Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Канюкова Эльмира Дамировна

Здоровьесберегающие технологии на занятиях эстрадного вокала

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Газ-Салинская детская музыкальная школа» «Здоровьесберегающие технологии на занятиях эстрадного вокала в детской музыкальной школе»Автор-составитель:Канюкова Эльмира Дамировнапреподаватель вокалаЗдоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья обучающихся. Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье учащихся ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет число учащихся с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию, к окончанию школы в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических заболеваний. И если к началу обучения в образовательных учреждениях здоровыми могут быть признаны большинство детей, к концу обучения абсолютно здоровыми могут быть признаны всего 2,5 % детей. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.Интенсивность учебного труда обучающихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются:- Заболевание опорно-двигательного аппарата;- Нарушения осанки;- Снижение зрения;- Нервно-психические расстройства.Причины:- Малоподвижный образ жизни;- Неправильная привычка сидеть;- Недостаточная освещенность;- Перегрузка учебными занятиями;- Накапливание отрицательных эмоций.Актуальность исследования определяется тем, что в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), второго поколения огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения.В Концепции школьного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны.Врачи, педагоги и психологи разрабатывают различные подходы внедрения здоровьесберегающих технологий в практику ОУ. Были определены принципы здоровьесбережения (Аносова М.В. и др.); требования к оснащению кабинетов (Дзятковская Н.Д. и др.); подходы по повышению двигательной активности детей.М.М.Безруких разработана система построения здоровьесбережения в общеобразовательных учреждениях, затрагивающая всю инфраструктуру ОУ. Однако организация работы педагога ОУ по сохранению и укреплению здоровья детей младшего и старшего школьного возраста до сих пор не регламентирована. В связи с этим, разработка научно обоснованных подходов работы педагога по сохранению и укреплению здоровья детей является актуальным.Классификация образовательных технологийТехнология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и педагога.Здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья учащихся и педагогов.Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:1.Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.2.Оздоровление – совокупность лечебно-профилактических мер и форма развития психофизических возможностей детей.3.Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с обучающимися.Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении дополнительного образования, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.Методы здоровьесберегающих технологийПод методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов:Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода. Приемы можно классифицировать следующим образом:- защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки);- оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика;- лечебная физкультура;- массаж;- самомассаж;- психогимнастика и тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);- стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.);- информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).Система работы по применению здоровьесберегающих технологийна занятиях «Эстрадного пения»На современном этапе развития общества в нашей стране образование столкнулось с новой глобальной проблемой – снижение уровня здоровья обучающихся. Это снижение обусловлено многими причинами, в том числе и той, что в следствии бурного техногенного развития нашего общества все формы игрового и социального общения наших детей резко сместились в область компьютерных технологий, в ущерб играм развивающим физическое здоровье ребенка. Бессмысленно спорить с техническим прогрессом, но необходимо восполнить недостаток физически развивающих игр, для того чтобы наши дети стали не только грамотными, но физически здоровыми людьми.Огромные возможности восполнения пробелов физического развития детей скрыты в занятиях музыкальным творчеством, т.к. музыка тесно переплетается с другими видами искусства, такими как танцы, пение, обеспечивающими физическое развитие. Танцевальные элементы и ритмопластика гарантируют общефизическое развитие, а пение, это лучшая дыхательная гимнастика, укрепляющая сердце, легкие, помогающая избавляться от нервного напряжения.Движение - это необходимая составляющая гармоничного развития человека, недостаток двигательной активности может нанести серьезный вред здоровью. Поэтому необходимо уделять значительное внимание на занятиях подвижным дидактическим играм, включающим в себя элементы, способствующие нормализации работы мышц и дыхательного аппарата. Танцевальные, ритмопластические движения должны быть простыми, чтобы ребенок мог их согласовать с ритмическим рисунком музыкального произведения и выполнять их соответственно. Набор предлагаемых движений должен быть разнообразным для нормализации работы и развития различных групп мышц. При выполнении движений необходимо обращать внимание на осанку, положение головы, рук и ног. Разнообразие упражнений на уроке в сочетании со звучанием различных музыкальных отрывков и демонстрацией Multimedia материалов создает у обучающихся повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость обучающихся. Эти упражнения нужны не только для укрепления здоровья ребенка в текущий момент, но и для его умения организовать свой активный отдых в будущем.Одним из основных видов деятельности на занятиях объединения «Вокальное пение», является ансамблевое пение. Именно этот жанр музыкального искусства может воздействовать на исправление дефектов речи посредством разнообразных вокальных упражнений. Цель этих упражнений заключается в восстановлении и развитии подвижности артикуляционного аппарата. Вокальные упражнения формируют у обучающихся правильное дыхание, звукообразование, расширение диапазона голосовых возможностей. Это способствует развитию легких и дыхательной системы в целом. Исполнение произведения дуэтом, трио, квартетом и т.д. воспринимается детьми как игровой элемент занятия. Упражнения должны предусматривать развитие дикции, звукообразования и дыхания. Пение ансамблем влияет на укрепление здоровья и оказывает эстетическое и нравственное воздействие на обучающихся.На занятиях необходимо не только приобщить детей к музыкальному искусству, но применяя различные валеологические приемы научить беречь и преумножать свое здоровье, донести до будущего поколения умение воспринимать и преумножать музыкальную культуру человечества.Особенностью музыкальных занятий в объединении «Вокальное пение», является организация разных форм музыкальной деятельности учащихся. Каждое занятие уже само по себе содержит оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению.Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми, на занятиях я использую музыкотерапию, вокалотерапию, логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арттерапию, терапию творчеством…Выявлено, что люди, которые слушают музыку, живут дольше. Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.Виды здоровьесберегающих технологий.1.МузыкотерапияМузыкотерапия – это целительное воздействие музыки на психологическое состояние человека, при этом музыка является лечебным средством. В 2003 году Минздрав признал в России музыкотерапию официальным методом лечения. Во всём мире музыкотерапия стала признанной наукой. В России, в некоторых музыкальных заведениях, созданы отделения музыкальной реабилитации (например, в Российской Академии Музыки им. Гнесиных). А на западе, в ряде учебных заведений, готовят профессиональных докторов, лечащих музыкой. Искусство врачевания и музыка тесно связаны между собой: при воздействии музыки на определённые мозговые зоны активизируется работа мозга в целом. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения неврозов у детей, может служить улучшению состояния сердечно - сосудистой системы и органов дыхания.Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние. Звучание музыки на занятии, дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.Начинать занятие можно с музыкального приветствия, что является своеобразной распевкой и эмоциональным настроем.Вся программа по музыке составлена на лучших примерах классической и современной музыки различных стилей и направлений. Музыка на занятии звучит в целом от 15 до 20 минут. И этого достаточно в терапевтических целях.2.ВокалотерапияВокалотерапия - музыкальные интонации обладают не меньшей силой воздействия на мозг: диссонирующие – возбуждают, консонирующие – успокаивают. Поэтому пение ансамблем также можно рассматривать как один из вариантов активной музыкотерапии. Пение оказывает благоприятное влияние на внутренние органы человека, в частности, на всю бронхолёгочную систему, оказывает массирующее действие гортани. Положительная динамика наблюдается и в лечении почек, сердца, щитовидной железы.Голос является своеобразным индикатором здоровья человека. Крепкое здоровье имеют люди, обладающие сильным голосом. В любом случае, если нет ни голоса, ни слуха, петь полезно всем – это помогает самовыражению человека, а также снять внутреннее напряжение. Сольное или ансамблевое пение способствуют укреплению певческого аппарата, развивают дыхание. Существующее правило певческой установки (положение тела во время пения) способствует выработке хорошей осанки. Всё это оказывает положительное влияние на здоровье учащихся.В работе с ансамблем идёт процесс целенаправленного развития детских голосов. Целый ряд органов участвуют в голосообразовании: устройство органов слуха, взаимодействие органов дыхания со сложной системой голосового аппарата – это единый комплекс, деятельность которого подчинена центральной нервной системе и строго согласована.Занятие вокалотерапией восстанавливает экономное дыхание. Учёные утверждают, что от этого работоспособность человека улучшается.Качественное функционирование сердечно - сосудистой системы  зависит от правильного подбора дыхательных и голосовых упражнений. Эти упражнения оказывают большую нагрузку на мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов. В это время активно работает диафрагма и межрёберные мышцы. 3.Логоритмическая гимнастикаЛогоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.На занятиях проводятся различные музыкальные физминутки. Это могут быть песни-игры, такие например, как всем известная и очень любимая детьми, «Если весело живётся», «У оленя дом большой», «У жирафа пятнышки везде» и так далее с двигательным показом. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья. 4.Терапия творчествомБольшое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов.Создавая условия, пробуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит и на его физическое здоровье. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребёнку эмоциональных переживаний. На занятиях с детьми сочиняем мелодии, соответствующие заданным образам. Я - композитор. (сочинить мелодию к данному стихотворению - например, колыбельная, осень и т.д.) 5. УлыбкотерапияОчень важна на занятии улыбка учителя и улыбка самого ребенка - улыбкотерапия. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.Позитивный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей на занятиях и здоровьесберегающие технологии вот три основных составляющих занятий связанных с музыкой. Все вышеперечисленные здоровьесберегающие приемы можно использовать на любом этапе обучения музыке.Применение данных технологий способствует позитивному восприятию музыкальных занятий, складыванию положительного образа музыки в целом, а так же сохранению физического и духовного здоровья учащихся, что является одной из главнейших задач всех образовательных учреждений. ЗаключениеИтак, цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить учащимся высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Однако здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания.В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у обучающихся знаний по вопросам здоровья.Для педагога очень важно правильно организовать занятие, так как оно является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности занятия во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X