Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Комарова Наталья Владимировна

Как обучать ребенка безопасности через русскую народную сказку

скачать документ

Вернуться назад

«Как обучать ребенка безопасности через русскую народную сказку» Все мы выросли на старых добрых сказках. Я думаю вы согласитесь со мной, что сказки-это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоёв - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Через сказки ребёнок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребёнок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Сказки могут служить хорошим пособием по обеспечению безопасности жизни дошкольников. Свою работу в этом направлении я начинаю с детьми 3-4 лет. Но, необходимо помнить, что сказка сказке рознь...и начинать знакомить со сказкой нужно соответственно возрасту. В противном случае пользы от сказки не будет-психика ребёнка просто откажется переваривать и усваивать сказку «не по размеру». Поэтому, выбирая сказку, необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребёнку полезна. Читать и рассказывать сказки я стараюсь аккуратно, поскольку именно то, что ребёнок начинает фантазировать может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами сказок. Моя задача -не напугать, а научить держать ушки на макушке. Сказка и её восприятие должны способствовать повышению у ребёнка уверенности в себе, в своём будущем, приносить пользу, но никак не пугать его. Психологи утверждают, что детям старше пяти лет можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребёнку. В каждой сказке масса полезных советов по технике безопасности.Я своим детям не просто рассказываю истории, но и делаю определённый вывод, стараясь зародить в души детей зерно осмысления. Я не тороплюсь конкретизировать сказку, лишать ее волшебного ореола, сразу же приводя примеры из реальной жизни. Пусть сказка пока останется сказкой. «Как ты думаешь?» -очень хороший вопрос, не правда ли? Я стараюсь как можно чаще задавать его детям. Я думаю, вы согласитесь со мной, что у каждой сказки своя мораль и не одна. Из каждой можно и нужно сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. И веду я своих деток от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, усваивая правила безопасного поведения. Каждая сказка дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.Всем ребятам известна сказка «Кот, лиса и петух».Эта сказка пример того, что может случиться, если поверить ласковому голосу, привлекательным обещаниям чужого. Ласковым голосом лиса предлагала петушку выглянуть в окошко, обещая дать горошку. Всё это усыпило бдительность петуха. Три раза он выглянул в окно и трижды был схвачен лисой, которой захотелось петушиного мяса попробовать. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика на помощь: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!» - Какие ошибки допустил петушок? (Он выглянул в раскрытое окошко, хотя кот и дрозд предупредили его этого не делать.)- Вспомните, как вёл себя петушок, когда лиса несла его в дремучий лес. Оцените его поведение. (Петушок очень громко кричал, звал на помощь кота. Он правильно поступил, потому что кот и дрозд услышали его и спасли.)- Люди должны также при необходимости очень громко звать на помощь. Если даже преступник пытается прикрыть вам рот рукой, вы можете укусить его за руку и громко позвать на помощь. Какие слова можно кричать, чтобы вас поняли, как вы думаете? (Спасите, меня похищают! Помогите, я не знаю этого человека.)Нужно громко звать на помощь, если ты попал в беду. «А в этом домике живёт коза с козлятами».- Вспомните, что сделал Волк, чтобы попасть в дом к козлятам. (Он выучил слова песенки мамы Козы и перековал себе голос.) Он очень умело притворился близким и родным и добился осуществления своего злого замысла. - Кто ещё часто в сказках притворяется добреньким? (Лиса.)- Какие черты характера людей приписывают Лисе в сказках? (Хитрая, жадная, жестокая, самолюбивая.) Совершенно верно. А внешне она имеет приятный вид и добрый ласковый голос.Никогда не следует заводить разговор с незнакомыми людьми.Колобок в одноимённой русской народной сказке ушёл гулять без спросу и поплатился за это, встретив хитрую лису, которая льстивыми речами заманила колобка сесть себе на нос.Не гуляй один в незнакомых местах, не разговаривай с незнакомцами.Девочка в русской народной сказке «Гуси-лебеди» вопреки наказам матери, оставила маленького братца одного около дома, а сама ушла гулять. Кончилось это тем, что брата унесли гуси-лебеди, и ей пришлось долго его искать и приложить немало сил, чтобы вернуть его.Родители всегда должны знать, где находятся дети, а детям нельзя никуда уходить без разрешения родителей.Ушла одна в лес Машенька из сказки «Три медведя» и заблудилась. А Маша из сказки «Маша и медведь» и Снегурушка из сказки «Снегурушка и лиса» были в лесу невнимательны: деревце за деревце, кустик за кустик, и они потеряли друг друга.Правило безопасности гласит: чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. А уж если пошли в лес, помните: в лесу надо держаться вместеА теперь давайте вспомним сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему ведьме удалось утопить Алёнушку? Да потому, что она с совершенно незнакомой женщиной, которая её ласково звала купаться, пошла на речку, нарушив правило безопасности: нельзя никуда ходить с незнакомыми людьми.Хочу предложить вашему вниманию некоторые приемы, формы работы по данной теме.Задание 1подгруппам: вам нужно, по представленным словам, назвать сказку. (Участники мастер-класса по словам называют сказку.)Слова 1 подгруппе.1. Волк, три, кирпичи. («Три поросенка»);2. Заяц, лиса, мука. («Колобок»).3. Собака, лиса, коса. («Заюшкина избушка»);Слова 2 подгруппе.1. Волк, ружье, пирожки. («Красная шапочка»).2. Огонь, кошка, ведро. («Кошкин дом»);3. Олень, снег, роза. («Снежная королева»).Ответы участников.Мастер: Молодцы, вы все правильно назвали сказки.Задание 2:Перед вами, уважаемые коллеги, иллюстрации из перечисленных вами сказок. Давайте еще раз по картинкам назовем сказки.- Как вы думаете, на какие группы по правилам безопасности можно разделить эти сказки?Участники называют правила безопасности. Если нужно, я уточняю.1. Опасные контакты с незнакомцами.2. Один дома.3. Пожарная безопасность.Молодцы. Задание 3:А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ». Вы должны ответить на вопрос, выбрав правильный ответ.Вопросы к участникам.Скажите:- Какой сказочный герой совал свой нос, куда ни попадя?Емеля. Буратино. Пьеро.- Чем укололась принцесса из сказки «Спящая красавица»?Гвоздем. Шилом. Веретеном.- Отчего уснула царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?От скуки. От кусаного яблока. От снотворного.- По какой причине произошел пожар в доме кошки?Уголек из печки упал на пол. Играла со спичками. Забыла выключить утюг.- Какую ошибку по безопасному поведению совершил Кай?Разбил зеркало. Принял угощение от королевы. Привязал свои сани к саням незнакомки.- Каким образом ведьма заманила к реке сестрицу Аленушку?Сообщила, что с козленочком что-то случилось.Позвала ее ласковым голосом.Предложила угощение.- Кто подложил горох девушке в сказке «Принцесса на горошине»?Королева. Принц. Придворный.В работе по обучении безопасности жизнедеятельности можно использовать еще и другие варианты работы, которые помогают научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов один. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них: 1 Салат из сказок»- герои из разных сказок встречаются, и получаются новая сказка. 2.Сказка на изнанку –вспоминаем хорошо знакомую сказку, меняем характер у героев (положительный на отрицательный, и наоборот), предлагаем рассказать, каким станет сюжет. 3.Перевирание сказки-хорошо знакомую сказку немного перевираем, превратить в пародию. Например «Жили-были дед и баба была у них уточка Ряба» или катится Колобок и навстречу ему тигр.» 4. «Что было потом»- продолжить любую сказку, придумав продолжение сказки. 5. «Сказки на новый лад»-дети очень любят переделывать сказки на новый Наблюдение за детьми позволили сделать вывод, что дети наивны и доверчивы, открыты миру. Я понимаю, что моя задача обучить их безопасному поведению, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Благодаря целенаправленной, постепенно усложняющейся работе со сказками я хочу, чтобы мои воспитанники усвоили и с успехом применяли в жизни важные «сказочные» истины: -Умей обратиться за помощью.-Когда дома один –«не выглядывай в окошко».-Доверяй, но проверяй.-Не преступай запреты.-Зови на помощь –и помощь придёт.-Помогай другим –и тебе помогут.-Выход всегда есть. Безвыходных ситуаций не бывает.Использование различных методов: наблюдений, бесед и разыгрывание проблемных игровых ситуаций, позволило сделать вывод: именно сказка является наиболее целесообразным и эффективным способом формирования основ безопасного поведения.Дети посредством сказки показывают более высокие уровни безопасного поведения в окружающей обстановке.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X