурт. С этой работой мы вступили на районном конкурсе исследовательских работ младших школьников «Я – исследователь» и награждены дипломом III степени.Второй класс – благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Учащиеся начинают осознавать себя творцами своей деятельности. Однажды у нас был конкурс снежных фигур. Учащимся очень понравилось строить снежные крепости и разных снежных животных. Но всё это быстро растаяло. И мы задумались, не создать ли снег в домашних условиях. Так родилась следующая тема исследовательской работы – «Снег дома». Учащимся очень понравилось быть юными химиками. Мы создали искусственный снег дома, используя пену для бритья, подгузник, детское мыло, крахмал. Используя эти компоненты, мы получили 4 вида искусственного снега, который не таял, с ним можно было долго играть и создавать разные композиции. Итог – диплом III степени на районном конкурсе исследовательских работ младших школьников «Я – исследователь».В 3–4 классах работа над исследованием ведётся с большей долей инициативности и самостоятельности учащихся. Темы усложняются, становятся более трудоёмкими.Долговременным исследование было в 3 классе. Мы изучали разные вид почв, а также наблюдали за ростом растений (гороха, ячменя и редиса) на этих почвах. На первом этапе этой работы при поддержке учителя химии, провели опыты по исследованию почв нашей области: торфяной, дерново-подзолистой и песчаной. Посеяв семена этих растений, мы наблюдали, на каких почвах лучше всходят семена и растут проростки. Составили таблицы наблюдений.С этой работой мы получили диплом I степени на районном конкурсе исследовательских работ младших школьников «Я –исследователь», а также диплом III степени на областном фестивале исследовательских работ младших школьников «Я – исследователь».С учащимися 4 классов мы провели исследовательскую работу «Происхождение сахара» и решили узнать, можно ли сахар приготовить в домашних условиях. Работать над этой темой начали ещё в апреле 2019 года, так как именно в этот период наблюдали за посевом сахарной свёклы в СПК АК «Снов». Затем посетили Городейский сахарный завод, где наблюдали за производством сахара.Заключительным этапом этой работы стало приготовление сахара в домашних условиях. В результате эксперимента нам удалось получить кристаллы сахара из сахарной свёклы. Награждены дипломом II степени на районном конкурсе исследовательских работ младших школьников «Я – исследователь». Этот успех – общий! Это ведь здорово, когда ребёнок чувствует себя способным, самостоятельным и в мыслях, и в действиях.Учащимся нравится проводить опыты и наблюдать за результатами. Защита исследовательской работы позволяет учащимся осваивать очень важные для жизни в современном мире навыки самопрезентации, умение представить результат своей работы.При оценке успешности в исследовании мы понимаем, что самой значимой оценкой для учащихся является общественное признание результатов. Поэтому все учащиеся, которые принимают участие в школьном этапе исследовательских работ, получают «Свидетельство участника». Победители участвуют в районном конкурсе исследовательских работ.Самый маленький успех в самостоятельной исследовательской работе вызывает у учащихся огромное удовольствие и служит стимулом для дальнейших исследований. Проводимая работа по формированию исследовательских умений даёт положительные результаты.Проанализировав свою работу, я поняла, что положительного результата можно добиться, работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка». Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим.Литература1. Ивашова, О. А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О. А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 20082. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобрести знания. – Ярославль: Академия развития, 20093. Лавриненко А.В. Организация исследовательской деятельности младших школьников: метод. Рекомендации / А.В.Лавриненко, Л.Е.Осипенко. – Минск: МОИПКиПКРиСО, 2002.4. Гин С.И. Проект или исследование / С.И.Гин // Пачатковая школа. – 2010. - №6.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X