Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Нихайчик Татьяна Владимировна

Космос

скачать документ

Вернуться назад

космосмуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округацентр развития ребёнка - детский сад №1« Лёвушка»(детский сад 1)Лексический материал по теме«Космос»подготовительная к школе группакомбинированного вида для обучающихся (воспитанников)с ограниченными возможностями здоровьяСоставитель:Учитель – логопедНихайчик Т.В.Киселёвский городской округ 2021Материал к лексической теме«Космос»Дети должны знать:Предметы (существительные):Земля, Луна, Солнце, Марс, космос, планета, звезда, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, скафандр, отсек, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, орбита, месяц, луноход, космодром, шлем, сияние, старт, посадка, планетарий, инопланетянин, Гагарин, герой, корабль (космический), станция (орбитальная), полет, невесомость, планеты, звезды, связь, Центр управления полетами, работа, ученые, конструкторы, исследования, опыты…Признаки (прилагательные):солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный, первый.Действия (глаголы):лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать, наблюдать, осваивать, запускать.Наречие:далеко, близко, ярко, темно, высоко, низко.Актуализация опорных знанийСказка «Звездочет»Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду - Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому.- «Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!» - решил он.- «Что ты, что ты, - заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия - развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!»Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: «Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не дело!»Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: «Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?»- «10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве».Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: «Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?»Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз...Вопросы после прочтения:- Что наблюдал Звездочет ночью?- Что он наблюдал днем?- Куда решил полететь Звездочет?- Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту?- Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?- Сколько времени понадобилось солнечному лучу?Рассказ «Юрий Гагарин»Первым Землю из космоса увидел летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, когда 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» совершил полет в космос. Он был смелый, мужественный, выносливый, находчивый, веселый человек. С тех пор каждый год 12 апреля страна отмечает День космонавтики.***Какой праздник отмечают 12 апреля?12 апреля отмечают День космонавтики.Что такое космос?Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.Что люди запускают в космос?Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.Как называют человека, который летит на ракете в космос?Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.Кто был первым космонавтом?Первым космонавтом был Юрий Гагарин.Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли?Это место называется космодром.Что надевает космонавт для полёта в космос?Космонавт надевает космический скафандр.Как называется планета, на которой мы живём?Наша планета называется Земля.Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты?Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.Артикуляционная гимнастика«Космическое путешествие»Цель:отработка определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произношения звуков.Ход:представим наш язычок космонавтом.Космонавт чтоб был в порядке,Мышцы были в тонусе,Нужно сделать физзарядкуПрямо в невесомости!Покачаться на качеляхВверх и вниз, вперед – назад.Влево – вправо, вправо – влево.Футбольный мяч пошел в откат.Космонавт навел порядок – Перекрасил потолок.Вышел в космос, прокрутился,Развернулся поперек.Пролетел метеорит – Присосало к станции.Вдруг, мотор как застучит!Нужна эвакуация.Устранил герой поломку,Возвращается назад.Выгнул спинкуИ прогнулся –Встрече с домом – очень рад!Г.Маршалова- широко открыть рот;- «окошко»;- «хоботок»;- «улыбочка»;- «качели» в соответствии с текстом;- «маляр»;- рот широко открыт, «рисуем» язычком круг»;- Л – Л – Л…;- ДР – ДР – ДР…;- Р – Р – Р…;- Л – Л – Л…;- «мостик»;- «парус».Координация речи с движением«Космонавты»Цель:учить координировать речь с движением, развиватьтворческое воображение.К полету мы готовы,Заводим мы моторы.Ввысь, ракета, лети,На орбиту выходи,Вокруг планеты облетелиИ опять на землю сели.- вращают кистями перед грудью и произносят: «Р-р!»;- соединяют ладони перед собой, как бы образуя нос ракеты, и легко, на носках бегают по кругу;- останавливаются и приседают на колени, соединенные руки держат над головойПальчиковая гимнастика«Космонавты»Цель:развивать внимание, мелкую моторику.1, 2, 3, 4, 5,Будем в космос мы играть.Приготовились к полету,Запускаем звездолеты.Старт! – и к звездам мы летим,Там друзей найти хотим!- разгибаем поочередно пальцы, начиная с мизинца;- сгибаем-разгибаем кулачки;- соединить пальцы обеих рук, ладони развести – «ракета»;- руки перед грудью, кулачки сжаты, «заводим мотор»;- «ракета» поднимается вверх;- последовательно соединяем пальцы обеих рук.ЗагадкиЦель:развитие памяти, логического мышления.Угли пылают –Совком не достать.Ночью их видно,А днем не видать.(звезды)Распустила алый хвост,Улетела в стаю звезд,Наш народ построил этуМежпланетную …(ракету)Весь белый светВ платье синее одет.(небо)Лежит ковер, большой, большой,А не ступишь на него ногой(небо)Какая станцияМчится быстрее любого поезда?(орбитальная космическаястанция)Кто-то в озере купался,Рыбаку линьком казалсяА плотвичке с окуньком –Золотистым огоньком.(месяц)Блин в окошко виден Тане.То он в масле, то в сметане.Кто-то край уже отъел…Поделиться не хотел.(Луна)Кто-то утром не спешаНадувает красный шар.А как выпустит из рук –Станет вдруг светло вокруг.(Солнце)По голубому блюду золотое яблочко катится.(небо и солнце)Художественное слово«Юрий Гагарин»В.СтепановВ космической ракетеС названием «Восток»Он первым на планетеПодняться к звездам смог.Поёт об этом песниВесенняя капель:Навеки будут вместе Гагарин и апрель.Дидактическое упражнение«Четвертый лишний»Цель:развивать операции обобщения, классификации, конкретизации, активизировать словарь по теме, развивать внимание.Ход:воспитатель предлагает детям выделить лишнее слово, объяснить свой выбор.Лексический материал:Солнце, Венера, Юпитер, Земля.Звезда, планета, ракета, комета.Прилуниться, приземлиться, припоздниться.Спутник, орбитальная станция, ракета, самолет.Пилот, стюардесса, космонавт, штурман.И т.д.Игра с мячом«Семейка слов»Цель:совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).Ход:воспитатель предлагает поиграть в мяч и собрать семейку слов к словам звезда и космос. Дети по очереди называют значение каждого слова.Лексический материал:Как можно ласково назвать звезду? – Звездочка;Если на небе много звезд, какое оно? – Звездное;Как можно назвать корабль, который летит к звездам? – Звездолет;Как называют в сказках волшебника, который считает звезды? – Звездочет.Как называют человека, который летает в космос? – космонавт;На каком корабле летают в космос? – космическом;Как в сказках называют космические корабли? – космолеты;Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? – космодром.Дидактическое упражнение«Веселый счет»Цель:согласование существительных с числительными и прилагательными в роде, числе и падеже.Лексический материал:Один орбитальный спутник, два орбитальных спутника, пять орбитальных спутников.Одна далекая планета, … .Одно солнечное затмение, … .Один космический скафандр, … .Одна межпланетная станция, … .И т.д.Упражнение «Назови звуки»Цель:развитие фонематического слуха, определение первого и последнего звука в словах.Ход:воспитатель предлагает детям назвать первый и последнийзвук в словах.Лексический материал:первый звук – Земля, Луна, Солнце, Марс, космос, планета, звезда, искусственный;последний звук – скафандр, отсек, телескоп, астроном, месяц, луноход, инопланетянин.Словесная игра«Где какой?»Цель:образование имен прилагательных от существительных.Ход:воспитатель предлагает детям образовать новое слово, отвечая на вопрос «Какой он?».Например: Камень на Луне — Какой камень? — лунный камень.Лексический материал:На Земле – земнойНа Солнце – солнечныйНа планете – планетныйМежду звезд – межзвездныйМежду планет – межпланетныйУпражнение «Составь схему слова»Цель:закрепление навыка звукового анализа слова.Ход:воспитатель предлагает детям отгадать загадки и составить звуковые схемы слов – отгадок.Лексический материал:Планета голубая,Любимая, родная,Она твоя, она моя,И называется … (Земля).Специальный космический есть аппарат,Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,И как одинокий путникЛетит по орбите … (спутник).Дидактическая игра«Собери слово»Цель:развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно-пространственные представления.Ход:воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем задаёт вопросы на ориентировку.Например:Назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами А и Т и т. д.).Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнести их с буквами и назвать, какое слово получилось.Лексический материал:6, 3, 1, 2 – МАРС7, 1, 3, 4 – УРАН5, 7, 4, 3 – ЛУНАЕсли ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.РСАНЛМУ1234567Дидактическое упражнение«Скажи наоборот»Цель:подбор антонимов.Ход:воспитатель предлагает детям подобрать слова противоположные по смыслу.Лексический материал:далёкий - близкий,тесный - ...большой - ...улетать - ...высокий - ...взлетать - ...включать - ...тёмный - ...подниматься - ...яркий - ...далеко -…высоко - …темно - …ярко - …тесно - …Игра с мячом«Один – много»Цель:образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.Ход:воспитатель бросает ребенку мяч, называя предмет (существительное) в единственном числе. Ребенок возвращает мяч, произнося данное слово во множественном числе И.п. и Р.п.Лексический материал:Космонавт - космонавты - много космонавтов.Ракета – ракеты - много ракет.Спутник – спутники – много спутников.Комета – кометы – много комет.Затмение – затмения – много затмений.Космодром – космодромы – много космодромов.Звезда – звезды – много звезд.Скафандр – скафандры – много скафандров.Планета – планеты – много планет.И т. д.Дидактическая игра«Что делает?»Цель:согласование существительного с глаголом, закрепление умения подбирать действия к предмету.Ход:воспитатель называет предмет и спрашивает ребенка «Что делает?», ребенок подбирает слово – действие.Лексический материал:Ракета – летит, прилунилась, приземляется, взлетает …Солнце – греет, светит, смотрит, восходит …Космонавт – тренируется, наблюдает, осваивает…Скафандр – надевать, снимать, защищает …Центр управления полетом – работает, командует, руководит, контролирует …,Конструкторы – придумывают, конструируют, изготавливают …И т.д.Дидактическая игра«Собери предложение»Цель:развитие связной речи, закрепление умения правильно строить предложение, развитие слухового внимания.Ход:воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.Лексический материал:Луна, это, Земля, спутник.Луна, Земля, меньше.Луна, вращаться, Земля, вокруг.Дидактическая игра«Исправь предложение»Цель:развитие связной речи, закрепление умения правильно строить предложение, развитие слухового внимания.Ход:воспитатель предлагает детям послушать предложение и определить, правильно ли оно составлено, исправить ошибки.Лексический материал:Сел наш космонавт в комету и полетел.Космический корабль прилунился в степи.Дидактическая игра«Придумай предложение»Цель:развитие связной речи, закрепление умения правильно строить предложение, используя предлог «в», развитие слухового внимания.Ход:воспитатель предлагает детям послушать набор слов и придумать предложение, в котором обязательно должно бить «маленькое слово» в.Лексический материал:Ракета, космос, летать, в.Космонавт, в, летать, космосРазвитие связной речиЦель:составление рассказа о космонавтах по плану.Ход:Как называется профессия?Где работает этот человек?Что делает?Что ему нужно для работы?Например: Это космонавт. Он работает на орбитальной станции. Там он проводит научные опыты, исследования. Для работы ему нужны приборы, инструменты.Тексты для пересказаЧто такое звезды?— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.Лягушонок задумался и сказал:— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.Большие медведи думают: «Звёзды—это снежинки ,что забыли упасть». Но ты тоже не верь.Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.Г. ЦыферовВопросы:О чём спросил кузнечик однажды?Что сказал лягушонок?Что говорили большие слоны о звёздах?Что думали о звёздах большие медведи?Что рассказал о звёздах лягушонок?СолнцеБез Солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество.Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло. Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля бы покрылась льдом.Солнце в сотни раз больше Земли. Но во всей Вселенной много звезд, которые гораздо больше Солнца.М. БулВопросы:Что такое Солнце?Что дает Солнце людям?Что стало бы с Землей, если бы она располагалась ближе к Солнцу?Почему солнце всходит и заходит?Утром Солнце всходит на востоке, а вечером заходит на западе. Кажется, что Солнце движется вокруг Земли. На самом же деле наша Земля вращается вокруг своей оси. В течение суток каждая часть Земли, скажем, Россия, один раз оказывается на солнечной стороне планеты – и у нас наступает день, а другой раз – на темной, и у нас наступает ночь.М .БулВопросы:Почему кажется, что Солнце движется вокруг Земли?Что происходит на самом деле?

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X