Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Чевалкова Татьяна Алексеевна

Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием элементов методики Монтессори.

скачать документ

Вернуться назад

Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием элементов методики Монтессори.МБОУ «СОШ №4 им. В. В. Бианки»Воспитатель ЧевалковаТатьяна АлексеевнаО чём всё чаще беспокоятся молодые мамы, склоняясь над колыбелью новорождённого? В первые дни – чтобы спал спокойно, чуть позже – чтобы рос здоровым, не отставал в развитии от сверстников.Дело в том, что сразу после рождения детский организм начинает бурную деятельность: развивается зрение, слух, обоняние, вкус, осязание: ребёнку необходимо приспосабливаться к новым условиям. Получение информации для ребёнка является необходимостью. Его мозг всё время работает: учится сравнивать, делать выводы. Он выдерживает нагрузки, которые не сравнить с теми, что себе позволяют взрослые. Для этого и существуют методики раннего развития, которые помогают справиться с этой нелегкой задачей.Сенсомоторное развитие является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, занимая одно из центральных мест в работе уже с детьми раннего возраста, так как в начале второго года жизни ребенок начинает ходить, получив относительную независимость, пытаясь «взять весь мир в свои руки».Можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.Проблема сенсомоторного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.В работе с детьми своей группы (группы раннего возраста) я использовала элементы методики Марии Монтессори – итальянского педагога и философа. Она накопила и обобщила огромный опыт работы с маленькими детьми, создав систему дошкольного воспитания, которой успешно пользуются уже более ста лет. На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребёнка. Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой самостоятельного развития ребёнка в дидактически подготовленной среде.«Мы должны создать такую среду для ребенка, чтобы ребенок мог с ней взаимодействовать, среду, в которой он может заниматься без постоянного участия взрослых. Своего рода детский мир, МИР, сделанный для Ребенка….» (Мария Монтессори)Суть метода в уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей.Главный принцип системы Монтессори – «Помоги мне сделать это самому!» Это значит, что взрослый должен понять, что интересует ребенка в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой.Создав развивающую среду и перейдя в роль наблюдателя или, в крайнем случае, помощника, воспитатель передает всю активность ребенку. Чем свободнее ребенок, тем больше самостоятельности вырабатывается в нем. Основной принцип в работе с детьми: ребенок должен прийти к пониманию явления сам.Данный принцип я стараюсь донести до родителей наших детей, т. к. система Монтессори ставит в центр деятельности ребенка, а семья – это самая важная составляющая его развития.Так, работая с детьми раннего возраста, особое внимание уделяю формированию сенсомоторных способностей, ставя перед собой задачу: дать одинаковые стартовые возможности в развитии всем детям посещающим группу.Мною создана групповая мини лаборатория, в которой собран материал практической направленности для развития мелкой моторики, ручной умелости у детей раннего возраста по методике М. Монтессори, который не только обучает, но и радует их.Здесь не должно быть случайных или лишних предметов, а значит необходимо продумать всю развивающую предметно-пространственную среду.Сенсомоторное развитие ребенка происходит в ходе организации специальных игр-упражнений подгрупповых и индивидуальных.Любое упражнение с дидактическим Монтессори-материалом имеет две цели – прямую и косвенную. Первая способствует актуальному развитию ребёнка (расстегивание и застегивание пуговиц и др., а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений и мн. др.)Занятия по методике Монтессори основаны на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку и предполагает развитие самостоятельности малыша. Ребёнка не надо заставлять, его необходимо заинтересовать, чтобы он сам выбрал материал и продолжительность занятий, и работал с удовольствием.Доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключ к познанию окружающего мира.Метод Монтессори для раннего возраста сосредоточен на развитие мелкой и крупной моторики рук, сенсорных эталонов, концентрации внимания, координации движения и усидчивости. Именно мелкая моторика кистей рук способствует развитию речевых центров, так как в кончиках пальцев ребёнка располагаются нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга.Занятия по системе Монтессори дают возможность развиваться всем способностям малыша, что в конечном итоге формирует уровень интеллекта на всю жизнь.Меня заинтересовал метод Монтессори для работы с детьми раннего возраста. Я охотно применяю элементы методики Монтессори как в непосредственно образовательной деятельности детей, так и в свободной игровой деятельности, используя различные игры и упражнения. Такие как: «Рамки-вкладыши», «Прищепки», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», массажные мячики, «Бусы», «Игры с пальчиками», «Пересыпание фасоли», «Рисование на манке», «Переливание воды» и многое другое.Для взаимодействия с семьями воспитанников я разработала программу детско-родительского клуба «Малышковая академия», на заседаниях которого знакомлю родителей с развивающими играми и упражнениями по развитию у детей раннего возраста мелкой моторики и сенсорных эталонов с использованием элементов методики М. Монтессори.Клуб является дополнительным компонентом воспитательно-образовательного процесса, где родители и дети могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем можно было детям легко адаптироваться в детском саду, а родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу эмоциональный комфорт, интерес и содержательную жизнь в детском саду и дома.Подводя итог, применение в работе с детьми раннего возраста игровых упражнений и пособий с использованием элементов методики Марии Монтессори даёт положительную динамику в развитии у них сенсомоторных способностей.Стремление видеть в каждом ребенке неповторимую индивидуальность с персональными формами и сроками освоения окружающего мира, является отличительной особенностью данной методики.Использование элементов системы Монтессори отвечает требованиям времени при переходе на Федеральные Государственные образовательные стандарты (ФГОС) и дает возможность строить педагогический процесс с учетом специфики дошкольного образования.Список литературы:1. Е. А. Дивина. Обучающие занятия для детей дошкольного возраста с элементами методики Монтессори: метод. Пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». – 2013. – 64 С.»2. В. Г. Дмитриева. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет / В. Г. Дмитриева. – М. : Эскимо, 2014. – 224 с. – (Популярные развивающие методики).3. Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори, или Помоги мне сделать это самому/ В. Г. Дмитриева. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2007. – 96 с. : ил. – (Маленькие гении).

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X