Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кисиль Ирина Александровна

НЕЙРОПЕДАГОГИКА И ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

скачать документ

Вернуться назад

Кисиль И.А.,п. ХанымейНЕЙРОПЕДАГОГИКА И ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬМетодика преподавания иностранных языков постоянно изобилует новыми техниками, подходами, «чудо-технологиями», которые призваны облегчить разные трудоемкие процессы обучения, например, запоминания иностранных слов, их активизацию, преодоления языкового барьера, усвоение сложных моментов грамматики. Интернет пестрит передовыми методиками изучения иностранных языков, авторы которых уверяют, что язык можно выучить в кратчайшие сроки и без усилий в любом возрасте и даже во сне, другие же советуют начать обучение до года, потому что после трех-, пяти-, шести лет уже поздно. Естественно, что высокий спрос на изучение иностранных языков на рынке образовательных услуг порождает соответствующее предложение. Коммерциализация образовательных услуг ставит школьного учителя в определенные рамки, где его не воспринимают более, как проводника, наставника, авторитетного специалиста, а как человека, который оказывает услугу.Повышенные требования со стороны родителей учеников относительно эффективности процесса обучения иностранному языку, их нацеленность на результат, с одной стороны, служат мощнейшей мотивацией для самосовершенствования педагога, но, с другой стороны, оказывают определенное давление. Так, школьному учителю постоянно необходимо доказывать свою компетентность и осведомленность ультрасовременными технологиями, оправдывая ожидания родителей и учеников. Такая манера поведения педагога, когда он пытается всем якобы угодить, на самом деле, не приводит к долгосрочным результатам. Молодому преподавателю очень непросто разобраться во всей этой многомерной картине, чтобы выбрать свой путь и стиль преподавания, более того, удержаться от соблазна апробирования на своих учениках всех встречающихся ему новомодных методик. Тем не менее, нам необходимо проявлять мастерство и здравомыслие в вопросах применения современных приемов в процессе преподавания иностранных языков, тщательно изучая зарубежный и отечественный опыт внедрения той или иной теории в практику. Последние исследования в нейропедагогике, объединяющую в себе нейрофизиологию, нейропсихологию, педагогическую психологию и другие дисциплины для исследования взаимосвязей между физиологическими процессами головного мозга и обучением, если не развенчивают, то подвергают резкой критики ряд теорий, таких как теория функциональной асимметрии мозга, теория множественного интеллекта, теория эмоционального интеллекта. Так, Том Беннетт, практикующий педагог из Великобритании, а в данный момент учредитель и директор массовой организации researchED, главной задачей которой является повышения осведомленности школьных учителей в современных исследованиях, заявляет о необходимости развенчания «нейромифов» в педагогике, таких как эффективность типизации когнитивных стилей обучения, в зависимости от преобладающего канала восприятия информации человеком. Автор отмечает, что попытки внедрения модели VARK (классификация Нила Флеминга) Департаментом образования Великобритании в школы не увенчалась успехом, на данный момент насчитывается уже более 71 описанных когнитивных типов обучения, но нет нейробиологических исследований доказывающих их целесообразность [7; 6, 144]. Необходимо развенчать также миф касательно изучения иностранного языка на фоне сна. Действительно, сон является одним из ключевых условий для хорошего запоминания, но не изучения. Механизм консолидации памяти: превращения ее из кратковременной в долговременную происходит именно во сне. Первично информация попадает в гиппокамп, как в кратковременное хранилище, потом переходит из гиппокампа в нейронные сети других зон мозга, при чем, консолидация возможна только во время медленной фазы сна. Если, как следует, поспать не удалось, то информация, которая попала к гиппокамп, просто исчезнет [5, 44]. Резкой критики в зарубежной науке, особенно в работах Тома Беннета, подвергается и теория функциональной асимметрии мозга, а именно ее практическое значение для повышения эффективности школьного образования [7, 54]. Р. Сперри в 1981 году получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине именно за свою работу по межполушарной асимметрии. Идею исследователя подхватили Гереон Финк из Дюссельдорфского университета и Джон Маршалл из Оксфорда. С помощью сканирования мозга они подтвердили полушарное доминирование и «помогли» концепции окончательно закрепить свои позиции в обществе. Спустя год, проведя повторное исследование, Г. Финк и Дж. Маршалл получили совершенно противоположные результаты. В отечественной науке вопрос преподавания иностранных языков с учетом межполушарной асимметрии головного мозга тщательно изучался целым рядом ученых лингвистов, нейрофизиологов, педагогов, методистов. (Т.В. Черниговская, В.А Москвин, Н.В. Москвина, А.Л. Сиротюк, Л.С. Цветкова, А.В. Цветков, Т.И. Мелентьева, В.П. Леутин, Е.И. Николаева), В настоящее время признано, что не только левое, но и правое полушарие участвует в формировании речевых структур. Только последнее имеет в этом плане свою специфику: меньший словарный запас и направленность на синтез речевых высказываний через интонации, ударение, ритмику. Поэтому теперь указывается на необходимость при обучении языку добиваться успешного, комплементарного взаимодействия обоих полушарий мозга: не только участия левого, но и правого [2, 2465]. С появлением теории множественного интеллекта Г. Гарднера многие учителя воодушевились тем, что наконец-то они получили определенный волшебный ключ к каждому ученику, стоит только определить тип его интеллекта и разработать специальные упражнения и все: успеваемость вырастет в разы. Преподаватели иностранных языков были одними из первых, кто взял теорию Г. Гарднера на вооружение, на что сам Г. Гарднер спустя 20 лет существования своей теории, вернее сказать гипотезы, потому что доказать теорию, пока не удалось, отвечал: «Я не очень уверен, будет ли эта теория полезна при изучении иностранных языков, хотя восхищаюсь преподавателями этих дисциплин, которые утверждают, что добились успеха благодаря использованию теории множественного интеллекта». [1, 20]Самым большим мифом, пожалуй, является то – что знания законов работы мозга делают учителя иностранных языков всесильным, это совершенно не так. Без мотивации и внимания со стороны ученика к процессу обучения, его желания, ни одна из методик не работает. Учитель предлагает пути, по которым он может провести ребенка к знаниям, и нейропедагогика в данном случае может значительно облегчить это путешествие и сделать его более увлекательным, но только ученик должен хотя бы дать вам руку и сделать первый шаг. Список литературы:Гарднер Г. Структура разума : теория множественного интеллекта : Пер. с англ. – М., 2007. – 512 с. : ил.Клемантович И.П., Степанов В.Г. Нейропедагогика: предмет исследования // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2 (часть 11) – С. 2464-2468Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга : мифы и реальность. – СПб, Речь, 2005. – 368 с.Мелентьева Т.И. Обучения иностранным языкам в свете функциональной асимметрии полушарий мозга. – М.: КРАСАНД, 2010. – 176 с. Тонони Д., Чирелли К. Убирая лишнее // В мире науки. – No.10. – C. 42 – 48.Bennett T. Teacher proof : why research in education doesn’t always mean what it claims, and what you can do about it. – Routledge, 2013. – 232 p. Bennett T. Separating neuromyths from science in education // New Scientist. 31 August, 2013. – https://www.newscientist.com/article/mg21929320-200-separating-neuromyths-from-science-in-education/

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X