Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Серова Светлана Рэмовна

Создание ситуации успеха учащегося как условие инновационной деятельности преподавателя ДШИ

скачать документ

Вернуться назад

Статья«Создание ситуации успеха учащихся как условие инновационной деятельности преподавателя в ДШИ» 1. Цель и задачи работы Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач современного образования. Это обусловлено, прежде всего, экономическими, социальными, культурными изменениями, происходящими в нашем обществе. Для существования в новых условиях недостаточно прежней установки на подготовку умного и послушного исполнителя, необходимо формирование активной, инициативной личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности. В этом плане дополнительное образование детей имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благоприятно сказывается на воспитании и укреплении его личного достоинства. Проблема поиска эффективных условий, при которых образовательное учреждение любого типа, и музыкальная школа в том числе, учит своих воспитанников побеждать в жизни, управлять своей судьбой, становится особенно актуальной в настоящее время. Проблема данного исследования заключается в определении педагогических условий и средств, способствующих созданию «ситуации успеха» в деятельности учащихся. Актуальность проблемы развития творческой активности учащихся обусловлена требованиями времени, в основе которого лежит личностно-ориентированное обучение, обеспечивающее разностороннюю подготовку к профессиональной творческой деятельности. В связи с этим приоритетным направлением в работе ДШИ является ориентация на развитие творческого потенциала ребенка. Существующая система образования призвана обеспечить органичное вхождение молодого поколения в изменившийся социум, требующий от личности самостоятельности, изобретательности, творческой активности. Следовательно, нужны специальные технологии, позволяющие наиболее эффективно решить поставленную задачу. В основе концепции инновационного типа обучения лежит ориентация ученика не только на использование прошлого и настоящего опыта, но и подготовка к использованию методов прогнозирования, моделирования и проектирования в любой сфере в дальнейшей профессиональной деятельности. Детская школа искусств в системе эстетического образования детей занимает достойное место, но она имеет определенную направленность – научить ребенка овладеть навыками игры на каком-либо инструменте. Дисциплины музыкально-теоретического профиля – сольфеджио, теория, гармонизация, хор – расширяют и углубляют эти навыки. Учащийся должен быть подготовлен к неожиданным ситуациям, возникающим в жизни, поэтому столь драгоценное качество – умение самостоятельно мыслить в ансамбле человеческих мнений – нуждается в воспитании и стимулировании со школьной скамьи. Разнообразные формы творческой деятельности на уроках в музыкальной школе окажут здесь неоценимую услугу, так как помогают развивать познавательные и творческие способности личности учащегося. Цель работы: выявить педагогические условия создания «ситуации успеха» при обучении в ДШИ, направленные на развитие познавательной и творческой активности. В задачи работы входит: Определить психолого-педагогические основы понятия «успех», «ситуация успеха», «неуспех». Выявить специфические особенности, связанные с развитием творческой активности детей на уроках фортепиано и внеклассных мероприятиях. Обосновать рост познавательной активности учащихся в условиях создания ситуации успеха.Подчеркнуть роль педагога в формировании успешности учащихся. Практическая значимость исследования заключается в том, что данная тема позволяет систематизировать накопленный опыт по развитию познавательной и творческой активности детей, который является залогом воспитания учащегося как личности, ориентированной на успех в условиях инновационного развития различных сфер деятельности. Материалы работы могут быть использованы преподавателями ДМШ и ДШИ в повседневной практике работы, при разработке учебных программ, методических пособий и рекомендаций по предметам эстетического цикла в школе.2. Основные понятия «успех» и «ситуация успеха и неуспеха» Каждый из нас, кем бы он ни был, стремится к успеху. Большинству людей свойственно стремление стать состоявшейся личностью. Для одних успех - это приобретение престижа в обществе, для других счастливая семья, для третьих - реализация собственного Я. Но для того, чтобы эта личность состоялась, школа совместно с семьей должна создать условия, в которых ребенок осознавал бы себя как неповторимую индивидуальность, ориентированную на успех. Необходимо разделять понятия «успех» и «ситуация успеха». Именно ситуацию и способен организовать учитель. Успех связан, прежде всего, с положительными эмоциями, чувством радости, подъема и вдохновения, которые испытывает учащийся после удачно выполненной работы. Желая вновь испытать это состояние, он и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу. Следовательно, надо помочь ребенку однажды достичь положительного результата и тем самым создать у него мотивацию достижения успеха в будущей деятельности. Педагогические и психологические исследования показывают, что ключом к созданию ситуации успеха является готовность учителя вести диалог, который предполагает деловые отношения с ребенком. «Во-первых, для них диалог на уроке – это комфортная доброжелательная обстановка, когда не страшно выступить, высказать свое мнение, когда нет опасности получить оценку собственной личности. Во-вторых, диалог на уроке – это поощрение активности того, кто задает вопросы, высказывает свое мнение. Любое мнение не должно игнорироваться, все должны вникнуть и обсудить то, о чем говорится. В третьих, диалог на уроке – это спор, защита собственной позиции. Диалог на уроке – это особая атмосфера, динамичность, шутки. В четвертых, диалог на уроке – это пояснение того, что непонятно, попытка докопаться до истины. Диалог на уроке – это совместный творческий поиск, когда все вместе пытаются решить учебную проблему или задачу. Это то, что интересно. И, наконец, диалог на уроке – это ценная и хорошая форма взаимодействия». Педагогический такт, индивидуальный подход к учащимся, высокий уровень педагогического мастерства учителя – все это слагаемые успеха учебного процесса. Следует отмечать реальные достижения ребенка, необходимо способствовать этому успеху. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе, к учебе, поэтому оправдано создание для школьника ситуации успеха. Технологически это достигается рядом приемов: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность общения, спокойная и доброжелательная речь. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом причин. Ситуация неуспеха - это субъективное эмоциональное переживание, неудовлетворение собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий для индивидуального развития ребенка. Во-первых, это могут быть богатые ресурсы личности, когда одаренному ребенку в течение какого-то времени удается получать высокие результаты, но постепенно безразличие к себе и своим способностям становится тормозом для развития его личности. Во-вторых, завышенная самооценка, что ведет к пренебрежительному отношению к окружающим. Создание ситуации успеха на фоне и без того завышенной самооценки не поможет ему. Единственное, что должен сделать педагог - это создать ситуацию неуспеха, чтобы способствовать осознанию учеником своих достижений и неудач. 3. Новые формы и методы обучения в ДШИНа современном этапе музыкального образования остро встает вопрос о необходимости введения новых педагогических технологий: новых методик, программ, создания новых учебных пособий. Это связано с изменением основной задачи обучения в музыкальных школах и школах искусств. Если раньше акцент ставился на профессиональность образования, то сейчас на первый план встает вопрос о воспитании и развитии детей посредством обучения музыке. Поскольку необходимо обучать всех детей, независимо от их музыкальной одаренности, и важно заинтересовать ребенка занятиями музыкой, требуются новые приемы и методы, помогающие выполнить эти задачи, что предполагает использование педагогом ДМШ инновационных методов обучения. Каждому педагогу известно, как трудно научить ученика, если он не проявляет интереса к занятиям музыкой, украдкой зевает, поглядывает на часы, а в глазах застыли равнодушие и скука. Да еще может заявить: «Я вообще не понимаю, зачем это нужно?». Любой педагог старается поддержать своих учеников быть успешными в жизни во всем и для достижения этого ставит следующие цели воспитания: максимальное содействие развитию потенциальных возможностей личности, способной и творческой, с развитым чувством нового, стремлением к духовному и нравственному самосовершенствованию, основанному на гуманистических ценностях; воспитание гражданина независимого, с чувством собственного достоинства, умеющего принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Процесс обучения искусству должен проходить так, чтобы вместе со знаниями и профессиональными навыками, ученик развивал в себе качества творца. Это возможно только лишь при целенаправленном освоении и использовании разнообразных возможностей современных методов преподавания. Музыкальная школа должна заботиться не только о передаче классических знаний и опыта, что характерно для академической направленности обучения, но и о развитии индивидуальных качеств детей, владеющих арсеналом творческих приемов. Причастность к творчеству создает условия, включающие психологические механизмы, которые обеспечивают возможности творческой деятельности в будущем, а это и является конечной целью обучения. Ведь активизация творческих способностей детей формирует не потребителя, а творца духовых ценностей. Обращение к детскому творчеству как к методу воспитания – характерная тенденция современной художественной педагогики, что обусловлено следующими факторами:Поисками новых методов обучения, способствующих развитию творческих способностей детей.Открытием воспитательной ценности детского творчества, которое выступает как путь познания и как метод развития художественных способностей.Результатами педагогической практики, показавшими, что художественное творчество является не только уделом одаренных детей, а доступно в простой форме всем детям.Ныне действующая программа ориентирована, в основном, на исполнительство, но не менее важно развивать творческие способности. Нас волнует не просто процесс выпуска учащихся, но и их успешность в дальнейшей жизни. Если мы ставим основной задачей воспитание музыкантов-любителей, нужно, чтобы наши ученики могли не только грамотно исполнять музыкальное произведение, но и подбирать по слуху, делать простейшие аранжировки песен, импровизировать. Развитию мотивационной сферы учащихся способствует тщательно подобранный педагогический репертуар, необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление учащихся, привлечение дополнительных источников знаний, занимательность изложения, создание проблемных ситуаций, дополнительные творческие задания. Педагоги на уроках заботятся о развитии творческой деятельности сти есть музицировать. обственной значимости.ионных методов обучения. PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic детей, используя различные методические приемы, исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Основной путь стимулирования этой деятельности проявляется в использовании следующих методов работы: установление общих связей между занятиями и самостоятельным музицированием; воспроизведение положительных впечатлений; доброе отношение педагога к учащемуся, умение увлечь любимым делом, своим примером; повседневное совершенствование собственных художественных способностей. Таким образом, самостоятельная музыкальная деятельность, творческие импровизации обогащают процесс музыкального воспитания и развития детей, побуждают их к познанию нового, способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к самостоятельному музицированию в свободной форме. В результате музыка входит в жизнь ребенка и становится любимым видом искусства, развивая его творческие способности и формируя его как личность. Мы считаем, что ребенок должен чувствовать себя на занятиях свободно, а освоение новых знаний должно проходить естественно, без лишнего нажима. Итогом урочной работы является выступление в академических концертах и на экзаменах. Следует дать понять детям, что каждый из них неповторимый и талантливый, и пусть это выступление всего лишь на школьной сцене, но ученик понимает, что при его желании он может быть успешен в своих занятиях. Нужно уметь восхищаться каждой маленькой победой ученика, и тогда ребенок будет уходить с урока, окрыленный своими успехами. Самое главное для юных музыкантов – это продемонстрировать то, чему он научился: на конкурсах, концертах, в музыкальных гостиных, на классных часах. Пусть он всего лишь спел песню на классном часе, но все его слушали - это уже его маленький успех, это награда и одобрение его друзей и родителей. Он видит, что благодаря своим музыкальным достижениям он становится интереснее в их глазах, у него укрепляется чувство самоуважения, повышается самооценка. Таким детям будет легче общаться с другими детьми в дальнейшем, что обеспечит их успешность существования в социуме. 4. Влияние успеха на развитие познавательной деятельности учащихсяСитуация успеха, организованная педагогом, может стать стимулом для развития познавательной активности учащегося. Мотивом учения в младшем школьном возрасте является интерес к познавательной деятельности: малышам нравится просто приходить в школу на занятия, общаться с новыми друзьями на уроках сольфеджио и хора, они хотят получить хорошую оценку, с удовольствием воспринимают похвалу учителя, радость родителей и т.д. Но чем старше становится ученик, тем важнее для него общественная значимость учения, вопрос самоопределения, реализации собственных интересов, признания ценности своей личности.В педагогической практике используются различные пути активизации, основной среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников. Можно утверждать, что все новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности школьников: истина, добытая собственными усилиями, имеет огромную познавательную ценность. Ученье становится радостью тогда, когда школьник добивается успеха в упорном труде, находит интерес не только в развлекательных эффектах, а в осуществления личных стремлений и преодолении реальных трудностей. Данной задаче как нельзя более соответствует участие в исследовательской и проектной деятельности, которая помогает выявить индивидуальные интересы, позволяет обеспечить высокий уровень самостоятельности и творческой активности. Ученическое исследование в сфере музыкального искусства и культуры имеет свои особенности, в то же время оно не является и чисто музыкальным. Важно очертить круг музыкальных интересов учащихся, найти широкие связи музыки с другими областями художественного творчества и окружающей действительностью. В процессе обучения в ДМШ учащимся предоставляется возможность разрабатывать различные творческие проекты и участвовать в их реализации: организация праздников, конкурсов, олимпиад, городские конференции и фестивали. В настоящее время реализация гуманистической составляющей образования стала основным направлением инновационной работы в школе. Поэтому для осуществления образовательных и воспитательных функций педагог, наряду с профессиональными знаниями, должен обладать целым рядом личностных качеств. Главным и постоянным требованием, всегда предъявляемым к педагогу, является любовь к детям и педагогической деятельности, наличие специальных знаний, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий общий уровень культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей, стремление к совершенствованию самого себя. Развитие личности ребенка и ее самореализация являются главными объектами внимания в работе педагога. Главное в том, во что вы верите сами и насколько сможете передать это чувство своим ученикам. Если система мотивации построена на том, что каждый человек по-своему уникален, что он может быть творческим, то у ребенка будет формироваться подобное мироощущение и уверенность в своих возможностях. Ведь именно педагогу в первую очередь дано разглядеть личность, все ее скрытые возможности и направить все свое умение, применить различные методы и приемы воспитания, чтобы постулат «Ребенок – это неповторимая индивидуальность» стал бы главным девизом в повседневной работе.Таким образом, мы убедились, что чувство ответственности перед школой, родителями, желание стать полезным обществу, подготовить себя к дальнейшему образованию и получению профессии, нужда в знаниях, умениях, навыках или их отсутствие рождает потребность в познавательной деятельности. Направленность на успех – основа процесса обучения. Участвуя в этом процессе, ребенок постоянно находится в ситуации саморазвития и самоусовершенствования, способствующей формированию творческой, гармонической личности.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X