Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Левина Инесса Михайловна

Выявление признаков расстройства аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте.

скачать документ

Вернуться назад

Выявление признаков расстройства аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте.Ранний детский аутизм - это клинический синдром, впервые описанный Лео Каннером в 1943году. В России первое описание аутизма в детском возрасте было представлено С.С. Мнухиным в 1947году. До конца прошлого века данный диагноз выставлялся редко. В настоящее время детский аутизм является глобальной проблемой во многих странах мира. Всемирной организацией здравоохранения озвучено, что отмечается пандемия аутизма. Количество детей с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС) ежегодно увеличивается. По данным Center for Disease Control and Prevention, 1 из 59 детей имеет расстройство аутистического спектра; 78% от всех случаев зарегистрировано за последние пять. Причём у мальчиков аутизм встречается в 4,5раза чаще, чем у девочек.Очень часто родители замечают «странности» поведения ребенка: отсутствие речи в 3 года и даже в 5 лет; отсутствие взгляда «глаза в глаза», скудность мимических проявлений; нарушение коммуникаций со сверстниками, игру с неигровыми предметами;  высказывания, несоответствующие возрасту; зацикленность на определенных темах. Но обращаются к специалистам только к 7-9 годам, полагая, что всё это со временем пройдет. Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов с окружающими, в погружении в свой внутренний мир, наполненность и характер содержания которого зависят от особенностей течения заболевания, возраста и уровня интеллектуального развития ребёнка. В последнее десятилетие в оказание помощи детям аутистическими расстройствами включены не только детские психиатры и неврологи, имеющие клиническую практику. Опыт работы показал, что наиболее эффективными являются совместные проекты, которые объединяют усилия специалистов из различных областей медицины, психологии, педагогики, семейной, общественной и социальной поддержки с целью как можно раньше оказать помощь детям с РАС и их семьям.Несмотря на то, что средним возрастом диагностики аутизма считается возраст 3 - 4 года, когда происходит значительный скачок в развитии головного мозга, существуют исследования, которые на основании данных, полученных в результате анкетирования родителей, позволяют заподозрить РАС в возрасте 12 - 18 месяцев. На сегодняшний день известно, что аутизм начинается в пренатальный период (в последние месяцы беременности), но наиболее заметными особенности детей с РАС становятся после года. Первые признаки могут появиться у малыша в возрасте 3 месяцев, хотя ни один врач не поставит в таком возрасте диагноз «аутизм», потому что ещё идёт процесс формирования режима дня, познавательной деятельности. Однако, в процессе наблюдения можно заметить отклоняющееся поведение, признаки расстройства и предпринять шаги в снижение симптомов и дальнейшей социализации.Для диагностики аутизма у детей до 3 лет разработаны несколько опросников, применяется метод наблюдения за деятельностью ребенка, изучение  домашнего фото и видео. На основании результатов исследования, становиться возможным предположить, что диагноз РАС можно установить уже к 14 месяцам.Высокоспецифичными симптомами у ребёнка в отношении РАС в 3 месяца являются: - ребёнок никак не реагирует на появление мамы, не смотрит на неё, когда она заговаривает с ним; - трудности при кормлении грудью; не приспосабливается, когда мать держит его на руках;- с малышом очень трудно установить зрительный контакт: он смотрит как бы «сквозь» людей; не узнаёт знакомых ему людей, не улыбается;- пугается любых шумных электроприборов, например пылесоса; - малыш часто имеют проблемы со сном: находится в бодрствующем состоянии, его глаза открыты, но он не спит и не капризничает; - негативно относится к тактильному контакту (особенно при переодевании); при попытке взять такого ребёнка на руки, начинает выгибать спину так, что его становится трудно прижать к груди.Высокоспецифичными симптомами у ребёнка в отношении РАС в 6 месяцев являются:- ребёнок не пытается взять игрушку; недостаточно стремление к деятельности, имеющиеся элементы деятельности стереотипны, и лишены элементов целенаправленности;- часто раскачивается на локтях и коленях;- не реагирует на звук, находящийся вне поля зрения; у многих повышенная чувствительность к отдельным звукам;- у многих зритетельная гиперсенситивность, испуг при включении света;- ребёнок с задержкой узнаёт лицо матери либо не выделяет её из числа других людей; возможно узнавание лица матери, но не «глаза в глаза»;- не протягивает руки взрослому, как бы прося взять на руки; не пытается подражать; «своих» и «чужих» различает плохо, без эмоциональной реакции;- ребёнок беспокоен, много плачет; сохраняется низкий, горловой, похожий на утробный крик;- у многих нет гуления, не появляются первые слоги.При описании характерных изменений в поведении 12-месячного ребёнка с подозрением на РАС, следует помнить о схожести симптомов других заболеваниях.Высокоспецифичными симптомами у ребёнка в отношении РАС в 12 месяцев являются:- ребёнок часто не реагирует на собственное имя, редко проявляет положительные эмоции; не пытается разделить свои впечатления и эмоции с другими; - глазной контакт не устанавливает либо устанавливает кратковременно и формально («взгляд сквозь»);- ребёнок не говорит, не использует слова-обозначения; понимает обращённую к нему речь с задержкой; не указывает пальцем на интересующий его объект;- у части детей повышенная чувствительность к звукам; некоторые не реагируют на звук при отсутствии проблем со слухом;- детей, особенно своего возраста старается избегать, по отношению к нимчасто проявляет агрессию - о жизненно важные потребностях могут сигнализировать, но без обращенияОписывая изменения в поведении 18-месячного ребёнка с подозрение на РАС, нельзя забывать о различных заболеваниях нервной и других систем, сопровождающихся схожей клинической картиной.Высокоспецифичными симптомами у ребёнка в отношении РАС в 18 месяцев являются:- ребёнок имеет более выраженные стереотипии: прыгает, вертится вокруг своей оси, совершает повторные машущие движения пальцами или всей кистью;- контакт «глаза в глаза» малодоступен; у части детей наблюдается явное предпочтение использования периферического зрения; - речь, жесты, мимика и в целях общения не употребляет или употребляет очень мало и не вполне адекватно;- в речи ребёнка отсутствует обращение; он использует эхолалии; слова-штампы, фразы-штампы; - иногда запоминает и воспроизводит ритмически организованные фрагменты текстов; может воспроизводить стихи, песни без осмысления содержания;- игра примитивная, стереотипная, манипулятивная, лишенная подражательности и элементов сюжета, часто используются неигровые предметы - игрушки могут заменять бытовые предметы, очень часто это бывают веревочки, провода и т.д.Высокоспецифичными симптомами у ребёнка в отношении РАС в 24 месяца являются:- ребёнок имеет множество стереотипных манипуляций с предметами, может постукивать ими, вертеть, перекладывания их из одной руки в другую, и т.п.;- не может фиксировать внимание на деталях; испытывает отчётливые трудности формирования целостного сенсорного образа;- использует слова-штампы, фразы-штампы, короткие и часто аграмматичные комментирующие фразы;- у некоторых детей наблюдается регресс в речевом развитии вплоть до мутизма; иногда встречается «нормально» развитая некоммуникативная «взрослая»речь;- с близкими людьми общение в основном формальное и ограниченное;- реакция на словесное обращение, в том числе на обращение по имени, часто отсутствует. Основная задача педагога-психолога Службы ранней помощи взаимодействия с родителями - помочь принять факт того, что у них родился особенный ребёнок, признать диагноз; помочь им осознать необходимость того, что в повседневной жизни важно осуществлять совместную работу с педагогами детского сада, что поможет компенсировать отсутствующие навыки у ребёнка с РАС, облегчит его пребывание в детском саду и облегчит комплексную коррекцию нарушений социализации, коммуникации, социального воображения.Первоначально необходимо изучить психологический анамнез ребёнка, обобщить информацию об его поведении, социальных навыках и коммуникациях. Затем, в адаптационный период, проводится углубленная диагностика развития высших психических функций и уровня развития интеллекта. По итогам диагностики организуются индивидуальные коррекционные занятия и занятия в мини-группе с целью помочь успешно адаптироваться ребёнку с РАС к микросоциуму группы, создать для него сенсорный и эмоциональный комфорт, создать ситуацию успеха. В ходе занятий необходимо развивать у ребёнка навыки коммуникации, познавательную деятельность, формировать целенаправленные предметные действия, преодолеть фрагментарность и расширить представления ребёнка о мире, развивать понимание отношений между людьми, собственного внутреннего мира. Постепенно ребёнок достигнет прогресса в режимных моментах: научится самостоятельно одеваться и раздеваться, прибегая к минимальной помощи взрослого, самостоятельно есть и ходить в туалет, а позже сумеет автоматизировать и перенести навыки в повседневную жизнь. Расстройство аутистического спектра невозможно вылечить полностью, но совместные усилия семьи и специалистов Службы и способны привести к стойкой положительной динамике в развитии ребёнка. И.М.Левина, педагог-психолог первой категории структурного подразделения Службы ранней помощи

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X